ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАСС
«Наша цивилизация хвастается
распространением образованности и знания, а распространяет невежество и беспомощность».
Бернард Шоу
Образование не только необходимость современного высоко технизированного производства, образование, в условиях массового общества, является средством контроля, и это хорошо понимали имущие классы, в тот период когда начиналось создание массового общества.
Так, Генри Ли Хиггинсон, лидер бостонской общины в 80-ые годы XIX века, в письмах, призывавших к сбору средств Гарвардскому университету среди членов высшего общества, убеждал: - «Дайте всем образование, и вы спасёте себя, свои семьи и свои деньги от разнузданной толпы.»
Существует огромная мифология, связанная с образованием – образование расширяет кругозор, даёт возможность выработки собственного мнения, формирует полноценного человека, приобщает его ко всему богатству знания и культуры. Но, широко разветвлённые системы массового образования ХХ века, поставили на конвейер выпуск, по термину, запущенному в употребление Солженицыным, “образованщины”, специалистов, не знающих ничего кроме своего дела.
Наиболее точно цели образования в массовом обществе определил Ленин: - «Неграмотный человек стоит вне политики, и поэтому должен выучить алфавит. Без этого мы не можем делать политику.»
Насколько серьёзно большевики относились к образованию, говорит, начатая в уже в 19-ом году, «Борьба с безграмотностью». Декрет Совета Народных Комиссаров от 26.12.1919: - «О ликвидации неграмотности». Параграф № 8: «Уклоняющиеся ... привлекаются к уголовной ответственности.»
Перед образованием была поставлена задача, о которой писал Троцкий ещё в 1917 году: - «Человечество поставит себе целью создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно, сверхчеловека.»
Советский Союз, пользуясь помощью ангажированной интеллигенции, “инженеров человеческих душ”, закончил свои эксперименты по воспитанию Нового Советского Человека созданием новым “общественно-биологического типа” – “Совка”. Соединённые Штаты, благодаря совершенным методикам социальной инженерии, сумели создать более цивилизованную версию новой породы – “одномерного человека” или экономического человека, который во многих аспектах выглядит намного привлекательней “совка”. Но, разумеется, это совсем не тот человек, о котором мечтала вся мировая культура, но кто сегодня помнит идеалы уходящей в далёкое прошлое гуманистической эпохи.
Современный человек мыслит привитыми ему школой, институтом стандартами, и не подвергает их сомнению – за ними стоит авторитет Знания, авторитет Науки и сила общества. Необразованный человек, хотя и верит в абстракции и мифы, которые создаёт общество, тем не менее, исходит из своего непосредственного опыта, следует традициям предшествующих поколений, поэтому таким человеком труднее управлять.
Раньше считали, что раб подчиняется хозяину, пока он безграмотен, пока он не понимает природы общества, которая превратила его в раба, но, даже не понимая механизма общества, он всегда стремился стать свободным.
Сегодня подавляющее большинство работников в индустриальных странах имеют достаточный уровень образования, чтобы понимать уровень своей зависимости от системы, уровень своей несвободы, понимать, что они свободны только в одной своей роли - винтика системы, но это понимание не приводит к сопротивлению, к попыткам изменить систему. А наиболее информированная часть населения, которая больше, чем другие, понимает механизм системы, сама участвует в создании контроля над любой формой протеста, так как получает такие привилегии, что готова подчиняться глубже и более осознано, нежели основная масса.
Могут ли противостоять процессу промывания мозгов бастионы знания – университеты? Университеты считаются рассадниками нон-конформистской, почти анархической идеологии. Но если это так, то почему многие поколения выпускников не превращаются в критиков системы, а приходя в неё в качестве работников, забывают об уважении к истинному знанию и правде, которое им прививали в университете. По-видимому, само по себе знание, которое получают студенты в университетских “замках из слоновой кости”, не выдерживает пресса реальных факторов жизни. После окончания университета единственным источником “знания” становятся средства массовой информации, а они обладают большей способностью убеждения, чем университетские профессора. Блистающий эрудицией профессор имеет низкий социальный статус, потому что: - “Тот кто умеет - делает, кто не умеет - учит.”
40% населения страны не знает, кто был врагом США во время Второй Мировой войны. 40% студентов колледжей во время массовых опросов не смогли найти на карте Японию и 15% не смогли найти США. 60% студентов университетов не понимают статьи в газете Нью-Йорк Таймс.
Литературный критик Освальд Вейнер, исследуя комиксы (рисованные картинки с рисунками – самый популярный вид чтения, и не только среди молодёжи), отметил, что наличие ума у героев этого жанра ставит персонаж в разряд отрицательных. Наличие интеллектуальных способностей выше нормы, то есть выше посредственности, в глазах читателя – нарушение принципа всеобщего равенства, как отклонение от общепринятой нормы, как вызов, как претензия быть лучше других.
Вся система жизни воспитывает неприязнь к широте восприятия мира, глубине знаний, понимания всей сложности общественной жизни, эти качества не только не имеют ценности в общественном мнении, но и относятся к разряду негативных, зато практическая информация имеет огромную ценность, она - гарантия жизненного успеха.
В прошлом главной ценностью считалось владение землёй, сегодня обладание информацией. Недаром двадцатый век называли веком информации. Количество информации увеличивается с каждым годом, увеличивается количество газет, книг, журналов, телевизионных каналов, с невероятной скоростью развивается Интернет. 40 лет назад американское телевидение предлагало 4 канала, сегодня более 500 каналов, 40 лет назад количество радиостанций было чуть больше 2.000, сегодня более 10.000.
Вся разветвлённая индустрия информации - газеты, журналы, кино и телевидение принадлежит 23 корпорациям. Вскоре их будет десять. А если будет принят законопроект, выдвинутый Федеральной комиссией коммуникаций в 2003 году, одна кампания сможет владеть 95% всех телевизионных станций страны.
Радио и телевизионные частоты, на которых ведутся передачи, контролируются государством, Федеральной комиссией коммуникаций, и, следовательно, принадлежат публике, должны представлять широкий спектр интересов различных групп населения и выражать разнообразные мнения. Но средства массовой информации принадлежат нескольким крупным корпорациям, которые представляют лишь спектр тем и мнений, соответствующий их задачам, как коммерческим организациям, и взглядам заказчиков – рекламодателей.
