В сети встретилось очередное расхожее мнение о диалектической логике. Константин Куортти пишет:
— Константин Куортти «...насторожило упоминание "диалектической логики", которой, якобы, пользуется автор. Это говорит нам о том, сколько мусора есть в наших головах, причём не от распоясавшихся в последнее время попов, а от т. н. гегелевской диалектики. Последняя претендует на равенство с обычной логикой. Обычная логика - универсальная теория, одинаково успешно применяемая учёным в диссертации и домохозяйкой при покупке картофеля. Гегелевская диалектика - описательная теория, которая иногда удачно описывает процесс познания. Впрочем, во многих случаях пользы от неё нет. Ни один уважающий себя учёный не будет ссылаться на диалектику в научной работе. Это дело понадобилось большевикам и марксистам, чтобы можно было доказать недоказуемое. Жаль, что автор для пущей важности употребил это словосочетание и несколько подставился ».
Уважаемый Константин, как у Вас получилось, что гегелевская диалектика оказалась тождественной диалектической логике? Если Вы откроете труды Гегеля то не найдёте в них термина dialektische logik (диалектическая логика). Не правы и по существу.
В действительности, диалектическая логика будучи средством рассуждения столь же универсальна как и традиционная формальная логика.
Диалектическая логика описывает рассуждение со встроенным противоречием, но не как свидетельство путаницы в мыслях, а как её (мысли) развитие.
Учёный потому и учёный, что не строит свое исследование на догматах формальной логики о непротиворечии (ограничивает, начиная с Фрэнсиса Бэкона [1561 - 1626], круг компетенции формальной логики). Он находится в постоянном поиске, работает с массой взаимно исключающих гипотез. А противоречие как проблема - это уже диалектическая логика. Диалектическая логика успешно применяется и домохозяйкой при покупке картофеля, когда вступает в спор с продавцом, чтобы сбить цену на товар.
В одном из мультфильмов Рыба утянула за собой хомячка вместе с крючком и удочкой. Ошарашенный рыболов в сердцах восклицает спасшим его друзьям: "Во! Чуть не поймала!". Друзья: "А мы думали, что ты её ловил!".
--
Грачёв Михаил Петрович.
Комментарии
А если не удалось сбить цену и пришлось купить по объявленной цене, то диалектическая логика не сработала?
В диалектическом взаимодействии аргументы продавца оказались убедительнее - диалектическая логика сработала.
--
О соответствии термина 'диалектическая логика'
своему названию
(К недоумению, на основании чего к развитию формальной логики прицеплено слово "диалектическая")
Контроверза диалектической логики: наука/не-наука, а стиль мышления, - напоминает оппозицию представлений о философии 'наука/не-наука, а мировоззрение'. Здесь можно и дальше наращивать доводы и возражения как "за" - так и "против". Только если уже складывается ощущение, что противоположную сторону не переубедить, следует попытаться зайти с другой стороны. Я бы обратил внимание на название дисциплины - 'диалектическая логика'. Именно присутствие в названии слова 'логика' дает столь обильную пищу для выдвижения разных гипотез, скептических мнений и недоумений (как, собственно, и присутствие в названии слова 'диалектическая'). Какие здесь возможны исходы разрешения противоречия суждений?
Пять вариантов:
1. Термин 'диалектическая логика' - это замена гегелевскому термину 'спекулятивная логика' (из-за неприятных ассоциаций, связанных со словом 'спекуляция'). Гегель определял 'спекулятивную логику' в значении близком диалектической логике (логики, в широком смысле): "Спекулятивная логика содержит в себе предшествующую логику и метафизику, сохраняет те же самые формы мысли, законы и предметы, но вместе с тем, развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1: Наука логики. - М., "Мысль", 1974 - С. 94).
То есть источником спекулятивной логики является вся предшествующая философия и логика, в узком смысле этого слова (скорее всего традиционная логика, поскольку математической логики ко времени Канта и Гегеля ещё не существовало).
2. Термин 'диалектическая логика' - это философская метафора (или, "стилистическая гипербола" по Маркину А.В). На такой позиции стоят гносеологи, считающие, что всякий термин должен отвечать своему названию. Так, Леонид Джахая в журнале "Философские науки" предпринимает достаточно обоснованную (в отношении диамата) попытку показать, что словосочетание 'диалектическая логика' с собственно логикой никак не связано:
Джахая формулирует пять смыслов, в которых употребляется термин диалектическая логика в диамате:
Тогда как, если говорить о собственно логике, нужно хотя бы провести последовательное сопоставление с формальной логикой, а это уже хлеб исследователя-логика.
3. Термин 'диалектическая логика' - он действительно относится к настоящей логике. Хотя бы гипотетично, можно было бы проиграть сценарий такой логики. Это вполне продуктивный подход, создающий перспективу движения вперед (помня оговорку В.С. Швырева насчет запрета на конкуренцию формальной логики).
4. Термин 'диалектическая логика' - это установившаяся традиция и допустимо только толковать этот термин. Например, Владимир Васильевич Семенов толкует диалектическую логику в смысле логики диалектического субстанциализма Платона-Гегеля:
5. Наконец, перейти от широкого толкования термина диалектическая логика к узкому, специальному по примеру традиционной формальной логики. А именно, к элементарной диалектической логике - субъектной логике с противоречием суждений в структуре аргументации.
