автор: М.П. Грачев
Мышление дар природы. Как им распорядиться?
Олан Дуг, 25 Январь, 2018 - 21:51,ссылка
Люди лишь пользуются теми свойствами, что им дала природа (и мышлением в том числе).
Человек с рождения обладает этим свойством, и учится его использовать, причем сам, а другие лишь подсказывают, как лучше это делать.
Люди с рождения наделены потенцией мышления, но обладание мышлением дается исключительно при воспитании в социуме. Наряду с научением обладания родным языком. При этом не просто обладание естественным даром речи и мышления, а знание правил, законов речи и мышления вообще дается при специальном изучении родного языка и логики. Не преподавание в школе логики (наряду с изучением русского языка) считаю большим пробелом в системе среднего образования (не говоря уж о высшем образовании).
Конец цитирования.
Поддерживаю эту мысль двумя руками. Только, что мешает это благо внести в школу?
Уже вносили и, вновь, каждый раз выносили!
В чём незадача?
Незадача в формализме традиционной формальной логики. В несворении зыбким умом учащегося всех этих фигур силлогизмов. Даже с помощью разного рода мнемонических правил и скороговорок.
А вот Элементарная диалектическая логика свободно усваивается уже на дошкольном уровне наших "Почемучек"!
Правила мыслительно-языковой игры простые: Возражай! Спрашивай! Оценивай! Проси (требуй)!
--
Грачев Михаил Петрович.
30 января 2018 г.
Комментарии
Изучения родного языка вполне достаточно. Синтаксис - это и есть логика, в самом эталонном ее смысле.
Плюс изучение геометрии и алгебры.
Это всё отговорки (неспособность адаптировать формальную логику к условиям начальной и средней школы). Проходили!
--
Эмуляция (диалога в реале) - подходящий термин для характеристики техники размышления индивида.
Мышление - это мысленное диалогическое рассуждение. В свою очередь, есть эмуляция внешнего диалога.
Разумеется, мысленно рассуждающий индивид один и личность одна. Эмуляция внешнего диалога (даже если исключить фактор памяти - воспоминание недавно состоявшейся оригинальной дискуссии в реале с участием индивида) как раз и осуществляется за счет мысленного сёрфинга по четырем независимым формам мысли: суждение - вопрос - оценка - императив.
А именно. Допустим, рассуждение начинается с постановки проблемы в форме вопроса. На вопрос сам же отвечаю некоторым суждением. Оцениваю суждение (адекватность, истинность, правомерность и т.п). Побуждаю себя же (императив) к рассмотрению деталей или каких-то других сторон.
Для самого себя, это возможно и выглядит монологом, но по существу перескакивание с одной формы мысли на другую (в различных комбинациях): от вопроса к суждению, от суждения к оценке и императиву, - как раз и будет эмулированием внешнего диалога.
--