Законы диалектики. Основные положения

Аватар пользователя mitin_vm
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Я не спорю и не утверждаю.

Я высказываю свою точку зрения.

Знание и применение законов диалектики позволяют изучать механизм существования, понимать и влиять на механизм развития объекта исследования, предвидеть их исчезновение. Самое замечательное состоит в том, что аксиомы познания (А.6 и 7) о сути и логике существования (бытия) работают совместно с законами диалектики

Применение законов на практике имеет свою специфику, заключающуюся в следующем: -

1. Законы диалектики взаимосвязаны. Работа основного закона мироздания («Борьба и единство противоположностей» - ОЗ) обеспечивается законами «Отрицание отрицания» (ОО) и «Переход количества в качество» (ПКК). Законы ПКК и ОО обеспечивают и связаны с ОЗ - они действуют в рамках и влияют на ход основного закона.

2. Аксиома познания «Суть бытия . . .» соответствует основному закону диалектики и они обоюдно усиливают друг друга.

3. Аксиома познания «Логика существования . . .» объясняет законы «Отрицание отрицания» и «Переход количества в качество»

4. В законах диалектики подавляющее значение для их понимания и применения имеют термины.

5. Напрямую законы работают в рамках природных взаимодействий, определённых окружающим миром.

6. Существует значительное различие в применении законов для естественных и искусственных систем с участием человека.

Отличие состоит в том, что всё существование (ОЗ), развитие (ОО) и исчезновение (ПКК) системы может управляться разумом человека.

1. «Единство и борьба противоположностей»

Основной закон предполагает наличие двух факторов, составляющих понятие «противоположности*».

Критерии поиска факторов.

1. Участие во взаимодействии (борьба и единство) и, тем самым, образовывать систему.

2. Существенно влиять на состояние данной системы.

Формулировка. Единство (совместное действие) и борьба (противодействие) противоположностей (факторов) в системе, которая является объектом закона, определяет его существование и исчезновение.

Назначение - основной закон диалектики (ОЗ) определяет механизм существования системы, как единство и борьба противоположностей её составляющих.

Противоположность – факторы, наиболее существенно влияющие на её существование своим взаимодействием.

Системы, с точки зрения влияния человеческого фактора, делятся на естественные, смешанные и чисто человеческие системы.

Разница в том, что обеспечивает существование системы:

- взаимодействие природных факторов обеспечивает существование естественной системы;

- взаимодействие природы и человека – смешанной системы;

- взаимодействие людей – человеческой системы.

Естественная система, созданная Богом является объектом закона прямого действия.

Примером таких систем является Вселенная, объект (система), жизнь, человек и общество, времён первобытно общественного строя.

Технология применения основного закона, разработанная на основе концептуальных понятий НКФ, следующая:

1. Выявить все существенные характеристики системы, влияющие на её состояние, поведение, развитие и существование.

2. Разбить характеристики на звенья факторов, участвующих во взаимодействии.

3. Осознать в чём заключается их единство, а в чём – борьба.

4. Убрать звенья, не существенно влияющие на состояние или поведение объекта.

5. Применить закон, описав, в чём состоит и к чему приводит единство, а к чему – борьба противоположностей.

6. Использовать технологию исследования к другим оставшимся звеньям факторов.

Пример 1. Система - материальный объект. Система состоит из множества подобных подсистем. Система обладает массой и энергией

Масса и энергия системы - факторы взаимодействия, обеспечивающие её существование.

Масса – способность противодействовать – сопротивляться изменению состоянию системы.

Энергия – способность действовать – изменять состояние системы.

Когда и как (каким образом)они взаимодействуют?

При нарушении молекулярных связей (т.е. – уменьшении массы системы), например при нагревании дерева, молекулы мгновенно превращаются в окислы и эта часть системы (кусок дерева) мгновенно превращается в другую микросистему. Система стала другим объектом для человека. Этот момент перехода системы одну в другую (по составу химэлементов) сопровождается медленным, быстрым или взрывным превращением.

