Наровчатская Л. Б. Первозванность. И ПРАЗДНОСЛОВНЫЙ, И ЛУКАВЫЙ..."
Загадка происхождения языка человечества волни-
тельна до сих пор. Во всем мире трудятся ученые и оди-
ночки-энтузиасты над разгадкой тайны: где, когда, кто
сказал первое слово? И какое это было слово?
На помощь языкознанию пришли археология, антро-
пология, нейрофизиология, психолингвистика, история,
философия. Эта помощь позволяет подняться к новым
высотам, преодолеть старые рубежи и стереотипы. По-
новому воспринимаются идеи Вильгельма Гумбольдта о
дограмотном периоде речи и становлении языка, о "пра-
корнях". Суть учения школы Николая Mappa дает пищу
для ума и в эру компьютеров.
Главное, что дает надежду на разгадку тайны, — это
наличие основного банка понятий всей ойкумены. Ведь
банк этот опирается на реальные факты бытия.
Но что такое "понятие"?
Заглянем в философский словарь: "Понятие — одна
из форм отражения мира мышления, с помощью кото-
рой познается сущность явлений, процессов, обобщают-
ся их существенные стороны и признаки.
Понятие — продукт исторически развивающегося по-
знания, которое, подымаясь с низшей ступени на вы-
сшую, резюмирует на основе практики добытые резуль-
таты во все более глубоких понятиях, совершенствует,
уточняет старые и формирует новые. Поэтому понятия
не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находят-
ся в состоянии развития, прогрессируя в сторону адек-
ватного отражения действительности... Понятия состав-
ляют значение и смысл слов языка...
Основная логическая функция понятия состоит в
мысленном выделении по определенным признакам ин-
тересующих нас в практике и в познании предметов.
Благодаря этой функии понятия связывают слова с опре-
деленными предметами, что делает возможным уста-
новление точного значения слова и оперирование им в про-
цессе мышления...
Образование понятия, переход к нему от чувственных
форм отражения — сложный процесс, в котором приме-
няются такие приемы познания, как сравнение, анализ и
синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и бо-
лее или менее сложные формы умозаключения...
При этом часто понятия науки создаются лишь tia
основании гипотетических предположений о существова-
нии тех или иных объектов и об их природе..." (Философ-
ский словарь. M., Политическая литература, 1963).
Атом не был бы расщеплен, если бы Менделеев не на-
писал на клочке бумаги свое понятие о системе элемен-
тов, воплотив мечты алхимиков е явь...
Историческая нить понятий началась на заре челове-
чества. Это были далекие рубежи обитания питекантропа!
Укрощение огня, изобретение узла, колеса, порожден-
ные ими культы вызывали рождение целых пластов по-
нятий в языке ойкумены, что и легло в основу общечело-
веческой информации о смирении и использовании жи-
вотного для гарантированной сытости и передвижения с
грузом по планете, т. е. освоение Земли уже в неолите.
Это особенно хорошо видно с современных позиций.
Сейчас, как никогда, вскрываются сокровенные связи на-
родов и времен, выявляется путь становления человече-
ства: его взлет от "органической частицы природы" до со-
здателя ноосферы по Вернадскому.
Мир городов, машин, мир идей, музыки, плещущих-
ся искусственных морей и каналов, выведенные породы
скота, заповедные парки, где мы пытаемся сохранить
еще не уничтоженных, не съеденных "братьев наших
меньших", индустрия саморазвлечения, ставшего некоей
манией, поглощающей все помыслы, эмоции, время и
силы "братьев старших", — то, без чего человек не мыс-
лит уже своего существования, — ноосфера...
По последним данным ученых в ойкумене Старого
света, т. е. Евразии и Африке, человек начал бурно фор-
мироваться 150 тысяч лет тому назад. Уже со времен пи-
текантропа (архантропа) возникает речь и язык. Сначала
это был диалогический обмен словами-предложениями
в эпоху собирательства и охоты. Но параллельно разви-
вается понятийное мышление, опыт обобщается. Из него
извлекаются уроки, на результатах их растет открытие
мира, осмысление его явлений и прогнозирование их.
