автор М.П. Грачев.
Мнение Константина Бакрадзе о диалектической логике
(диалог с Олегом Суворовым)
БАКРАДЗЕ Константин (1898-1970) - грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 - в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР. Основные работы (первые публикации, за редким исключением, - на грузинском языке): «Проблема диалектики в немецкой философии» (1929); «Система и метод в философии Гегеля» (1936); «Логика» (1946); «Логика» (1951, на русском языке); «Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии» (1960, на русском языке); «Экзистенциализм» (1962); «Прагматизм» (1965); «История новой философии» (1969) и др.
Олег Суворов, 12 Март, 2018 - 10:38, ссылка
Совершенно напрасно Вы ссылаетесь и на Бакрадзе. взгляды которого на диалектическую логику направлены не за Вас, а против Вас. В приведенной вами цитате четко отделяется формальная логика от диалектической логики, которая рассматривается автором как общая методология познания, что по сути и есть гносеология.
На Бакрадзе я ссылаюсь как на противника существования особой логической дисциплины "Диалектическая логика". Его текст:
Бакрадзе К.С.: "Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления; существует одна наука - и эта наука логика или формальная логика... Диалектическая логика это не учение о формах и законах правильного последовательного мышления, а общая методология познания" (Бакрадзе К.С. "Логика", Тб. 1951, с.79-80).
Каков смысл этой сентенции?
На вопрос "Что собой представляет диалектическая логика?", Бакрадзе отвечает: Нет вообще такой логической дисциплины "диалектическая логика". И нет её по той простой причине - что логика одна. И эта "одна": формальная логика.
А что такое "самоделка" ЭДЛ (или, по другому, новация М.П. Грачева)? - Это та логическая дисциплина, которая вопреки мнению Бакрадзе существует во втором экземпляре - логической дисциплине, отрицаемой автором приведенной цитаты.
Так что, совершенно не напрасно я ссылаюсь на Бакрадзе. Мое мнение является антитезисом к его мнению. И между тезисом Бакрадзе и "самодельным" антитезисом Грачева устанавливается отношение противоречия. Это формулировка значимой проблемы.
А как, всё-таки, быть с термином "диалектическая логика", который на слуху у Бакрадзе? Этот термин ведь надо же как-то пояснить! И Бакрадзе поясняет. Мол, "диалектическая логика" - это никакая не логика в исконном смысле слова "логика", а философская метафора для обозначения денотата: "Общая методология познания". Что по сути и есть, как Вы правильно заметили, - гносеология.
С этим смыслом сентенции Бакрадзе по поводу термина "диалектическая логика", Вы согласны?
--
Грачев Михаил Петрович
12 марта 2018 г.
Комментарии
Бакрадзе прав. Диалектическая логика познает истину. Формальная - правду.
Формальную логику изучает наука Логика. Диалектическую - гносеология, раздел философии.
Диалектическая логика это логика процессов - в природе, обществе, организме, технике.
Все процессы развития подчинены диалектике, ее законам. В том числе и духовные, что описаны в религиях.
Разумеется, что диалектическая логика подчиняется, не противоречит формальной. Истина непротиворечива. Духовные истины согласуются между собой и между истинами науки.
В чём 100 раз прав Бакрадзе? В том, что логика - теоретическая наука о правильных рассуждениях ( с тем уточнением, что рассуждения - это не всё мышление, а только его часть).
В чём Бакрадзе не прав? Не прав во мнении, что логика в смысле правильных рассуждений одна.
Прилагательные "формальная" и "диалектическая" свидетельствуют о том, что существует два вида логики: логика диалектическая и логика формальная.
Но это при условии, что у них общий предмет - рассуждения.
Называть же диалектической логикой гносеологию, всё равно, что подразумевать под денотатом диалектики коммерческую фирму "Диалектика".
--
Хорошо, приведите примеры, аргументируйте свои высказывания.
Диалектическая логика относится к гносеологии.
Гносеология и диалектика - это разные разделы философии. Есть еще онтология, этика, логика, эстетика.
Прав Бакрадзе. Диалектическая логика есть общая методология познания. Триаду познания я привел.