В процессе появления нового химэлемента, с другим ядерным весом, например при потере массы урана, освобождается энергия и происходит ядерный взрыв.

В процессе увеличения массы ядра (например, от столкновения со скоростью света) поглощается их энергия и возникают огромные силы притяжения, происходит антивзрыв и появление чёрного карлика с такой же быстротой притяжения к себе, как и быстрота разлёта систем при взрыве. Атомный взрыв – отдыхает!

Превращение массы системы в энергию перехода осуществляется постоянно с замедлением или ускорением, которые зависят от условий перехода.

При увеличении атомного веса ядерной массы происходит антивзрыв!

Единство (гармония) массы и энергии при рождении и существовании определяет состояние объекта - количественные (качественные) характеристики объекта.

Борьба между массой и энергией возникает при увеличении энергии объекта или уменьшении массы энергии, и выражается ослаблением способности сопротивляться внешнему воздействию.

Борьба и единство (взаимодействие) противоположности массы и энергии объекта определяют существование и исчезновение материального объекта.

Единство массы и духа в объекте проявляется в том, что они не могут существовать один без другого, а борьба проявляется в том, что это противостояние приводит к их гибели - исчезновению, как массы, так и энергии данной системы («материального» объекта).

2. «Отрицание отрицания»

«Ничто не вечно под луной!»

Формулировка – фактор, определяющий развитие объекта, при нарушении баланса единства и борьбы противоположностей становится причиной исчезновения объекта.

Таким фактором является взаимодействие объекта с окружающей средой. Взаимодействие объекта с окружающей средой, при достаточной его длительности, т.е. когда количество внешних воздействий переходит в новое качество объекта, приводит к его гибели.

Объект закона – фактор, определяющий развитие естественной системы. В данном случае, для материального объекта – взаимодействие его с окружающей средой.

Назначение

Взаимодействие (единство и борьба) объектов определило возникновение данного объекта и оно же приводит к его гибели – работа закона «отрицание отрицания». Но не гибели массы и энергии объекта, а именно данного объекта.

Пример. Потребление (в историческом процессе его изменения) в жизни человека.

1-й этап. Первобытнообщинный строй

Животные и первобытный человек нуждались в потреблении с точки зрения выживания и поддержания физических сил. Далеко не всегда они были сытыми, и это всегда стимулировало, движение, охоту, потребление – жизнь.

Потребление действовало как обеспечение и стимул жизни.

2-й этап. От рабства до капитализма

Потребление регулировалось и управлялось верхушкой общества с целью (и оно стало главным стимулом жизни при капитализме) стимулирования и труда и творчества. Люди, поражённые «золотым тельцом» были заинтересованы в росте имиджа потребления, чтобы люди на этой игле могли бы восхищаться уровнем потребления богатых людей. Тогда имеет смысл в богатстве.

3-й этап. Империализм.

Потребление человеком материальных ценностей (еду, вещи, человека), совместно с бездуховностью общества привело к его деградации

Срабатывает механизм закона «отрицание отрицания» -

общество и человек «опускаются».

3. «Переход количества в качество»

Качество системы -

– возможные результаты противодействия объекта окружающей среде.

Количество системы -

- оценённые результаты противодействия объекта окружающей среде.

Качество и количество объекта – одни и те же характеристики объекта,

только оценённые или возможные результаты противодействия объекта.

Притяжение камня к земле, как взаимодействие с землёй, можно назвать весом и оценить, например в килограммах. Способность царапать какие либо предметы можно оценить как твёрдость, измеряемая в соответствующих единицах.

Формулировка - Взаимодействия материального объекта с окружающей средой, составляющие суть его существования, постоянно изменяют состояние объекта, но по достижению определённого количества этих воздействий наступает новое качество нового объекта, с точки зрения человека. Превращение в новый объект происходит постоянно медленно, быстрее при окислении (изменение молекулярного химсостава), взрывом или антивзрывом при изменении атомного веса "простейшей" системы.

