Вопрос, суждение, императив и оценка в логике практических рассуждений

Аватар пользователя mp_gratchev

Соображения о том, что суждение, вопрос, императив (указание, предписание) относятся к элементам практического рассуждения - составляют общее место в обсуждениях, посвященных разрешению логических проблем коммуникативных отношений "человек - компьютер"*; ролевых отношений типа "теоретик - экспериментатор", "учитель - ученик", оппонент-пропонент. Так, М.С. Бургин пишет:

"Сами практические рассуждения строятся из высказываний различного рода: утверждений, вопросов, указаний, предписаний и т.п. В процессе рассуждений этим высказываниям даются те или иные оценки. Утверждения могут быть вполне достоверными, не совсем достоверными, совсем недостоверными; вопросы корректными или некорректными; предписания - выполнимыми или не выполнимыми. Каждая оценка отдельного высказывания может рассматриваться в качестве его имени" (М.С. Бургин . Функторная семантика в категориях именованых множеств //Рациональность, рассуждение, коммуникация. - Киев, 1987, С.183).

Остается выяснить, чем практическое рассуждение отличается от теоретического. Лежит ли в их основе одна или разные логики. Можно ли высказывания-вопросы, высказывания-императивы (указания, предписания), а не только суждения рассматривать как 'репрезентанты' теоретического рассуждения. Вправе ли исследователь практического рассуждения отнести саму оценку к самостоятельному виду высказываний.

____________

*) "Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме" (c).

М. Грачёв.

Комментарии

Аватар пользователя zaharov

<Вправе ли исследователь практического рассуждения отнести саму оценку к самостоятельному виду высказываний>
Вопрос: "Оценка" может ли быть охарактеризована как истинная или ложная?
"Высказывание" может ли быть охарактеризовано как истинное или ложное?

Ответ на эти вопросы поможет решить вопрос в скобках.

Аватар пользователя mp_gratchev

zaharov, 3 декабря, 2012 - 00:43. ссылка
<Вправе ли исследователь практического рассуждения отнести саму оценку к самостоятельному виду высказываний>

Вопрос: "Оценка" может ли быть охарактеризована как истинная или ложная? "Высказывание" может ли быть охарактеризовано как истинное или ложное? Ответ на эти вопросы поможет решить вопрос в скобках.

На вопрос ["Оценка" может ли быть охарактеризована как истинная или ложная?] у меня ответ однозначный - оценка есть самостоятельная неистинностная форма мысли и не принимает значения "истинно/ложно" в двухвалентной логике.

Соответственно, исследователь практического рассуждения вправе отнести саму оценку к самостоятельному виду высказываний.

Что касается высказывания, то оно делится на истинностные виды (утверждение, отрицание) и неистинностные: вопросы, оценки, императивы. Поэтому одни виды высказываний могут быть охарактеризованы как истинные и ложные (суждения), а другие виды нет (вопросы, оценки, императивы). Таким образом, на второй вопрос нельзя ответить односложно: либо "да", либо "нет".

Аватар пользователя zaharov

Мне кажется, что Вы слишком вольно трактуете термин "высказывание".За последние две тысячи лет вопросы и оценки не относились к высказываниям. Или , может быть что-то я не правильно понял.

Аватар пользователя mp_gratchev


Вопрос форма мысли (мышления) и высказывание



Верно, за последние две тысячи лет вопросы и оценки не относились к высказываниям. А за последние 50 лет их стали относить к высказываниям в системах логики вопросов и ответов, логики оценок. Хотя в математической логике по причинам, которые озвучил ещё в античности Аристотель, к высказываниям до сих пор относят только суждения:

"Предложения, выражающие определенные суждения, называются высказываниями. Они характеризуются тем, что могут быть истинными и ложными, и этим отличаются, например, от повелительных и вопросительных предложений" (В.А.Успенский, Н.К.Верещагин, В.Е.Плиско. Вводный курс математической логики.- М., 2002. - С.19).

Известно, что Аристотель был первым, кто мотивировал отнесение к высказываниям только суждения, представленные в форме речи, которую можно оценить как истинную или ложную. Он писал:

"Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба [императив. - M.G.], например, есть речь, но она не истинна и не ложна. Итак, прочие виды речи [вопросы, оценки, императивы. - M.G.] оставлены здесь без внимания (Аристотель. Об истолковании // Сочинения в четырёх томах. Том 2. - М., 1978. - C. 95).