Компании, рекламирующие свои товары на телевидении, а позволить себе это могут только крупнейшие из них, получают государственные субсидии (т.е. оплачиваются общественными деньгами) за размещение своей рекламы. Потребитель платит за то, чтобы корпорации могли продать ему свои товары и свою точку зрения на многие события.
Теле или радио канал, газета, журнал никогда не поместят информацию, которая противоречила бы интересам рекламодателя - реклама составляет основной источник дохода всех средств масс-медиа. Общественному мнению, безусловно, есть место в средствах массовой информации, но, только в том случае, если оно совпадает с мнением и интересами корпораций. Как гласит старая истина: - «Свобода мнений гарантирована лишь тем, кому принадлежат средства передачи мнений».
Масс-медиа создаёт свой собственный образ, как общественного института, задача которого служить общественным интересам, представлять весь спектр мнений и взглядов. Но, даже неискушённому наблюдателю видно, что, несмотря на многочисленность каналов, события подаются в разной манере, но с одинаковой, унифицированной позиции. Мнения, противоречащие принятой линии, не появляются ни на одном массовом информационном канале.
Демократическая Америка, в отличии от страны, описанной Оруэллом в “1984”, не преследует инакомыслящих, но, на огромном рынке фактов и идей слышны только голоса тех, кто кричит громче других, а кричать громко могут только те, у кого в руках устройства, усиливающие их голоса, средства массовой информации.
Они и занимаются воспитанием мнений, взглядов и вкусов массовой аудитории. Индустрия информации приучила потребителя питаться безвкусным синтетическим информационным продуктом, которыейтакже, как и продукты питания, прошёл многоступенчатый процесс обработки. И потребитель уже не в состоянии задать “неправильный” вопрос: - “А из чего это сделано?”.
В массовом сознании существуют две реальности - реальность фактов жизни и виртуальная реальность, создаваемая средствами массовой информации. Они существуют параллельно, нигде не пересекаясь, и не противореча друг другу. Американец может верить или не верить тому, что он видит на экране телевизора или читать в газете. Это, в конечном счёте, ничего не меняет. Он получает только ту информацию, которую ему представляют масс-медиа. И масс-медиа решает, какую информацию поставить в первый ряд, а какую - в десятый.
Тем не менее, потребитель считает, что он полностью свободен в своём выборе среди огромного потока фактов, идей, которые обрушивают на него средства массовой информации, и, на их основе, сможет выработать своё собственное мнение.
Так же, как когда-то советский человек, американец не доверяет средствам массовой информации, тем не менее, он знает только то, что ему “положено знать”. Советский человек осознавал своё бессилие, как гражданина, тем не менее, несмотря на всё своё недоверие к пропаганде, не мог не принимать мифы, создаваемые советской властью, других каналов информации у него не было.
Американец может критично относиться к мифам, создаваемым средствами массовой информации, тем не менее, он их принимает – у него нет доступа к независимым от корпораций масс-медиа источникам.
Тоталитарное общество может примириться с тем, что люди говорят одно, а думают другое, достаточно того, что они подчиняются. В условиях демократии всегда существует опасность того, что независимая мысль может превратиться в силу в политической сфере. Поэтому важно уничтожить опасность ещё в зародыше.
В тоталитарных обществах люди сопротивлялись, не всегда осознано, системе идеологического нажима. Америка же - страна демократическая, она не использует приёмы грубой и откровенно лживой пропаганды, она воспитывает интересы, мнения и потребности, используя совершенные формы убеждения, и самые талантливые лингвисты, журналисты и сценаристы работают именно в этой сфере.
В период Великой Депрессии средства массовой информации уделяли огромное внимание деталям жизни гангстера Диллинджера. Говоря о жизни великого грабителя, они уводили публику от опасной темы, причин экономического краха. Миллионы лишились средств к существованию, но мало кто понимал систему обмана, проведённого финансовой элитой. Фигура грабителя-одиночки заслонила собой фигуры тех, кто ограбил всё общество.
Открытая ложь неэффективна – она вызывает сопротивление, поэтому массовая культура использует мягкие, малозаметные, терапевтические приёмы, направляющие чувства, желания, мысли в необходимое русло, она представляет красочный, многообразный, насыщенный действием и эмоциями мир, в котором сложность и противоречивость жизни выражается элементарными формулами, легко воспринимаемыми людьми любого образовательного ценза, и они закрепляются в массовом сознании благодаря профессиональному мастерству создателей и впечатляющей эстетике.
В условиях демократии не существует государственной цензуры, прямая цензура не эффективна, гораздо действеннее самоцензура работников индустрии информации. Отклонение от единственно верной линии наказывается исключением из профессионального круга. Попытки представить своё мнение, противоречащее общепринятому, воспринимается, как непрофессиональное поведение. Профессионал служит заказчику и не должен кусать руку, которая кормит.
В Советской России, подавляющая часть творческой интеллигенции была истинно профессиональной, она служила режиму, а своё мнение выражало на домашней кухне, точно также, как это делает американская интеллектуальная элита, правда, её “кухней” являются специализированные издания для узкой группы профессионалов.
В условиях рыночной демократии специалисты в системах информации не работают на государство. Они не подчиняются “высшим инстанциям”, но их благополучие полностью зависит от умения чувствовать, в чём нуждаются те, кто обладает реальной властью. Для этого не нужен приказ, цензор, лишь чуткая, к атмосфере негласных требований дела, самоцензура.
Тем не менее, существуют независимые издания, существуют независимые мнения, но они где-то на далёкой периферии, их нужно искать. Средний потребитель же часто не только не может, он и не хочет затруднять себя пониманием всей сложности комплексных взаимосвязей политики, экономики и культуры с проблемами его повседневной жизни. Он не желает тратить свою энергию на что-либо, что лежит вне его повседневных дел. Интересы поставщиков информации и интересы потребителей информации, таким образом, смыкаются.
Даже если кто-то чувствует, что им манипулируют, что то, что ему предлагается средствами массовой информации, умно подстроенная ловушка, что его убеждают сделать “правильный выбор”, который, по существу, совсем не в его интересах, он впитывает все те же лозунги и формулы, выглядящие чрезвычайно привлекательно.