Назначение

Закон определяет или уточняет влияние фактора, установленного в законе ОО, на длительность существования объекта. Он дополняет основной закон в части логики существования объекта.

Закон ПКК чем-то схож с законом ОО – оба определяют конец существования объекта.

Взаимодействие законов.

Законы «Отрицание отрицания» и «Переход количества в качество» дополняют основной закон диалектики («Борьба и единство противоположностей») о существовании объекта.

ОО – определяет Что погубит объект,

а ПКК, который работает внутри ОО, – Когда погубит.

Уточняйте, расширяйте и/или используйте данную работу

для познания окружающего мира!

Комментарии

Аватар пользователя Иной

Прочитал Вашу фантастику.
Теперь прочтите мою.
-------------------
О ЗАКОНАХ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ЛОГИКИ ГЕГЕЛЯ.

- «Единство и борьба противоположностей».
(Диалог противолежащих Идиом.)

Диалектических "объектов" ( идиом) вне противоположности Гегеля нет и не может быть.
Вспомним: "Абсолютное существует как единство противоположностей", т.е.: "материя и дух", «наука» и «религия», «рассудок» и «разум», «рациональное» и «иррациональное», "зло и добро", "конечное и бесконечное", "общее и частное", «конкретное и абстрактное», «дискретное и непрерывное» и проч. (Они вполне перечисляемы и их множество ограничено).
И их определения невозможны друг без друга.
Зло не есть добро, материя не есть дух, наука не есть религия и т.д.
И самое главное их свойство в том, что для нашего сознания всегда существует некоторая подобласть, принадлежащая и тому и другому. И их определения невозможны друг без друга.
Вот в этой-то общей подобласти Разум и Рассудок и ведут диалог, а мы, тем самым, диалектически мыслим, чтобы их более точно разграничить. А если этого не получается ("борется" их единство), то найти их "единство" в чём-то третьем, т.е. в Абсолюте, но и этого убедительного слияния тоже не получается, т.к. "борется" их различие.
Вот этот диалог, и которому конца не видно, и есть Диалектика Гегеля.
И именно эти базовые противоположные понятия мира нашего Духа Гегель и назвал «бесконечными понятиями».
Т.е. диалектика Гегеля действенна только в мире нашего духа.
И, по существу, здесь диалог между телом и духом, или диалог между общим и частным, между "хочу" и "должен" - и он необходим в деле самосохранения единства некоторой человеческой общности.

