автор тезисов: М.П. Грачёв
Если произвести выжимку из концепции диалектической логики как логики развивающегося суждения, то её можно свести к двенадцати тезисам:
1. Идея "исходной категории" логической системы: не понятие и не умозаключение, а - суждение.
2. Идея "общего начала" формальной и диалектической логики, запечатленной в "структуре суждения" - А: (s - p), где А - высказывание (суждение); s - логический субъект; p - предикат.
3. Идея "субъектности логического мышления": в структурную формулу суждения вводится "Субъект рассуждений" - А: S (s - p), где S - субъект рассуждений является полисубъектом.
4. Идея "индифферентности формальной логики" относительно субъекта рассуждения: основные законы ФЛ действуют независимо от того, индексированы ли суждения (помечены высказывания меткой субъекта рассуждений) или нет.
5. Идея "расширения перечня основных форм мысли": было три (понятие, суждения, умозаключения), стало - четыре (суждение, вопрос, оценка, императив). В результате общая структура форм мысли принимает следующий вид:
понятие
|
суждение - вопрос - оценка - императив = диалог
|
умозаключение
6. Идея "эквивалентности ФЛ-противоречия и ДЛ-противоречия": это противоречие суждений взятых в одно и тоже время, в одном и том же смысле и отношении. Различаются же они (ФЛ и ДЛ противоречие) по способу разрешения (снятия) противоречия. Разрешение противоречия суждений описывается формулой диалога - Si,j > (s - p), где S - субъект рассуждений, s - логический субъект; p - предикат, i и j - индексы субъектов рассуждения, [>] - знак квотирования.
7. Идея 'диалектического умозаключения': человек умозаключает (связывает высказывания) не только от суждения к суждению (если...то), но и от вопроса к суждению, от суждения к вопросу, от оценки к требованию, от требования к оценке и т.п. Такое 'диалектическое умозаключение' представлено логической формой 'диалог', связывающей истинностные (суждения) и не-истинностные (вопросы, оценки, императивы) формы высказывания.
8. Идея "диалектического доказательства": между крайними членами взаимно исключающих суждений выстраиваются, выкладываются цепочки опосредствующих звеньев в виде суждений, вопросов, оценок, требований в процессе интер- и интрасубъектного рассуждения.
9. Идея "истины как процесса" применительно к переходу от мнения к суждению.
10. Идея неистинностных оценок в дополнение к традиционным истинностным: "истинно" и "ложно".
11. Идея разграничения (различения) диалектики и диалектической логики: (ДЛ - имеет статус логики, диалектика - прежде имеет статус онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии; и уже затем распространяет свое действие и на логику).
12. Идея логического универсума, представляющего собой объединение формальной и неформальной (диалектической) логики в структуре общей логики.
Источник (2005-11-15):
http://mp-gratchev.livejournal.com/3970.html?thread=8322#t8322
http://mp-gratchev.livejournal.com/3970.html?thread=8578#t8578
В статье 'Кто делает из России философию?' автор Игорь Ждадан пишет:
"Коммуникация между субъектами — её эффективность и общедоступность — есть благо для любого субъекта, задействованного в коммуникационном поле по своей воле. Если индивид не желает коммуникации, он её попросту прекращает, однако никто в здравом уме не бывает заинтересованным в том, чтобы понять собеседника неправильно. Со времён Аристотеля предмет логики посвящён именно этому: правильному пониманию собеседника".
При таком положении, логика как наука о рассуждении нацелена на межличностное понимание собеседников. Формальная и диалектическая логика предлагают две взаимно дополняющие модели рассуждения: моносубъектную (в формальной логике) и полисубъектную (в диалектической логике).
Является ли диалектической логикой 'диалектический субстанциализм', о котором, ссылаясь на Гегеля, рассуждает Владимир Семёнов в Философском штурме? — Не является. У Гегеля монодиалектика. В монодиалектике Гегеля развивается система спекулятивной логики, противостоящей диалогу со-размышляющих субъектов (двухголосия всякого понятия, всякого суждения по М.М. Бахтину).