Но даже если не только чувством, но и сознанием он начинает сомневаться в том, что он слышит и видит, мысли эти остаются только в его голове. Он вряд ли решится поделиться к кем-то своими крамольными мыслями, он боится быть не как все, вполне возможно, что что-то не в порядке с ним самим – все не могут быть неправы.
«Принцип американского равенства накладывает запрет на мнение, отличающееся от общепринятого, он имеет две тенденции, одна движет к принятию, другая ведёт к отказу от собственных размышлений», - писал Токвиль в начале XIX-го века
А так как в массовом обществе мало кто решается вступать в конфликт с общепринятым мнением, защищая, по Токвилю, «непроверенные истины», средний человек «отказывается от каких-либо размышлений», и выражает “собственное мнение” стереотипным набором общепринятых клише.
Через 150 лет после Токвиля историк Гор Видал: - «Гений американской политической культуры, начинающий свою историю с отцов-основателей, сумел создать мощную систему манипуляции гражданского мышления, позволившую убеждать люей действовать против их собственных интересов.»
Манипуляция общественным мышлением постоянно совершенствовалась и во второй половине ХХ века начала приобретать новые формы, новые методы. Традиционная пропаганда манипулировала сознанием, но в постиндустриальном обществе она уже не обладает достаточной силой воздействия.
«Чтобы добиться поддержки публикой той или иной инициативы, исходящей от экономической или политической элиты, необходимо использовать новую технику пропаганды»,- говорил политический обозреватель 40-ых – 50-ых годов прошлого века, Уолтер Липпман.
Новая техника пропаганды, о которой говорил Липпман, техника манипуляции подсознанием, но новизна её относительна. Манипуляция подсознанием, правда без современной технической базы, проводилась нацистским Министерством Пропаганды.
Немецкий учёный, ученик Фрейда, Эрнст Дихтер, эмигрировавший в США в 1938 году, занимавшийся психологией рекламы: - «Основные приёмы манипуляции подсознанием, которые сегодня широко используются средствами массовой информации, были разработаны гитлеровской машиной пропаганды. Гитлер понимал, как никто другой, что самым мощным инструментом манипуляции массами является не воспитание логического мышления, а манипуляция подсознанием. Её и использовала нацистская пропаганда. Впоследствии она получила научное обоснование и стала называться “Perception-altering technologies”, технология изменения восприятия, и сегодня уже неважно, кто был создателем системы промывания мозгов. Термин “промывание мозгов” вызывает неприятие, термин “perception-altering technologies” принимается безоговорочно, ибо освящён авторитетом науки.»
Нацистская пропаганда играла на скрытых страхах, скрытых надеждах, беспокойстве и разочаровании единой этнически немецкой нации. Американские средства информации обращаются не к массам, страна не представляет собой единое целое, это конгломерат миллионов индивидов, поэтому масс-медиа используют разнообразие индивидуальных желаний, иллюзий и страхов, существующих в различных слоях общества.
Индустрия информации ставит перед собой одну задачу - выпустить как можно больше продуктов, информационных продуктов. Доходы производства зависят от объёма выпущенных продуктов, качество же продукта второстепенно, оно лишь должно отвечать общепринятому стандарту. В конкурентной борьбе выигрывает не тот, кто поставляет самый высококачественный продукт, а тот, кто поставляет больше продуктов на рынок информации, так как потребитель принимает только стандартный продукт в привычной упаковке, а информационный продукт с новым и непривычным содержанием вызывает настороженность и недоверие.
На читателя, зрителя обрушивается водопад фактов, мнений и в этом водопаде он теряет ориентацию, перестаёт понимать, что важно а что неважно, не состоянии отделить одно от другого он перестаёт реагировать, т.е. задавать вопросы.
Социолог А.Моль говорит о том, что действенность пропаганды определяется не столько её прямым обращением к массам, сколько тем, что «множество мелких направляющих тем, идей, выстраивают широкий фронт атаки в формировании необходимого мнения, и эта тактика эффективнее прямого удара. Капсулы информации направляют общественное мнение в нужное русло, и они настолько коротки, что средний человек не в состоянии зафиксировать их сознанием.»
Все факты, как правило, верны, они тщательно проверяются, информация достоверна, но достоверна также, как может быть достоверны сотни фотографий человека, где видны отдельно его лицо, тело, руки, пальцы. Каждая часть человеческого тела просматривается во всех мельчайших подробностях, из фотографий составляются разнообразные комбинации, но портрета самого человека нет. Это взгляд через микроскоп, а в микроскопе не видна картина в целом, видны только части, детали, атомы информации. Кроме того, скорость передач, скорость смены одних фактов, одних тем на другие, уничтожает не только значимость событий, но и их смысл.
Потребитель не в состоянии переварить огромную массу фактов и мнений и они вываливаются из его памяти, как из дырявого решета, для того чтобы на следующий день заполниться очередным информационным мусором.
Потребитель фактов попадает в состояние ментального ступора, полной анестезии, он не в состоянии выстроить свою концепцию, свой взгляд, безоговорочно принимая тот скрытый смысл и значение, которые заложены в них создателями информационных программ. А мнение, стержень, уже существует - в отборе фактов, их последовательности, их длительности, в форме подачи. Смысл фактов осознаётся, лишь когда обнаруживаются связи между ними, когда факты ставятся в логический ряд, а этим логическим рядом манипулируют поставщики фактов. А потребитель информации не имеет навыка к системному подходу, у него нет стержня, на которые эти факты можно было нанизать, организовать, нет идей. Обладание фактами, их накопление, их количество, представляется ему более, чем достаточным для понимания.
Назначение информации, выполняющей социальный заказ, состоит в том, чтобы отвлечь внимание от реальных, глубинных механизмов общественной жизни, и её воздействие настолько эффективно, что, как писал Оруэлл в 60-ые годы прошлого века: - «Следующее поколение уже не будет ставить под сомнение правильность всего происходящего. Атмосфера общественной жизни будет такова, что невозможно будет даже задать вопрос, правильно это или нет.»