Всё правильно. Диалектическую логику стали относить к гносеологии после того как лидера большевиков осенило: "Эврика!", - диалектика, логика и теория познания: не надо 3-х слов - это одно и то же.
Но это крайность. Один полюс крайности: Логика с большой буквы (диалектическая логика в широком смысле), или высшая логика. Сюда же "до кучи" можно добавить и "диалектическую методологию" в естественных и общественных науках, в философии, политике и педагогике.
Другой полюс: логика в исконном смысле слова "логика" - теоретическая наука о правильных рассуждениях. Или, Элементарная диалектическая логика.
Теперь уже осенило меня: "Эврика!" - диалектическая логика в узком смысле - это то же самое, что и традиционная формальная логика. Только, с включенным в рассуждение продуктивным противоречием.
В этом направления я и тружусь над проектом ЭДЛ:
- полисубъектность логики;
- субъектно-локальная истинность;
- исходная клеточка: суждение;
- диалог логическая форма;
- структура основных форм мысли - истинностных (суждения) и не истинностных (вопросы, оценки, императивы);
- локальный критерий истины критика (выдерживает тезис критику/не выдерживает критику);
- общий критерий истины: общественно-историческая практика;
- две исключающие друг друга группы логических законов;
- непротиворечивое представление логического противоречия;
- соотношение ТФЛ и ЭДЛ;
- продукт развития мысли - разрешение противоречия в процессе аргументации и контраргументации под управлением законами диалектики;
- наработки зарубежных логиков и философов в области неформальной логики (Informal Logic), прагма-диалектика, формальная диалектика, теория аргументации, иллокутивная логика, новая риторика;
- электронные и IT-диалоговые "многоагентные" интеллектуальные системы (искусственный интеллект, искусственный разум).
В сторону же "Диалектической логики в широком смысле" сонм копателей, начиная с Ильенкова. Мне это не интересно. Я работаю в своей экологической нише.
--
Гносеология, наряду с онтологией этикой, эстетикой, эпистемологией, аксиологией и праксеологией - это разные разделы философии.
А вот диалектика, наряду с .метафизикой и скептицизмом - это методология философии.
--
Вот с первым утверждением я согласен в том смысле, что ни в единственном, ни в множественном числе таких наук не существует.
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0
Надо понимать, что указанный товарисЧ все это накорябал во времена гегемонии корифея всех наук. Отклонение от генеральной линии сего корифея грозило не столько поражением в дискуссии, сколько поражением по жизни вообще.
К тому же, если рассматривать логику в качестве приёма мышления, то где доказательства того, что логика - вообще единственный приём мышления? Никто ведь не сомневается в том, что при вождении автомобиля шофёр мыслит. Но где в процессе такого мышления логика, одна только логика и ничего кроме логики?
Логика - крайне упрощенный приём мышления, когда всё многообразие вариантов сводится к "да" или "нет". Когда же вычленение вариантов невозможно, например в живописи, и если они вообще располагаются не на одной шкале, а шкал, то есть осей критериев множество, логика просто неприменима.
Упомянутый корифей страдал упрощенным мышлением, делил мир на чёрное и белое, и навязывал такой подход силами НКВД всем остальным. Но тьфу на этого вурдалака, и на его стиль мышления.
Поскольку ещё никому не удалось создать технические устройства, регистрирующие какие-то сложные мысли, например регистратор, способного объективно зарегистрировать в голове Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", то никакой объективной регистрации экспериментальных данных о процессе мышления в настоящее время нет. А если таких данных нет, то нечего и анализировать, систематизировать,... И все те, кто утверждают, что двигают науку о мышлении, - либо дураки, либо мошенники.
Бакрадзе выступает против введения понятия "диалектическая логика" - вот лейтмотив его мысли.
Отсюда его резкое: не существует двух логик ... (слово "наука" в его фразе носит служебный характер и его можно опустить).
--
Я совсем не против тезиса об отсутствии двух логик. Но я против присвоения логике статуса единственно научного метода мышления; а также что в настоящее время может существовать наука о мышлении. Я так понял, возразить вам на это нечего.
Не вижу здесь проблему. Никто не станет с пеной у рта присваивать логике статус "единственно научного метода мышления".