Далее поразмышляем над законом «перехода количества в качество».
В учебнике по диамату есть «классический» пример действительности этого закона для натурального мира. – «Берём воду. Подогреваем и т.д.» … Но если поставить вопросы: «Количество чего? – Тепла. «Качество чего? – Воды», причём по умолчанию утверждается, что количество воды неизменно. Так это ни что иное, как элементарное изготовление смеси, не говоря о соединениях, а у смеси другие качества, чем качества её ингредиентов. А это мы знаем только из практики. И никакими диалектическими гегелевскими приёмами нам не выявить свойств воды исходя из свойств кислорода и водорода.
Тогда как только для человеческого сознания: «Капля воды есть капля воды. Много капель – Лужа. Большая лужа – Озеро. Очень большое озеро – Море». Здесь, и только здесь, и только для человека количество воды "переходит" в качество - Капля, Лужа, Озеро, Море. И обязательно связанное со способом (технологиями) жизнедеятельности человека. И подобные количественно-качественные переходы мы наблюдаем всюду, где цели практической деятельности, даже в однородных, но количественно разных обстоятельствах, требуются различные технологии её (цели) достижения.
------------------------
Ну, а "отрицание отрицания" - это гегелевский вариант принципа преемственности, т.е. всякое последующее развитие возможно только на основании результатов предыдущего.
----------------------
А этим я хочу сказать, что диалектическими гегелевскими объектами являются только объекты нашего Духа. И именно,
«противоположности» - порождают Идиомы,
«количественно-качественные переходы» - их классифицируют,
а в рамках закона «отрицание отрицания» - мы эти базовые идиомы модифицируем и развиваем.
---------------------------
А когда этот мир сформирован, как наличное бытие в форме идей, то в зависимости от природы цели (в общем то, она всегда внешняя, но иногда бывает и внутренней), дальнейшие их преобразования ведём либо в среде алетической, либо деонтической модальной логики. Т.е оперируем сущностями Идеального мира точно так же, как и сущностями, составляющие Материальный мир.
----------------------------
Так что Гегель и его логика имеют вполне прикладной характер, но только в нашем идеальном мире. (Зло - Добро, Справедливость, милосердие, сострадание, взаимопомощь, совесть, да и вообще, все способы, приёмы и обоснования дележа совместно произведённого продукта были бы нам недоступны без формирования составляющих идеальный мир. - Мы бы о них просто ничего не знали. А они есть.)
И слава Гегелю за то, что он всё это сумел формализовать и сделал эти проблемы человеческими и обозримыми!
А расширить наши Знания, с помощью языка и его средствами (т.е. мышление в понятиях) о Материальном мире - есть нелепые надежды. - Упорядочить эти знания, сделать значимые обобщения посредством понятий - это, конечно, да, что иногда мы и принимаем за "новое" Знание.
К тому же, из выше изложенного следует, что модификация единства противоположностей в виде: «Абсолютное есть единство Бытия и Ничто.» - ошибочна, т.к. "Бытию" противолежит, - и как противоречие и как противоположное, только "Небытие". Тогда как "Ничто" противолежит "Нечто", и только как противоречие.
------------------------------
А всему натуральному миру, миру конкретному противолежать, а следовательно, быть противоположным нечему.
------------------------------
И если в отношении к материальному миру Человеку доступно быть Творцом, но Создателем он стать не может.
Тогда как мир нашего Духа Человек и Создаёт и Творит его Сам.

Аватар пользователя Nikita Izumsky

Уважаемый mitin_vm!
Диалектика - это прежде всего искусство правильного рассуждения. Так ее когда-то определили древние мыслители, которые еще не знали всех ее законов.
К сожалению, то что повествует диамат ею не является в принципе. Долго рассужать тут незачем. Во многом правильно сказал предыдущий автор, есть конструктивная альтернативная критика, с которой нужно знакомится.

Аватар пользователя mp_gratchev

Диалектика - это прежде всего искусство правильного рассуждения.

Диалектика - это, в том числе, искусство правильного рассуждения. Плюс познание. А также сущностная характеристика в развитии природы, общества и мышления.

Аватар пользователя mp_gratchev

Хочу поддержать автора. Вячеслав Митин пишет:

«Единство и борьба противоположностей»
Формулировка. Единство (совместное действие) и борьба (противодействие) противоположностей (факторов) в системе, которая является объектом закона, определяет его существование и исчезновение.

Хорошее рабочее определение. Автор предлагает уточнить, расширить, использовать. У меня есть соображения по дополнениям и уточнению.

Уточнения, добавления и изъятие. Я бы изъял упоминание о 'законе' в тексте из-за тавтологичности, поскольку речь уже идет о законе диалектики. Вместо этого уточнил бы понятие объекта как развивающейся системы. Плюс напрашивается добавление к стадиям развития объекта как системы (её возникновение). Получится:

Уточнение 1.

[Единство (совместное действие) и борьба (противодействие) противоположностей (факторов) в системе, которая является развивающимся объектом и определяет его существование (возникновение, зрелость, старение) и исчезновение].