Сегодня эта атмосфера уже создана, вопросы задавать некому, так как экономическая власть анонимна, систему никто конкретно не представляет, никто не несёт персональной ответственности, никто не обладает решающей властью или высшим авторитетом. Средний человек видит власть только когда она персонифицирована, он может протестовать против жестокого босса, против продажного политикана, но не против системы, которая порождает плохого босса или плохого политикана. Американец не протестует против системы, он также, как когда-то его советский собрат, протестует против “отдельных недостатков” системы.
Экономическая система воспитывает конкретное мышление, воспитывает интерес лишь к тому, что можно использовать в практике жизни, она определяет информированность человека количеством накопленных им фактов, но по мнению американского социолога Самсона Леона: - «Без широкого взгляда на жизнь, который приходит как результат знакомства с общечеловеческим знанием, прагматик перебирает факты также, как человек, не знающий правил и трюков карточной игры, перетасовывает карты в колоде, не понимая смысла их сочетаний.»
Комментарии
Ну Да
kosmonaft пишет:
Чё, ну-да?
Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни. Видите ли, - технологии пропаганды у них у всех одни и те же. - Ну и что?
Качество пропаганды определяют не технологии, а её ЦЕЛИ.
А единство массового сознания без настойчивой пропаганды - невозможно.
---------------
И к тому же, если пропагандируется стремление к красоте и совершенству и в своих помыслах и поступках, то это не манипуляция массовым сознанием, а духовная деятельность.
Да Ну
Разве можно поставить в один ряд то,что принадлежит к совершенно разным рядам?
Вот уж не думал,что пропаганда и воспитание-это одно и то же.
Ага...А без пропаганды массовое создание стремится к уродству и несовершенству...,))
Массовое сознание-это что за зверь такой?
Любая пропаганда-это зло,потому что она есть искажение действительности,навязываемое насильственными методами.
Человек должен видеть правду,только правду и ничего кроме правды,и правда эта должна быть полной,то есть не должна быть искажённой или односторонней.
"Коsмоnаft" пишет
Я бы не смог сказать лучше. Снимаю шляпу.
Вячеслав Митин
mitin_vm пишет:
Я бы не смог сказать лучше. Снимаю шляпу.
Вячеслав Митин
Этим вы отрицаете всё написанное начиная с Пифагора, Платона, Аристотеля, ....,
Толстого, Достоевского, ..... - Ведь все они тоже пропагандисты красоты и совершенства своего времени.
Привет шляпам.
Если утверждать,что красота-это красота,а совершенство-это совершенство,то это не пропаганда,а констатация факта.
Если показывать человеку красоту именно как красоту с разных сторон,приближая тем самым её к совершенству,то это не пропаганда,а правда,переходящая в истину.
Алла пишет:
Чё, ну-да?
Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни.
В первый раз рассматривая вопрос о фашистской отмороженности на всю голову у слушательниц балетных курсов в окрестностях Алма-Аты, я исходил из предположения о случайной оговорке. Теперь вижу, что это - медицинский факт.
Никогда не радовался чужой умственной ущербности, но замечаю предельную корреляцию между крайне низким интеллектуальным уровнем особи и ее фашиствующим антисемитизмом.
И еще: не все сволочи - антисемиты, но все антисемиты - сволочи.
Фристайл пишет:
В первый раз рассматривая вопрос о фашистской отмороженности на всю голову у слушательниц балетных курсов в окрестностях Алма-Аты, я исходил из предположения о случайной оговорке. Теперь вижу, что это - медицинский факт.
Никогда не радовался чужой умственной ущербности, но замечаю предельную корреляцию между крайне низким интеллектуальным уровнем особи и ее фашиствующим антисемитизмом.
И еще: не все сволочи - антисемиты, но все антисемиты - сволочи.
Антисемитов никогда не было и нет.
Антисемитизм - это выдумка еврея, чтобы спрятать себя в общей массе семитов.
Семиты - это не только евреи, но и весь арабский мир.
И как быть с антисемитизмом, если самым ярым "антисемитом" явил себя семит?
А фашистской отмороженностью и без балетных курсов (т.е. сам по-себе) уверенно "страдает" только еврей.
См. здесь:
http://www.russview.ru/main/173-plani-shneersona.html
Статья объективна и она о форме общества. С т.з. другой философской категории содержания, человек и общество,это идеологические субъекты,если абстрагироваться от их биологической сущности. Без общественного сознания,идеологии,которое должно быть одинаковым у всех индивидов существование человеческого общества и человека немыслимо. Это следует из истмата, истории идеологического насилия над биологическим субъектом приматом в результате чего индивид становится человеком,во всяком случае тем чем мы сегодня имеем. Религиозное насилие сделало из обезьяны человека. Религия умерла и дальнейшая судьба человека неизвестна,скорее всего то идеологическое насилие,которое доминирует в мире под именем западного,человеческим не является и ведёт человека к деградации обратно к чисто биологическому субъекту.
На мой взгляд, это краткий пересказ работы Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием". Но правда тут автор как бы спрятал свои идеологические предпочтения за псевдо объективностью, благодаря которой умудрился смешать в всё в кучу и уравнять фашизи и коммунизм, увидев только технологию (инструмент), но забыв про ценности и цели. Но в наше время это известный приём и известна идеология тех, кто его применяет.
Михель Гофман, спасибо за статью. Показали как подчиняет сегодня людей, формирует общественное мнение на Западе "Большой брат". Что-же, если в начале 70-х годов 20 века еще был шанс на протест американского народа против поползновений США на мировое господство (мощный протест против войны во Вьетнаме), то теперь прибирание к своим рукам, под свой контроль одной за другой стран Ближнего Востока и стран постсоветского пространства со стороны ТНК Запада ничем не ограничено со стороны народов Европы и США? "Большой брат" всемогущ и неуязвим?
михель гофман пишет:
Михель!
Вы на весьма хорошем уровне затронули интересную тему.
Мне припомнился принцип, утверждающий, что для продвижения в какой-то области, надо ограничить себя в очень многом. Ваши мысли об образовании - иная форма изложения этого принципа.
Как понятно хорошее образование, это - хорошая система, настроенная на достижение запрограммированного результата.