Все продуктивные попытки, предпринятые Александром Болдачевым, прояснить структуру диалектической логики в диалектическом субстанциализме Владимира Семёнова пока не принесли ощутимых результатов. Промежуточный итог обсуждения вопроса с В. Семёновым А. Болдачев подводит в следующей реплике:
boldachev, 1 июля, 2009 - 00:41. ссылка
"(Семёнову) Вы повторяете одни и те же фразы. Понимаю, что за ними стоит многое. Но слова же мы произносим не для собственного ублажения, а что бы нас поняли. В этом коротком тексте больше вопросов, чем ответов. Я так и не понял, что такое логика? Ведь вы уже который раз не начинаете писать просто: под логикой я понимаю то-то и то-то. А так, она у вас то закон, то тождество, то сама реальность. Я запросто перескажу все это и без добавления слова "логика" - поскольку ее там нет. Нет не обычно логики в тексте, а какой-то другой, о которой вы говорите. Которая с правилами, законами - а то как определить логично изложено или нелогично?"
К сожалению, в ответе В. Семенова вижу не отсылку на собственную проработанную автором структуру диалектической логики, отвечающую представлениям о логике, а отсылку ко 'всем словарям', в которых как раз статус 'диалектической логики как логики' последовательно отрицается:
semenov, 1 июля, 2009 - 07:00. ссылка
"Определение логики изложено во всех словарях. Диалектическая, естественно, отличается от традиционной, а традиционная от неклассической. Я пытался объяснить почему. Мне кажется Вы хотите уловить нечто общее в омонимах".
Швырев В.С.: "Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой "Диалектической логики" и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической Логики - противостоящей формально-логической традиции (Швырев В.С. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова, издание 7-е // М. 2001, стр. 158) http://community.livejournal.com/dia_logic/59302.html.
Идея омонимии понятия 'логика' и, в частности, омонимии понятия 'диалектическая логика', - это конечно сильный ход. Действительно, омонимия имеет место. Так ведь наша задача, зафиксировав омонимы, перейти к следующему этапу понимания - к формированию общего понятия диалектической логики для участников коммуникативного сообщества. В первую очередь, здесь - в Философском штурме.
--
М. Грачёв.
Москва, 1 июля 2009 г.
Комментарии
Извините, но допущу реплику.
Вы великий мастер передергивать. Наш разговор с Владимиром Семеновым - это попытка решение наших частных (моих и его) проблем. Ссылаться на него в форме "предпринятые Александром Болдачевым, прояснить структуру диалектической логики в диалектическом субстанциализме Владимира Семёнова пока не принесли ощутимых результатов." просто даже неэтично, не говоря о том, что глупо - ну как подслушать фрагмент спора в туалете и сказать: вот видите в том стане есть проблемы, а вот у меня их нет.
Вы удивительный человек. Вам хором говорят - ну нет в вашей полисубъектной логике ни капельки диалектики - вообще нет. И вы не можете объяснить на основании чего вы к своему развитию формальной логики прицепили слово "диалектическая"? Да-да, диалог безумно важен, интересен и т.п., но при чем тут диалектика?
Неужели вам нравиться быть ругаемым, обвиняемым, изворачивающимся, подтасовывающим и пр. "диалектиком", чем признанным, уважемеым логиком, который разрабатывает новое логическое направление? Выкиньте из этого текста слово "диалектика" и я подпишусь под каждым словом и с удовольствием буду обсуждать логику спора-диалога - простор для разработки немеренный. А так, каждое ваше слово пропитывается какой-то ложью, суетой, передергиванием... Зачем вам это надо. Ну если вы не понимаете, не чувствуете, что такое диалектика, то и оставьте ее в покое.