В эпоху неандертальцев трудовые процессы усложня-
ются, совершается скачок от собирательства и загонной
охоты к земледелию и скотоводству. И все эти процессы
впитывает и отражает язык и речь.
Земледелие, родившееся как гарант от стихийных
бедствий и климатических изменений, повсеместно ут-
верждается на 2 тыс. лет ранее скотоводства. Оно застав-
ляет человека следить за чередованиями сезонов и коле-
баниями климата особо пристально, привязывая земные
явления к изменениям небесным: фазам Луны, конфи-
гурации Млечного Пути — Древа Жизни, траектории
движения Сириуса, солнечным затмениям, кометам,
Марсу, Венере и др.
Опыт порождает запас информации, нуждающейся в
передаче от поколения к поколению. Выстраивается раз-
ветвленная идеология, расширяющаяся еще больше с уг-
лублением и разрастанием кругов познания в животно-
водческий период, при постижении космических явле-
ний.
Археологи и антропологи утверждают, что числен-
ность населения ойкумены резко возросла после гаран-
тированного получения запасов пищи, как результат
приручения скота и продуктивного земледелия. Они да-
же фиксируют "первый неолитический взрыв" и "первую
неолитическую революцию".
И произошло это совсем "недавно" — 11 — 8 тыс. лет
назад, когда на землях в верховьях Дона, Днепра, выше
Зубово-полянского щита, у Жигулей дотаивали снега по-
следнего европейского оледенения. Уже был изобретен
узел, стыковался каменный молоток с державкой-руко-
яткой, дубилась кожа, меховые шубы украшали неандер-
талок. Жилище человека стало культурным, многофунк-
циональным: спальней, кухней, местом труда, детской,
местом передачи опыта и знаний, кладовой и лечебни-
цей, торжищем и культурным очагом, где совершались
первые обряды.
Согласитесь, что по сравнению со 150 тысячами лет
11 тысяч не так уж много! Но именно в период "неолити-
ческой революции" ученые фиксируют резкое увеличе-
ние информативного поля, что вызывает перестройку
мозга и черепа, костяка тела в результате разширения
видов деятельности в период земледелия, скотоводства,
ремесел, связанных с переработкой их продуктов, с ухо-
дом за посевами, скотом, с изменением образа жизни
при оседлости, с трансформацией отношений внутри че-
ловеческих сообществ от мены-торговли, а особо — от
фиксации всего этого информационного потока речью.
Речь, жившая около 130 тысяч лет как диалог в замк-
нутой группе охотников и собирателей, с изобретением
узла и колеса стала средством общения разрозненных
единокровных и далеких племен.
Уже примитивный охотник был глубоко помнящим
анатомом и обладал массой сведений по поведенческой
манере зверей и других объектов охоты. Агротехнические
и животноводческие познания (с их сезонной регулярно-
стью и чередованием климатических изменений) поро-
дили необходимость предвидения. Слово "предвидение"
по латыни значит VERA — ВЕРА. "Вера" — это "взгляд в
будущее". Накапливающийся опыт человечества, связан-
ный с неподвластными человеку космическими явлени-
ями, одевался в покровы суеверия и мистицизма. Но из-
начально вера несла в символически-магической форме,
в разноцветий культов и обрядов крохи практической ис-
тины об окружающем мире, зачатки научных знаний со
времен питекантропа. Их же нес от поколения к поколе-
нию язык, набирая банк слов и шлифуя грамматический
строй.
Развитие науки, т. е. более точных и материальных
знаний и методов веры-предвидения, неумолимо, как са-
ма жизнь! Но при этом и наука пользуется тем языком,
который дала человеку его история. Слово "бакалавр" на-
всегда будет "бакалавром", т. е. "быком увенчанным", а
"бацилла" — "коровкой"; наше слово "молоко" — лактозой
"праматери богини Ma" древних, "туризм" — прогулкой
на туре по диким лесам II тысячелетия и в салоне совре-
менного турбовинтового лайнера, а "бабушка" — "бычи-
хой-прародительницей" скотоводов!
