Теперь я займусь усложнением понятия «Метафизика».
Напоминаю, что я не занимаюсь переустройством картины мира. Не свергаю авторитетов, а просто совершенствую свою личную модель бытия, свое мировоззрение.
Просто делаю я это публично, чтобы те, кто стоит в начале пути совершенствования своего мировоззрения, учились на моем примере. Я это делаю открыто и поднимаю Вымпел: «Делай как я!».
А дальше…каждый свободен в своем выборе. Было бы из чего выбирать.
Итак, Метафизика.
Метафизика (др.-греч. τά μετά τά φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά)Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название. (Википедия)
Эволюция моего понятия.
Я первоначально придавал этому термину некий мистический смысл (сказалось действие школьной программы из которой у меня сложилось мнение, что физика – это что-то научное, а метафизика, это что-то мистическое.) Потом прочитав немного Аристотеля, его попытки разобраться с первоосновами, я начал воспринимать метафизику, как способ построения некоего описания. Т.е. фундамент способа физического описания Бытия.
Затем, по мере изучения истории развития физики, математики и других наук, я вообще забыл этот термин. В связи со стремительным усложнением моего мировоззрения, мне казалось, что стоит сделать ещё один шаг в усвоении накопленного человечеством опыта и мне откроется единая картина устройства мира.
Но она всё никак не складывалась. Так, какие-то фрагменты отдельных областей. И тогда я задался целью «создать» некую общую картину мира. Тем более, впервые, а потом все чаще стали попадаться работы и идеи эзотериков. Я увлекся классификацией уровней развития материи и духа, построением вложенных сфер и таблиц взаимодействий.
Я начал усваивать духовные практики, научился быть нечувствительным к боли и голоду, ушел жить в уединение на природу…, но что это мне дало?
Когда холод и голод загоняют тебя в угол, поневоле начинаешь просто решать бытовые проблемы. А когда ты ещё и ответственен за жизнь и здоровье людей, которых любишь, которые тебе верят и, поэтому, следуют за тобой… Тут становится не до философии. Нужно выживать.
И вот когда ты понимаешь, что эта самая философия загнала тебя в угол, остается только два выхода: разочароваться в философии и обозлиться на мир, или… изменить свою философию и изменить свое отношение к миру.
Я выбрал второй путь.
Я оставил свои попытки понять устройство мира, и задумался о том, как я его воспринимаю. Я понял, что мир, который вижу и чувствую – это лишь построенная моим разумом модель. Она строится при помощи очень ограниченного количества параметров (свойств материи), в очень узком диапазоне этих свойств, в очень ограниченной области пространства.
И многое недостающее в этой модели разум просто домысливает (интерполирует), и очень часто делает это неверно. И моя задача заключается не в том, чтобы описать всё, а в том, чтобы исправлять ошибки моего Разума.
Чтобы исправить ошибку, её необходимо обнаружить. Но как это сделать. И вот тут на помощь вновь пришла Философия. Но она уже приобрела другой смысл. Это стало стремлением к созданию и корректировки моей модели Бытия.
Период создания я прошел в младенчестве, детстве и юности (так именуются этапы создания модели бытия или, иными словами, становления мировоззрения), а вот корректировки этой модели начинаются тогда, когда ты начинаешь ощущать противоречие между твоей жизнью и миром вокруг. Такое противоречие возникает в том случае если твое мировоззрение неверно и твои действия не приводят к поставленным целям.
И появилась новая, нет, не Философия, а просто Моя модель Бытия, а с ней и пришло переосмысливание понятия Метафизики.
Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Он имел в виду физическую опору и саму Землю. В применении к Метафизики это высказывание имеет прямое отношение, но только это выражение должно иметь не сослагательное наклонение (если мне дадут…, то я…).
Мое высказывание будет звучать так: «Создав новую точку опоры, я изменяю мировоззрение». Что я подразумеваю под именем «Точка опоры»
Это именно то, чем занимается Метафизика – поиск и конструирование Первоосновы – точки, от которой начинается создание или изменения модели Бытия.
