МУДРЕЦ И МУДРОСТЬ
(Концептология Аритеросизма. По мотивам "Софиста" Платона)
1
1. Что такое мудрец (софист)?
2. Мудрец схож с рыбаком, удящим рыбу.
3. Рыбак искусен, он знаток своего дела, а не обычный человек.
4. Все искусства (умения) двух видов. Умения, создающие несуществующее, - творящие умения (творческие искусства). Умения, подчиняющие своей власти, - умения приобретения (присвоения).
5. Все умения (искусства) - творческие (творящие, создающие) и присваивающие (приобретающие).
6. Рыбак обладает присваивающим умением (искусством).
7. Присваивающее умение двух видов - 1) обмен по соглашению, 2) подчинение словом и делом. Рыбак владеет присваивающим умением - подчинением.
8. Явное подчинение - открытая борьба. Тайное подчинение - скрытная охота.
9. Рыбак охотится за живыми (одушевлёнными) существами. Охота за неживыми существами не относится к умению рыбака.
10. Охота за живыми существами, обитающими в воде, - рыболовство, умение рыбака.
11. Рыбная ловля осуществляется заграждениями (сеть, невод, сачок), или крюками (ударная охота сверху вниз). С помощью удилищ и крючков (ударом снизу вверх).
2
1. Половина всех умений (искусств) - присваивающее (приобретающее) умение. Половина присваивающего умения - умение покорять. Половина покорения - охота. Половина охоты - охота за животными. Половина охоты за животными - охота за рыбами (рыболовство). Половина рыболовства - ударная ловля. Половина ударной ловли - крючковая. Половина крючковой ловли - удар крючком снизу вверх. Удар крючком снизу вверх - искомое ужение (ловля рыбы на удочку).
2. Как рыбак - это не обычный человек, а знаток, умелец, так и мудрец (софист) - это не обычный человек, а умелец, знаток своего дела.
3. Рыболов-удильщик похож на мудреца. Оба они - охотники. Мудрец и рыболов-удильщик обладают и занимаются присваивающим умением (искусством).
4. Охота бывает двух видов - водная и сухопутная.
5. Мудрец и рыболов (удильщик) занимаются одинаковым присваивающим (приобретающим) умением (искусством).
6. Рыболов идёт к морю, а мудрец - к земле, покоряя живущие там существа.
7. Сухопутная охота делится на две части - охота за ручными и дикими животными. Человек - ручное животное, за ним охотится мудрец.
8. Охота за ручными животными, коим является и человек, делится на две части - насильственную охоту (разбой, увод в рабство, тирания, война) и умение (искусство) убеждать (судейское умение, публичное выступление, обхождение).
9. Умений убеждать два вида - убеждение в частной беседе, публичное убеждение (всенародное).
10. Частное убеждение двух видов - требующее вознаграждение и приносящее дары (любовное умение (искусство)).
11. Услаждающее умение - получение вознаграждения, когда общаются для того, чтобы угодить клиенту, сделать ему приятное, безгранично льстя ему.
12. Когда общаются вроде ради добродетели, но требуют за это награду в виде денег, то так ведёт себя мудрец (софист).
13. Охота за богатыми и славными юношами ради мнимого воспитания за деньги - софистика (мудристика).
3
1. Присваивающее (приобретающее) умение (искусство) двух видов - охота и обмен.
2. Обмен двух видов - дарственный и торговый.
3. Торговля двух видов - продажа собственных изделий и меновая торговля, обмен чужих изделий.
4. Меновая торговля (городская) двух видов - малая розничная торговля (городская) и крупная оптовая торговля (межгородская).
5. Обмен между городами - крупная оптовая торговля.
6. Крупная (оптовая) межгородская торговля двух видов - торговля для нужд тела и торговля для нужд души.
7. Музыкальное умение (искусство), живопись, фокусы, прочие нужные для души вещи ввозятся из других городов и торгуются настоящими купцами этих товаров, как и обычные купцы и торговцы товарами для тела - зерно, рыба и т.д.
8. Такой же купец и тот, кто, переезжая из города в город, скупает и продаёт за деньги знания. Имя ему - мудрец (софист).
9. Торговля духовными товарами делятся на две части - показывающая торговля (показывающие умения (искусства)) и торговлю знаниями.
10. Торговля знаниями делится на две части - познание прочих умений (искусств) и познание добродетели.
11. Познание добродетели - мудристический (софистический) род искусства (умения).
12. Мудристика (софистика) - умение (искусство) присваивать (приобретать), менять, торговать вообще, торговать духовными товарами, а именно рассуждениями и знаниями о добродетели.
13. И тот, кто частично покупает, а частично сам изготавливает (создаёт) и продаёт за деньги эти знания о добродетели, тем самым зарабатывая средства к существованию, тоже будет мудристом (мудрецом, софистом).
4
1. Часть присваивающего умения (приобретающего искусства) - борьба.
2. Умение (искусство) борьбы делится на две части - состязание и сражение.
3. Где тело борется против тела - это применение силы.
4. Там, где слово выступает против слова - это спор.
5. Спор делится на две части - судебное прение (публичные длинные речи по вопросам справедливости и несправедливости) и прекословие (пререкание; частные беседы, состоящие из вопросов и ответов).
6. Частное препирательство о справедливом и несправедливом - умение (искусство) словопрения.
7. Одна часть умения словопрения теряет деньги, другая - их наживает. Теряющее деньги словопрение - пустая болтовня. Приносящее деньги словопрение - мудристика (софистика).
8. Мудрист (мудрец, софист) - это род людей, наживающих деньги при помощи умения (искусства) словопрения, прекословия (пререкания), спора, сражения, борьбы и присвоения (приобретения).
5
1. Занятия рабов - процеживание, просеивание, провеивание, отделение. Ещё - чесание, прядение, ткачество. Это всё относится к умениям (искусствам).
2. Все эти искусства (умения) - разделяющие.
3. Но это одно умение (искусство), имя ему - умение (искусство) различать.
4. Есть два вида различения - различение худшего и лучшего, различение подобного от подобного.
5. Подобное различение - очищение.
6. Очищение двух видов - очищение тела и очищение души.
7. Порочность души отличается от добродетели души.
8. Смысл очищения - отбросить негодное и оставить годное.
9. Устранение зла из души как негодного - очищение души.
10. В душе есть два вида зла - болезнь в теле и безобразие.
11. Болезнь и разлад - одно и то же.
12. Разлад - это раздор из-за какой-то порчи среди сродного по своей природе.
13. Безобразие - это несоразмерность, неприглядная во всех отношениях.
6
1. У негодных людей мнения в раздоре с желаниями, воля - с удовольствиями, рассудок - со страданиями, всё это - между собой.
2. Порок - это разлад и болезнь души.
3. Со всеми вещами, которые стремятся к какой-то цели, но не достигают её при каждой попытке и ошибаются, это случается вследствие несоразмерности самой вещи и цели её стремления.
4. Душа заблуждается не по доброй воле.
5. Заблуждение - это отклонение мысли, когда душа якобы стремится к истине, но проносится мимо её понимания, к заблуждению.
6. Заблуждающаяся душа безобразна и несоразмерна.
7. В душе есть два вида зла - порок, болезнь души, и заблуждение. Заблуждение - это зло, свойственное только душе.
8. Два рода зла в душе: трусость, своеволие, несправедливость - это болезнь, а заблуждение - безобразие.
9. Для тела против болезни души и безобразия существуют два вида умений (искусств), против безобразия - гимнастика, против болезни души - врачевание.
10. Умение (искусство) против высокомерия, несправедливости, трусости - карательное умение (искусство) или правосудие.
--
© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==