Нет, Пушкин ошибался, назвав язык человеческий
"празднословным и лукавым"! Язык всегда был деловым
и истинным: он отбирал и впитывал необходимое для
будущего движения человечества честными дорогами
трудолюбивых, гордых, умеющих за себя постоять, по-
кровительстующих больным и слабым, поклоняющихся
свету разума и истины! Человек родил язык, но и язык
помог "огранить" дух человеческий от законов зверства и
пожирания сильным слабого. Слово обрело объективную
силу, "божественную" власть. Оно исторгает слезы, сво-
дит с ума, извергает напалм и залп боеголовок. Но оно и
расправляет морщины в улыбке, заставляет зло уступить
добру. И главное при общении словами — правильное их
понятие. Именно оно — носитель опыта древних поколе-
ний.
Тесные связи народов в древние времена прослежены
учеными по захоронениям и останкам, одежде, утвари,
украшениям и даже игрушкам членов древних цивили-
зованных конгломератов.
По характерным долям в черепе антропологи отмеча-
ют, что язык, несущий единые понятия времен неолита,
возник на стыке-узле четырех ареалов неандертальского
(архантроп) вида:
1) европейские неандертальцы (среда обитания Сев.
Африка, Испания, Англия, Балканы, Причерноморье);
2) африканские неандертальцы (среда: Восточная Аф-
рика и Египет);
10
3) неандертальцы группы схул (Присрединоморье
Азии);
4) переднеазийские неандертальцы (Тигр — Евфрат,
Каспий, Арал) (см.: Алексеев В. П. Становление челове-
чества. M., Политиздат, 1984).
Неудивительно, что корневой пласт русского языка,
заложенный в момент рождения и шлифовки при выра-
ботке основополагающих понятий, так разительно бли- •
зок к испанскому и английскому! Ведь в одном ареале он
существовал в качестве средств общения более 100 тысяч
лет, замыкая земли современной Англии, Испании, Гре-
ции, Италии, Болгарии, Восточной Европы в единый ин-
формативный круг ("кольцо" — "рай") с постоянным об-
меном мельчайшими жизнеизменениями, на фоне торг-
овли и войн, пульсировавших на схлесте быта.
Если говорить образно, то проторенная словами-по-
нятиями тропа в человеческом мозгу есть отражение ис-
торических событий, технологических взрывов, пережи-
тых человечеством и передаваемых из уст в уста на про-
тяжении тысячелетий, из рук в руки — воочию.
Поэтому, естественно, языковые тайны можно от-
крыть, только опираясь на эти реалии — на реалии про-
топонятия, т. е. древнейшего его звукового символа —
протослово неолита.
Взгляд схематика-"верхогляда", т. е. современного
догматика, опирающегося лишь на мизерную пленочку
грамотных документов, написанных в последнее тысяче-
летие существования вечно живущих народов, имеющих
?бщую историю развития, — а пленочка эта лежит на по-
верхности разговорной стихии Океана Языков в
100 — 150 тыс. лет! — такой взгляд обречен на бесплодие,
на "темные места".
Ведь даже "служебные частицы" есть телеграммы си-
туаций, переживаемых многократно человечеством: все
эти междометия, предлоги, окончания слов, артикли и
союзы.
Все они есть понятия определенной ситуации, эмо-
ции, действа или явления — с глубочайшим философ-
ским смыслом! Это "азбука Морзе" древности, проявле-
ние мудрости и опыта Человечества.
И не важно, где стоит понятие "поверхности", "време-
ни" или "зла" — в начале (предлог-приставка), середине
(корень) или в конце слова. Маленькая "частичка" фор-
мирует смысл современного слова-телеграммы из не-
скольких понятий древних!
Возьмем для примера слова "утро" или "ночь". У — по-
нятие "Близости". T — понятие потенции, царство бога
Тота и богини Та, т. е. "того света", вечной тайны, тьмы,
смерти, ночи. P — круг, цикл, жизнь, персонифицирован-
ный бог Солнца Pa, "белый" свет" быка-бога, крылатого
Бела-Мардука. О — округ-горизонт, общность.