--
Мне трудно судить о пене, не видя в натуре автора вашей цитаты. Но он утверждал.
Кстати, я вообще не вижу смысла кого-либо цитировать, если не собираюсь оное опровергнуть, либо не полагаю достаточно точным выражением моих собственных мыслей. Вы же цитируя, сообщаете: здесь - читать, здесь - не читать, здесь - лежала селёдка, потому всё расплылось и прочесть невозможно. Так зачем вы решились на эту цитату, как подкрепление собственного мнения? Неужто низкопоклонничество всему тому бреду, что выдаётся за философию?
Бакрадзе К.С.:
Вот я и опровергаю.Существуют не одна, а две логики о формах и законах правильного рассуждения: традиционная формальная логика (ТФЛ) и Элементарная диалектическая логика (ЭДЛ).
А дальше я излагаю, что собой представляет ЭДЛ, из каких структурных элементов она состоит и как соотносится с ТФЛ, в чем сходятся и чем отличаются две логики.
--
Существует только одна Логика - математическая. Вы можете сколько угодно повторять мантры про элементарную диалектическую логику, но как не существует диалектики, как науки, так не существует диалектических логик. Сможете привести доказательства научности - обсудим, не сможете, значит вам пришло в голову посотрясать впустую воздух.
А не математическая традиционная логика Аристотеля не существует?
--
А вы дайте определение логики, о которой вопрошаете, и укажите разницу. А то больно дешёвые полемические приёмы используете.
Что такое Логика - см учебник Логики.
На логике основано существование материального мира.
Я не устаю поражаться запущенности вашего случая. Даже ваши суждения не основаны на логике, чего уж проще, а вы чего то безапелляционно вещаете про весь материальный мир. Окститесь, не способны сделать это самостоятельно, обратитесь к врачам.
Заочный диалог с Э.В. Ильенковым 60 лет спустя
в контексте Дискуссии МГУ «О разногласиях по вопросу логики» (1954)
(по материалам книги: Ильенков Э. От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950-1960 /Авт.-сост. Е. Иллеш. - Москва: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. - 384 с.)
Архив МГУ. Ф. 13. Оп. 2. Ед. хр. 45.
В феврале - марте 1954 года на философском факультете
проходила дискуссия под названием «О разногласиях по вопросу логики».
Состоялось шесть заседаний, на каждом из которых выступали с
докладами несколько человек, в том числе и приглашенных из других
вузов. Всего было сделано 30 докладов. К сожалению, сохранившаяся
стенограмма дискуссии содержит лишь часть выступлений, не более
трети. Но среди сохранившихся есть и доклад Э.В. Ильенкова,
который был сделан в последний день дискуссии, 26 марта. Название
доклада отсутствует.
Дискуссия «О разногласиях по вопросу логики» (1954). Две группы участников:
Группа 1.
А. Черкесовов и Алексеев.
Б. Асмус - Воробьев - Ветров.
Группа 2.
В. Асмус - Воробьев - Ветров.
Г. Ильенков, Коровников.
Группа 1 ( А и Б) не выражает основного противоречия. Центральное противоречие, по мнению Ильенкова, между ним и Асмусом. Ниже привожу цитаты из доклада Ильенкова и мои комментарии по поводу трактовки диалектической логики.
— Ильенков. Дискуссия по логике все же дает некоторые результаты, позволяющие надеяться на то, что в конце концов эта наука выйдет на настоящую дорогу. До сих пор казалось, что основное разногласие олицетворяется, с одной стороны, Черкесовым и Алексеевым, с другой, Асмусом - Воробьевым - Ветровым.
Но здесь уже многие высказывали то мнение, что это разногласие не так уж велико, чтобы его можно было посчитать за центральное противоречие современной эпохи в науке логике.
— Грачев. В классической немецкой философии (Кант, Гегель) осуществился переход от диалектической схоластики в логике средневековья к расширению её предмета в область гносеологии, онтологии и методологии. В марксистской традиции было предпринято усилие закрепить этот переход в концепте "диалектическая логика" как Логика с большой буквы. Что и показала дискуссия «О разногласиях по вопросу логики» (1954).
