«Механизм торможения экономики со всеми его социальными, идеологическими последствиями привел к бюрократизации общественных структур и к «расширенному воспроизводству» на всех уровнях бюрократической прослойки, которая приобрела непомерное влияние во всей государственной, административной и даже общественной жизни.
Не приходиться говорить, что в этих условиях богатство ленинских идей об управлении и самоуправлении, хозрасчете, увязке общественных и личных интересов не получало должного применения и развития. И это только один пример закостенелости общественной мысли, оторванности ее от реальных жизненных потребностей.
Перестройка поставила новые задачи и перед политической практикой, и перед нашей общественной мыслью. Покончить с окостенелостью общественной науки, дать ей широкий простор, окончательно преодолеть последствия той монополии на теорию, которая была характерна для периода культа личности, когда формы развития советского общества, сложившиеся в экстремальных условиях, были превращены авторитетом Сталина в абсолют, рассматривались как единственно возможные для социализма.
Предстоит осуществить крутой поворот в общественно-политической мысли. И здесь мы должны учиться у Ленина. Он обладал редчайшим качеством вовремя почувствовать назревание глубинных перемен, переоценки ценностей, пересмотра теоретических установок и политических лозунгов.
И вот ярчайший пример. В апреле 1917 года, вернувшись в Россию, Ленин за короткий срок точно оценил ситуацию, тенденции и возможности развития страны после Февральской революции. И не только безошибочно определил единственно возможную тактику деятельности партии и Советов, но выдвинул стратегическую задачу – готовить партию и массы к социалистической революции. Иначе можно было потерять и завоеванное в результате свержения царизма. Даже для многих опытных большевиков такой поворот оказался неожиданным. Вот такой диалектике политического мышления мы учимся, осуществляя перестройку.
И тогда, и потом не раз бывало, что партия не сразу осваивалась с новыми идеями. Бывало трудно, подчас проявляли непонимание даже самые преданные делу революции люди. Но Ленин и его соратники умели убеждать, разъяснять, не раз и не два возвращаясь к одному и тому же вопросу, зажигать энергией, привлекать на свою сторону колеблющихся и сомневающихся. Бывало и самому Ленину трудно. Однажды с горечью он написал в письме: «Вот она судьба моя. Одна боевая кампания за другой – против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т.д.
Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на «мир» с пошляками» (Ленин В.И. ПСС, т. 49, с. 340).
Мне уже приходилось не раз говорить, ссылаясь на Ленина, что, если браться за частные вопросы, не уяснив общего, будешь все время натыкаться на это общее. Исходя из этого, мы с самого начала перестройки, в том числе и на июньском Пленуме ЦК КПСС 1987 года, первостепенное значение придавали концептуальному подходу. Конечно, стремились и к тому, чтобы было поменьше хаоса и в методах. Для того, чтобы добиться чего-то существенного, вовсе не обязательно сначала перевернуть все с ног на голову, а потом исправлять ошибки.
Новые задачи приходиться решать без «готовых рецептов». Нет таких рецептов и сегодня. Обществоведы не предложили пока ничего цельного. Политэкономия социализма застряла на привычных понятиях, оказалась не в ладах с диалектикой жизни. Отстают от потребностей общественной практики философия и социология. Основательная перестройка предстоит исторической науке.
XXVII съезд КПСС, пленумы ЦК открыли простор для творческой мысли, сами придали мощный стимул ее развитию. Без революционной теории не может быть и революционного движения – это марксистское положение звучит сегодня, как никогда, актуально.» (Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.:Политиздат, 1988, с. 44-46).
Не вдаваясь в детали приведенной цитаты, стоит заметить, что автор данного текста едва ли отдавал себе полный отчет, насколько трудна поставленная им задача о революционной теории, ибо твердо полагает, что марксизм-ленинизм не основан на профанации науки абстрактными гуманистами многих поколений, привычкою склонных рассуждать о человеке вообще, исходя из общности перспективно единой социальной теории. Марксистское деление общества на классы также основано на скоропалительной идейно-политической демагогии авторов Манифеста: « История всех до сих пор существовавших обществ, - («… Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния…» - конкретизирует Энгельс в 1882 г.), - была историей борьбы классов.» (Цит. по: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 338). При этом аксиоматически (аксиотетически) подразумевается, что высшие классы состоят из злостных угнетателей, а низшие – из благих созидателей. На самом же деле, все и проще, и сложнее.