"У + T + P + О" есть не что иное, как "касание-сбли-
жение солнца и тьмы по линии горизонта", т. е. миг "рас-
света" — "бога Pa осиливания над богом Тотом" — бук-
вально!
"Ночь" же — это "нутро общей силы бога Тота, тьмы,
тайны".
Вы скажете, что на английском, на испанском и т. д.
так не получится? Вот здесь-то и раскрывается великая
тайна "философии" народа, его "духа", его исторических
контактов. Об этом мы поговорим предметно, но ниже.
Подход к смыслу слов с позиций протопонятийности,
т. е. восприятие каждого слова в качестве целой фразы
древних, позволяет решить "неразрешимые" проблемы,
т. к. дает найти тот ключ-понятие, которое конкретизиру-
ет смысл слова, определит его круг применения.
Уже несколько десятков лет живет проблема "темных
мест" в древнерусской поэме "Слово о полку Игоря". А
ведь ее можно решить только с позиций истории миро-
вого языка и истории касты древних воинов — "всадни-
чества"! Терминология касты всадничества, запечатлен-
ная грамотой Рамзеса II, Хеттусили III, Александра Ан-
тидракона или Римских Всадников была одинакова и у
индо-скифов, маранов или викингов, т. е. во все времена
и на всех пространствах кормящих клинок земель.
И проблемы славянской истории, Руси немыслимо
решить, варясь в собственном соку выжженной пожари-
щами насилия истории...
И строй поэтики в "Слове" возрос не у дивов, прыгаю-
щих по деревам, а на общемировой гармонии стихосло-
жения, ставшей почвой для "всаднического" эпоса от Са-
хары до Сахалина.
Интересную мысль высказал Хенрик Бирнбаум, сла-
вист из Калифорнии, в своей обобщающей работе по
праславянскому языку*:
"Есть серьезные основания полагать, что приблизи-
тельно до 500 г. новой эры общий язык славян был еще в
высокой степени единообразен... Фактически все попыт-
ки восстановить эти ранние этапы общеславянского пра-
языка должны поэтому основываться на методе внутрен-
ней реконструкции, т. е. технике, с помощью которой
данные последней фазы уже неоднородного общеславян-
ского языка периода 500 — 1000 гг. могут быть спроеци-
рованы в прошлое... Имеются в виду первичные — в про-
тивовес вторичным или даже третичным — звуки, фор-
мы, а также... отдельные типы фраз и предложений...
Обоснованность... результатов... может быть впослед-
ствии подтверждена соотношением... с фактами других
индоевропейских языков".
Неоценима практика школы академика Mappa в этом
смысле. Четыре его понятия (SAL, BER, YON, ROLLI)
стали перекладинами креста, на котором распяли живо-
трепещущую наследственную мысль русской науки о
языке, объявив его "богоискателем" и "космополитом".
Соловушки сталинизма, заливаясь на авансцене перед
"железным занавесом", воспевали "пролетарскую науку", а
за занавесом росла и крепла "буржуазная наука"... Бог им
судья.
Понятия "общесущей силы" рода человеческого, его
"веры" — протонауки, "многосилия общности народа",
"круг расселения темей силы" исходных родов, понятие
первой круговой узы дани — РУЗы-РУСи хранят все
языки человечества.
Язык, как все в Космосе, есть система. И, в принципе,
подобно системе, вскрытой Менделеевым или системе-
телу живого существа, он должен иметь набор основопо-
лагающих элементов — протосмыслов, т. е. понятий, об-
разов, реалий внешнего мира, как мы говорили выше.
Среда "деятельности" этих элементов организована по за-
конам всех систем, что подтверждается опытом машин-
ных языков, системами информатики. Зависимость же
восприятия внешнего мира человеком описывается фор-
мулой В. Д. Глезера и И. И. Цукермана (в монографии
"Информация и зрение"). Это формула "древа нейронов"
человеческого мозга: X = 15 Iog2Y, где X — время опоз-
нания объекта в миллисекундах, Y — число объектов, ко-
торые могут быть предъявлены организму.
