Мыслитель Комп о системном мышлении когда-то и теперь, ну и немного о всяком другом

Аватар пользователя kompletion
Систематизация и связи
Эволюционизм
Теология
Философия религии
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры

Мыслитель Комп о системном мышлении когда-то и теперь, ну и немного о всяком другом

 

От простого к сложному, от общего к частному, от универсального к специализированному и обратно уже на другом уровне сложности. От среды к организму, от организма к среде организмов, от среды организмов к суперорганизму. Выделяй и связывай. Увидь, анализируй и твори.

 

Впавши в мыслительный ступор, ка-то на досуге я озаботился возможностью познания древними людьми глубинных связей в окружающем мире, на основе наблюдаемых ими фактов, каким-то способом их осмысления и использования в своей деятельности. Могли ли древние, в принципе, на основе некоего универсального метода осмысления, назовём его «системным мышлением», исходя из наблюдаемых ими фактов-событий наизобретать таких технологий, которыми мы и теперь удивляемся?.. Могли ли освоить сам системный метод?..

Сегодня мы видим, что познание развивается и усложняется следующим образом: - от простого к сложному, от общего к частному и по принципу – выделяй, выявляй сущности (закономерности), ищи связи и отношения, фиксируй всё в культуре. (Культура здесь в широком понимании, от культурного слоя, до культуры отношений)

Всякий раз, из некоего синкретического универсального состояния слитности познания, выделяются обособленные сущности, которые могут взаимодействовать, сливаться в некоторых ситуациях, по необходимости. Или разбегаться в стороны и противоборствовать. Я имею в виду, выделение из некоего «доведического-ведического» синкретического состояния культуры, которое назовём – «мифо-физика», таких известных областей познания как метафизика и религия–мифология. Разделение это мы наблюдаем у древних греков, в Индии и Египте и прочих цивилизациях тех времён. В религии-мифологии объяснительная часть познания свёртывается и замораживается в некий догмат, обряд, традицию, а концентрация и развитие происходит на поприще внутренней, духовной борьбе – добра и зла. В метафизике же «замораживается» духовно-нравственная часть и происходит развитие в область физики, прочих наук, и всяческих технологий. Причём, один и тот же носитель идеологем может быть одновременно технологом в том или ином виде деятельности, теософом и религиозным деятелем.

Далее, из религии-мифологии развиваются такие специализации как теология, теософия, уставы и уложения. На стыках вырастают собственно светская философия, политика и законотворчество, экономика, этика и эстетика.

Конечно ничто не может существовать совершенно обособленным образом, ибо универсален и един сам носитель идеологем и идеологий человек – субъект действия). Через него же проистекает и энергия для развития социальных событий, всех форм и видов человеческой деятельности. Даже если (чисто гипотетически) технологии разовьются настолько, что деятельность человека вообще не потребуется для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения, то всё равно останется духовная деятельность, творчество и проявление желаний как своеобразный вид деятельности.

Рассматривая мир глобально и в общем, мы можем определить основные системные принципы эволюции, понимаемой как процесс иерархического усложнения каждого последующего «стволового элемента» последующего уровня иерархии. То есть, развитие от событийной первичной среды к событию-объекту-организму, образующему «стволовой элемент» вторичной среды, более высокого информационного иерархического порядка по сложности «стволовых элементов». Мы видим элементы уровней, такие как частица, атом, молекула, клетка, организм, экосистема, человечество (сознание).

На данном этапе эволюции некоторые мыслители осмеливаются предположить, что мы претерпеваем некий переходный период (сингулярности) от чего-то к чему-то. Далее гипотезы разбегаются во все стороны. Я сам, как и некоторые более сообразительные чем я товарищи предполагаю, что происходит глобальный процесс перехода уровня иерархии. То есть прежде человек был стволовым элементом в экосистеме социума (как прежде была клетка в природной экосистеме), то теперь образуются организменные сущности, где человек становится специализированным элементом больших «клеток-организмов».