Система - абстракция от массы подробностей, отсечение без обсуждения кем-то на практике проверенных неэффективных или неприемлемых по нерациональным критериям направлений (Фаина Раневская: Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально , либо ведет к ожирению).
В нашей торопливой цивилизации у середняков как правило не хватает желания, времени и мозгов задуматься над основами, середнякам надо поспевать соответствовать навязанным критериям.
Но ведь есть и оборотная сторона: вынужденность учителя соответствовать запросам обучаемых. Мне известен случай, когда вполне компетентный человек не пожелал становиться равом по причине того, что пришлось бы учить не столько первоосновам, а людским выдумкам (Его коронная фраза: Моше ходил по пустыне вовсе не в лапсердаке). То есть говорить вовсе не то, что думаешь, а что запрашивает тот, кто согласился содержать рава.
Но не стоит преувеличивать продуманность контроля через образование: у контролирующих мозги ведь тоже промыты тем же образованием,а различие между тюремщиком и заключенным заключается лишь в том, что заключенный сидит в тюрьме по принуждению и на определенный срок, а тюремщик - по собственной воле и на всю активную часть жизни.
михель гофман пишет:
И?
Вполне себе здравые мысли, довести до стаи диких обезьян сведения о том, что при сборе урожая с яблони целесообразнее бережно относиться к дереву, дабы иметь возможность на следующий год вновь воспользоваться ее урожаем.
михель гофман пишет:
Образование - технологический процесс, не так ли?
Пошив одежды - также технологический процесс.
Лем утверждал, что цивилизация - сумма технологий.
Но где мы найдем столько талантливых портных, которые за приемлемые для потребителей деньги, смогли бы одевать их согласно их вкусам, с учетом особенностей фигуры каждого.
Отсюда, процесс шитья разбивается на регламентированные технологические операции, которые по силам выполнять вовсе не кутюрье, а низкоинтеллектуальному исполнителю.
Аналогично с образованием. В доинтернетовскую эпоху талантливых и думающих учителей на всех обучаемых хватить никак не могло. А образовывать все равно надо, ибо необразованные не в состоянии прокормить самих себя. Следовательно, образованщина - не только из-за чьей-то злой воли, но и из-за ограниченности ресурсов общества. Естественно, что подмастерье-учитель не способен в полной мере пробудить в ученике его собственное стремление к самостоятельному мышлению и познанию. Отсюда и народная мудрость, про интеллигента в третьем поколении. Ибо только достойные родители способны пробудить в ребенке все лучшее, развить его, а дело учителя - лишь помочь ребенку развиваться.
Довольно по-потребительски перекладывать всю тяжесть воспитания и образования на образовательные заведения, на инкубаторы.
Инкубаторы настроены на производство бройлеров, и требовать от них чего-то другого явно неумно.
михель гофман пишет:
Но вот Вы подвергаете сомнению? И как же быть с Вашим образованием?
Следовательно, имеются и другие факторы, влияющие на процесс мышления, или я в Вашей оценке неправ?
михель гофман пишет:
Ну да.
имеет место замещение.
Если у человека нет рациональной основы мировоззрения, на ее месте оказывается иррациональная, в которую также встроена система манипуляции сознанием. Шахиды - наглядная иллюстрация к тезису о возможности гораздо более полного контроля над человеком недоразвитым.
михель гофман пишет:
Видимо эта мысль недостаточно четко сформулирована.
Я осознаю, что завишу от системы. Я осознаю, что полностью независимы от системы только первобытно-общинные племена в экзотических странах. Я осознаю, что они зависимы по-своему, и скорее всего в гораздо большей степени, нежели я.
Я давно осознал, что в моей реальности существует определенный порог зависмости (в разы ниже, чем у основной массы), с которым я не считаю рациональным бороться, но прилагаю максимум усилий против любых попыток повышения этого порога.
михель гофман пишет:
Видимо из сказанного выше следует, что я принадлежу к наиболее информированной части населения, но не участвую в создании контроля над любой формой протеста.
михель гофман пишет:
Может часть из опрошенных не знала английского?
Давно известно, что у американцев плохо с географией. Но судя по экономическим успехам, у них есть нечто, что лучше, чем у всех остальных.
Например, мне импонирует американская народная традиция время от времени постреливать в американских же президентов. Именно с этой традицией я связываю приверженность последних к либеральным и демократическим ценностям.
михель гофман пишет:
Водопад фактов, мнений?
И что, американский водопад в десятки раз превышает российский?
И потом, многократно имел возможность смотреть CNN, Евроньюс, чисто европейские новостные каналы.
Так доложу Вам, что лично на мой вкус пожиже импортные водопады будут, ручейки просто.
Никто не может судить за другого по вопросу потери ориентации. За себя отвечаю: не терял.
Но у Вас есть своя правда.
СМИ эксплуатируют иррациональные инстинкты.
Взять хотя бы квасный патриотизм, которого в избытке было в репортажах с олимпиады. Уши вяли от заготовленных псевдопатриотических речевок.
И связка примитивна: ура, натурализованный накануне олимпиады кореец, завоевал под российским флагом 3 золотые медали, а другой такой же натурал - еще 2, из 11, значит слава нам, слава власти, коль она наша.
И ведь действует на основную массу!
Поэтому, примите поправку: промывка мозгов действует через темные инстинкты, страхи, стремление без забот по факту рождения принадлежать к успешному большинтсву.
Дословный перевод, как то сам напросился по дороге на работу:"Будем отлавливать профессоров, у которых не выветрился патриотизм, и под угрозой расправы заставлять читать лекции про Гарри Поттера." Результат гарантирован, лет через сто в каждом городе будет стоять памятник знаменитому герою. Или у Вас другая версия ?
vlopuhin пишет:
Дословный перевод, как то сам напросился по дороге на работу:"Будем отлавливать профессоров, у которых не выветрился патриотизм, и под угрозой расправы заставлять читать лекции про Гарри Поттера." Результат гарантирован, лет через сто в каждом городе будет стоять памятник знаменитому герою. Или у Вас другая версия ?
Виктор Борисович!
Какую именно мысль вы возможно хотели выразить мне не понять.
Скажите, а была ли мысль?
Просто набор слов...