Общеизвестно, что живой организм предпочитает
любым зависимостям именно логарифмические или
приближенные к ним. "Внутренний глаз", пробегающий
по полкам памяти, где за 150 тыс. лет разговорной речи
накопился банк понятий, ищет на "древе" реальных ней-
ронов ту почку, ветку, лист, цветок, сучок, которым и яв-
ляется новое, привычное или древнее, отмирающее сло-
во.
Древо Мысли — Древо Жизни — это один из постула-
тов древних философов. А его космическая ипостась —
Млечный Путь — проявление закономерности развития
Космоса, порождение Природы-Бога...
Комментарии
Человек одетый существо социальное.
Безусловна польза передачи друг-дружке каких-то представлений с помощью звукорядов слов, привязанных к образам или представлениям, имеющимся в сознании человека одетого.
По-первости это простые звукоподражания природным звукам: шорох, шалаш, шум - содержат природную фонему шуршания Ш. Треск, крах звукоподражаемы природным трескам.
Дальше больше - привязка фонем (звукорядов слов) ко всем запоминаемым образам, переживаниям, действиям.
Сергей, здравствуйте. Тема интересная, но ответить очень трудно потому что Вы выложили большой текст и не ясно что именно Вы хотите обсуждать. Кроме того не ясно, насколько Вы сами разделяете мнение автора.
Тут можно оспаривать и обсуждать почти каждый абзац. Было бы намного плодитворней, если бы Вы вычленили отдельные пункты для обсуждения и выложили их по отдельности.
Смысловые выжимки (или квинтэссенция смысла) Первой главы (И празднословный, и лукавый) книги «Первозванность» Наровчатской Л. Б.
Загадка происхождения языка человечества волнительна до сих пор. Во всем мире трудятся ученые и одиночки-энтузиасты над разгадкой тайны: где, когда, кто сказал первое слово? И какое это было слово?
На помощь языкознанию пришли археология, антропология, нейрофизиология, психолингвистика, история, философия. Эта помощь позволяет подняться к новым высотам, преодолеть старые рубежи и стереотипы. По-новому воспринимаются идеи Вильгельма Гумбольдта о дограмотном периоде речи и становлении языка, о "пракорнях". Суть учения школы Николая Mappa дает пищу для ума и в эру компьютеров.
Главное, что дает надежду на разгадку тайны, — это наличие основного банка понятий всей ойкумены. Ведь банк этот опирается на реальные факты бытия.
Но что такое "понятие"?
Заглянем в философский словарь: "Понятие — одна из форм отражения мира мышления, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки.
Понятие — продукт исторически развивающегося познания, которое, подымаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких понятиях, совершенствует, уточняет старые и формирует новые. Поэтому понятия
не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности... Понятия составляют значение и смысл слов языка...
Основная логическая функция понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов.
Благодаря этой функии понятия связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слова и оперирование им в процессе мышления...
Образование понятия, переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения...
При этом часто понятия науки создаются лишь нa основании гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе..." (Философский словарь. M., Политическая литература, 1963).
Атом не был бы расщеплен, если бы Менделеев не написал на клочке бумаги свое понятие о системе элементов, воплотив мечты алхимиков е явь...
Историческая нить понятий началась на заре человечества. Это были далекие рубежи обитания питекантропа!
Человек родил язык, но и язык помог "огранить" дух человеческий от законов зверства и пожирания сильным слабого. Слово обрело объективную силу, "божественную" власть. Оно исторгает слезы, сводит с ума, извергает напалм и залп боеголовок. Но оно и расправляет морщины в улыбке, заставляет зло уступить добру. И главное при общении словами — правильное их понятие. Именно оно — носитель опыта древних поколений.
языковые тайны можно открыть, только опираясь на эти реалии — на реалии протопонятия, т. е. древнейшего его звукового символа — протослово неолита.
Возьмем для примера слова "утро" или "ночь". У — понятие "Близости". T — понятие потенции, царство бога Тота и богини Та, т. е. "того света", вечной тайны, тьмы, смерти, ночи.