Но как раз в 50-е годы прошлого столетия на Западе обозначился разворот на 180 градусов. Произошел крутой переход в науке логики к исследованию и расширению её предмета в область анализа естественного языка (языковые игры Витгенштейна, действия с помощью слов Джона Остина, и чуть позже в 60-е логика оценок А.А. Ивина).
Таким образом, противоречием современной эпохи в науке логике стало противоречие между трактовкой логики как философской гносеологии+онтологии+методологии, с одной стороны, и логикой как традиционной наукой о правильных рассуждениях, - с другой.
— Ильенков. С другой стороны - факт остается фактом - противоположная точка зрения на дискуссии формулируется и отстаивается в той же самой форме, какой и год, и три года назад. Видимо, представители этой точки зрения полагают, что они уже давно овладели абсолютной истиной в данном вопросе, в ее окончательной формулировке. И надо отдать справедливость, эта точка зрения - верна ли она или не верна - выражена в очень последовательной и ясной форме, в отточенной форме, и резко определенно ставит вопрос. В отличие от Алексеева, который претендует на выразителя противоположной точки зрения. Последний, как мне кажется, просто не понимает, в чем же настоящее зерно, ядро всех разногласий, и путается в трех соснах при постановке вопроса, не говоря уже о решении.
— Грачев. Локальная истинность: точка зрения представителей группы2 во времени не меняется ("они уже давно овладели абсолютной истиной в данном вопросе"). Ильенков как-то иронично воспринимает это де овладение "абсолютной истиной" и, по всей видимости, не отдает себе отчет в фундаментальности свойства локальной истинности, привязанной к высказываниям спорящей стороны.
— Ильенков. Вопрос, который является предметом спора - и это уже достаточно ясно сформулировало несколько выступавших, заключается в следующем, - есть ли формальная логика единая и единственная наука, изучающая специфические формы и закономерности теоретического мышления, или же нет. Иными словами, лежит ли путь развития науки о специфических законах и формах теоретического мышления человека через дальнейшее усовершенствование формальной логики, или же он должен быть найден в каком-то ином направлении.
— Грачев. Предмет спора можно выразить как в виде тезиса, так и в виде вопроса. "Вопрос" в данном случае входит в состав метаязыка Ильенкова и не осознается им в качестве объекта логической теории ни в данном тексте, ни где-либо вообще.
Формальная логика единая и единственная наука? — Тут два направления мысли:
- А. на объект "теоретическое мышление" и познание;
- Б. на объект "эмпирическое мышление" и естественные рассуждения.
Естественные рассуждения и, соответственно, их теоретические модели (ТФЛ и ЭДЛ) остаются за бортом ильенковского анализа. Формальную логику Ильенков рассматривает под углом её покушения на подмену собой аутентичной и единственной модели теоретического мышления. В связи с чем и заходит разговор о специфике форм мышления. При этом Ильенков не различает формы мысли и формы мышления.
— Ильенков. Наука только тогда есть наука, когда она вскрывает специфические формы и закономерности своего предмета, его внутренние закономерности.
— Грачев. Вот этого-то как раз и не хватило Ильенкову (вскрытия специфических форм и закономерностей действительного предмета ДЛ). Специфических форм и закономерностей предмета ДЛ как науки о правильных рассуждениях с включенным продуктивным противоречием.
— Ильенков. Сторонники той точки зрения, которую олицетворяет Асмус, Ветров, Воробьев и др., считают, что формальная логика есть единственная наука, которая исследует специфику теоретического мышления.
— Грачев. Скорее всего не так. Объект Асмуса не объект А ("теоретическое мышление" и познание), а объект Б ("эмпирическое мышление" и естественные рассуждения). Просто Ильенков и Асмус говорят о разных вещах. То есть, уже не каша (как у Алексеева и Черкесова), но ещё и не строгое различение.
— Ильенков. Я и хочу посвятить свое выступление критическому анализу позиции Асмуса - Воробьева - Ветрова. У меня она вызывает целый ряд недоумений. Для позиции Асмуса - Воробьева - Ветрова характерно, на мой взгляд, странное и идущее вразрез с позицией марксизма-ленинизма представление о том, что они называют формами мышления.