Люди «железного века» особенно не равны друг другу, и поэтому все общества урбоэтатистской цивилизации издавна делятся на классы согласно индоевропейской триаде так называемых чистых варн: «жрецов»-законодателей, «бойцов»-законоблюстителей и «дельцов»-законоприятелей. По мере развития и укрупнения обществ данная форма социальной организации непременно усложняется, но по существу остается незыблемой, обнаруживая в каждом конкретном случае своих «смысловиков», «силовиков» и «трудовиков» соответственно. Устойчивость данной социальной структуры продиктована объективными причинами, главная из которых – принципиальная неосуществимость справедливого, эквивалентного обмена продуктами и услугами в условиях достаточно глубокого и стихийно-исторически сложившегося разделения труда. Эта ирреабельность эквивалентного товарообмена необходимо вызывает имущественное расслоение и, как следствие, общественные смуты, первые из которых возникли уже в Древнем Египте (см. «Речения Ипувера (Ипусера)»). В целях предотвращения и предупреждения столь разрушительных событий любому цивилизованному обществу нужны и свои силовики, и свои смысловики. Особая общественная роль жрецов-смысловиков как высшей и наиболее ценной части всего социального организма ныне состоит в разработке той самой, революционной теории, появление которой ожидал первый и последний президент СССР, однако при этом очень полезно иметь в виду, насколько это трудно, чтобы трезво оценить и правильно организовать отборный кадровый состав и его бесперебойную работу в режиме «биос теоретикос» (Аристотель), вместо марксистской классовой борьбы с ленинским творчеством масс. Живое творчество масс в такой высокой и разреженной сфере мира идей – смех и слезы сведущих людей, чего никогда не афишировали даже самые правдивые выскочки во власть. Пресловутая стратегия Ленина с апреля 1917 года – «Куй железо, пока горячо», то есть главное – взятие власти, а теория может подождать. Поскольку за 70 лет с теорией так и не разобрались, настойчиво приступила авральная перестройка с заведомо бесславным концом; но даже через 30 лет с ее начала воз и ныне там, судя, в частности, по актуальному госзаданию Институту экономики РАН: «Экономическая теория современного государства». О подобной ситуации на Западе не так давно сообщил барон Тилтон (Роберт Скидельски) своей публичной репликой о встрече группы тамошних «жрецов»-экономистов с Елизаветой II , вопросы которой к избранным британским ученым остались без ответа. По этой причине известная стабилизация по-путински находит свое оправдание, пусть таковое крайне трудно назвать достаточным.
Подкуп бойцов дельцами, а также и подчинение жрецов бойцам – формы разрушительного восстания масс.
Комментарии
Черт возьми и когда только кончится эта бесконечная череда проповедников!
Рреволюционэры хреновы!)))
Я вот никак не скомпоную в одно 2 слова: пиздоболы и мудаки, можно даже усугубить - хреновы. Может муда-болы? Или пиздюки?
Не перевирайте Ленина, он писал "Одна боевая кАмпания за другой...". Грамотный всё-таки был человек.
Да, я исправил эту орфографическую и смысловую ошибку.
за реакцию +1 к карме
Я охотно отвечаю, когда есть, на что отвечать, пусть даже по мелочам.
А марксизм-дарвинизм издавна констатирует деление на два класса паразитов и трудяг.
С теорией разбираться нечего. Она давно создана и называется теория эволюции Ч.Дарвина, К. Маркса и Ф.Энгельса. Надо только мозгами немного пошевелить и свести воедино дарвинизм и марксизм.
Совку: ну то что Ч.Дарвин и Маркс "рядом ходили", то об этом и говорит такое от Маркса: "Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, - не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами. Но оно может смягчить и сократить муки родов". Путем сбалансированного развития того, о чем Маркс отразил, что "Производственные отношения, - это отношения в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни". А то что в СССР в этом и сформировался главный "прокол", так и результат получился соответствующий и мы оказались в нынешних капиталистических условиях обеспечения нашей жизни.
Во, как Энгельс Дарвину наподдавал в "Диалектике природы", а вы явно для Энгельса наивный:
Владимру К.: но тот же Энгельс всё в той же "Диалектике природы" отразил такое: "Таким образом, история природы и человеческого общества - вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития". А на похоронах Маркса он так заявил: "Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории...". Ну и чего с этим делать будем?
Нельзя забывать что Энгельс критикует частично Дарвина на заре дарвинизма, когда и сам Дарвин не вполне осознал своё учение оставаясь креационистом. В данном случае я на стороне Дарвина, который занимаясь своими исследованиями подметил несомненную тождественность поведения животных и человека, ссылаясь на Мальтуса.
Энгельс не святой и имеет право на оговорку. В данном случае он погорячился и допустил оговорку не приемлемую для материалиста как бы отделяя человека от животных противореча сам себе. МиЭ чётко обозначили свою позицию признав человека животным но развивающимся в парадигме отрицания животности. В нашем случае эта оговорка объясняется перестраховкой Энгельса боящегося толкования дарвинизма как теории узаконивающей парадигму животности в человеческом обществе.
Если дальше читать письмо Энгельса к Лаврову то наткнёмся на цитату более точно отражающую понимание дарвинизма Энгельсом: " Взаимодействие тел природы-как мертвой, так и живой - включает в себе гармонию и коллизию, и борьбу, и коопе-рацию. Если поэтому так называемый естествоиспытатель позволяет себе резюмировать все разнообразное богатство исторического разви-тия в односторонней и сухой формуле: "борьба за существование", в формуле, которая даже в области природы может быть принята лишь cum grano salis, то такое отношение само себя осуждает.
Здесь Энгельс гениально предвосхитил открытие современной генетикой как гена эгоизма так и гена альтруизма в геноме человека, которые и объясняют диалектическую борьбу в человеческом обществе, которую МиЭ представили как классовую.
Остановка в эволюции уже означает смерть. Поэтому эволюцию так и надо понимать, как борьбу за существование. А такие вещи как гармонию и прочее нужно понимать под этим ракурсом, способствуют они или нет борьбе за существование. И только когда способствуют, гармония, например, является гармонией.
Все "телодвижения", как отдельного человека, так и всего общества, имеют в эволюции только две направленности, одна направленность к смерти, другая - к жизни.