Различал ли Гегель противоречия логические и противоречия в реале?

Аватар пользователя mp_gratchev

Евгений Силаев, 30 ноября, 2012 - 16:48. ссылка

Да, что там Бердяев, вот три цитаты из одной книги: Балашов Л.Е. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М. 1997. — 293 c.

1. «Гегель не мог до конца последовательно провести свой объективизм …» с.12

2, «Гегель, так сказать, разорвал понятия конечного и бесконечного на две части и одну отнес к качеству, а другую — к количеству.» с.86

3. «Как первооткрыватель диалектических противоречий Гегель не вполне ясно представлял себе их отличие от логических противоречий.» с.136 -

ЕС

Что, Евгений, этим хотите сказать? Что у Гегеля никаких 'противоречий в реале' , о которых здесь на Философском штурме идет дискуссия, не было? А было лишь представление о логических противоречиях?

--

Михаил П. Грачев.

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Михаил Петрович !

Вы прочитали цитату из книги Балашова Л.Е.
Посмотрите внимательно. К Балашову и вопрос.
Но, сильно сомневаюсь, что Вы получите ответ.

ЕС

Аватар пользователя mp_gratchev

Верно ли я понял, что в цитате из книги Вы обнаружили какую-то несообразность и поэтому выделили её в п.3?

Вот это я и хотел бы уточнить. А то цитату приводите, а комментарий свой не выкладываете.

Аватар пользователя Горгипп

цитату приводите, а комментарий свой не выкладываете.

Так красноречивее не скажешь.
Гегель, вишь, разделил количество и качество... Балашов, понимаю, поправил: соединил... Скромно, втихую, мир даже не пошолохнулся: проспал... умора!

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаеиый Михаил Петрович !

В моем понимании, эти три цитаты сами говорят за себя, и в моих комментарияъ не нуждаются.
По п.3, думаю, что автору книги корректно изложить свое понимание вопроса, без критики Гегеля, тем более, что он ответить уже не может, и мы не знаем как ясно он понимал этот вопрос.

ЕС

Аватар пользователя mp_gratchev


В моем (Евгения Силаева) понимании, эти три цитаты сами говорят за себя, и в моих комментариях не нуждаются.

Так у нас на Философском штурме в виде риторического императива Александр Болдачев вообще отрицает наличие у Гегеля понятия о "противоречиях в реале" ("Определений противоречия много, но суть одна: два взаимоисключающих суждения. Они могут быть образованы и отрицанием (А / не-А), и приписыванием одному логическому субъекту двух противоположных предикатов (s есть p / s есть не-p)" ... "Приведите гегелевское определение противоречия, которое отличается от моего", (с) А.Болдачев).

Поэтому, коль скоро затронули Гегеля в контексте противоречий, то я и хотел уточнить. Только, к сожалению, Вы, Евгений Васильевич, вновь уклонились от формулировки своей позиции по поднятому Вами же вопросу о противоречиях.

Аватар пользователя Горгипп

Болдачев вообще отрицает наличие у Гегеля понятия о "противоречиях в реале"

Ему можно, он большой оригинал... Ибо подкованный и окрылённый идеей специалист может себе позволить полетать за облаками. А когда надо - приземлится...
Но нельзя не замечать нелепых утверждений, исходящих, от человека, официально представляющего и внедряющего философию в молодые безответные умы.

Аватар пользователя mp_gratchev

Горгипп пишет:

"Но нельзя не замечать нелепых утверждений, исходящих, от человека, официально представляющего и внедряющего философию в молодые безответные умы".

Чехов пишет:

"Недавно заезжал в мои жалкие владения [по нынешним временам, в мой блог на ФШ - M.G.], в мои руины и развалины сосед мой Герасимов и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта"

Сергей Васильевич, давайте не будем горячиться, а рассмотрим проблему предметно.

Аватар пользователя Горгипп

не будем горячиться, а рассмотрим проблему предметно.

Никакой горячки. Если мало, почитайте "критику социализма и коммунизма" этого автора. Та же поверхностность, верхоглядство, незнание простых вещей: общего и частного... Мол, частное - хорошо, общее - плохо. Вступать в разговоры по такому поводу и подобным - стрелять из пушки по воробьям.

Аватар пользователя В Н Лебедев

В Н Лебедев

различал ли Гегель противоречия в реале ...иди не различал, это для реального материалистического мира не имеет никакого значения

да и спасибо Гегелю....но мы -то знаем что есть правильное....
пора его и подвинуть..... на место в этой части

важно что противоречия есть в реале и они есть материалестические, четко определяемые количественными параметрами

Аватар пользователя mp_gratchev

Евгений Силаев, 30 ноября, 2012 - 17:43. ссылка
Изображение пользователя Евгений Силаев.