Ну даже если не чувствуете, то просто составьте для себя цитатник, что великие говорили о диалектике (не выуживая сомнительные фрагменты третьих лиц), посмотрите и решите, есть ли что-то общее между признанным в истории философии понятием и вашей идеей "эквивалентности ФЛ-противоречия и ДЛ-противоречия"? Ну это же даже не смешно.
Эх. Печальная картина.
Успехов
Стремиться к корректным аналогиям в философской дискуссии
Я всё-таки хотел бы обратить ваше внимание, что свой с Владимиром Семёновым диалог, вы, Александр, ведете не в туалете, а на открытой площадке Философского штурма. И свою реплику про туалет опубликовали в том же Философском штурме. Так что, повнимательнее с выражениями. А вообще, в вашей такой короткой реплике предъявлен целый букет приёмов атаки не на приводимые факты и доводы, а на оппонента (argumentum ad personam). Что следует отнести к стандартной логической уловке, демонстрируемой вместо анализа по существу приведенных соображений (по поводу диалога в открытом доступе, а не в личной переписке).
--
М.Грачёв
Уважаемый Михаил, какая атака на оппонента? Только вопросы и комментарии по существу проблемы полисубъектной логики:
(1) "можете объяснить на основании чего вы к своему развитию формальной логики прицепили слово "диалектическая"?
(2) "Выкиньте из этого текста слово "диалектика" и я подпишусь под каждым словом".
(3) "составьте для себя цитатник ... и решите, есть ли что-то общее между признанным в истории философии понятием [диалектика] и вашей идеей "эквивалентности ФЛ-противоречия и ДЛ-противоречия"?
И эти вопросы я десятки раз задавал в открытой дискуссии и ни разу не дождался ответа ;)
А по поводу туалета - извините - образ, действительно, неуместен. Но согласитесь, что довольно забавно в концептуальном тексте "Диалектическая логика в 12-ти тезисах" в качестве аргумента приводить фрагмент случайного, еще не законченного, разговора на форуме по вполне сторонней теме (уж явно не направленного на "прояснение структуры диалектической логики в диалектическом субстанциализме").
Так и у меня нет речи о завершенном разговоре. Что подчёркнуто специальными указателями: 'пока', 'промежуточный'.
--
М.Грачёв
:)))
Да-аа--а-а.
Пять с + ! Мастер.
Преклоняюсь и откланиваюсь.
К статусу 'диалектической логики'
На основании придания 'диалектической логике' статуса логики. Так вот же, в 12-ом тезисе записано: "Идея логического универсума, представляющего собой объединение формальной и неформальной (диалектической) логики в структуре общей логики". То есть демонстрация того, что 'диалектическая логика' - это не метафора, а самая настоящая логика как знание о рассуждении, в котором мысль развивается через противоречие суждений.
--
М.Грачёв
Диалогизм М.М. Бахтина как составной источник диалектической логики
Иначе, если из текста Грачева выкинуть слово "диалектика", то видение проблемы 'диалектической логики' придёт в соответствие с видением мира Александра Болдачева.
Итак, в словосочетании 'диалектическая логика' выкидываем прилагательное 'диалектическая'. Остается просто 'логика'. А как же тогда красивые слова о 'честном исследователе-мыслителе'? И как быть с 'автокритическим направлением', вами провозглашенным? Каким образом оно (автокритическое направление) может осуществляться вне диалектики диалога?
Мне представляется, что обращение к диалогизму русского философа М.М. Бахтина могло бы помочь преодолеть разрывы в диалектической логике, которые наблюдаются в ваших утверждениях типа в "полисубъектной логике ни капельки диалектики - вообще нет", (с) А. Болдачев. Отсюда и недоуменные вопросы, подобные вопросу "Да-да, диалог безумно важен, интересен и т.п., но при чем тут диалектика?", (с) А.Болдачев.
--
М.Грачёв
Противоречие в одном и том же отношении
Зачем далеко ходить? Такое положение дел ( "противоречие - это два взаимоисключающих суждения", (с) А. Болдачев) существует как в ФЛ-логике, так и в ДЛ-логике. Именно об этой эквивалентности и идет речь. Вы, что же, Александр? Не узнали свое собственное положение, разве что в другой упаковке?
