Деактивация позиции субъекта познания в т.н. 'абсолютном релятивизме'

Аватар пользователя mp_gratchev

От чтения текстов интеллектуала Александра Болдачева создается ощущение, что тебя разводят. И это завораживает (впечатление Методолога).

Образец.

boldachev, 22 марта, 2012 - 00:24. Тема: Релятивизм и плюрализм

Новый, уже внедряющийся в нашу жизнь уровень мышления – и философского, и художественного – подразумевает отсутствие у субъекта познания фиксированной точки зрения, его способность занимать различные позиции, продуцировать текст во всевозможных традициях, стилях.

Абсолютный релятивизм (АР) создает проблемы на ровном месте: "Ведь принятие философского релятивизма прежде всего означает признание возможности и необходимости множества мировоззрений, понимание, что твоя собственная картинка ничем не лучше, чем картинка не только философского попутчика, но и идейного противника" (boldachev, 23 марта, 2012 - 00:14 ссылка). Это ужасно с позиций АР.

Между тем, проблема аккуратно решается в элементарной диалектической логике. Вовсе не нужно избавляться от фиксированной точки зрения. Нужно всего лишь вступить в аргументативный диалог с противоположной позицией. И в совместном рассуждении найти решение возникшей проблемы.

К сожалению абсолютный релятивизм в авторской трактовке имеет неустранимое ограничение - АР монологичен ("Никаких собеседников - все монологично", boldachev, 22 марта, 2012 - 13:06. ссылка).

--

Михаил П. Грачёв.

Комментарии

Аватар пользователя boldachev

Нужно всего лишь вступить в аргументативный диалог с противоположной позицией. И в совместном рассуждении найти решение возникшей проблемы.

Вот так просто: вступить в диалог и решить все философские проблемы...

Жаль только, чо все канты-гегели, хайдеггеры-витгенштейны не дожили до момента, когда им открылся бы это простой рецепт. А сами не додумались аргументировано поговорить друг с другом. Или в диалог вступали, но не достаточно аргументированно?

Ну, да ладно. Не знали, так не знали.
Зато теперь все философские проблемы будут решены в раз. :)

Аватар пользователя mp_gratchev


boldachev, 23 марта, 2012 - 02:17. ссылка
Вот так просто: вступить в диалог и решить все философские проблемы... Жаль только, что все канты-гегели, хайдеггеры-витгенштейны не дожили до момента, когда им открылся бы это простой рецепт. А сами не додумались аргументировано поговорить друг с другом. Или в диалог вступали, но не достаточно аргументированно?

Создается впечатление, что совсем не в курсе диалогической традиции современной философии (Бубер - Бахтин - Библер).

"ДИАЛОГ КУЛЬТУР — понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. В философских трудах В. С. Библера понятие диалога культур выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун 21 в." (Философская энциклопедия)

В карнавале философских систем Владимир Соломонович Библер у Вас не предусмотрен? Или карнавал для проформы, а на деле как был солипсизм, так им и остался?

--
М.Грачёв

Аватар пользователя mp_gratchev

Что значит "деактивация" позиции субъекта познания?
А.Болдачев пишет об этом так: "И отказался от понимания субъекта как "активного" - просто даже исходя из того, что это в большей степени психологическое, чем философское понятие" (boldachev, 30 марта, 2012 - 02:34. ссылка).

Однако в философии это уже проходили. Рудимент остался в виде "субъекта" в структуре высказывания [А: (s - p)]. Здесь субъект полностью деактивирован. [s] строчное не активен. Он обозначает то, о чём говорится в предложении, а сам говорящий (актор, деятель) остается за скобками структуры высказывания.

--
М.Грачёв

Аватар пользователя Шадрин В.В.

http://echo.msk.ru/blog/echomsk/873990-echo/
релятивизм доведенный до логического конца