Естественно, в организменное состояние перейдёт только какая-то часть людей, согласившаяся на специализацию и интенсивную включённость в целостность организма. Как в природе остались в «свободном плавании» множество простейших одноклеточных, так и большинство людей останется в свободном состоянии постепенно подстраиваясь к существующим эконишам. Только вот процесс развития и эволюции человеческих «суперорганизмов» пойдёт на порядок быстрее относительно процессов развития свободных людей. Так же как и эволюция многоклеточных организмов ускорилась относительно эволюции одноклеточных.

Это всё было касательно глобальных ступеней эволюции. Изменения же локальные, тоже показывают нам правомерность такого умозрительного подхода. Например, города многократно ускоряют процесс развития идеологем, технологий и спецализаций, относительно племён не включённых в орбиту городов и рассеянных по экосистеме.

Вкратце уяснив приципы развития познания, мы можем исторически углубиться в область синкретического мифо-физического состояния социума, в силу того, что переживаем сходный историческо-эволюционный период.

Раньше, я попробовал осмыслить славянскую Ясну в связи с исчислением времени и освоением пространства. Но осмысление Ясны опирается на слова и древние вербальные и протогеометрические образы. Теперь же я хочу подойти к теме с визуально-образной стороны.

Истоки, основы Славянства я по прежнему считаю древнейшей мифо-физической системой осмысления бытия, восходящей к культуре так называемых индо-европейцев и возможно более ранних периодов. И конечно предшествующей древнеиндийской, древнеегипетской и древнегреческой мировоззренческим системам. По причине сохранения в них мифо-физических образов уже в мифо-религиозном виде.

Более-менее серьёзными источниками информации по славянству считаются: - мифо-сказочная литература, Родопские песнопения, которые как и индийские Веды являются уже мифо-религиозной формой, археологическая материальная культура, а также образы заимствованные и переиначенные христианством. Также мы можем наблюдать информационные остатки мифо-физических образов в более поздних мифо-религиозных системах. (Смотрите иллюстративную подборку образа Перуна и Велеса, позже – Георгия Победоносца или Св. Юрия у западных славян)

Для рассмотрения возьмём известную фреску из храма в Старой Ладоге, как самую логичную и образно и системно законченную. Я прошу прощения у адептов Православия, но рассуждение будет с дохристианских позиций Славянства. (Некоторые называют это истинным Православием, хотя вопрос о терминах излишне спорный)

Ладога вообще, как и весь север России интересный район и по многим фактам подходит к определению источника протоцивилизаций. Итак фреска, на которой мы видим всадника с развивающимся звёздным плащом, покалывающего копьём змея-дракона, которого на поводке ведёт женщина в подземный мир. Под ними земная основа или перевёрнутое вселенское колесо. Над всадником и всеми остальными образами часть вселенского колеса. С правой стороны священная гора, на которой храм с ликами. Действие как бы проистекает из центра вверху через левую сторону, пройдя по змею, деве и подземелью, восходит справа на верх к небесному храму.

Как мы видим, общий образ фрески изобилует всяческими связанными между собой символами. Значит жрецы составляющие его строй, пытались заложить и передать потомкам саму системность взаимодействия и их логику. Поскольку, антропоморфные изображения в славянстве не вели к антропоморфности священной сути, а отображали проявление стихий и закономерностей, мы наверное вправе отнести этот образ к эпохе мифо-физики.

Просто визуальный язык символики развился через антропоморфные и природные изображения. Слов-то толком ещё не было, не говоря уже об абстрактно-знаковом изображении, а мысли уже бурлили. Исключительная наблюдательность за природными феноменами, память фиксируемая песнопениями и сложными визуальными образами вполне могли привести к созданию неких эффективных технологий. Например, по обработке того же камня, изучению собственных физиологических и духовных возможностей или взаимодействий в социуме и с экосистемой.

Конечно всё вышеприведённое, нельзя отнести к достаточной системе доказательств, а только к гипотетическим умозаключениям, но по крайней мере, хоть какая-то попытка доказать возможность забытых технологий без привлечения инопланетян и прочих чудес. Хотя...

Александр Ионов

02.04.2021

ВложениеРазмер
krugovert-veb.jpg294.37 КБ
perun_v_ikonah.jpg303.84 КБ
zkam3veb.jpg293.25 КБ