--
М.Грачёв
Грачеву.
Вы решили теперь дать 12 пунктов, после того, как на указанном вами сайте вам дали понять, что ваших предыдущих 7 пунктов недостаточно (см. http://dialectics.ru/525.html ).
И Вы решили сделать так, как и на указанном вами сайте - 12 п (см. http://dialectics.ru/508.html ) ? Хоть бы ссылку дали, что оттуда идею взяли…
А так все по-старому: зачем же опять повторяться на фоне отсутствия обоснования базовых положений РДЛ, что было выяснено ранее:
http://www.philosophystorm.ru/mp_gratchev/1213#comment-6439 ,
и http://www.philosophystorm.ru/mp_gratchev/1219#comment-6452 ;
и http://www.philosophystorm.ru/mp_gratchev/1209#comment-6369
Ничего более того, чем то, что все ранее вами сказанное теперь раскидано по 12 п., добавить нельзя. Обоснования РДЛ нет, а есть сказка об этом. Если сказать "халва", то во рту сладко не станет.
Ничего нового, только теперь новый навал пунктов без связи между собою, что еще более подтверждает тезис Софокла о том, что РДЛ не имеет методологии и, поэтому, абсолютно не научна. Так, свалка не доказанных тезисов.
Тем более, что вы сами не смогли найти возражения тому, что даже ваши попытки уйти от обсуждения вопроса необоснованности и несостоятельности РДЛ провалились, и что вы не можете доказать даже основные базовые и смысловые положения РДЛ - http://www.philosophystorm.ru/mp_gratchev/1219#comment-6485
Но зато очевидным стало то, что словосочетание "диалектическая логика" вы используете ради красного словца, - его можно исключить, и ничего не изменится, только количество текста уменьшится. Словосочетание "диалектическая логика" ровным счетом никак не обосновано в РДЛ ни само по себе, ни для этой совокупности пунктов.
А так как с РДЛ разобрались, она не представляет уже интереса, ответьте на следующий вопрос: зачем вам нужно много лет пропагандировать несостоятельную придумку, к тому же много раз прилюдно опровергнутую?
Полагаю, это могло бы служить доказательством только того, что автор первоначальных 7 тезисов, оказался восприимчивым к обращенным к нему указаниям. Правда, если не считать сущей мелочи, что теперешние 12 тезисов опубликованы в интернете задолго до появления в сети упомянутого сайта.
--
М.Грачёв
Не можете ответить на вопросы по существу - это понятно, ведь рдл - пустышка. Да и диалог с А. Болдачевым это подтвердил.
А вот ссылку на 12 тезисов, которые "опубликованы в интернете задолго до появления в сети упомянутого сайта", приведите, только не на два ваших ресурса (журнал и сообщество), там этих 12 тезисов не было - я уже посмотрел.
Вас надо читать.
Но, я требую практического воплощенмя филосвоский идей в жизнь.
А это будет?
Диалектическая логика в реальной жизни
Я это понимаю, что надо читать.
Поэтому своим читателям, чтобы войти в курс дисциплины, выкладываю разные варианты выжимок из предлагаемого проекта диалектической логики. Ну, а дальше в ход идут инструменты диалектической логики: вопросы, оценки, императивы, суждения.
Что касается воплощения в жизнь, то у меня дается описание уже существующего в жизни положения дел. Диалектическая логика развивающегося суждения представляет собой модель естественного мышления.
Только, если традиционная логика строится на трёх основных формах мысли (понятии, суждении и умозаключении), то в диалектической логике добавляются вопросы, оценки, императивы. Аналогом же 'умозаключения' в диалектической логике является 'диалог' как логическая форма рассуждения, связывающая высказывания (вопросы с суждениями, вопросы с оценками, императивы с вопросами, и т.п.). Таким образом, диалектическая логика - это сама жизнь.
