Не могу сказать, что я сторонница Шингарова, но вот зацепил он меня.
Вот о нем
Г.Х.Шингаров родился 7 сентября 1934 года в Болгарии, в 1958 г. закончил Софийскую медицинскую академию (в настоящее время Софийский государственный медицинский университет). с 1961 по 1962 год учился в аспирантуре на кафедре марксизма-ленинизма Софийского медицинского института. С ноября 1962 г. по ноябрь 1967 г. - врач-психиатр Психиатрической больницы No3 им. В.А. Гиляровского, г. Москва. В 1966-1972 – Институт Философии АН СССР, Затем - работа на кафедре философии АМН В 1991-1999 - Научно-исследовательский центр "Медицинский музей" РАМН. В С 1999 работает в Современный гуманитарный институт (СГИ) и на философском факультете МГУ. Канд. дисс. - "Эмоции и чувства как форма отражения действительности" (1966). Докт. дисс. - "Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности" (1972). (Большая…2009) ,Shingarov Georgi Hristovich
Он написал книгу
Шингаров Г Х. 1978, Условный рефлекс и проблема знака и значения. . Москва. Наука
Раньше книга была в сети, а сейчас, к сожалению, исчезла. На эту же тему есть его статья 2012 года.
У меня уже был пост про снятие, спасибо, ваш комментарии помогли мне разобраться
В книге и более детально в статье он объясняет возникновение знака через снятие. Вот цитата из статьи, стр. 14
"Один и тот же объект внешнего мира (безусловный раздражитель) в зависимости от того, насколько организм овладел им практически, существует в двойственной форме – причины и цели. Это "расщепление" безусловного раздражителя, "оборачивание" отношений, раздвоение безусловного раздражителя на причину и подкрепление имеет непосредственное отношение к тому, что переходит на сторону сигнала, что содержится в сигнале, что становится идеальным содержанием знака. В процессе становления условного рефлекса происходит снятие с безусловного раздражителя его вещественно-материального бытия с переносом на сигнал его мотивирующей, причиняющей способности. Сигнал становится носителем силы, вызывающей деятельность организма, В сигнале, таким образом, соединяются мотивирующая способность идеализированного, "обезвеществленного" безусловного раздражителя с чувственно воспринимаемым телом индифферентного в начале образования условного рефлекса раздражителя".
Поскольку Шингаров - материалист, а знак - понятие ментальное, т.е. идеальное, то я так понимаю, что он этим снятием пытается объяснить процесс порождения идеального как продукта материального, таким образом обосновать их единство.
Вообще в науке и философии есть проблема как объединить материальное и идеальное , за которыми признается независимый статус. Были попытки сделать это в рамках холизма, сейчас - энактивизма, но результатов что-то не видно.
Я не думаю, что Шингаров достиг успеха в объединении этих понятий в рамках материализма, но, если я правильно понимаю, он был первым, кто попытался это сделать.
Хотелось бы знать ваше мнение.
Комментарии
Ирина, скажите , пожалуйста, какая разница между ментальным и идеальным. И есть ли она? Язык к какому миру отнести? С уважением.
Элла,
Ментальное - частный случай идеального.
Язык по своему содержанию - идеальное, но проявляется через физические процессы - говорение, письма, жестикуляцию.
С самого начала образования рефлекса он имеет эмоциональную природу - то есть, рефлекс есть не действие только "безусловного раздражителя", а он всегда - автоматическая реакция (эмоция) , как ответ на раздражающий эффект.
Мотивирующая (эмоциональная сторона) рефлекса -это и есть собственно рефлекс, без которой физическое восприятие не является раздражителем, а, оно СТАНОВИТСЯ раздражителем лишь в результате образования рефлекса.
А, если рефлекс безусловный - то есть, врождённый, то у человека всё равно проявляется через условные рефлексы - у человека отсутствует полный автоматизм безусловного рефлекса, когда от действия раздражителя до физической реакции, как следствия эмоциональной реакции- все этапы полностью автоматически реализуются.
Человек имеет возможность, при большом желании, вмешаться своей волей в течение процесса и отменить действие рефлекса. Иногда для этого требуется изменение убеждений ( например, для преодоления страха высоты нужно внушить себе, что высота небольшая), а иногда - и мировоззрения (чтобы внушать себе, что высота небольшая, иногда требуется отказаться от некоторых мировоззренческих постулатов; чтобы работать на большой высоте и не допускать опасных для жизни ошибок - нужно спокойствие - поэтому приходится "обманывать" инстинкт).
Если есть вопросы по этой теме - я готов проконсультировать.
Для объединения в один общий комплекс понятий понятия о материальном и нематериальном, нужно заменить понятие "идеальное" и развить теорию нематериальных процессов.
Ожидать результатов от материалистической науки в этом вопросе не следует. Нужна нематериалистическая наука, наука, строящаяся на понимании Мира, как мира действующих энергий, а не как мира материальных объектов. Локальность физических объектов, привязанность их к определённой точке пространства - есть только форма человеческого восприятия материальной части Вселенной. Вероятнее всего, пространство не имеет значения для нематериального взаимодействия, а, значит, применение материалистических методов для изучение нематериального - безсмысленно. Нужно развивать чувствование (восприятие) нематериальных причин и нематериальных энергий - и систематизировать понимание этих восприятий.