Уважаемый Михаил Петрович !

В моем понимании, эти три цитаты сами говорят за себя, и в моих комментариях не нуждаются.
По п.3, думаю, что автору книги корректно изложить свое понимание вопроса, без критики Гегеля, тем более, что он ответить уже не может, и мы не знаем как ясно он понимал этот вопрос.

ЕС
комментировать

Уважаемый Евгений Васильевич!

Авторское понимание позиции Гегеля достаточно подробно изложено в книге: Балашов Л.Е. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М. 1997. — 293 c. Балашов высоко оценивает развитие Гегелем системы категорий после Канта:

"Открытие Канта воспринял и развил Гегель. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка открыть естественную систематику категорий. Кант только поставил проблему, Гегель же попытался ее решить", (С.96).

Моя оценка на Философском штурме постановки Л.Е.Балашовым проблемы противоречия дана в 2010 году:

mp_gratchev, 16 марта, 2010 - 07:24. ссылка
Интересная, детально структурированная концепция противоречий имеется у Балашова Леонида Евдокимовича. Электронное изложение: Глава 10. Противоречие. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/balash/10.php

Там же у меня по концепции противоречия Л.Е Балашова состоялся обмен мнениями с Александром Болдачевым:

mp_gratchev, 16 марта, 2010 - 13:44. ссылка

Балашов ни на минуту не сомневается в реальности противоречий вне феноменов нашего мышления:

"Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими словами реальное противоречие, реальную противоречивость, противоречивый характер чего-либо ... Объективный смысл реальных противоречий — в том, что они не плод досужего воображения и не следствие логических ошибок, а присущи вещам и процессам объективного мира независимо от того, мыслим мы их или нет" http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/balash/10.php .

Это первый результат книги Л.Е. Балашова, имеющий значение для дискуссии на Философском штурме о 'противоречии в реале' и который хотелось бы закрепить. Итак, бетонируем ("Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими словами реальное противоречие", (c) Лев Балашов)?

Болдачев:

"Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими словами реальное противоречие"

Эта фраза могла быть и в моем тексте.

Возможно эта фраза у Александра и могла бы быть. Только Л.Е.Балашов под реальным противоречием мыслит противоречие в реале: "присущи вещам и процессам объективного мира", - а А.В.Болдачев противоречие в реале отрицает.

Аватар пользователя Горгипп

"присущи вещам и процессам объективного мира",

Гегель говорил и попроще: вроде, куда ни глянь - всюду диалектика...
Противоречие - отношение взаимоисключения. Что в формальной логике, что в диалектической (в границах диалектического метода). Но во втором случае это противопоречия, возникающие в процессе: первое отрицание - второе отрицание - отрицание отрицания (утверждение).
У Балашова диаматовский смысл "присущи вещам...". А У Гегеля вещи сами по себе - "глина", в которую следует вдохнуть душу, чтобы она превратилась в вещь. Словом, он имеет в виду одухотворённую материю: имеющую форму... Это форма процесса, тождественная форме процесса мышления. Вот в чём объективизм гегелевского идеализма.
Энгельс перевернул его теорию и получил субъективный материализм, который оформился в философию диалетического материализма. Теперь его представитель что-то там указывает на недостаточность объективизма Гегеля... Ничего не понимая в сути дела.
Не на тех философов ссылаетесь, Михаил Петрович.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Михаил Петрович !

В моем понимании, Гегель связывал объективное существование противоречий в реальности с человеческим мышлением.
«Эта противоположность является трудным пунктом, ибо она составляет противоречие; добро само по себе не является противоречащим, противоречие впервые входит через зло, только зло его порождает. » с.107. Гегель. Философия религии. В двух томах. Т. 2. М "Мысль", 1977. 573 с.

ЕС

Аватар пользователя mp_gratchev


В моем понимании, Гегель связывал объективное существование противоречий в реальности с человеческим мышлением.

С "объективным существованием противоречий в реальности" трудно не согласиться. И, разумеется, между противоречиями в реале и человеческим мышлением есть некоторая связь. С констатацией связи тоже никто не станет спорить.

В том месте, на которое ссылаетесь (фактическая поправка: С.106) речь идет о человеке как природной реальности ("конечном духе"). Его-то сознание, деятельность, общение с другими людьми и является "местом борьбы зла и добра".

Соответственно, если исходить из диалектики борьбы зла с добром, человек (конечный дух) остаётся тем же местом "в котором должна эта борьба завершиться" (там же).

Аватар пользователя Евгений Силаев

Согласен,
ЕС