В чём же отличие формальной логики от диалектики?

Аватар пользователя mp_gratchev

Павел Царёв пишет (ссылка):

Начало цитирования.

В чём же отличие формальной логики от диалектики? Обычно, при характеристике диалектики отмечается два её слоя:

а) первый, я бы сказал, поверхностный. В интерпретации Гегеля Лениным он озвучивается так: «Диалектика вообще есть «чистое движение мысли в понятиях» (т.е. говоря без мистики идеализма: человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов»)» (Ленин В.И. Там же. Т. 29. С. 226 – 227).

Но эта характеристика диалектики не отделяет, а скорее, объединяет диалектику с формальной логикой. Две логики объединяет также и старейшее определение диалектики, как учения о противоположностях, ибо учение о противоположностях без понятия ТОЖДЕСТВА противоположностей, а значит, и закона тождества, с помощью которого определяют сами противоположности, как таковые (т.е. по их отношению друг к другу), учение о противоположностях бессмысленно;

б) второй слой диалектики – глубинный. Озвученный Гегелем, он заключается в следующем: «Но более строгое рассмотрение показывает, что конечное ограничивается не только извне, но и снимается благодаря своей собственной природе и благодаря себе самому переходит в свою противоположность» (Гегель Г,В,Ф, Там же. Т. 1. С. 206). «Понятия, обычно кажущиеся мёртвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение» (Ленин В.и. Там же. Т. 29. С. 98)…

Т.е. суть диалектики, видимо, не в том, что в ней понятия движутся, переходят друг в друга, а в том, что они само-движутся, благодаря своей внутренней противоречивости, в отличие от понятий формальной логики, которые «подвигают внешними манипуляциями», внешними определениями- ограничениями.

Таким образом, из двух основных характерных для диалектики особенностей, я по указанной выше причине выбрал вторую. Т.е. я утверждаю, что именно эта из двух особенностей диалектики должна быть собственным признаком диалектики как логики, отличной (и даже противоположной) от формальной логики (и та, и другая – и формальная логика и диалектика – суть обе логики, поэтому вполне естественно искать отличительный и собственный признаки диалектики по отношению именно к формальной логике для того, чтобы ограничить их тождество, различить друг от друга).

Я вправе на этом остановиться, ибо не вижу нужды доказывать выбранное мной положение по существу. Я здесь не открываю что-то новое, а отдаю приоритет одному из старых положений, обосновывая лишь сам приоритет (ибо, что очевидно, первое положение не определяет, не разделяет понятия формальной логики и диалектики). Тому, кто жаждет доказательства данного положения, можно посоветовать обратиться к первоисточникам (в частности, к Гегелю).

Конец цитирования.

Источник: http://phenomen.ru/forum/index.php?showtopic=729

Сразу следует оговориться. Основное различие формальной логики и диалектики состоит в том, что формальная логика - это специальная научная дисциплина, предметом которой являются правильные рассуждения. Диалектика же есть философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этом смысле, обе дисциплины для сопоставления слишком далекие друг от друга.

Иногда частный предмет "логику" поднимают (расширяют) до уровня философии (метафизика) и тогда уже метафизику как анти-диалектику сопоставляют с диалектикой. К логике в исконном смысле этого слова как науке о рассуждениях взаимоотношение метафизики и диалектики не имеет никакого отношения.

Или наоборот. Диалектику заужают до предмета "логика" и начинают вести речь об отрицании диалектикой как логикой основных законов правильного мышления (непротиворечия, тождества, исключенного третьего). Здесь, на критике диалектики как логики преуспел известный эпистемолог Карл Поппер в своей знаменитой статье "Что такое диалектика?".

Первый, поверхностный слой, на который указывает Павел Царёв, это диалектика в смысле диалектической эпистемологии. В последней понятия, аккумулирующие знания, рассматриваются не как застывшие формы мысли (что характерно для метафизики), а как подвижные, развивающиеся теоретические системы.

Второй слой диалектики – глубинный. Здесь Павел Царёв вновь возвращается к подвижности понятий. Только указывает уже на самодвижение понятий и противоречие как источник этого самодвижения.

Возникает терминологическое смешение: "и та, и другая – и формальная логика и диалектика – суть обе логики".

Строго терминологически речь должна идти о формальной логике и диалектической логике. И уже в этом случае искать отличительный и собственный признаки формальной логики именно по отношению к диалектической логике (а не по отношению к диалектике) для того, чтобы ограничить их тождество, различить друг от друга.

Таким образом, чем раньше Павел Царев (к сожалению, это достаточно распространённая беда и относится не к одному лишь Павлу Царёву) различит диалектику и диалектическую логику, тем быстрее и корректнее осуществит "различение друг от друга" ФЛ и ДЛ.

--

Михаил П. Грачёв.

Связанные материалы Тип
Олег Алексеевич Суворов. Диалектика как логика и теория познания Олег Суворов Статья

Комментарии

Аватар пользователя Горгипп

Основное различие формальной логики и диалектики состоит в том, что формальная логика - это специальная научная дисциплина, предметом которой являются правильные рассуждения. Диалектика же есть философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этом смысле, обе дисциплины для сопоставления слишком далекие друг от друга.