--
М.Грачёв
<если традиционная логика строится на трёх основных формах мысли (понятии, суждении и умозаключении), то в диалектической логике добавляются вопросы, оценки, императивы. Аналогом же 'умозаключения' в диалектической логике является 'диалог' как логическая форма рассуждения, связывающая высказывания (вопросы с суждениями, вопросы с оценками, императивы с вопросами, и т.п.). Таким образом, диалектическая логика - это сама жизнь.>
Согласен. Но здесь возникает много неясного.
К перечисленному я бы добавил ещё один обязательный момент. Отличие традиционной формальной логики (ТФЛ) от диалектической логики в её (ДЛ) собственно логическом качестве - это бессубъектность ТФЛ и полисубъектность диалектической логики.
А какие (для примера) неясности?
Механизмы перехода от вопроса к ответу.
to zaharov
Согласны с тем, что есть две логики? Одна для постели, другая для домашнего хозяйства?
Взгляните, а) мышление само по себе и б) мышление в отношении к бытию.
Ничего катастрофического с формальной логикой первого не происходит, когда она берётся в отношении к бытию... Грубо говоря, диалектическая логика - это формальная логика, пересмотренная с точки зрения процесса. В итоге - прощай старая, устаревшая формальная логика!
Уже было. Гегель пересмотрел традиционную логику со стороны процесса. Его критика никак не повлияла на последующую математизацию формальной логики (19 век) в трудах Буля, Пеано, Фреге, Рассела и их преемников в 20 веке.
Так что ни о каком устарении формальной логики не может идти речи. Адептов формальной логики больше беспокоила психологизация логики, а Гегеля просто игнорировали.
Не устранение, а пересмотр и перестройка в процессуальную логику...
К истории публикации 'Диалектической логики в 12-ти тезисах'
1. Недостаточно внимательно смотрели. Почему же я не должен приводить ссылку на Журнал? От того, что вы не нашли, ещё не значит, что этих тезисов там нет. Предыдущая публикация располагается в комментариях к сообщению: "Котелок на холсте - диалектическая логика на словах". В комментарии под названием "К экспликации предмета диалектической логики" дословно записано следующее:
2. Из сравнения двух списков видно, что тезисы уточнены. Добавлены формулы и структурная схема основных форм мысли.
3. Зашел на материал N 508 упомянутого сайта. Не указана дата публикации материала "Диалектическая логика: ее главное (предпосылки изучения вопроса). Или 12 пунктов начал диалектической логики.).
--
М.Грачёв
Ничего не понял. Я дурак?
Нельзя заглотить арбуз целиком. Его предварительно режут на части.
Здесь 12 тезисов. Давайте отрежем первый из них:
1. Идея "исходной категории" логической системы: не понятие и не умозаключение, а - суждение.
Что здесь не понятно?
--
М.Грачёв
Хотя для вас что-то там не указано, на самом деле, все понятно: если бы 12-пунктая идея была бы вашей, то вы поместили бы ее как сообщение, а не комментарий к обсуждению упомянутого сайта, и везде трубили бы о ней еще тогда. А вот если вы ее где-то увидели, то тогда могли поместить ее переложение на ваш материал только в комментах, что и произошло.
Не понятно другое: по каким причинам вы не даете ответы по поводу того, что пропагандируете. И Болдачев задал вам вопросы, и я - а вы все увертываетесь от ответов. Получается, то, что определенная вами дл есть логика, да еще диалектическая, это вы не можете доказать? Да еще как переводите ее в рассудочную плоскость? Да еще откуда всякие ее пункты и правила берутся, не иначе как просто придумка? Зачем тогда писать все то, что вы пропагандируете, если ответить на элементарные вопросы не можете?
Для вашей пропаганды слишком очевидны ее необоснованность и невозможность ответить на многие задаваемые вопросы.
