1. Противоречие в логике (формальной и диалектической) - это отношение двух взаимно исключающих суждений. С той разницей, что в формальной логике противоречие высказываний всегда деструктивно и сигнализирует о наличии ошибки в рассуждении. А в диалектической логике, помимо варианта формально-логического (его диалектическая логика не отбрасывает, учитывает), рассматривается вариант продуктивного противоречия. Продуктивное противоречие обычно лежит в основании проблемы, которую требуется разрешить.
2. Теперь о сущности моего подхода.
2.1. Здесь наверное лучше начинать с противоречия суждений, которые высказываются в какой-то, пусть не базарной, а научной дискуссии или политических дебатах, или в судебном заседании. А затем от межличностного противоречия или противоречия позиций в профессиональной, публичной дискуссии (философы и мизософы, физики и лирики, истцы и ответчики, прокуроры и адвокаты, демократы и республиканцы) перейти к удержанию противоречий, продиктованных с противоположных позиций высказываний, в одной голове.
2.2. Вся штука в том, к а к оптимально разрешить диалектико-логическое противоречие высказываний. Пусть диалектико-логическим противоречием будут называться такие противоречивые предложения, который не относятся к заведомой ошибке рассуждений.
2.3. Тут мало иметь продуктивное противоречие. Даже хорошее противоречие можно загубить в споре, состоящем из реплик типа: да-нет, нет-да. Поэтому реплики-утверждения дополняют вопросами, оценками, императивами.
2.4. Ещё нужно обратить внимание, как связываются высказывания в рассуждении. Формальная логика предлагает универсальную форму - умозаключение. Я вношу предложение наделить статусом логической формы кажущийся само-собой разумеющимся - 'диалог' в качестве связи высказываний в рассуждении.
2.5. Далее всплывает понятие "логический вывод". Его не трогаю. Это ход в лабиринте, который ведет в тупик. В смысле, из логического противоречия по прописям формальной логики можно вывести нежелательное 'всё что угодно'. Нам это нужно? Нет. В связи с чем, в диалектической логике используется более широкое понятие - "аргументация". Аргументация включает и логический вывод (в смысле просчета следствий из принятых посылок). Вместе с тем аргументация нагружена более широкими смыслами взаимодействия доказательства и опровержения в условиях, когда они подгружаются новыми фактами и доводами.
3. Что есть рассуждение? В диалектической логике рассуждение есть процедура обоснования или извлечения смысла высказываний путем последовательного пошагового перехода от одних суждений, вопросов, оценок, императивов, являющихся исходными, к другим суждениям, вопросам, оценкам, императивам.
4. Рассуждение, это всегда чье-то рассуждение. Оно может быть индивидуальным и коллективным (совместным). Совместное рассуждение осуществляется в коммуникативной форме: диалог, дискуссия, дебаты, полемика, спор, совещание, конференция, съезд, форум.
5. В совместном рассуждении при наличии общей темы и правил дискуссии (без правил, неписанных или писанных правил - см. Приложение 1) участники совместного рассуждения высказывают в определенной последовательности и порядке мнения, задают друг другу вопросы, оценивают чужие реплики, побуждают тем или иным образом к каким-то речевым действиям своего собеседника. В результате совместного рассуждения проясняется содержание какой-либо проблемы, намечается скоординированный план совместных действий.
6. Элементарное индивидуальное рассуждение представляет собой связь мыслей в умозаключении, а совместное рассуждение связывает мысли в логической форме 'диалог'.
7. Может ли сомнение служить признаком присутствия (наличия) противоречия в мыслях? Если я сомневаюсь в истинности какого-то высказывания, то это означает, что допускаю возможность истинности противоположного высказывания и колеблюсь в своем окончательном решении по их поводу.
Приложение 1 (Коммуникативные правила Арне Нэсса).
Arne Naess1:
"1. Избегайте тенденциозной иррелевантности (то есть доводов, напрямую не связанных с темой дискуссии, в частности аргументации к личности оппонента).
2. Избегайте тенденциозного цитирования. Изложение чужой точки зрения должно быть предельно адекватным.
3. Избегайте тенденциозной двусмысленности в доводах.
