Метод постижения «естественной Нирваны»

Аватар пользователя Skachok
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Как известно, Декарт, Кант и Гуссерль в той или иной форме различали Эмпирического Субъекта (Человека) и Трансцендентального Субъекта (Монаду). Если по Гуссерлю, Монада это самое фундаментальное из всего имманентного (данного в опыте), то для буддистов Монада это лишь мнимый фундамент. Буддисты выносят за скобки не только Эмпирического Субъекта, но и Трансцендентального Субъекта, в этом плане они более радикальны чем Гуссерль. Цель буддистов - это постижение Нирваны, а не постижение Чистого «Я». В данном случае будет кратко описан метод постижения так называемой «естественной Нирваны», т. е. самой грубой формы Нирваны. Вполне возможно, что для кого-нибудь этот метод станет «откровением».

Метод постижения «естественной Нирваны» состоит из четырех редукций в духе Гуссерля:

1. Эмпирическая редукция.

Внешний Мир выносится за скобки, после чего остается в скобках Человек как носитель Эмпирического Сознания (темная точка в центре круга).

2. Трансцендентальная редукция.

Человек выносится за скобки, после чего остается в скобках Монада как носитель Трансцендентального Сознания (светлая точка в центре круга).

3. Экзотерическая редукция.

Монада выносится за скобки, после чего остается в скобках Шуньята как лишенность носителя Сознания и Наличия как такового (пустой круг без точки).

4. Эзотерическая редукция.

Шуньята «выносится за скобки», после чего «остается в скобках» Шуньята Шуньяты как лишенность лишенности (нет ни точки, ни круга).

 

Первые две редукции - это основа основ феноменологии. Эмпирическая редукция дает возможность исследовать Эмпирическое Сознание (Мано-Виджняна). Трансцендентальная редукция дает возможность исследовать Трансцендентальное Сознание (Алая-Виджняна). Дополнительные комментарии тут излишни, Гуссерль это уже и так подробно описал.

Если с первыми двумя редукциями все более-менее просто, то с последними двумя редукциями дело обстоит немного сложнее. Имена этих последних двух редукций носят условный характер, более подходящих имен не было найдено. Вполне возможно, что в дальнейшем найдутся более подходящие имена для этих последних двух редукций. Впрочем, это не так уж и важно.

Различение Монады (Единицы) и Шуньяты (Нуля) по аналогии с различением Эмпирического Субъекта и Трансцендентального Субъекта, вот в чем состоит ключ к Экзотерической редукции. Если это различение проводится, то Монада без проблем может быть вынесена за скобки. После проведения Экзотерической редукции обнаруживается Присутствие Никого среди Ничего, скобки теперь пустые (пустой круг без точки). Но это еще не совсем «естественная Нирвана». Это лишь Экзотерическая «выдвинутость в Ничто» по Хайдеггеру.

Финальным аккордом этого дела становится Эзотерическая редукция, которая дает возможность окончательно пробудиться от сансарического сна. Как нетрудно догадаться, тут уже Шуньята «выносится за скобки». После проведения Эзотерической редукции «обнаруживается» Отсутствие Никого среди Ничего, скобок теперь нет (нет ни точки, ни круга). Наконец-то постигается «естественная Нирвана». Это уже Эзотерическая «выдвинутость в Ничто» по Хайдеггеру. Таким образом, проект Гуссерля доводится до своего апофеоза.