И еще, ответьте на следующий вопрос: зачем вам нужно много лет пропагандировать несостоятельную придумку, к тому же много раз прилюдно опровергнутую?
"...я думаю, что я оранжевый шар. Мне скажут, думаешь - ну и на здоровье!", (c) Александр Чиженков.
--
М.Грачёв
Это вы что, отчаянно сигнализируете, что в принципе отвечать можете?
А почему тогда на вопросы по поводу вашей рдл не отвечаете?
Они для вас сложны?
Быть может, какие-то слова в них для вас не понятны?
Свобода выбора и полисубъектность диалектической логики
Вы, конечно, свободны в выборе как между двумя охапками буридановского сена, так и в своем решении отвечать или не отвечать на упомянутый вверху п.1 в позициях 'Да' или 'Нет'. Тем не менее, счетчик времени включен 15 мая, 2009 - 00:21 (См. Экспериментальная проверка рассудочной диалектической логики)
Равно такой же свободой воли (свободой принимать решения по тому или иному вопросу) обладает и ваш собеседник. Что является следствием полисубъектности диалектической логики.
--
М.Грачёв
Но уже давно было выяснено, что очередной неудачной попыткой подтасовки с вашей стороны является ни с того ни с сего появившийся ваш контр вопрос без всякой собственной определенности (в т.ч. в силу неопределенности терминов в нем) о том, "является ли диалектическая логика логикой? ".
Ваша очередная неудача, как было установлено, тут кроется в хотя бы том (повторю только 1 п. из ранее обсужденного), что вы сами не можете сказать, про какие "диалектическую логику" и "логику" вы задаете вопрос, потому что определений "диалектических логик" много, а обосновать или даже указать одну из них вы не можете. Да и как только вы дадите (если конечно сможете) определения, то фиктивность этого вашего вопроса будет очевидной, причем вам невозможно уже, по всей видимости, будет доказать и то, что РДЛ - логика. И это всем понятно станет, а и это для вас подтверждение полного краха вашей рдл.
Поэтому вы еще раньше пытались заменить одно обсуждение другим, но не получилось. И даже разъяснить свой вопрос - дать требуемые определения, не могли.
И вы вроде бы поняли смехотворность и бессмысленность повторения у всех на виду вашего некорректного вопроса, черта была подведена ( см. http://www.philosophystorm.ru/mp_gratchev/1219#comment-6485 ). А тут опять за старое, как будто все забыли этот пассаж на ФШ.
Ну что ж, для полного смеха над вашей рдл - дайте определения тех диалектической логики и логики, которые вы подразумеваете в своем вопросе. Иначе, без базовых определений, ваша рдл - очевидная профанация, даже - фикция.
А, главное, вспомните, этот ваш вопрос был последующим к моему комменту, так что в любом случае ответ надо сначала давать вам.
Но хотя бы используемые вами термины определите, а то болтаете, как уже выяснилось, сами не зная про что, даже объяснить не можете, на вопросы ответы дать не можете. И вопрос у вас такой же - с использованием терминов, которые вы сами не можете определить!!!!!!!!
Михаил Петрович, этот текст почему-то прошел мимо меня в 2009 году, а сейчас показался интересным. Пробегусь по пунктам. Хотя может быть, Вы и сами сейчас его переосмыслили.
Название.
Лучше бы озаглавить «Тезисы РДЛ или ЭДЛ».
Можно построить и есть такие системы, где в качестве исходной категории употребляются «понятие» или «умозаключение». Тоже не плохие системы.
Если Вы гипостазируете субъект, то предлагаю сделать и симметричную ситуацию: гипостазировать и предикат до некой логической предметности, полипредиката Р (средневековое сущее, гегелевское Sache, гуссерлевская интенциальность, смысл Делёза и т.д.). Тогда имеем формулу:
А: S (s - p) P
Как сторонник развития и категории "понятие", привожу и ее дифференциацию), в зависимости от S и Р (см. п.3):
понятие (мыслечувствие, идея, термин, понятие, категория, первоначало).
|
суждение - вопрос - оценка - императив = диалог.
|
умозаключение.
