Мудрец и мудрость

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Другое

МУДРЕЦ И МУДРОСТЬ

(Концептология Аритеросизма. По мотивам "Софиста" Платона)

 

1

1. Что такое мудрец (софист)?

2. Мудрец схож с рыбаком, удящим рыбу.

3. Рыбак искусен, он знаток своего дела, а не обычный человек.

4. Все искусства (умения) двух видов. Умения, создающие несуществующее, - творящие умения (творческие искусства). Умения, подчиняющие своей власти, - умения приобретения (присвоения).

5. Все умения (искусства) - творческие (творящие, создающие) и присваивающие (приобретающие).

6. Рыбак обладает присваивающим умением (искусством).

7. Присваивающее умение двух видов - 1) обмен по соглашению, 2) подчинение словом и делом. Рыбак владеет присваивающим умением - подчинением.

8. Явное подчинение - открытая борьба. Тайное подчинение - скрытная охота.

9. Рыбак охотится за живыми (одушевлёнными) существами. Охота за неживыми существами не относится к умению рыбака.

10. Охота за живыми существами, обитающими в воде, - рыболовство, умение рыбака.

11. Рыбная ловля осуществляется заграждениями (сеть, невод, сачок), или крюками (ударная охота сверху вниз). С помощью удилищ и крючков (ударом снизу вверх).

 

2

1. Половина всех умений (искусств) - присваивающее (приобретающее) умение. Половина присваивающего умения - умение покорять. Половина покорения - охота.  Половина охоты - охота за животными. Половина охоты за животными - охота за рыбами (рыболовство). Половина рыболовства - ударная ловля. Половина ударной ловли - крючковая. Половина крючковой ловли - удар крючком снизу вверх. Удар крючком снизу вверх - искомое ужение (ловля рыбы на удочку).

2. Как рыбак - это не обычный человек, а знаток, умелец, так и мудрец (софист) - это не обычный человек, а умелец, знаток своего дела.

3. Рыболов-удильщик похож на мудреца. Оба они - охотники. Мудрец и рыболов-удильщик обладают и занимаются присваивающим умением (искусством).

4. Охота бывает двух видов - водная и сухопутная.

5. Мудрец и рыболов (удильщик) занимаются одинаковым присваивающим (приобретающим) умением (искусством).

6. Рыболов идёт к морю, а мудрец - к земле, покоряя живущие там существа.

7. Сухопутная охота делится на две части - охота за ручными и дикими животными. Человек - ручное животное, за ним охотится мудрец.

8. Охота за ручными животными, коим является и человек, делится на две части - насильственную охоту (разбой, увод в рабство, тирания, война) и умение (искусство) убеждать (судейское умение, публичное выступление, обхождение).

9. Умений убеждать два вида - убеждение в частной беседе, публичное убеждение (всенародное).

10. Частное убеждение двух видов - требующее вознаграждение и приносящее дары (любовное умение (искусство)).

11. Услаждающее умение - получение вознаграждения, когда общаются для того, чтобы угодить клиенту, сделать ему приятное, безгранично льстя ему.

12. Когда общаются вроде ради добродетели, но требуют за это награду в виде денег, то так ведёт себя мудрец (софист).

13. Охота за богатыми и славными юношами ради мнимого воспитания за деньги - софистика (мудристика).

 

3

1. Присваивающее (приобретающее) умение (искусство) двух видов - охота и обмен.

2. Обмен двух видов - дарственный и торговый.

3. Торговля двух видов - продажа собственных изделий и меновая торговля, обмен чужих изделий.

4. Меновая торговля (городская) двух видов - малая розничная торговля (городская) и крупная оптовая торговля (межгородская).

5. Обмен между городами - крупная оптовая торговля.

6. Крупная (оптовая) межгородская торговля двух видов - торговля для нужд тела и торговля для нужд души.