4. Избегайте тенденциозного чтения в сердцах ("straw men fallacy"). Не приписывайте оппоненту мнений, которых он не высказывал.
5. Избегайте тенденциозного додумывания. Информация, представленная вами должна быть правдивой и полной.
6. Избегайте тенденциозных интонаций: угрожающих, уничижительных, иронических и саркастических.
7. Избегайте тенденциозной односторонней аргументации: доводы «про» и «контра» должны взаимодополнять друг друга" 2.
____________
1 [Арне Нэсс « Arne Naess », выдающийся норвежский философ XX века, эколог и альпинист, умер в собственном доме в Осло в возрасте 96 лет. О его кончине извещает агентство France Presse со ссылкой на издателя Эрлинга Кагге. Нэсс считается основоположником течения «глубокая экология», он первым сразил семитысячник Тирич-Мир в Гиндукуше « Пакистан ». Нэсс родился в столице Норвегии в 1912 году. Он обучался в Вене и Париже, закончил институт Осло и в 27 лет стал самым юным его доктором. Несс занимался логикой и философией языка. Арне Нэсс был также убежденным защитником окружающей среды и разработал концепцию «глубокой экологии». Он [принимал участие] почти во всех природозащитных акциях] http://newskultury.ru/?p=307.
2 См. Naess A.D. Communication and Argument: Elements of Applied Semantics. London., 1966 (англ. перевод кн.: Naess A.D. En del elementare logiske emner. Oslo, 1947).
Комментарии
Я думаю надо четче различать "оценочные" и "фактические" противоречия. Большинство споров посвящены оценке событий и личностей , тут диалектика сложнее ибо требует поиска общих оценочных критериев , каковых в принципе может и не быть.
Сложность действительно присутствует. Целый клубок и узлы сложностей. Затем и существует логика, чтобы клубки распутывать и узлы развязывать. В традиционной логике считают, что наши рассуждения сводятся к умозаключениям, представляющим собой связь суждений. И вот вы упомянули 'оценочные противоречия', хотя согласно стандартной логике противоречие, это всегда отношение взаимоисключающих суждений. А тут появляется оценка. Возникает вопрос, оценка и суждение есть разные вещи или это одно и то же? Это первый пример переплетения логических форм мысли.
Если по поводу суждений вопрос о критерии чаще не возникает, чем возникает ("Эйфелева башня в Лондоне" и "Эйфелева башня в Париже"), то по поводу оценочных высказываний, как вы правильно заметили, критерий ещё надо поискать. Оценка субъективна. Она личностная. Суждение безличностное. Суждение, это объективированное высказывание.
Субъективное высказывание, привязанное к конкретной личности, обычно называют мнением. Мнение студента и мнение профессора имеет различную убеждающую силу (хотя и тут нет обязательной закономерности).
Когда решается вопрос жизни и смерти пациента, собирают консилиум. То есть мнение одного, хотя бы и профессора, уже не достаточно. Экспертное заключение в суде принимается в качестве доказательства. А ведь экспертное заключение - всего лишь 'оценка'.
--
М.Грачёв
Я говорил о "ценностных суждениях" типа "Сталин хороший" и "Сталин плохой"
Ценность и оценка - это ещё один крепкий узел, которым связана логика высказываний. Оценка является выражением в языке ценностного отношения мысли к действительности. Что это вдруг решили противопоставить 'ценностное суждение' 'оценочному суждению'?
Это после Вашей фразы об "экспертной оценке" , она может отвечать и на вопрос "было или не было ?"
Ценностные и оценочные суждения действительно имеет смысл различать. Ценность (значимость чего-либо для кого-либо) - это культурологическая и философская (аксиологическая) категория, которая обозначает материальные или идеальные сущности (вещи, процессы), доставляющие в жизнедеятельности человека (рода, племени, нации, индивида) благо при их использовании.
Оценка - форма мысли, отображающая рефлексивное отношение субъекта к своим мыслям, а также, к предметам (вещам, объектам) внешнего и внутреннего мира.
Мне представляется, что данные определения оценки и ценности демонстрируют их самостоятельность, независимость друг от друга. Теперь если от оценок и ценностей перейти к суждениям, их выражающим, то можно получить такие определения, соответственно:
Что для вас будут пары «'ценность' и 'оценка'», «'оценочное суждение' и 'ценностное суждение'»? Как их определите?
