Суждение - исходная категория двух логик
Суждение - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел (см.: Словарь философских терминов. - М., 2004, С.555). Суждение является исходной категорией как в формальной, так и в диалектической логике.
С.Б. Церетели: "...приписывание же признака к чему-либо есть суждение, постольку на основе суждения создается понятие, то есть суждение первично по отношению к понятию и, конечно, умозаключению. Простейшая форма мысли есть суждение, которое и представляет собой начало логики" (Церетели С.Б. Диалектическая логика. — Тбилиси, 1956, С.779)
Суждение и наррация. Наррация (повествование) - изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации:
1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;
2) факты должны быть правдоподобными;
3) наррация должна быть краткой и четкой;
4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией;
5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;
6) для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения;
7) при описании избегать расплывчатости и излишних деталей;
8) место описания - в начале наррации.
(Панов М.И. (1995) Введение в риторику).
Суждение - структурный элемент логической системы, является одной из четырех основных форм мысли (высказывания) наряду с вопросом, оценкой и императивом. В языке актуализируется в грамматической форме повествовательного предложения. Отличается от других форм мысли тем, что выступает в качестве истинностного вида высказывания, а именно, является носителем истинностного значения 'истинно' либо 'ложно' в двузначной логике.
Структура суждения в диалектической логике имеет следующий вид:
S (s - p),
где
S(прописное) - субъект рассуждений;
s(строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[-] - связка.
Структура суждения в формальной логике имеет вид:
s - p,
где s (строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[-] - связка.
Противоречие в логике - отношение, членами которого являются противоположные суждения А и Б.
В формальной логике каждое из двух суждений А и Б является отрицанием другого, при этом они не могут быть одновременно истинными, но могут быть вместе ложными.
В диалектической логике можно говорить об одновременной квази-истинности двух противоположных или противоречащих друг другу суждений А и Б лишь в случае принадлежности высказываний разным субъектам рассуждений S1 и S2 и то лишь с позиций каждого из интерпретаторов высказывания. Действительная истинность высказываний в диалектической логике выясняется (или не выясняется) в процессе аргументации сторон.
Противоположности - структурные члены отношения противоречия; противоположности представляют собой такие парные сущности (суждения), которые взаимоисключают и в следствие этого взаимоисключения предполагают друг друга, сопряжены друг с другом, составляют два полюса в рамках некоторого единого основания и существуют как в оппозиции противоречащих суждений(статика, формальная логика), так и во взаимодействии друг с другом в диалоге субъектов рассуждения (динамика, диалектическая логика).
--
М. Грачёв.
Комментарии
Шаг 1.
Исходя из того положения, что высказывание в диалектической логике помимо логического субъекта (s-строчное) и предиката (р), как это имеет место в формальной логике, учитывает ещё и субъект рассуждений (S-прописное), актуализируется структура суждения в следующем виде:
где
S(прописное) - субъект рассуждений;
s(строчное) - логический субъект;
р - предикат;
[-] - связка.
Предъявленное соотношение между 'субъектом рассуждения', 'логическим субъектом' и 'предикатом' носит схематический характер. На схеме символически изображено положение дел, отвечающее на вопросы:
1. Кто мыслит?
2. О чём мыслит?
3. Что мыслит?
Отсюда видно, что по отношению к традиционной формальной логике сделана одна простая, но существенная добавка структурного элемента, отвечающего на вопрос "кто мыслит?". Если у кого-то есть замечания по данной предельно упрощенной записи структуры высказывания-суждения в диалектической логике, то можете здесь задать свои вопросы.
--
М.Грачёв
Шаг 2.
Помимо двух элементов, отвечающих на вопросы "о чём мыслит?" и "что мыслит?", в суждении актуализируется третий элемент, отвечающий на вопрос "кто мыслит?". Конкретных замечаний нет, поэтому продолжу развертывание наррации.
Следующим основным фактом, имеющим непосредственное отношение к теме, является состав основных форм мысли в диалектической логике как логике развивающегося суждения. Этих форм четыре: вопросы, суждения, оценки, императивы. В языке данные формы мысли выражаются, соответственно, в вопросительных, повествовательных, оценочных и побудительных предложениях.
Скажем, к изложенному на 'шаге 1' можно было бы применить оценку: "утверждение, что высказывание имеет структуру S (s - p), 'ложное'. Только оценка не аргумент. Требуется обоснование оценки. В противном случае, такая голословная оценка остается всего лишь личной фантазией высказавшегося, интересной разве что только ему самому.
Итак,
- на 'шаге 1' в элементарную структуру суждения, описываемого традиционной логикой, введен дополнительный элемент - 'субъект рассуждений'.
- на 'шаге 2' в составе основных форм мысли актуализированы четыре формы, необходимые для развёртывания тела диалектической логики. А именно, суждения, вопросы, оценки, императивы.
--
М.Грачёв
Шаг 3. Введение оператора квотирования
Отнесение высказывания к субъекту рассуждений осуществляется с помощью оператора квотирования (знаком квотирования помечается цитируемое сообщение обычной почтовой программой). Если связка [-] в суждении 'А: (s - p)' устанавливает отношение между логическим субъектом и предикатом, то оператор квотирования определяет, кем генерируется данное высказывание и устанавливает отношение между автором (i, j, k...) и высказываемой им мыслью А: (s -p):
Si > (s -p)
Sj > (s -p)
Sk > (s -p)
..................
В этом случае, противоречие высказываний, которое в формальной логике имеет вид
'А & не-А',
в диалектической логике будет выглядеть так:
(Si > А) & (Sj > не-А)
или
(А)i & (не-A)j
При такой форме записи противоречия появляется возможность увидеть, что высказывания отнесены к разным субъектам рассуждения, что никак не влияет на отношение формальной логики к самому противоречию. Ибо закон запрещенного противоречия действует независимо от того кем высказаны утверждение и отрицание в отношении одного и того же предмета суждения. А в диалектической логике такое противоречие служит фиксацией позиций, которые подлежат последующей аргументации в процессе совместного рассуждения (диалога).
--
М.Грачёв