Только через две тысячи лет хватились, что вопросы тоже принимают некоторое участие в рассуждениях. Юрий Александрович Петров пишет в "Азбуке логичного мышления":

"Наше мышление в значительной степени состоит из задания вопросов себе, другим людям и природе с целью получения ответов, дающих определенную информацию" (С.46).

И у Вас, Аркадий Аркадьевич вместе с Ю.А. Петровым написано:

"Вопрос - форма мышления, выражающая запрос информации об объекте при указании известной информации об этом объекте" (Петров Ю.А., Захаров А.А. Общая методология мышления. - М. 2006. - С.45).

А как на письме выражаются вопросы? В форме вопросительных предложений, а суждения - в форме повествовательных предложений. Это в грамматике. А в логике? В логике, это высказывания. Теперь лишь с одним уточнением. Высказывания - это не только суждения, но и вопросы.

Вопросы тоже оцениваются. Правда у них, в отличие от суждений, свой набор оценок (правильные/неправильные):

"Правильно заданный (правильный) вопрос - это вопрос, на который в принципе возможно дать истинный ответ" (Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991. - С.48).

Или Вы 'вопросы' в логике называете как-то по другому? Тогда давайте согласуем терминологию.

Аватар пользователя mp_gratchev

zaharov, 4 декабря, 2012 - 23:10. ссылка
Мне кажется, что Вы слишком вольно трактуете термин "высказывание". За последние две тысячи лет вопросы и оценки не относились к высказываниям. Или, может быть что-то я не правильно понял.

Не прошло и года. Где вопрос - там противоречие и неопределенность. Вот и Ильенков обратил внимание на куцую трактовку высказывания в старой традиционной логике:

"Старая логика не случайно обходила такую важную логическую форму, как «вопрос». Ведь реальные вопросы, реальные проблемы, возникающие в движении исследующей мысли, всегда вырастают перед мышлением в виде противоречий в определении в теоретическом выражении фактов. Конкретное противоречие, возникшее в мышлении, и ориентирует на дальнейшее и притом целенаправленное рассмотрение фактов, на отыскание и анализ именно тех фактов, которых недостает для решения проблемы, для разрешения данного теоретического противоречия" (Э.В. Ильенков "Очерк 13. Противоречие как категория диалектической логики").

Так, всё-таки, Аркадий Аркадьевич, Вы продолжаете настаивать на своём или ваши сомнения рассеялись по поводу отнесения к высказываниям помимо суждений ещё вопросов, оценок и императивов?
--

Аватар пользователя Горгипп

чем практическое рассуждение отличается от теоретического

Тем же, чем практика от теории... В практике открывается нечто, что требует объяснения. Строится объяснительная теория. Она возвращается практике...
Например, считалось, Земля плоская, заканчивается у горизонта. Стали путешествовать - горизонт недостижим. Предположили - Земля шарообразная. Доказали. Стали путешествовать вокруг Земли.

Аватар пользователя mp_gratchev

"чем практическое рассуждение отличается от теоретического". Тем же, чем практика от теории... В практике открывается нечто, что требует объяснения. Строится объяснительная теория. Она возвращается практике...

Чем практическое рассуждение отличается от теоретического? "Тем же, чем практика от теории". Практика - это пробы и ошибки. А теория - это обобщение проб и ошибок в принцип научного познания. Например, Поппер.

Аватар пользователя Горгипп

Практика - это пробы и ошибки. А теория - это обобщение проб и ошибок в принцип научного познания. Например, Поппер.

Карл Поппер, конечно, голова... но, по-моему, метод исследования он ограничил пробами и ошибками, то есть исключил закономерности познания, которые следуют из теории Гегеля. Отсюда его утверждение о фальсифицируемости теорий.
Практика - это преобразовательная деятельность вообще. Её цель получить потребный продукт.

Аватар пользователя mp_gratchev

Практика - это преобразовательная деятельность вообще. Её цель получить потребный продукт.

Больше того, практика многообразна, а теория ограничена обобщением фрагмента практики. В данном случае: ограничена практическими рассуждениями, которые "строятся из высказываний различного рода: утверждений, вопросов, указаний, предписаний и т.п."

Поэтому и тема размышлений конкретная: "Вопрос, суждение, императив и оценка в логике практических рассуждений". Применительно к этой теме речь идёт о потребном продукте - двух моделях естественного мышления: строении элементарной диалектической логики (ЭДЛ) в сопоставлении со структурой традиционной формальной логики (ТФЛ) в порядке разрешения логических проблем коммуникативных отношений, возникающих в практике совместных рассуждений.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, проблему фальсифицируемости теорий также желательно привязать к теориям ТФЛ и ЭДЛ.