Но меня зацепило вот это:
По Вашему это - "результат хорошей системы образования", или само собой так получилось ? Если результат системы, то кто его запрограммировал ?
vlopuhin пишет:
По Вашему это - "результат хорошей системы образования", или само собой так получилось ? Если результат системы, то кто его запрограммировал ?
Те же, кто через СМО навязывает сознанию гоев, что: "Всё есть мнения", и нет знаний. А мнения равноценны своей пустотой, тогда как знания и содержательны и иерархичны. Т.е. те, для которых хаос и бардак в среде гоев - есть питательная среда для собственного структурированного единства.
Мне кажется это было бы слишком просто, скорее хотели как лучше, а получилось то, что получилось, американцы не таки уж дураки, чтобы оболванивать самих себя. Смущает упование на некую систему, по моему не меньшую роль необходимо отводить учителям. Есть русская школа, надо полагать есть и американская, но почему она дала такой сбой при сильном американском патриотизме ? Судя по нынешним опросам молодых людей на улицах Российских городов, в России с этим делом не намного лучше.
vlopuhin пишет:
Видимо Вы что-то не так прочли в моем комменте.
Я и не думал возводить широкоизвестное незнание американцами географии в ранг образовательного стандарта.
Но всякие книжки об американском образовании я все же почитываю.
И кажется догадываюсь о механизме Вашего "зацепа".
Дело в том,что у нас есть шаблон: должен быть общегосударственный образовательный стандарт. Хотя подозреваю, что далеко не все выпускники сельких или кавказских школ в России найдут на карте Японию.
А в США школы весьма разные по качеству образования. Но судя по тому, что граждане США получают львиную часть Нобелевских премий, а ряд американских университетов занимают верхние строчки мирового рейтинга ваша обеспокоенность образовательной судьбой населения США не в полной мере оправдана.
К тому же хотел бы напомнить, что численность испаноязычного населения в стране около 50 миллионов человек,афроамериканцев - 40 миллионов, численность нелегалов - 11-15 миллионов.
Видимо образовательный уровень этих 100 миллионов человек не уступает образовательному уровню коренных народов российского Севера.
Но еще хочу обратить внимание на соотношение образованности с одной стороны и практических навыков, знаний, способности самостоятельно решать творческие задачи, умения коллективно добиваться в производственной деятельности наилучших результатов - с другой стороны.
И тут вся спесь у человека разумного по поводу американских пробелов в географии должна улетучиться моментально.
Российское образование видит в студенте, ученике сосуд, который следует наполнить до краев всем тем, что в состоянии преподать имеющиеся в штате преподаватели, ибо так бесчеловечно выгонять на улицу вечно вчерашних. А вот о гуманизме в отношении студентов мало кто задумывается. Ибо их не спросясь пихают им абсолютно устаревшие сведения, никогда и нигде не востребованные беспредметные знания. У студентов и общества время, отведенное на образование, просто хищнически разворовывается.
На сайте своего вуза я вижу те же лица, что и 35 лет назад не были обезображены интеллектом и знаниями. А про нынешний катастрофический уровень преподавания причем в самых ведущих вузах страны я знаю из первых рук.
И вот такая благотворительность в отношении престарелых недоумков на кафедрах и в министерских кабинетах выходит для российского образования боком.
Бедные студенты! Так можно и теоретические основы электротехники (ТОЭ) назвать беспредметными знаниями. А миллиардера Прохорова академиком экономических наук (если такие науки существуют), не так давно он читал лекции московским школьникам про первый миллион. Я специально выдернул строки с процентами. По моему эта информация узкоспециализированная, и в случае публикования в СМИ предназначена, как Вы заметили выше, для промывания мозгов. Возможно взгляд через призму моих знаний не даёт полную картину действительности, но меня волнует развал преподавательских коллективов, коллективизм возведённый в ранг системы. Возьмём ФМШ при новосибирском университете. Это заслуга академика Лаврентьева, но это не всё. По моему глубокому убеждению вся соль в том, что в этом заведении есть именно коллектив преподавателей, который не заменить никакой системой, по крайней мере был. Теперь выпускники этого заведения читают лекции тем же американцам, уж точно не про Гарри Поттера, и дают ихним студентам, надо полагать, не невостребованные беспредметные знания. И ещё один момент. В нашей средней школе теперь введено расслоение. Вполне открыто продвигаются три школьных программы, для одарённых, для не очень, и для всех остальных. То есть дефицит преподавателей камуфлируется под некую спасительную систему.
И я учил ТОЭ, судя по местам на городских олимпиадах, неплохо. Теперь хоть лампочки могу самостоятельно вкручивать ))).Но вы, коллега, можете к примеру понять актуальность изучения АВМ (аналоговые вычислительные машины), или подробного на целый семестр изучения элементной базы микросхем, устаревших к моменту изучения лет на 20. И это при том, что готовили из нас вообщем-то АСУшников (теперь и слова то такого нет, но думаю вы его понимаете), а в те годы никак не мог понять, зачем мне сверх всего толкают еще сопромат, да и черчением нас баловали. Короче как программисты, на выпуске мы были никакие, хотя по сути это и было наше реальное предназначение.
Но жизнь расставила все по местам, и по траектории ее движения стал профессионально разбираться в праве, экономике, строительном сопромате и технологиях.
Но смысл речей в том, что учили то нас вовсе не тому, что было реально надо по номинальной специальности, а пихали то, что могли. Вот так реально и не приобретя специальности, не почувствовав ее, мы выпорхнули со студенческой скамьи. С точки зрения заявленной цели - подготовке к инженерной работе по специальности, КПД моего формального образования, как у паровоза, хотя был выпущен с красным дипломом.
Такое высшее образование вызывает немедленную необходимость доучиваться.
Но если провести аналогию с курсами автовождения, то это образование равноценно обучению только процессу нажатия на педаль газа, и больше ничему.
Но ведь соль темы, поднятой ее автором не в этом, а как через псевдознания дурят массы.
И в связи с этим я подумал, что есть такой ход коммерческой мысли: напугать клиента, ввести его в состояние измененного сознания, внушая мысли о массе смертельных угроз для него, от которых он может защититься исключительно при помощи вот этого коммерсанта-пугача.