7. Музыкальное умение (искусство), живопись, фокусы, прочие нужные для души вещи ввозятся из других городов и торгуются настоящими купцами этих товаров, как и обычные купцы и торговцы товарами для тела - зерно, рыба и т.д.

8. Такой же купец и тот, кто, переезжая из города в город, скупает и продаёт за деньги знания. Имя ему - мудрец (софист).

9. Торговля духовными товарами делятся на две части - показывающая торговля (показывающие умения (искусства)) и торговлю знаниями.

10. Торговля знаниями делится на две части - познание прочих умений (искусств) и познание добродетели.

11. Познание добродетели - мудристический (софистический) род искусства (умения).

12. Мудристика (софистика) - умение (искусство) присваивать (приобретать), менять, торговать вообще, торговать духовными товарами, а именно рассуждениями и знаниями о добродетели.

13. И тот, кто частично покупает, а частично сам изготавливает (создаёт) и продаёт за деньги эти знания о добродетели, тем самым зарабатывая средства к существованию, тоже будет мудристом (мудрецом, софистом).

 

4

1. Часть присваивающего умения (приобретающего искусства) - борьба.

2. Умение (искусство) борьбы делится на две части - состязание и сражение.

3. Где тело борется против тела - это применение силы.

4. Там, где слово выступает против слова - это спор.

5. Спор делится на две части - судебное прение (публичные длинные речи по вопросам справедливости и несправедливости) и прекословие (пререкание; частные беседы, состоящие из вопросов и ответов).

6. Частное препирательство о справедливом и несправедливом - умение (искусство) словопрения.

7. Одна часть умения словопрения теряет деньги, другая - их наживает. Теряющее деньги словопрение - пустая болтовня. Приносящее деньги словопрение - мудристика (софистика).

8. Мудрист (мудрец, софист) - это род людей, наживающих деньги при помощи умения (искусства) словопрения, прекословия (пререкания), спора, сражения, борьбы и присвоения (приобретения).

 

5

1. Занятия рабов - процеживание, просеивание, провеивание, отделение. Ещё - чесание, прядение, ткачество. Это всё относится к умениям (искусствам).

2. Все эти искусства (умения) - разделяющие.

3. Но это одно умение (искусство), имя ему - умение (искусство) различать.

4. Есть два вида различения - различение худшего и лучшего, различение подобного от подобного.

5. Подобное различение - очищение.

6. Очищение двух видов - очищение тела и очищение души.

7. Порочность души отличается от добродетели души.

8. Смысл очищения - отбросить негодное и оставить годное.

9. Устранение зла из души как негодного - очищение души.

10. В душе есть два вида зла - болезнь в теле и безобразие.

11. Болезнь и разлад - одно и то же.

12. Разлад - это раздор из-за какой-то порчи среди сродного по своей природе.

13. Безобразие - это несоразмерность, неприглядная во всех отношениях.

 

6

1. У негодных людей мнения в раздоре с желаниями, воля - с удовольствиями, рассудок - со страданиями, всё это - между собой.

2. Порок - это разлад и болезнь души.

3. Со всеми вещами, которые стремятся к какой-то цели, но не достигают её при каждой попытке и ошибаются, это случается вследствие несоразмерности самой вещи и цели её стремления.

4. Душа заблуждается не по доброй воле.

5. Заблуждение - это отклонение мысли, когда душа якобы стремится к истине, но проносится мимо её понимания, к заблуждению.

6. Заблуждающаяся душа безобразна и несоразмерна.

7. В душе есть два вида зла - порок, болезнь души, и заблуждение. Заблуждение - это зло, свойственное только душе.

8. Два рода зла в душе: трусость, своеволие, несправедливость - это болезнь, а заблуждение - безобразие.

9. Для тела против болезни души и безобразия существуют два вида умений (искусств), против безобразия - гимнастика, против болезни души - врачевание.

10. Умение (искусство) против высокомерия, несправедливости, трусости - карательное умение (искусство) или правосудие.

--

© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==