В ходе дискуссии по предыдущему этюду прозвучало следующее суждение:
Lemur:
Противоположности, без понимания их сути, в современной философии выполняют функции религиозной догмы!
Термин «Противоположность» - вот как дает ему определение Словарь Ушакова:
-противоположность, 1 что-нибудь противоположное другому по своим свойствам.
Их разделяла противоположность взглядов. Диалектика развития - в борьбе, во внутреннем единстве противоположностей.
Категориальной парой для этого термина я выбираю Термин "Совпадение".
За основу возьмем второе определение из словаря Ефремовой:
Совпадение:
- Одновременность явлений, событий и т.п.
- Сходство, общность, одинаковость.
- Соответствие, согласованность.
- Соединение, сочетание, совмещение.
- Совмещение при наложении (о геометрических фигурах, линиях).
В чем единство этих терминов? В рассмотрении качеств, свойств объектов.
В чем противоположность? В сходстве и различии этих качеств.
Но качества и свойства объектов, их сходство и различие синтезируются (определяются) Разумом (Сознанием) в процессе Созерцания!
Следовательно "единство противоположностей" не Феномен Бытия, а Ноумен Сознания, используемый рассудком для своих житейских нужд.
В Бытие противоположностей нет! Оно едино, цельно и неразрывно!
В таком случае есть смысл поговорить о синтезе противоположностей.
Противоположности формирует Субъект во время своего созерцания Бытия, для определения "Качества" созерцаемого объекта.
Качество определяется путем сравнения положения двух "точек созерцания" на пересечении границы объекта вектором «познания» (правую - левую, верхнюю - нижнюю, ближнюю - дальнюю, максимальную – минимальную, холодную – горячую, твердую – мягкую, громкую - тихую и т.д.)
Теперь обратимся к термину «Борьба».
Вновь используем словарь Ефремовой:
Борьба
- :
- Рукопашная схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
- Противоборство спортсменов во время состязаний.
- Военные действия, сражение.
- Вид спорта, заключающийся в единоборстве двух спортсменов по определенным правилам.
- :
- Физическое сопротивление кому-л., чему-л.
- перен. Усилия, деятельность, направленные на преодоление, искоренение чего- л.
- перен. Взаимодействие противоположных сторон, черт, тенденций, внутренне присущих всем явлениям и процессам природы, общества и мышления, являющееся источником их развития (в философии).
- перен. Столкновение противоположных общественных групп, направлений, течений, в котором каждая сторона старается одержать победу.
- перен. Столкновение противоречивых чувств, стремлений и т.п.
- Деятельность, направленная к достижению какой-л. цели.
Согласно представленной мной «Системы функциональности Слов» (Слово: Абракадабра, Имя, Термин, Категория)
В данном случае Слово «Борьба» - Имя (многозначно) – преображается в 10 Терминов.
Из них:
- 8 отражают деятельность СУБЪЕКТА на преодоление, достижение, противоборство, схватку и т.д. с кем-либо или чем-либо;
- 1 – отражает взаимодействие различных чувств СУБЪЕКТА;
- 1 (в переносном смысле) – отражает :
«Взаимодействие противоположных сторон, черт, тенденций, внутренне присущих всем явлениям и процессам природы, общества и мышления, являющееся источником их развития (в философии).»
Прошу обратить внимание на формулировку: «Борьба – это взаимодействие…»
Так как всё-таки следует читать основной закон Философии?
«Борьба и единство противоположностей?» или «Взаимодействие и единство противоположностей?»
А какой же это «Главный закон природы» если и борьба, и противоположности это продукт (Ноумены) сознания.
Я не могу назвать его даже «Одним из основных законов философии», так как это лишь «Закономерность» метода познания Бытия, и его можно назвать Гносеологическим Законом «Единства противоположности». (Термин «Борьба» считаю здесь неуместным, т.к. даже он (в единственном варианте) отражает не Борьбу, а «Взаимодействие».
Закон единства противоположностей подразумевает, что любой субъект при любом созерцании любого объекта всегда формирует для представления объекта, как мысленной модели, систему противоположных точек зрения (на объект), обязательно строго попарно.
В этом и выражается суть закономерности познания Бытия.
В этом и заключена суть Категории, как инструмента Философа.