И еще я припомнил, что россияне своей жизнью воспитаны быть непугливыми, последними уезжать и первыми возвращаться на курорты, где происходят военные действия, цунами, орудуют акулы,...
Видимо есть различие в смысле уровня фобий, ценности в связи с этим человеческой жизни, в самых основах мировозрения и мировосприятия в России и на Западе.
Видимо есть такая характеристика любой системы – устремленность к самосохранению независимо от интересов более широкой интегральной системы, куда она входит как будто подчиненной общим целям высшей интегральной системы. Замкнутость системы образования на себя в советское время очень остро высмеивал Аркадий Райкин: «Студенты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в школе. Молодые специалисты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в институте». Эту беспредельную оторванность обучения от нужд практики я познал не в школе и не в ВУЗе, а в армии. В учебке учили теории, которая абсолютно не была востребована в действующей армии. В системе организации промышленных предприятий, НИИ, КБ сходная ситуация в том плане, что каждое подразделение отнюдь не нацелено на максмальную эффективность в общей деятельности, в общих результатах предприятия, КБ, НИИ, а опять же актуален вопрос устремленности подразделений к раздуванию своей важности, выживаемости в структуре всей системы предприятия как единого организма за счет перетягивания общего одеяла на себя, что существенно снижает эффективность работы фирмы в целом. При жестком и умном руководителе показатели работы и критерии оценки эффективности подразделений четко и достаточно жестко привязываются к общим итогам работы фирмы.
Михаил Жванецкий: "В институте нам сказали — забудьте о том, чему вас учили в школе. На работе — забудьте о том, чему вас учили в институте"
Уважаемый Александр Леонидович, Вы пишите: "Аркадий Райкин высмеивал: «Студенты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в школе. Молодые специалисты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в институте»." Да-да, помним: "Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию". Это о том, что производство не готово к технологическому обновлению, а не то, что молодые специалисты плохи. Мы пускали сразу после института КамАЗ (до сих пор работает), на нашем объекте в ПТО было 100 инженеров, из них 80 до 30 лет. Точно знаю, организовала Совет Молодых Специалистов. Всё, чему меня учили в школе и ВУЗе пригодилось. Всех учили одинакого, а кого выучили, того выучили. Кроме того, у нас можно было при желании получить сразу вторую специальность, например, журналиста и фотокорреспондента (Должен же был кто-то в "Советское машиностроение" писать на инженерном уровне.) Я могу сравнивать с инженерами Форда(Кёльн)и некоторых фирм в Мюнхене. Действующий уровень просто катастрофа, они даже тригонометрию не знают, правда, на Форде сильны в английском (американском - фирменный язык). И ведь совсем не дураки, трезво оценивали свои знания. Всё было отдано на откуп американцам в Детройте, в Европе только под козырёк брали. А американцы присылали множество ошибок, на сборке обеспечивали кёльнских колег работой, т.е. проблемами. В Мюнхене с американцами не сталкивалась, там свои инженеры были посильнее, но в начале 2000-ных там было как на КамАЗе в 80-тых, только-только перешли на компы. Я это всё к тому пишу, что удалённость от продукта, от результата труда, снижает заинтересованность в его качестве. Остаётся заинтересованность в эквивалентах, не отражающих качество вложенного труда и необходимой для этого квалификации. Поэтому американцы вербовали советских спецов.
Соглашусь.
Но применительно к этому тезису в образовании есть целый ворох проблем.
1)Подавляющее большинство студентов ничего не знают о реалиях избираемой профессии в частности, и о взрослой жизни вообще. Только единицы идут по стопам родителей, от которых только и можно узнать, что собственно стоит за трескотней рекламных буклетов, что для профессии важно, а что - пустая трата времени на жутко трудоемкие, но абсолютно бесполезные предметы.
Был у меня товарищ, продолживший династию проектантов мостов. Теперь и его мосты (ну не 100% его, но при участии) в Москве стоят.
Вот и я кое-что понявший в этой жизни вообще, и в бизнесе в частности, говорю наследникам:
- вот это - важно,
- это - очень важно,
- этому никто, кроме меня, вас не учит, но это - суперважно,
- это - забудь через минуту после сдачи.
Увы последнего, отстоя - 90%.
2)Студент, даже если бы и понимал, что же ему нужно, имеет очень мало возможностей выбирать реальные дисциплины и отказываться от бесполезных.
Читал, что в хороших университетах на Западе такое практикуется. Но ведь должны быть для этого какие-то независимые консультанты, которые невзирая на корпоративные интересы, исходя из реалий жизни и способностей студента, могли бы чего-то грамотно ему посоветовать. Но об этом можно только мечтать.
3) Бесполезные преподаватели и предметы просто вымерли бы, как класс, если бы получали вознаграждение не за факт чтения лекций, ведения семинаров, составление красивых отчетов, вылизывание задниц, а за посещаемость студентов, которые имеют право отказываться от предметов.
4) Мне вообще не нравятся в нынешних реалиях конкурсы в ВУЗы. Это приносит огромный вред образованию. Все старшие классы школьники вовсе не приобретают знания, нужные для жизни, а их натаскивают на сдачу экзаменов. Часть поступивших либо неспособны учиться, либо осознают, что поступили не туда.
Сейчас эпоха интернета. Аудитории не ограничены размерами помещений университетов. Надо изменить сам принцип послешкольного образования: оно должно строиться по индивидуальной программе, которая должна корректироваться каждый раз после сдачи/несдачи зачетов и экзаменов.
5) Образование должно быть платным, пусть и в кредит, просто исходя из принципа равенства студентов и нестудентов.Когда халявы нет, и родители, и студенты будут очень четко планировать, что именно и в каких объемах изучать, и сколько лет посвятить послешкольному образованию.
Фристайл в Ср, 2014-03-05 10:00
В этом Вы правы, из меня так и не получился выдающийся геофизик, а программирование и паяльник пришлось осваивать практически самостоятельно (заочное обучение). Но я никого не виню и не жалею, хотя бы умею пользоваться нивелиром и теодолитом, и могу отличить кварц от стекла. Наоборот, мало учили и требовали. По моему никто умышленно дезинформацией не занимается (разумеется в рамках поднятой темы), то есть все так сложилось объективно, и частично Вы это подтверждаете, говоря о том, что американцы просто физически не могут дать всем своим гражданам равное образование. Но при этом Вы продолжаете настаивать (спасибо за разъяснения):
, вызывая огонь на кого-то суперумного, сидящего в кустах.