P — круг, цикл, жизнь, персонифицированный бог Солнца Pa, "белый" свет" быка-бога, крылатого Бела-Мардука. О — округ-горизонт, общность.
"У + T + P + О" есть не что иное, как "касание-сближение солнца и тьмы по линии горизонта", т. е. миг "рассвета" — "бога Pa осиливания над богом Тотом" — буквально!
"Ночь" же — это "нутро общей силы бога Тота, тьмы,
тайны".
Вы скажете, что на английском, на испанском и т. д. так не получится? Вот здесь-то и раскрывается великая тайна "философии" народа, его "духа", его исторических контактов. Об этом мы поговорим предметно, но ниже.
Подход к смыслу слов с позиций протопонятийности, т. е. восприятие каждого слова в качестве целой фразы древних, позволяет решить "неразрешимые" проблемы, т. к. дает найти тот
ключ-понятие, которое конкретизирует смысл слова, определит его круг применения.
Язык, как все в Космосе, есть система. И, в принципе, подобно системе, вскрытой Менделеевым или системе - телу живого существа, он должен иметь набор основополагающих элементов — протосмыслов, т. е. понятий, образов, реалий внешнего мира, как мы говорили выше. Среда "деятельности" этих элементов организована по законам всех систем, что подтверждается опытом машинных языков, системами информатики.
Древо Мысли — Древо Жизни — это один из постулатов древних философов. А его космическая ипостась — Млечный Путь — проявление закономерности развития Космоса, порождение Природы-Бога...
Mirovid, 30 Апрель, 2022 - 02:33, ссылка
Вы считаете, что это отдельные вопросы?
Дело не моём СЧИТАНИИ, а суть - не в ОТДЕЛЬНЫХ вопросах.
Суть в понимании ЯЗЫКА как такового.
В устремлении к Духовной мощности
Ничего в познании не светит нам пока,
Не познаем мы на уровне ВСЕОБЩНОСТИ
Суть МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ
ЯЗЫКА!
В подобных ситуациях, когда рассматриваемое есть и останется по качеству верой в варианты объяснений о вечно неведомом, мой покойный друг говорил шутливо: "Оно конечно так, ежели как-что... Дескать, мол, не совсем, но в общем-то, конечно."
Созерцатель, 2 Май, 2022 - 09:50, ссылка
Присоединяюсь к Вашему мнению.
У ворон действительно есть своего рода "язык", поскольку их вокализация разнообразна и, как было показано, возникает только в присутствии определенных или специфических событий.
Созерцатель, 4 Май, 2022 - 08:57, ссылка
Да, и этологи, и биосемиотики считают, что у животных есть "язык", именно в кавычках или с оговоркой, что это язык живытных для различения с человеческим. Конечно, он принципиально отличается от человеческого языка и проще его, но его нельзя назвать слишком примитивным, поскольку он в полной мере удовлетворяет потребности животных в передаче сообщений. Среди наиболее богатых языков животных - язык пчел. Пчелы умеют своим танцем передавать пчелам в улье расположение места с цветами, у которых много нектара. Знаками для передачи информации у животных служат вокализации, жестикуляция, разнообразные позы, запах. Люди получили в наследство такие элементы языка, которые называются паралингвистическими и они в основном служат для передачи эмоций. Это те же выразительные позы, жестикуляция, интонации, модуляции голоса.
Вы не задумывались о причинах возникновения и генезиса смеха нашего, смеха некоторых животных?
Созерцатель, 6 Май, 2022 - 07:27, ссылка
Я специально не исследовала этот вопрос, но встречала такое мнение, с которым соглашусь, что первоначально это был оскал с угрожающей вокализацией - то есть проявление агресии не действием, а демонстрацией. Обычный смех ведь тоже не всегда означает радость, а иногда это высмеивание - тоже вид агресии. Впрочем, смех как радость в крайнем пределе тоже можно рассматривать как торжество, в том числе над врагом. Вообще, по моим наблюдениям, отрицательные эмоции встречаются чаще, чем положительные, что, в свою очередь, печалит.