Для того, чтобы учесть противоречия в реале, необходимо ввести аналогичное различение и квотирование для предметности Р: Рi, Рj и т.д.
Об этом мы с Вами много говорили, я бы расширил эту идею на всю обойму логик, которых насчитываются уже десятки: метафизическая логика, трансцендентальная логика, трансимманентная логика, логика культуры и т.д. Отсюда органически следует Ваш п.12.
Если универсум охватывает только две логики, вряд ли он универсум. Он должен охватывать все без исключения существующие и возможные логики.
Рассмотрение тезисов к элементарной диалектической логике
Отвечаю по пунктам:
1.
Классическая система, в основу которой положено в качестве исходной категории "понятие", - это "Наука логики" Гегеля. После Гегеля, учитывая систему развивающегося понятия, строю "развивающееся суждение".
Или по другому, развитие мысли (решение проблемы) через взаимодействие противоположных высказываний в аргументативном диалоге.
В этом случае, указанные Вами "не плохие системы" предшествуют ЭДЛ. Хотя я не против, если в свою очередь на новом витке спирали, после ЭДЛ и с учетом её вклада будут построены новые варианты на основе исходных категорий "понятие" и "умозаключение".
2.
Насчет "гипостазирования предиката", это интересный ход мысли. Только я не гипостазирую "логический субъект", который в круглых скобках. У меня (S прописное) это самостоятельный структурный элемент высказывания. По содержанию - это слова омонимы.
Ранее, из моего с Вами, Сергей, обсуждения этого вопроса и для различения 'логического субъекта' (s строчное) и 'субъекта рассуждений' (S прописное), я ввел отдельный термин "актор" (делатель высказывания). У М.М.Бахтина - 'речевой субъект'.
3.
Схема, на которую указываете, иллюстрирует соотношение традиционной формальной логики (ТФЛ) и элементарной диалектической логики. С учётом этого соображения, я совсем не против её дальнейшего насыщения.
Только уже не в плоскости ТФЛ-ЭДЛ, а в ортологическом направлении трёхмерного пространства - углублении во внутрь. Что собственно и сделал Гегель в третьем томе своей "Науки логики" - привел категории традиционной логики в движение.
4.
Здесь надо хорошенько осмыслить, насколько это возможно. В принципе, у меня предметность тоже индексируется в виде:
Ai, Aj, Ak, ....An.
Только ещё раз хочу обратить внимание, что S(прописное) у меня, это не вынесение за скобки субъекта из субъект-предикатной структуры высказывания, а лишь чисто случайное совпадение имени "субъект" (так исторически сложилось, что гносеологический субъект в философии и 'структурный субъект' высказывания в формальной логике обозначаются одним символом).
5.
Да, это так. Общефилософские предметы: онтология, гносеология, аксиология, праксеология, - имеют многообразие проекций на диалектику, трансцендентальную логику, трансимманентную логику, логику культуры и т.п. Чтобы не растекаться мыслью по древу, я заострил внимание на паре "диалектика" - "диалектическая логика" в силу узкого предмета своего исследования. Это скелет (основа), на который всегда можно нарастить плоть.
6.
Я использовал сильную абстракцию поляризации традиционной формальной логики (класс1) и диалектической логики (класс2 - дополнение) в составе общей логики (универсума*), хотя эта поляризация снимается в их синтезе и в опосредованных звеньях, как Вы и указываете - в охватывании "всех без исключения существующих и возможных логик".
_______________
*) "Дополнением к классу (в универсуме) называется операция, обозначаемая знаком [~], в результате применения которой к классу WxA(x) образуется класс ~[WxA(x)], элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х (из рода понятия), которые не входят в класс WxA(x)" (Ивлев Ю.В. Логика. - М. 2008, - С.200).
--
Михаил П. Грачёв.