— Грачев. Если не абсолютизировать позицию Энгельса, то его позиция базируется на преемственности знаний, выработанных человечеством в отношении формальной логики. Поэтому разрешить конфликт сторон можно было бы путем разведения в разные углы "понятий"/суждений" уже не как форм мышления, а как форм мысли. Тогда за формами мышления можно было бы закрепить название философско-категориальных схем: форма - содержание; часть - целое; необходимость - случайность; причина - следствие и т. д.
— Ильенков. Защитники позиции Асмуса - Воробьева - Ветрова начинают с того, что до крайности обедняют самое понятие форм мышления, делают его несравненно более тощим, нежели то, которое принято всеми классиками марксизма-ленинизма. И здесь речь идет не только о незнании.
— Грачев. Не обедняют, а сужают предмет логики до "логики рассуждений" ("Логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (с) Анисов А.М.). И потом, с каких это пор стала предосудительной выработка правильных (тощих) научных абстракций, хотя бы в том же марксизме.
— Ильенков. Воля Асмуса и Воробьева называть формами мысли лишь крайне незначительную долю того, что фигурирует под этим названием в трудах классиков. Расхождение в терминологии, принятой в классических трудах о проблемах логики и принятой Асмусом - Воробьевым - Ветровым, как все прекрасно знают, имеется не только в этом пункте.
— Грачев. Ильенков проговорился. Всё-таки, у Асмуса и его единомышленников не "формы мышления", а "формы мысли".
— Ильенков. Ведь, по их мнению, классики марксизма-ленинизма всегда предпочитали выражаться фигурально. Так, они, мол, любили называть диалектический метод «диалектической логикой», хотя это вовсе, по мнению Асмуса - Воробьева - Ветрова, не логика в строгом научном смысле слова. Так, они не проводили четкого терминологического различения между формальной логикой и метафизическим методом мышления и т. п.
— Грачев. Фактическая неточность у Ильенкова. Во-первых, "диалектической логикой" свой метод классики вообще не называли. Есть одно случайное употребление указанного термина Энгельсом. И то, в черновиках.
Что касается "не строгого смысла". То, во-вторых, это уже относится к поздней традиции диамата. У Ленина первое упоминание термина в 1898 году, по случаю выхода статьи Житловского "Материализм и диалектическая логика" (в двух выпусках журнала "Русское богатство").
Второе упоминание по прошествии 2-х десятилетий в брошюре "О профсоюзах...". Да, и там трактовка "диалектической логики" не в строгом научном смысле слова "логика", а в смысле диалектического метода.
— Ильенков. Почему в данном случае считать, что классики в 90 случаях из 100 упорно называют формами мышления то, что, по мнению Асмуса - Воробьева - Ветрова, вовсе не есть формы мышления в строгом смысле этого слова.
— Грачев. Это уже второй случай "нестрогости". Первый случай касался самого употребления термина "диалектическая логика". А теперь уже речь идет о нестрогом употреблении термина "формы мышления".
— Ильенков. Ведь это же вносит путаницу в головы студентов и всех читателей учебников по формальной логике".
— Грачев. В учебниках по формальной логике не рассматривают философские категории. Термин имеет значение лишь в ограниченном контексте научной дисциплины. А здесь, и вовсе разные отрасли - философия и узкая сама по себе логическая дисциплина "формальная логика". Если и подтягивать "формальную логику" до статуса философии, то следует говорить не о ФЛ, а о метафизике (в смысле диамата).
— Ильенков. И не лучше бы вы [формальные логики и Асмус с единомышленниками] сделали, если бы придумали для себя новую терминологию, а смысл терминов, применяемых классиками, оставили бы в покое.
— Грачев. Противники марксизма и диалектического материализма поступили ещё проще. Аннулировали социалистическое государство, а с ним и "диалектическую логику" как научный предмет.
— Ильенков. Так не лучше ли вам самим назвать силлогизмы и суждения как-нибудь иначе.
— Грачев. Вот же, используют название не "формы мышления", а "формы мысли".
— Ильенков. Я внимательно слушал рассуждения насчет этого скользкого пункта.
— Грачев. Да, действительно. Формы мысли относятся непосредственно к логике. А формы мышления относятся к гносеологии и онтологии.