Как будто Вы даже читали мою изредка публикуемкю в сети заметку о смехе, где примером описан поединок двух дикарей и реакцию неожиданно победившего :)
Да, судя по всему, рождение смеха начиналось, как торжество спасения:
"Наш герой видит, что чудесным образом он спасен. Психологическое состояние ужаса смерти сменяется у него огромным чувством радости, от избавления погибели.
Он выпрямляется, ликуя, смотрит на погибающего в болоте врага и издает то самое – ха-ха-ха-ха! Причем растянув мимические мышцы рта и показывая зубы тонущему врагу – знак своей силы. Сам смех здесь – компенсационное действие, вводящее психику ближе к равновесию, после перенесенного жуткого страха смерти. Наш герой показывает – я сильнее тебя, враг. Я победил! Я торжествую!
Есть все основания предполагать, что первый смех рождался именно так. Став инстинктивной реакцией при ситуационном противоборстве. Смысл выражения смеха – «я сильнее (умнее, быстрее..и т.д.) его (их)».
Смех до сих пор несёт в себе первопричинностью демонстрацию превосходства смеющегося.
Как ни странно, о смехе никто не рассуждает, несмотря на то, что он столь важен в нашей жизни.
Несколько лет назад я думал о нём, но из-за отсутсвия собеседника по теме остановился.
Созерцатель, 7 Май, 2022 - 07:26, ссылка
Заметку не читала, а интересно. Радует, что мнения совпадают,
Созерцатель. Добрый вечер. Смех- это работа высоко развитой психики, уровень нашего тела. Смех- эмоция, продуцированная поведением нашей души ( Зло- добро) и, конечно, мышлением и познанием Мысли( органа).Это, по- другому,- результат работы всех трёх уровней в человеке. У животных возможно его подобие, потому что и они мыслят( слабо развитый процесс), но и чувствуют, а чувствования их развиты хорошо. Правда, никогда не слышала смеха животного, видеть- видела что- то напоминающее. Смех ли это на самом деле? Способен ли волк поддаваться эмоциям? В инстинктах присутствуют удовольствия и неудовольствия. Но в основе смеха лежит прежде всего понятие чего- то , что вызывает такую реакцию . Смех- это реакция. Это реакция на понятие. Понятие- это работа мышления , хорошо развитого мышления. Животное- это уровень Сознания с недоразвитой Мыслью. Даже приматы не способны на смех , хотя именно они имеют хорошо развитую Мысль. У них не смех, а работа мимики , мимика- их язык. Я это так понимаю. С уважением.
Эль-Марейон, доброе утро:)
Насчёт уровней тела, души, уж простите меня, я думаю несколько проще... Я знаю, что это инстинкт, смех.. Как он возник - загадка из великих, поскольку , как утверждают исследователи, шимпанзе, гориллы, дельфины, крысы, собаки - смеются..
Животные эмоциональны, это знает каждый, кто жил с собакой в доме.
Кстати, обезьяны смеются, сам наблюдал не раз:)
К сожалению, я не могу привести здесь полно свои мысли, тема то чужая и я тут в оффтопике :)
С уважением:)
Загадок происхождения речи поубавится, как только произойдёт отход от парадигмы древнего происхождения речи. Какие говорящие питекантропы? Что за дичь? Речь, весьма возможно, появилась и формировалась в период 5-3 тысячи лет назад. Плюс минус тысячу.
Гипотеза:
Похоже, что ещё первые цивилизации Междуречья и Египта, строились немыми народами. И как раз на времена этих цивилизаций и приходится период революции, когда произошла инверсия. Т.е. язык жестов, вспомогательным элементом которого, было звуковое сопровождение, сам стал лишь вспомогательным элементом, сопровождающим речь, звуковой язык. Впрочем, сама революция произошла не в рамках этих, первых цивилизаций, а вне их, как всегда происходят революции - на периферии, откуда галдящие варвары пришли и принесли с собою новацию - звуковую речь. Не развитую, убогую, диковатую и пугающую, но совершенно "магическую".