А смысл Метафизики (в моем понимании) заключается в том, что обнаружив противоречие между своей моделью и реальностью, необходимо при помощи анализа найти ту точку (первооснову), от которой и началось расхождение модели и «прототипа».
Следовательно, сама идея Метафизики уже в корне содержит необходимость разделения Метафизики на два основных направления: поиск первооснов создания любой мысленной модели Бытия, и поиск точек возникновения противоречий. Образно говоря, на «стратегическую» и «тактическую» Метафизики.
Но в результате своих размышлений я пришел к выводу, что Бытие непрерывно, неразрывно, взаимосвязано, не делится ни на какие объекты и субъекты, не содержит никаких противоречий и не ведет никакую борьбу.
Единственное свойство Бытия – существование.
Вот вам первый вывод моей Метафизики и первая опорная точка моей модели.
Все остальные свойства – это вспомогательные конструкции (инструменты) Разума, для решения задачи моделирования бытия на нейронном уровне.
Они появились в результате устранения несовершенства Разума в области наблюдения Бытия (которые являются первоосновой возможности возникновения Разума). Это несовершенство заключается в ограниченности области и узкой направленности (линейная форма) наблюдений.
Прямая аналогия: Программисты очень часто недостатки «Железа» компенсируют программными методами. Например низкую производительность процессора, компенсируют использованием метода многопотоковой обработки информации.
Поэтому я ещё раз обращаю внимание на то, что Метафизика (в моем представлении)– это не поиск первооснов Бытия, а поиск и создание опорных точек построения модели Бытия. Такие точки я называю (в общепринятом смысле) Аксиомами.
Комментарии
Метафизика как жизнь личности
Поскольку и для меня метафизика - часть моей жизни, с удовольствием поделюсь моими наблюдениями, в перекличке с Вашим опытом.
Для меня тут нет мистики, с самой ранней юности - одно единое жизнемышление.
У меня такого никогда не было. Это бы означало перестать жить, смерть.
Это точно. По-моему, очевидно. Если музыкант бросит музыку и уйдет в лес, то музыке наступает конец. Аналогично и с метафизикой.
В угол загоняет не философия, а определенная псевдофилософская, я бы сказал духовно-идеологическая поза. В этом нет метафизики.
Солидарен. Вот только теперь Вы от вычитанных из учебников лейбов и штампов метафизики перешли к самой МЕТАФИЗИКЕ. Как хорошо, что я никуда от нее не уходил.
Солидарен. Только я называю не "модель бытия", а "Моя философская система", или "Система моих метафизических категорий".
Верно. Об этом говорят все великие метафизики. Метафизика - учение (наука) о первоначалах, или (что то же самое) о сущем как таковом, или (что то же самое) о первосущностях (см. ч.17 моей темы).
Тут Вы немного углубились в определение. "Опорные точки" - хороший термин, но в метафизике издавна роль таких опорных точек играют категории. Причем могут играть и аксиомы, и постулаты, и первосущности.
А дальше идут уже содержательные моменты, по которым выскажусь отдельно.
Сравнение наших метафизических моделей
Я придерживаюсь декартовской аксиомы: я мыслю, следовательно, существую.
Я дополняю: я могу чувствовать (ощущать, представлять, воображать) Бытие, плюс я могу мыслить, рефлексировать, понимать Бытие.
У меня Бытие представляет целый онтологический регион (2), отличный от всего материально-сущего (1) и идеально-сущностного (3).
У меня это регион Сущего. Нет ни одного великого метафизика, обошедшего этот регион. Это один из величайших метафизических инвариантов. У Вас я этой категории (опорного пункта) не нашел. Поэтому пока говорить не о чем.
У меня это, как сказал Выше, регион Бытия. Согласен, что именно здесь происходит появление "объективности, проявляющейся в создании объектов в форме Предметов, Событий, Процессов". У меня кроме прочего тут же формируется и Человек, в соответствии с Вашей аксиомой: "Я существую".
У меня это регион Сущностей. Именно здесь происходит то, что Вы называете "организацией Бытия", ибо только сущности придают Бытию стройность и цельность, или Систему. Но до рассмотрения конкретных картин (Систем) пока у нас дело не доходит.