--
М.Грачёв
Возьмем суждение "Это яблоко вкусное" и противоположное "Это яблоко не вкусное". Формальная логика в ужасе застыла.Но это могут быть рефлексивные суждения разных людей.Может ли быть разрешено это противоречие в предикатах? Наверно да , если яблоко попробует третий и "вкус" будет оценен конвенциональным большинством.
Ценности могут градуироваться от индивидуальных , до общечеловеческих. "Сталин плохой" и "Сталин хороший" это суждениях в рамках ценностного поля. Если это одно поле то противоречие формальное. Если разные , то диалектическое.
Статистическая интеграция рефлекторных оценок и составляет базу ценностных полей.
Согласен про ценностные (предметные) поля. Если мне не интересны (вне моих ценностных полей) проблемы взаимоотношений религии и атеизма, то я не стану поминать Бога всуе. А если мне интересна философия, то я готов рассмотреть пример высказываний 'Гегель хороший философ' и 'Гегель шарлатан* в философии (по Шопенгауэру)'. Или имя Сократа, как олицетворение философии, которому к тому же что-то нашептывал внутренний голос (Сократ слышал 'голоса', в физиологическом смысле?).
Пример с яблоком годится. Только, почему "Формальная логика в ужасе застыла"? Потому что - высказывания разных людей? Так ведь выведена давно уже формула: "О вкусах не спорят". И третий участник здесь вовсе не разрешит спор. Что касается формальной логики, то она забракует вашу ссылку на суждения разных людей, как нарушение требования "брать противоречащие высказывания 'в одном отношении' ". А разные люди могут высказывать противоречивые по отношению друг к другу суждения сколько угодно. Что касается диалектической логики, то она выводит абстрактный вопрос за пределы схоластического спора. И наверное Мичурин выращивал новые сорта яблок, с учётом их вкусовых качеств.
О том, что диалектическое противоречие разноуровневое (или, парафраз, 'принадлежит к разным ценностным полям'), эту идею я уже слышал от А.Болдачева. Идея несостоятельная, поскольку не разрешает противоречие между формальной и диалектической логикой, а механически разводит их в разные углы.
Длинное предложение "Статистическая интеграция рефлекторных оценок и составляет базу ценностных полей" можно свести к паре слов: 'экспертная оценка'.
___________
*) "Гегель отнесся к Шопенгауэру с полным пренебрежением; последний же неустанно боролся против "шарлатана" (как он называл своего противника) и его "философии абсолютной бессмыслицы". Самонадеянно назначив время своих лекций на те же часы, что и у Гегеля, Шопенгауэр остался без слушателей" (Чанышев A.Н.).
--
М.Грачёв
Просто неверное составлены суждения.
Предикат "вкусность" принадлежит не субъекту "яблоко", а субъекту "человек" - правильно будет так: Вася ощутил вкусность (удовлетворение) при поглощении яблока, а Петя ощутил невкусность (отвращение) при поглощении яблока (последнее лишь условие). Формально тут разные субъекты, разные предикаты при едином условии. Яблоку как самостоятельному субъекту предикат "вкусность" не принадлежит.
Этот трюк с разведением отношений между субъектом и объектом и заводит формальную логику в тупик.
По правилам языка "вкусным" будет "яблоко". И когда я говорю "Возьми это вкусное яблочко" , то подсознательно предполагаю яблоко Zuhanden (по Хайдеггеру). Но с яблоками формальная разводка проходит , а вот со "Сталиным" уже сложней. Тут кроме фанатичных "сталинистов" и "антисталинистов" могут затесаться "эксперты".
"Красный флаг" он не потому "красный" , что я его вижу "красным" , а потому , что мне в детстве показали на флаг и сказали "красный" , теперь любое похожее ощущение я называю "красный". А для дальтоника одинаковы и "красный" и "зеленый".Но , что интересно , дальтоники не навязывают всем мысль , что "красного" нет.
Если большинство говорит , что яблоко "вкусное" , значит оно "вкусное само по себе" и "вкусность" принадлежит не только субъекту , но и объекту.
Ответ тут