По этому вновь возникает вопрос Кто дурит ?
У меня есть два предположения:
- Как говорил мой преподаватель философии (по совместительству Истории КПСС), нафига мне такая ответственность, я рассказываю вам теорию революции, а среди вас может оказаться ещё один Ильич.
- Бизнес, зачем кому-то плодить себе конкурентов.
И я продолжаю настаивать, что все эти кто-то - люди, конкретные человеки. Одни представители власти, другие хотят разбогатеть, но не хотят шибко думать. При этом все они хотят быть хорошими, то есть вынуждены врать, иначе лишатся и власти и бизнеса.
Напугать клиента ? Мне кажется труднее удержать его в состоянии изменённого сознания, если только такое состояние для него не норма. Не получится один раз соврать и потом пользоваться плодами.
Территорией достоверной информации (не искаженной субъектами) могла бы стать большая наука. Но и туда лезут щупальца бизнеса, против чего и выступил своим поступком Григорий Перельман.
P.S. А вот с патриотизмом на олимпиаде, как мне кажется, Вы коллега погорячились. Во-первых, нигде не прописано, что в сборной России все спортсмены должны быть русскими. Во-вторых, я тоже не в восторге от бизнеса в спорте, но в рамках опять же темы не следует путать профессиональный спорт с физической культурой и зарядкой по утрам.
Так и я про то ж.
Есть даже не теория, а фобия заговоров.
Автор темы, который увы больше в ней не проявляется, находится, если я правильно понял, где-то в этом русле.
Я же вижу более аморфную картинку.
Есть, конечно, целенаправленные дурильщики, работающие за счет могучих госбюджетов. Они сильны, обладают множеством неафишируемых ресурсов, но их клиентура - интеллектуальные середняки и ниже.
Подобное притягивает в этом случае подобное, собственная глупость, как скверная имунная система, выискивает и затягивает внутрь дурь.
Но главном образом система работает, как пушкинский самодур ("Признание"): "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!"
Для того, чтобы кого-то обдурить, требуется, как минимум тот, кто не противится иррациональному, не дружит с головой.
А аморфность заключается в том, что 99% дури, пропускаемой через себя дураком, нецеленаправлена и напрямую не вредит дураку. Дураки щедро деляться в своей среде дурью, купаются в ней, они справедливо полагают себя большинством, делая из этого дурацкий вывод о своей непоколебимой правоте исключительно по этому основанию.
Вот, вот!
Именно об этом я только что и писал.
Патриотизм изначально иррационален.
Объясняю на пальцах.
При СССР ведь был патриотизм? А як же! Требовалось: "Люблю Украину, Кавказские горы,..." Но сейчас у этих территорий имеются собственные лЮбцы, которые не потерпят вашей любви.
Следовательно, любовь к территории государства - глупость.
Но ведь человек - главная ценность, воскликнут некоторые, следовательно патриотизм = любовь своих соотечестников.
А як же!
Взять к примеру Чикатило и Эйнштейна.
Первый - соотечественник, второй - не сподобился.
И как вы думаете, кто мне симпатичнее?
И почему пигмей мне должен быть менее приятиен, чем алкаш под забором?
Следовательно, особая привязанность к гражданам с российскими паспортами - глупость.
А неглупость, когда я испытываю привязанность к единомышленникам, своей команде, своей родне. Только в этом случае мои чувства искренни.
А испытывать прилив патриотизма оттого, что некий кореец, специально натурализованный под олимпиаду, завоевал три олимпийских золота - удел, извините, тех самых, которыми манипулировали, манипулируют, и зароют, манипулируя.
Фристайл в Чт, 2014-03-06 16:09.
Похоже его Ваше мнение не интересует, он строчит новые страшилки в том же духе.
Все, что написал автор работы, это реальный факт! И всякий, способный самостоятельно думать человек, видит этот факт. Не видит только тот, кто находится в плену заблуждений, созданных современными идеологическими установками, как бы эти установки не назывались - коммунистические, капиталистические, религиозные, и бог его знает, сколько еще их есть! Я уже неоднократно говорил об том, что если все эти установки рассматривать с точки зрения взаимоотношений человек - общество, то, во всех этих установках, прекрасно видна полная зависимость каждого конкретного человека от общества. И ни одна, из всех существующих идеологических установок, даже не предусматривает постановку вопроса об уважении подлинной свободы каждого конкретного человека! Да по другому и быть не может! Потому, что о каком понимании подлинной свободы человека может идти речь, если никто не знает, что такое - общество, на каких принципах создается подлинное понятие коллектива, что представляет собой человеческий разум! Да и о каком понимании разума может идти речь, если вообще человечество не понимает - для каких целей, в процессе эволюции, появились мозги у живого существа?
Современное представление о человеке, как о бездумном животном, который только и способен на то, чтобы выполнять чужие установки своего поведения в обществе, абсолютно без учета его мнения, угнетает любого, самостоятельно думающего, человека!
И таких самостоятельно думающих людей появляется все больше и больше, которые начинают понимать, что настоящий кризис происходит в мозгах у людей, а не искусственный кризис в экономических отношениях.
Говорят, что революции делают романтики, а её плодами пользуются мерзавцы!
Да, это так и по другому быть не может, с существующими установками понятия - человек! И любой романтик, поднятый к власти свершившейся революцией, непременно станет мерзавцем, под воздействием существующих представлений о человеке! Потому, что по другому быть не может, в таком существующем понимании человека.
Потребность в переосмыслении всех знаний, о самом человеке и человеческих взаимоотношениях, только усиливается, потому, что все существующие представления о человеке и человеческих взаимоотношениях уже перестают удовлетворять все большее и большее количество людей.
И надо понимать, что самое трудное, в современных условиях - это понять, что все существующие знания о человеке и межчеловеческих взаимоотношениях ложны! Как это не прискорбно, но от этого факта никуда не скрыться!