К построению единой Системы категорий
Это точно. В мире масса метафизических систем. Даже у одного мыслителя их может быть несколько. Отсюда задача - поиск инвариантов и, как следствие, создание синтетической Системы (Картины, Модели).
Согласен. Многоединство и многовариантность - основа для метафизики, но цель метафизики - всё же инвариантность и кумулятивное всеединство всех метафизических систем всех метафизиков (насколько возможно).
По вашей реакции я вижу что наконец-то у меня начало получаться выражать свои мысли в более-менее понятной другим форме. Неважно, что нами используются различные имена, созданных нами абстрактных образов, главное парадигма.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что я в этом этюде рассматривал Метафизику "Личной модели Бытия". А для модели которая "находится в личном пользовании" нет необходимости вербально выражать свои мысли и передавать информацию другому Разуму.
Но как только я передам другому Разуму информацию, и, соответственно, получу ответную, наступит момент начала создания Коллективной Модели Бытия, и соответственно зарождения Коллективного Разума - Разума более высокой ступени организации Бытия.
И вот тут именно ваша формулировка является метафизической первоосновой Коллективной Модели Бытия, которую мы называем Культурой и которая представлена Наукой и Искусством.
Но моделирование этого уровня организации Бытия - отдельная задача. И основное условие для её решение синхронизация понятий и терминологии всех "личных"метафизических систем. Т.е., иными словами, условие зарождения суперразума - обязательная нивелировка составляющих его личностей.
Все метафизики в мире исходно предлагают вариант Метафизики как "Личной модели бытия".
Здесь Вы лукавите. Запись Личной метафизики всеобщими буквами в текст и тем более выход на ФШ (для всеобщего обозрения) - уже отражает тенденцию к связи с другими разумами.
Я думаю здесь Вы переоцениваете усилия личности/личностей. Вы/я/каждый можем вполне создать Свою метафизику. Можем даже получить положительный отклик от кого-то. Но эта метафизика вкупе с откликами может оказаться всего лишь изобретением уже изобретенного велосипеда, а то и вовсе химерическим продуктом. Классики (в том числе Суарес, Тетенс и мн. другие) это хорошо понимали.
А уж о зарождении Коллективного Разума (с большой буквы) это Вы вообще хватили. Он уже давно зародился много-много тысяч лет назад вкупе с искусствами, науками, религиями, философиями и др. формами общественного сознания. Наша задача как личностей достаточно скромная - приобщиться к нему / к ним и по возможности сделать наши скромные приращения.
Сергею:
Я не имел в виду себя, вас, или кого-то. Речь не идет о крнкретной личности. Важен сам факт вербальной передачи информации.
И тут вы абсолютно правы:
Мы не начинаем создавать, а только лишь каждый участвует в процессе развития "суперинтеллекта", как клетки мозга участвуют в развитии человеческого интеллекта.
Сергею:
Да. И ещё пояснение. Описанная в данном этюде модель не является полным, исчерпывающим описанием. Это грубая блок схема, приведенная для пояснения способа анализа (поиска первоосновы) и синтеза (конструирования модели).
Естественно что приведенные в примере аксиомы, не являются полным перечнем всех опорных точек моей модели. Даже в процессе описания я ввел четвертую аксиому (для перевода альтернативности в поливариантность (вот только что придумал новую версию термина идеи многовариантности).
Я понимаю и сочувствую Болдачеву, когда он приходит к следующему выводу:
(Видеоконференция "Объектная среда: Umwelt, visum, environ")
Я такую цель поставил перед собой ещё до прихода на ФШ. (Когда я столкнулся с реакцией собеседников:"А зачем даже просто задумываться по такому пустяку?")
Поэтому в своих этюдах я делаю больше акцент на вопрос: "А почему я должен задумываться о таких далеких от обычной жизни вещах? Зачем мне это надо?" Или, иными словами:"В чем практический смысл Философии?"
Для себя я сформулировал ответ на этот вопрос: "Философия - главный инструмент Разума." А теперь я его продолжил:"А Метафизика - главный инструмент Философии." Не установив первопричины (начальной опорной точки), невозможно построить модель.