Что же касается элементарной диалектической логики, то она не является развитием формальной логики, а представляет собой самостоятельное направление в современной неформальной логике (оппонент возразит: Я запросто перескажу все это и без добавления слова "диалектическая", поскольку диалектики там [в ЭДЛ] нет). Есть или нет диалектики в ЭДЛ, нужно рассматривать саму концепцию элементарной диалектической логики предметно.
--
М.Грачёв
Драматизм ситуации состоит в том, что как только кто-то вступает в дискуссию с идиотом или глупцом, то тут же сам становится идиотом и глупцом. Классическая формула: с умным, умнеешь, а с дураком, дуреешь.
Правильно проходить мимо, хотя и соблазнительно поговорить.
или0или, третьего не дано, да здравствует дуализм! о вреде и пользе коего я неоднократно напоминаю.
Насколько верное замечание можно судить по дискуссиям форумчан с А.Болдачевым. Попытки понять его идеи приводят к уточнающим вопросам, ответы на которые дают понять форумчанам, что никто ничего не понимаеет во взглядах А.В. Чем дольше общаешься, тем большим идиотом выглядишь и тем меньше смысла, определенности остается в теме обсуждения.
О, да. На опыте лишний раз находим подтверждение, что психология рулит, мозги отдыхают, а жизнь идет домой, т.е. на кладбище и я хочу об этом говорить. Порядок вещей непоколебим: знания в книгах, понимание в мозгах, деньги в карманах, а на душе почему-то кошки скребут и выпить не с кем. Русский, как и Еврей, это не национальность, это судьба, которая имеет объективные причины.
Болдачев русский человек с еврейской философией, это такая ситуация, когда там уже всё знают, а тут еще не понимают и кто-то решил это проверить, как соотносится общественно-политическое с социально-экономическим.
Русские идеалисты до грязи ногтей, они рады прочесть Гегеля, но нет исторического аппарата сознания, нечем читать.
Рационализация мира и миропонимание, это смерть для идиота, поэтому люди вполне здраво мыслят и сохраняют себя, как историческое не мышление. И что удивительно, это основание для науки: мечтать, дурить и изобретать, т.е. находить не тривиальные решения.
(хорошо написал, мне понравилось)
Почему-то истоки диалектической логики ее критики ищут в трудах Гегеля и Маркса-Энгельса. Ее же истоки в диалектике "совпадения противоположностей" Н.Кузанского, и дальше вглубь - в диалектике Гераклита – Платона. Логика постепенно "рассыпалась" на десятки "логик" и только узревание, "схватывание" и рисование эйдоса "совпадения противоположностей", а затем «тезиса-антитезиса-синтеза» в самой Природе откроет тайну "рассыпания" логики.
Критика диалектики К.Поппером ( "Что такое диалектика?" как отмечает журнал "Вопросы философии" - "классическая статья" К.Поппера(?!) – это "домашняя философия".
http://philosophy.ru/library/vopros/50.html
Вывод в работе К. Поппера: «Все развитие диалектики должно предостерегать нас против опасностей, неотделимых от философского системосозидания. Оно напоминает нам, что философия не должна быть основанием для каких бы то ни было научных систем и что философам следует быть гораздо скромнее в своих притязаниях. Было бы чрезвычайно полезно, если бы они обратились к исследованию критических методов науки.»
Развитие фундаментальной науки после К.Поппера показало, что игнорирование физиками философских заветов А.Эйнштейна «В настоящее время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений» и Д.Уилера: «Философия слишком важна, чтобы оставлять ее на откуп философам». Приводит к интеллектуальному ступору – см. «Неприятности с физикой…» Ли Смолина http://www.rodon.org/sl/nsfvtsunichzes/
и Карло Ровелли «Наука - это не о достоверности: философия физики» http://www.physics-online.ru/PaperLogos/15586/15586.pdf
И только диалектика с онтологией, диалектическая логика с "копанием" до самых удаленных смыслоразличимых глубин Природы и человека может прийти на помощь физикам. Тем более это важно в наступившую информационную эпоху, когда встала необходимость разобраться с природой и сущность Информации, а также с природой и сущностью старого «трехголового дракона» - Временем. Одним словом «Диалектика Природы» так и остается пока не завершенной работой философов и физиков. А все нападки критиков диалектической логики - это "домашняя философия".
Мы вот все твердим - борьба противоположностей, единство противоположностей - А может кто-нибудь сформулировать что есть противоположность?
Доген пишет:
Абсолютное движение материи (по кругу) и противоположность - абсолютный покой материи как две абсолютные (безусловные, предельные, противоположные) формы существования материи... Тезис и антитезис.
Таким образом слово противоположность не имеет своего определения а присобачивается к другим словам?
Противоположность - философское понятие, образованное посредством субстанциализации прилагательного противоположный (противоположный берег; противоположный конец палки, улицы; противоположное высказывание).
Субстанциализация типичный способ образования таких философских категорий как Движение (от двигаться), Бытие (от быть), Сущность (от существенного) и т.п.
--
М.П. Грачев.
Доген пишет:
Противоположность - это результат хронической неспособности человека помыслить что-либо в единстве его различий. Даже единство он вынужден мыслить в сравнении с множественностью. Такова природа вещей и ума, которые подобны друг другу своей двойственностью за тем исключением, что в уме такое разделение достигает своей кульминации, крайнего противостояния. Печально, но факт.