Начало – источник возникновения, полагающий бытие, существование чего-либо (вещи, явления, мира). Конец - завершение существование чего-либо. Применимо ли завершение в приложении к миру? В ряде концепций мироздания вполне применимо.
С применением понятий начало и конец непосредственно связаны понятия: границы/границ, цикла, периода.
Граница/границы. То, что делит бесконечность на конечные явления, вещи, преходящие (проявляющиеся и исчезающие) миры.
Цикл. Замкнутость нечто в рамках своих границ от начала до конца. Сyclus в буквальном переводе – круг. Что более подходит для образной демонстрации соотносительности понятий бесконечность, незавершенность и конечность, завершенность, чем круг, цикл? Один оборот цикла демонстрирует нам конечность, завершенность, целостность от начала до конца. А возможность повторения циклов, особенно в образе спирали, демонстрирует нам бесконечность повторения циклов или развития по нескончаемой спирали, образуемой из конечных кругов-циклов.
Период/периодичность. Синонимическое цикличности понятие повторяемости проявлений вещей, миров в последовательности от начала к максимуму и далее до окончания-перехода к следующему периоду. Опять же в этом понятии неразрывно связаны начало и конец. Переходы между периодами являют нам обращение конца в начало, а прохождение периода обращает начало в конец.
Понятие начало, взятое «само по себе».
Это, прежде всего, понятие начала-основы, используемое безотносительно конца (неявно подразумевается открытость, незавершенность того предмета, что следует из своих начал) – начала наук.
Начало как отправная точка в геометрии для полубесконечности лучей на бесконечной прямой. Содержит в себе противоречие. Бесконечность нельзя делить на полу-, треть-, четверть- и т.д. Но полярно направленные лучи на бесконечной прямой, имеющие начало в точке на бесконечной прямой делят её на две бесконечности (полу-), а лучи, исходящие из точки в пространстве, помимо прямой линии, еще и по разным направлением плоской поверхности и, более того, по разным направлениям объема пространства (в трех измерениях пространства) превращают исходную бесконечность прямой в бесконечность в степени бесконечности пространственных лучей, исходящих из одной точки пространства. Одна точка пространства, полагаемая в качестве границы, начала отсчета лучей приводит понятие бесконечности двух лучей из точки на прямой линии в дурную бесконечность бесконечностей лучей, исходящих из одной точки пространства.
В чем причина данного парадокса? По мне, причина в абсолютизации геометрией понятия бесконечности, его отрыва от понятия конца, конечности. По мне, в философии следует придерживаться постулата «всё что имеет начало – имеет и конец». То есть бесконечность только «сама по себе» при её абсолютизации до отрыва от понятия конца/конечности может рассматриваться независимо от конечности. Как только мы к бесконечности применяем отношение её разделения точками-границами на отрезки, векторы, лучи, мы ограничиваем (соотносим) бесконечность конечностью-делением на полубесконечности (два луча от точки на бесконечной прямой), на «бесконечные» бесконечности (бесконечность лучей от одной из бесконечных точек в пространстве), отрицающие неделимость бесконечности на нечто отличное от самой себя (типа полубесконечности лучей на прямой).
Сколько начал может быть у бесконечности? Бесконечность начал. Так лучи начинаются от точки на прямой, но самих этих точек на бесконечной прямой – бесконечность. В бесконечном пространстве где расположено начало? В бесконечном «везде». Так есть начало у бесконечности? Есть, но это не единственное начало, а бесконечность начал. Но эта бесконечность начал лишает смысла понятие начала. То есть в привязке к понятию бесконечность «сама по себе» уже и начало теряет смысл определяющего, организующего фактора. Начало «размывается» на всю бесконечность.
По приведенным аргументам, по мне, в науках (математика, геометрия) понятие бесконечность и понятие начала без конца может использоваться как «само по себе» в силу открытости, незавершенности предмета приложения понятия бесконечность, применимости абсолютизации бесконечности по причине «малого масштаба», «фрагментарности» исследуемого предмета. При рассмотрении понятия бесконечность в рамках философии, предметом которой выступает всеохватный универсум, абсолютизация понятия бесконечность (отрыв её от понятия конечности) приводит к логическим парадоксам.
Интересно в дискуссии по предложенной теме рассмотреть аргументы за оправданность использования в философском дискурсе понятия бесконечность «самого по себе» и понятия начало также «самого по себе». Возможно ли философское (не научное, не геометрическое) утверждение «не всё что имеет начало – имеет и конец»?
Комментарии
Мир без начала и конца,
В нем царствует прекрасный случай,
Есть в этом мире сумрак неминучий,
Есть и следы от Матери и от Отца.
Начало явления зафиксировали одни фиксаторы (люди), а конец могут зафиксировать другие, для первого фиксатора конца нет, для второго нет начала. Вот вам истоки надуманной бесконечности.
Разум сам расставляет точки, которые он считает началом и концом явления, отрезка, сущности. Сколько захочет, столько и поставит. Эта дурная бесконечность рождается не "сама по себе", а играми разума.