Причем многое из сказанного в этом этюде и комментариях осознано и сформулировано мной впервые, в процессе работы над этим этюдом. Я продолжаю расти.
Мне тоже кажется, что эти три понятия: Разум-Философия-Метафизика - очень тесно и сущностно связаны.
Философия - проявление Разума, как он есть, его сущности: стремление дать точные разумные определения всем обьектам и явлениям, включая сам Разум и все Бытие и все Сущее, как единое целое. Как результат устремления от определений отдельных вещей видимого мира (физис) к определению вещей невидимых (метафизис) и мира в целом рождается квинтэссенция философии - метафизика. Именно поэтому философия без метафизики, как дерево без корней, чахнет и распадается на отдельные безжизненные ветки и сухие листья.
Только возвращение к метафизике, как учению о невидимом, но совершенно обьективно реальном мире Разума-Логоса-Софии, являющимся главным онтологическим началом бытия и мира, и сознания - только этот возврат может вернуть жизнь и единство в распадающееся тело современной философии.
Вот как говорит об этом современный классик Евгений Семенович Линьков:
Метафизика - как живая наука, а не идеологическое учение
Вы всё-таки продолжает робинзоноидальное отношение к философии. Философия - прежде всего 3-х тысячелетняя форма общественного сознания с массой своих проявлений, согласен, в том числе и разума, но и духа, и творчества, и научной дейтельности, а самое главное всё же МУДРОСТИ (этимологически, фило-софия - любовь к мудрости, а не к разуму ведь).
Отсюда у Вас философ - любой человек, стремящийся и способный дать точные разумные определения. Хотя, по сути, философ - это человек, который вписывается в 3-х-тысячелетние закономерности этой формы общественного сознания (как балерон - это тот, кто вписывается в законы искусства балета, а не всякий, кто научился дрыгать ногами).
Красиво сказано! Полностью подписываюсь.
Слово "возвращение" не точное. Метафизика никуда не девалась. Она была, есть и вечно будет. Тот, кто к ней пришел, никогда от нее не отпадает (как фактически нельзя отпасть от Бога, прийдя к нему). А тот, кто еще не пришел, то как он может возвратиться? Ему просто предстоит прийти к ней. Поэтому лучше использовать слово приход: "Только приход к метафизике..." и далее по тексту.
Но к метафизике мало прийти. Ее надо постоянно КУЛЬТВИРОВАТЬ, ИНСПИРИРОВАТЬ, ею надо ЖИТЬ и из дня в день ЗАНИМАТЬСЯ, ее НАДО ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАТЬ 1) моделируя личные метафизические СИСТЕМЫ и 2) интегрируя, синтезируя их с системами коллег и классиков. Просто освоение какой-то метафизики - это образование и идеология, ничего общего с метафизикой, не имеющие (я об этом Вам уже многократно говорил). В этом смысле я вижу, что Олан Дуг идет выверенным путем - 1) занимается метафизикой как творческой наукой (а не только идеологией учения) и 2) стоит уже перед следующей ступенью - синтезированием своей Личной модели с моделями других метафизиков. Осилит ли он эту ступень, зависит от него и ни от кого больше. А если осилит, то и ПРИЙДЕТ к метафизике во все ее полноте, а не только в личной жизне-данности.
Да уж насколько мои микроописания на ФШ моей Модели не являются полными, вообще молчу. И что? Вам интересна Моя Полная Метафизическая Система в десятках изданных томов?..
Думаю, что нет. Люди давно уже не интересуют друг друга до такой степени.
А вот это неправда. Я и Болдачеву ответил, и Вам ответил, что мне очень импонирует его и Ваша честность, искренность и желание поделиться своим философским опытом.
Тем не менее это не означает, что я согласен со всеми его и Вашими содержательными решениями и готов тотчас отказаться от своих решений. Я готов к их синтезу, если вам обоим это интересно.
Для меня практический смысл Философии, кроме того, что она инструмент разума, (как сказал выше) плюс инструмент жизни, плюс инструмент духа, плюс инструмент мудрости.