— Ильенков. Идеализм вещь нехорошая.
— Грачев. С ярлыками желательно быть поосторожнее.
— Ильенков. Но тогда где же все же ваш критерий для различения, ваше основание деления, согласно которому одни формы мышления есть формы мышления в собственном смысле, а другие формы мышления - лишь в фигуральном. Как вы их различите?
— Грачев. Критерий вижу в различении собственно предмета логики (правильные рассуждения) и предмет гносеологии+онтология, с другой стороны.
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 02 апреля 2018 г.
есть профессор Попов М.В. ленинградский универ,
один из знатоков Гегеля и диалектики.
Диалектическая логика, включает в себя формальную логику (элементарную).
с позиции формальной логики, диалектическая не раскрывается.
Между формальной логикой и диалектической логикой существует противоречие, которое НЕ СНИМАЕТСЯ и никогда не снимется.
Символьно Ваш тезис запишется так:
Неверно, что F & неF (1)
Где F - закон Запрещенного противоречия;
неF - закон Разрешенного противоречия.
F: |A & неА| = 0 (2)
неF: |A & неA| = 1 (3)
0 & 1 = 0 (4)
или
|F & неF| = 0 (1.1)
Тем не менее, есть возможность снятия противоречия (1), т.е.
|F & неF| = 1 (1.2)
В самом деле, если субъект Si противоречит сам себе, то это запрещено законом Непротиворечия. А вот если субъект Si противоречит оппоненту Sj, то это не возбраняется. При том, что противоречие (неFi,j) сохраняет статус противоречия.
Имеем,
Аi = 1 (5)
неAj = 1 (6)
Оба высказывания истинные, но истинные у кадого из оппонентов для самого себя (локально истинные). Это обстоятельство (убежденность каждого в своей правоте) составляет пружину развития мысли в совместном рассуждении.
Следовательно,
|Ai & неAj| = 1 (7)
В итоге имеем в формульном выражении непротиворечивую запись противоречия и, тем самым, снятие противоречия между формальной логикой и диалектической логикой.
--
Дорогой товарищ, да не страдайте глупостью. Пора как-то развиться в нечто зрелое, как ум и рассудок.
Вы пишите эти значки и всякую хрень, которая умещается только в одно - РАВЕНСТВО.
Похрен весь набор аргументов. Всё, что вы скажете (когнитивно), так то, что ЕСТЬ равенство или нет. И никуда из равно - не равно, вы не выйдете. Ваша когнитивная ось, это ось весов и ее две чаши - качели. 5=6...ну и ? А теперь другая вещь....5=6=7, где 6 равно 5 и равно 7. Т.е. осью выступает не =, а нечто..в данном случае некое число, которое равно в одну сторону и ровно в другу. А диалектике нечто равно СЕБЕ и не равно СЕБЕ. Вдох, это дыхание? да, это дыхание. А выдох это дыхание, да это дыхание. Дыхание, это и ВДОХ и ВЫДОХ, то два диаметрально противоположных момента.
Короче, равенство в диалектике не служит основание для суждения, для суждения в диалектики, берется в начале одно, потом его противоречие, а потом уже синтез. ГРАФИЧЕСКИ это НЕ отражается.
Ваше утверждение (1) опровергает Ваше же утверждение (2). Если ДЛ включает, то тем самым и снимает противоречие с ФЛ.
--
Ваше тело включает: вещества, молекулы, атомы, субатомные частицы.
Вы атом? Вы электрон?
Вся материя вертикально интегрировано, т.е. в ОСНОВАНИИ верхнего уровня всегда находится нижний уровень.
Вы срезали чернозем и под ним обнаружили глину.
Или...голова - высшая надстройка над телом, отрезав голову у вас останется безголовое тело. И прошу заметить, голова смотрит на небо, т.е. высшая часть и никак голова возле жопы.
Ну, да. Если ДЛ отдельно и ФЛ отдельно, то тогда "безголовое тело". Но Вы же пишете, что ДЛ включает ФЛ и на этом делаете акцент.
Итак, на логический довод не ответили.
--
Нет диалектической логики без формальной...все низшее поглощено высшим
Всё высшее построено на фундаменте низшей.
--