Вторая редакция. Полная версия в прикрепленном файле.
Это вопрос из КВНа. Из серии «В какой руке должен джентльмен держать вилку, если в правой руке он держит котлету?». Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки.
И вновь используем готовые определения:
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг.
Долг изучает философская дисциплина деонтология.
Обязательство — относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Проанализируем особенность этих определений:
- первое – это отношение (взаимные действия) между субъектами (объектами, обладающими свободой воли, т.е. их будущие действия не могут быть определены однозначно);
- второе – это обязательность этих действий, т.е. ограничение многозначных (многовариантных) действий и искусственный перевод их в однозначные.
Т.е. прямое добровольное ограничение свободы воли.
Джентльмен - Вполне корректный человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения. (Толковый словарь Ожегова).
Следовательно, если джентльмен не отдает долг – он не джентльмен!
Для чего джентльмен стремится быть джентльменом? Для облегчения жизни. Джентльмену дадут в долг под честное слово, но стоит ему не вернуть долг, как он перестанет быть джентльменом и следующий раз в долг ему дадут только под залог имущества.
То есть, добровольно ограничив свою свободу на этом этапе, он расширил степень будущей свободы.
Но должен ли субъект организовывать одновариантные причинно-следственные цепи только в отношении других субъектов?
Рассмотрим категорию долга по отношению к самому себе.
Долг по отношению к самому себе проистекает из выбора одного из двух вариантов будущего: жить или не жить.
При выборе смерти ты волен делать всё. Раньше или позднее это завершится смертью.
Но если ты выбрал жизнь, ты сразу ограничиваешь себя и накладываешь обязательную организацию и исполнение определенных причинно-следственных цепей. (В дальнейшем для удобства введем аббревиатуру – ПСЦ – причинно-следственная цепь).
Для каждого обязательными являются организации:
- ПСЦ питания своего тела;
- ПСЦ защиты своего тела от критических воздействий окружающей среды;
- ПСЦ обеспечения ночлега (безопасного сна);
- ПСЦ выполнения законодательных и моральных норм и правил и т.д.
Рассмотрим, для примера, модель поведения выпускника школы.
После окончания школы он может:
- не работать;
-устроиться работать;
- учиться дальше.
Вариант не работать: Самый легкий. Нужно только найти того, кто будет тебя кормить и содержать. Это возможно, но это означает полную несвободу. Этот человек или организация в любой момент может ограничить твои действия, поставив их в зависимость от твоего содержания.
Вариант - найти работу: Сложнее. Требует определенного ограничения своей свободы. Так же накладывается ограничение из-за отсутствия квалификации на перечень возможных оплачиваемых работ. Но, первая же зарплата обеспечивает твою независимость от решений других субъектов.
Вариант – учиться дальше. Еще сложнее и затратнее. Требует почти полного добровольного ограничения свободы. Вместо приятного времяпровождения – лекции, семинары, лабораторные, зачеты, экзамены. Но как результат, более высокая квалификация и большая свобода выбора высокооплачиваемых работ. Как следствие большая в дальнейшем свобода воли.
При анализе вариантов выбора будущего (организации ПСЦ) наблюдается следующая закономерность:
- Самая легкая в организации ПСЦ является самой бесперспективной;
- Самая перспективная ПСЦ является самой трудоемкой и энергозатратной. Перспективность ПСЦ определяется степенью ветвления (количеством возможных будущих вариантов).
Вывод: Я свободен в выборе цели, (когда у меня такая возможность есть, если её нет, о свободе говорить нечего). Но выбрав цель, я добровольно ограничиваю свободу и становлюсь обязанным в совершении строго определенных действий, ведущих к достижению цели.
Т.е., целеустремленность – это абсолютная несвобода, и четкая прогнозируемость твоих действий другими субъектами, которые в зависимости их отношения к тебе (друг – враг) будут, или помогать достижению цели, или препятствовать.
А абсолютная свобода – это отсутствие какой либо цели, и полная непредсказуемость (случайность) твоих действий для других субъектов, т.е. та самая обезьяна с гранатой.
И снова вопрос: Свободен я или нет в отношениях с другими субъектами (допустим, людьми, обладающими свободой воли)?
Как мне себя с ними вести?
Вложение | Размер |
---|---|
06_etyud__6_mmb_dolzhen_li_dzhentelmen.pdf | 499.71 КБ |
Комментарии
Вы упустили из внимания один значимый фактор, обнаруживающий несоответствия уже на уровне исходных посылок :
Теперь сопоставим это определение с Вашим :
Предлагаю задуматься о причинах, по которым человек может не отдать долг. Согласно Вашему определению это может случиться только по объективным, не зависящим от него причинам (смерть и прочие обстоятельства, существенно затрудняющие выполнение возложенных на себя обязательств), ведь при полном соответствии Вашему определению мотивации должника любые "субъективные" обстоятельства типа "забыл" или "забил" придётся исключить из рассмотрения. Человек не может забыть или забить на то, с чем внутренне согласен - собственные взгляды он может пересмотреть лишь сознательно и на основании полученной им новой информации. Тогда новая формулировка внутреннего долга изменится, старая перейдёт из категории "внутреннего" во "внешний", а опция взаимоотношений переключится с "внутреннего согласия" на "отношения зависимости", при которых решение "кинуть или не кинуть" будет мотивировано не внутренней установкой "я пообещал", а зависеть от ответа на вопрос "сколько это будет стоить" - стало быть о каком таком "внутреннем долге" здесь может идти речь ?
Проще говоря, внутренний долг будет противоречить внешнему, а не внутренний сам себе, и во избежание этой накладки придётся расслаивать семантику.
P.S. Если Вы конечно не ту же мысль хотели выразить, только немного другими терминами. И то не факт что другими - термин "зависимость" у Вас там тоже фигурирует, только я его использую поближе к исходным посылкам, из-за чего мог не проследить ход Вашей мысли.
Обычным шрифтом написаны общепринятые суждения взятые из википедии и справочников.
Мои суждения набраны курсивом.
Они не во всем совпадают.
Извините, забыл о том что Вы испытываете дискомфорт когда кто-то пытается прочитать Ваши мысли. На этот раз не уверен что прочитал - так что у Вас ещё не всё потеряно :)
Как Вам такое название для следующей темы : "Если автор пишет, то должны ли его читать ?"
"Если автор пишет, то должны ли его читать ?"
Это подразумевается по умолчанию!
Умный сам поймет, а дураку объяснять бесполезно.
А вообще то это редактирование. Простая техническая процедура. Мне так удобнее.
А ваша реакция позволяет мне увидеть слабые места. А то просят материал для публикаций, а отдавать сырое неразумно.
Не-е, мне удобней когда эта процедура сложная и увлекательная, а не "простая и техническая". Но спорить о вкусах мы уже не будем.