При содействии РФО в печать выходит сборник научн. ст. «Вызовы XXI века и современное социальное познание», посвященный преимущественно социально-философской, исторической и философско-политологической проблематике. Материалы сборника подобрались по результатам круглых столов, посвященных темам «гражданского общества», «культурной коммуникации», «методологии социально-исторического познания». Получилось довольно эклектичное произведение.
Главное, что мы усилили «интертекстуальный резонанас» своим посильным вкладом, расширяющим диверсивно-тематическое поле работы: в сборнике опубликована прекрасная статья Романа Тарана «Категория выражения в системе А.Ф.Лосева и проблемы ее интерпретации», а также 3 мои статьи по проблемам "неолиберальных эпистем", рациональности и герменевтики. Впредь мы надеемся издавать более монолитные работы , опираясь на содействие РФО.
Материалы сборника в формате WORD (оригинал макет) прикреплены отделным файлом.
Ниже см. «Оглавление».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..... 7
МУНТЯН М.А.
ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА, ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.. 9
ТИТОВ В.А.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОРЫВА РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО.. 40
МАСЛОВ Н. А
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ.. 49
ТОЦКИЙ В.П.
СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЛИДАРНОГО РАЗВИТИЯ.. 57
ГРЕЧИХИНА В.Л.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.. 60
МАМЕДОВА Н.М.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. 64
БАРКОВА Э.В.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 70
КАРПИНСКИЙ Э.Э.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 78
ГАЛУХИН А.В.
НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЛИБЕРАЛЬНЫЙ МОДЕРНИЗМ... 84
КОСОРУКОВА М.И.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ.. 96
ПОТАПОВ В.П.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 102
БАРКОВА Э.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗМА В ХХI ВЕКЕ. 121
МАМЕДОВА Т.Ш.
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ СТАРОЙ ДИЛЕММЫ... 134
ГАЛУХИН А.В.
НЕОЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЭПИСТЕМЫ В СОЗНАНИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.. 137
ТОЛМАЧЕВА О.Е.
К АНАЛИЗУ ФИЛОСОФИИ ХОЛИЗМА Ж.К. СМАТСА.. 151
БУЗСКИЙ М.П.
ГУМАНИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО СУБЪЕКТНАЯ ФОРМА. 160
ИОХИН В.Я.
ЛИБЕРАЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ ВОПРОС.. 173
ЦЕДИЛИН Ю.В.
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 181
ГАЛУХИН А.В.
РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ. 184
ЖУРАВЛЕВА Л.А.
ВЛИЯНИЕ ПОЛА НА ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ДОВЕРИЯ ЛИЧНОСТИ К ОКРУЖАЮЩИМ. 198
ТАРАН Р.А.
КАТЕГОРИЯ ВЫРАЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ А. Ф. ЛОСЕВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.. 202
XXI век породил много новых вопросов социального познания. В прошлом веке наша страна находилась в другой системе социальных и идеологических координат. Господствовавшая ранее система марксистско-ленинского мировоззрения задавала довольно жесткие рамки, в которых должны были определяться направления исследовательских интересов, а полученные результаты, особенно в сфере социальной и политической философии, подлежали критике на предмет идеологической лояльности. Сейчас научный поиск не ограничен никакими внешними запретами, предполагает плюралистический подход к исследуемой проблеме, где эффективность ее решения зависит только от эвристических возможностей ученого.Известным подтверждением нынешней духовной ситуации являются материалы данного сборника. Значительное место в нем уделяется проблеме гражданского общества в России. Процесс демократизации нашего общества идет весьма противоречиво, часто сопровождается возвратным движением, иногда рождает ощущение невозможности сдвинуть его с мертвой точки. Встает очень сложная проблема дееспособности российского общества к кардинальным социально-инновационным преобразованиям, затрагивающим как институциональную систему, так и сферу социального действия. Звучит хор самых разных мнений по этому вопросу, начиная с отказа от ценностей «либерального прогрессизма» в пользу национально-самобытного пути развития, заканчивая уверениями, что без помощи западного общественного влияния невозможно решить проблемы модернизации в России. Все эти сценарии заслуживают исследовательского внимания и поэтому они нашли свое отражение в сборнике.
В тематическом диапазоне материалов сборника возникает своеобразный «интертекстуальный резонанс» от переключения с социально-философской и историко-политологической проблематики на проблематику общего философско-мировоззренческого плана, что является нормой методологии кросс-дискурсивного исследования, когда развитие социально-философской или политологической теории опосредуются обращением к темам культурологии, антропологии, эпистемологии.
В материалах сборника представлено авторское понимание возможностей реализации продуктивных рефлективно-критических подходов к осмыслению стратегии и методологии познавательного освоения социальной реальности. Обращение к вопросам эпистемологического плана необходимо ввиду того, что в тематически различных работах авторы так или иначе выходят на проблему распознания и артикуляции культурно-исторических горизонтов образования того идеологического поля, в котором формировались проекты социально-политической модернизации. Конвергентной для представленных в сборнике работ является перспективная ориентация на универсалии неоклассического парадигмального синтеза, который развивается на основе критики классических модернистских моделей понимания социальной жизни, ослабляющей их редукционистский потенциал в пользу принципа конкретно-исторической взаимоопосредованности культурных, социально-гуманитарных и политэкономических факторов общественного развития. В понимании условий возможности последнего социально-объектоцентрические и политико-технологические модели модернизации конкурируют с культурно-антропоцентрическими и социально-коммуникативными моделями иммунизации проникнутого традицией жизненного мира. Позиции авторов сборника сходятся в том, что сложность рассматриваемых проблем требует развертывания новой социально-философской парадигмы, которая позволит раскрыть значение принципов доминантности гуманитарно-ценностных начал общественного жизнеустроения, суверенности культурно-исторических формаций, рефлексивности целерационального действия, открытости социально-системной организации, эффективности коммуникативно-мирожизненной интеграции, а также достигнуть когерентности определений роли традиции и рациональности в социальных, экономических, политических практиках, актуализирующих потенциал самостояния и обновления российского общества в ответ на актуальные вызовы XXI века.