Уточнение 2 связано с первой частью определения. Говорить о единстве противоположностей имеет смысл в том плане, что противоположности могут быть и разобщены. Слово "борьба" всё-таки фигурирует больше как метафора. Что касается существа, то борьба - это частный случай взаимодействия. Поэтому слово "борьба" из формулировки исключаю. Опять же, 'действие + противодействие' тождественно общему понятию взаимодействие.

Итого, в моем варианте формулировка закона будет звучать так:

Рабочее определение 2.

[Всякий развивающийся объект имеет внутренним источником своего существования (возникновения, зрелости, старения и исчезновения) существенное противоречие, выраженное единством и взаимодействием противоположностей - сторон, факторов, тенденций в движении объекта как системы ].

--
Михаил П. Грачёв.

Аватар пользователя Евгений Волков

mp_gratchev [Всякий развивающийся объект имеет внутренним источником своего существования (возникновения, зрелости, старения и исчезновения) существенное противоречие, выраженное единством и взаимодействием противоположностей - сторон, факторов, тенденций в движении объекта как системы ].

Михаил П. Грачёв.

 

Система не является развивающимся объектом. Объект это всего лишь элемент системы. Но как в любой системе объект (тоже система) в единстве и борьбе с субъектом (всегда побеждает, управляет субъект)получает заданное движение.
Но всегда субъект и объект взаимодействуют исключительно лишь своими пространственными границами. Другого не дано.

Аватар пользователя mitin_vm

Здравствуйте Михаил!
Ваше мнение по сути формулировки основного закона для меня очень важна и нужна потому, что это и есть совместная работа, например в области законов диалектики.
В Ваше 2-е определение я бы внёс следующую корректировку. "Возникновение" и "исчезновение" не относятся к термину"существование" объекта, которое определяется результатами взаимодействия объекта с окоружающими миром.
И второе. Простите мою эрудицию (она у меня хромает в этом "положении") - но что такое "внутренний источник" существования объекта?
С уважением,

Митин В.М.

Аватар пользователя mp_gratchev

И второе. Простите мою эрудицию (она у меня хромает в этом "положении") - но что такое "внутренний источник" существования объекта?
С уважением, Митин В.М.

Уважаемый В.М. Митин!

Вы задали очень хороший вопрос. Внутренний источник - это типа "двигатель внутреннего сгорания", обеспечивающий цикл существования данного объекта. Но вопрос хорош другим аспектом: раз есть внутренний источник, то мы вправе говорить также о внешнем источнике. И тогда возникает вопрос: "Чем внутренний источник предпочтительнее внешнего и что последний собой представляет?"

Например, есть двигатели внутреннего сгорания и двигатели внешнего сгорания. В отличие от широко известного процесса внутреннего сгорания, при котором топливо сжигается внутри двигателя, двигатель внешнего сгорания, приводится в действие внешним источником тепла. Или, точнее говоря, приводится в действие разностями температур, создаваемыми внешними источниками нагревания и охлаждения.

Я обратил внимание, что в своих работах Вы отдаете предпочтение взаимодействию объекта со средой и, в конечном счете, внешнему источнику развития объекта. Скажем, для органической жизни на Земле таким внешним источником является Солнце.

Есть и ещё один замечательный аспект Вашего вопроса о "внутреннем источнике" в рамках заявленной темы "Законы диалектики. Основные положения".

В диамате, где собственно и разрабатываются законы диалектики, вопрос о внутреннем источнике входит как раз в список основных положений. Поэтому меня несколько смущает, что одно из основных положений законов диалектики выпало из Вашего внимания.

Но тут уместна поговорка: "снявши голову по волосам не плачут". Бессмысленно сожалеть о таких мелочах, как внутренний и внешний источник, когда отсечена голова - сами законы диалектики:

Начало цитирования.