Крепко диамат сидит у нас в мозгах...
Формальное мышление было подчинено диалектическим законам, в этой ипостаси последние выступили высшими принципами.
Что они такое? Предельно общие утверждения описательного характера. Толкуй как хочешь.
Например, превращение количества в качество. Что здесь логика? Превращение количества в качество... То же с другими.
Субъективизм марксистско-ленинского материализма налицо! Зачем его протаскивать в будущее?!

речь должна идти о формальной логике и диалектической логике.

О какой формальной - понятно, а о какой диалектической логике должна идти речь? Марксистско-ленинской?

Аватар пользователя mp_gratchev

О какой формальной - понятно, а о какой диалектической логике должна идти речь?

Разумеется, речь идёт о 'диалектической логике' в исконном смысле этого слова (наука о рассуждениях), а не о философской метафоре, которой обозначают диалектическую гносеологию, эпистемологию и онтологию.

Аватар пользователя mp_gratchev


Где расходятся ТФЛ и ЭДЛ?


Строго терминологически речь должна идти о формальной логике и диалектической логике. И уже в этом случае искать отличительный и собственный признаки формальной логики именно по отношению к диалектической логике (а не по отношению к диалектике) для того, чтобы ограничить их тождество, различить друг от друга.

ТФЛ - традиционная формальная логика.
ЭДЛ - элементарная диалектическая логика.

Установив, о чём идёт речь (Общая логика = ТФЛ + ЭДЛ (шаг 1)), и зарегистрировав единый для двух логик предмет - рассуждения (шаг 2), следующим шагом должно стать фиксирование внимания на клеточке рассуждения: высказывании (шаг 3).

Высказывание также является единицей речевого действия (общения). М.М. Бахтин пишет: "предложение, ставшее целым высказыванием, приобретает особую смысловую полноценность: в отношении его можно занять ответную позицию - с ним можно согласиться или не согласиться, исполнить, оценить и т.п." (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М. 1979. - С.252).

Вместе с тем, формальная логика и диалектическая логика как сугубо логическая дисциплина представляют собой самостоятельные, суверенные системы знания.

В чём, в какой момент и где они расходятся? ЭДЛ - это субъектная полифоническая дисциплина, а ТФЛ - бессубъектная. Традиционная формальная логика отвлекается от субъекта рассуждений, а ЭДЛ, напротив, вводит его в структуру логики (в самом начале - на шаге 3).

Возникает вопрос: А причём здесь диалектика? Что дает право причислять ЭДЛ к категории знания о диалектике?

Ответ на эти вопросы - это уже другая тема. Здесь же важно было остановиться на тождестве и структурном различии формальной логики и диалектической логики в самом основании предмета - в их исходной клеточке.

Аватар пользователя mp_gratchev

Михаил Грачёв,
"Так, сегодня мы наблюдаем, несомненно, неоправданное увлечение формальной логикой, в ущерб диалектической". - Ничего не путаете? Может быть Вы имеете ввиду "увлечение" метафизической гносеологией, в ущерб диалектической?

Олег Суворов,
17 июля, 2013 - 02:08. ссылка
Ничего я не путаю. Вопрос в том, что в литературе (в том числе и в "Философском штурме") до сих пор нет четкого подразделения двух логик -- формальной и диалектической. Более того, немало авторов, которые полагают, что право на существование имеет только формальная логика, запрещающая противоречия и что, следовательно, диалектическая логика суть вообще не логика, а всего лишь непоследовательный стиль мышления (например, Ивин А.А.). С ними по существу солидарны и Вы со своей ЭДЛ.

"диалектическая логика суть вообще не логика" - Так и у Олега Суворова образ диалектической логики сводится к гносеологии: "противоречивость познания, что, собственно, и составляет действительный предмет диалектики, или, что одно и то же, предмет диалектической логики".

Что касается отсутствия чёткого подразделения двух логик, то оно всё-таки есть. В литературе существует чёткое деление формальной логики как узкой, специальной дисциплины, предметом которой являются правильные рассуждения. А диалектическая логика - это философская дисциплина, предметом которой рассматривается категориальный строй теоретического мышления посредством предельно общих понятий.

Авторы "Диалектической логики", изданной Московским университетом в 1986 году, пишут:

"Что же представляет собой диалектическая логика как наука? Существуют разные определения предмета диалектической логики, каждое из которых раскрывает определенную сторону этой науки. Однако почти все авторы сходятся на том, что диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления" (Диалектическая логика. Под ред.Оруджева Э.М., Шептулина А.П. — М.: МГУ, 1986 — С. 14).

Моя позиция направлена на "раскрытие" той "определенной стороны ДЛ", которая связана общим предметом с формальной логикой. А именно, правильными рассуждениями с инкорпарированным в них противоречием как источником развития мысли.
--

Аватар пользователя Полидарис

Математика – частный случай формальной логики.
История – частный случай диалектики.
Формальная логика, это имманентное начало сознания, а диалектика выступает уже как трансцендентальное самодвижение сознания.
В целом мы имеем трансцендентально-трансцендентного механизм сознания.
Как вариант, модель атома – стабильное ядро и подвижная оболочка.
Или модель часов, стабильная ось и подвижные стрелки.
Форма «работает» с миром, а диалектика «работает» с бытием.