Заметка о законах диалектики. - 08.11.11 г. -
Обобщая отзывы, следует отметить, что Раздел НЕТ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ пользуется большой популярностью.
А поднимаемые вопросы весьма актуальны, и об этом еще будет разговор.
Главное, молодежь* поняла суть: у Гегеля о «законах» диалектики нет ни слова, и никто еще ссылок на Гегеля не привел. Хотя для пущей важности на словах на него, конечно же, ссылаются многие, правда, совершенно по-своему понимая великого мыслителя, а не согласно его текстам. Но это отсебятина.
«Законы» диалектики придумал Энгельс и написал о них в своем труде «Диалектика природы». Поэтому «законы» диалектики - это побасенки диамата, которого, после того как Б.Ельцин запретил КПСС, уже больше нет. Поэтому и его законов в принципе быть не может. Ну а если кому-то нравятся энгельсовы законы, то это уже другое: на вкус и цвет товарища нет - но такое, правда, к науке относить нельзя. Так что и в науках «законов» диалектики быть не может.

Конец цитирования.
Источник: http://dialectics.ru/834.html

Уважаемый В.М. Митин, если Вы намерены и дальше развивать свою эрудицию и пополнить знание в области современных взглядов на Законы диалектики, то Вам обязательно надо познакомиться с сайтом "Диалектика", который курирует доброжелательный доктор философских наук, из скромности не пожелавший назвать свое имя в числе авторов сайта.

______________
*) К сожалению, среди молодёжи выявились отщепенцы, которые вновь поднимают на щит диамат. В частности, один "юноша" пытается скрестить диамат с Гегелем в виде рассудочной диалектической логики, что очень огорчает нашего доброжелательного доктора и его интернетовских адептов-ников. Например, отголоски старой полемики звучат на Философском штурме: "Юноша, ну чего Вы опять пыжитесь? Мой пост не для неучей". Или: "Юноша, не передергивайте мои слова. Я писал о "противоречии в логике" или о "логическом противоречии". Вы же передернули разговор на противоречие (но даже термины разные)".

Аватар пользователя Пермский

Уважаемый В.М. Митин, если Вы намерены и дальше развивать свою эрудицию и пополнить знание в области современных взглядов на Законы диалектики, то Вам обязательно надо познакомиться с сайтом "Диалектика", который курирует доброжелательный доктор философских наук, из скромности не пожелавший назвать свое имя в числе авторов сайта.

Михаил Петрович, странный сайт Вы рекомендуете для пополнения знаний о диалектике. Заглянул на этот сайт - складывается впечатление, что это исключительно закрытый, анонимный сайт. Не представлены ни администрация сайта, ни авторы материалов, ни статистика просмотров статей на сайте.

При Вашем доброжелательном отношении к сайту и его куратору может немного поясните почему сайт настолько анонимен?

Аватар пользователя mp_gratchev

Михаил Петрович, странный сайт Вы рекомендуете для пополнения знаний о диалектике. Заглянул на этот сайт - складывается впечатление, что это исключительно закрытый, анонимный сайт. Не представлены ни администрация сайта, ни авторы материалов, ни статистика просмотров статей на сайте. При Вашем доброжелательном отношении к сайту и его куратору может немного поясните почему сайт настолько анонимен?

На сайте размещаются далеко неоднозначные новаторские материалы (пример одного из них я привел вверху), под которыми их куратор - доктор философских наук - не торопится ставить свою подпись и засвечивать тем самым раньше времени свое имя. Про "скромность" автора как мотива анонимности я уже упомянул. Хотя расшифровка имени автора не столь уж и сложна.

Автор сайта "Диалектика" сильно озабочен копирайтом и подчеркивает, что на сайте публикуются только собственные материалы научных разработок. А если это так, то по текстам сайта и текстам движка антиплагиатора легко вычислить имя "скромного" доктора философских наук:

диалектическая логика

Кстати, на сайте помимо диалектики и диалектической логики есть обширный раздел по Эзотерике.

Аватар пользователя Nikita Izumsky

Мне очень жаль, но никакой "диалектикой" тут и не пахнет. Зато процветает дешевая демагогия. Т.н. законы - это нелепые невежественные фальшивки и подмены. Вы надоели.