В истории философии обнаруживается ряд столкновений и противопоставлений, в которых различные силы эпохи воздействуют друг на друга « взаимодействуют друг с другом или выступают как явно непримиримые. Бывают встречи, ведущие к размежеванию двух направлений и к выяснению различий: пример, — дни, которые Спиноза незадолго до своей смерти провел с Лейбницем в Гааге в каморке на темном чердаке квартала ювелиров, или франкфуртский период Гельдерлина и Гегеля, давший Гегелю решающие импульсы к созданию системы.
Другой была единственная встреча Гегеля с Шопенгауэром. Она выявила в течение одного часа, проведенного в споре, весь конфликт будущей эволюции. 23 марта 1820 года Шопенгауэр читал в Большом зяле заседаний Берлинского университета свою пробную лекцию. Среди слушателей были люди высшего круга: весь философский факультет во главе с его знаменитейшим членом — Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, за два года до того занявшим освободившуюся кафедру Фихте. В последовавшем за лекцией коллоквиуме возникли страстные споры. «Господии невежда», рассказывал позднее Шопенгауэр, не мог себе уяснить понятия животных функций. Его молодой противник, ссылаясь на «Физиологию» Галлера, поставил вопрос на надежную почву. Гегель упорствовал; профессиональный врач Лихтенштейн встал на сторону Шопенгауэра. Диспут окончен. Все в этом эпизоде символично: не только дистанция в возрасте, положении и славе, но и предмет и метод спора и его окончание тоже; здесь столкнулось мышление, которое идет от идеи к действительности, с мышлением, которое идет от действительности к идее.
С этого дня — 23 марта 1820 года — начинается борьба между Шопенгауэром и Гегелем, которая впоследствии получит решающее значение для всего будущего века, вплоть до нашей современности. Для своей лекции Шопенгауэр выбирает те обычные часы, когда Гегель, запинаясь, кашляя и отхаркиваясь, читает перед каждым семестром все более многочисленным и все более восторженным кругом слушателей. Шопенгауэром руководит не только отрицание младшим современником своего предшественника, преграждающего ему дорогу, но также сверхличная, почти метафизическая противоположность. Он выдвигает вневременной принцип своего учения против исторических принципов эпохи, — и уже этим было предопределено, что в течение долгих лет и десятилетий он должен будет пройти через поражение на различных исторических этапах, чтобы на последнем все же выйти победителем.
Вначале Шопенгауэр скрывается в тени Гегеля. Первая его лекция есть вместе с тем и последняя. Книга его не читается. Затем, в 1831 году, Гегель становится жертвой холеры. Шопенгауэр, убежавший от эпидемии из Берлина, умер почти тридцатью годами позже. Но и после смерти его борьба против «бессмысленного бумагомарателя Гегеля» не окончилась. Она захватила весь XIX век и остается главнейшей и теперь, хотя и в весьма своеобразном преломлении.
Шопенгауэр, чье учение о воле ознаменовало вторжение новой действительности в философское мышление, получает «ад областью духа господство, какого нельзя было и ожидать. С другой стороны, метод Гегеля, возвестившего о мире духа, в огромной степени становится средством для классификации и объяснения действительности. Неоднократно, еще во второй половине XIX века, предпринимались попытки насильственно соединить диалектику Гегеля с метафизикой воли Шопенгауэра: у Виктора Кия, Юлиуса Банзена, Эдуарда фон Гартмана. Но после этого эволюция ведет к еще более решительному расхождению линий. Мир Шопенгауэра все более служит введением и предвестником решений духовных— в драме и учении об искусстве Фридриха Геббеля, в музыке Рихарда Вагйера, но также, в многообразной и непосредственной форме, в изменившемся воззрении на историю и природу, в новом учении о человеке. В то же время мир Гегеля исчезает из сферы немецкого духа на много лет и десятилетий — до «Истории молодого Гегеля» Дильтея (1905) и «Теологических юношеских рукописей, изданных Нолем (Nohl, 1907), после которых к нему вновь начали обращаться. В то же время новое осознание прогресса и современности, данное Гегелем, подчинило себе всю политическую и общественную действительность XIX столетия.
Хюбшер Артур Мыслители нашего времени (62 портрета) Перевод с немецкого И.Л. Саца Общая редакция проф. А.Ф. Лосева Издательство ЦТР МГЦ ДОС Москва, 1994.
Прошло 192 года с той единственной встречи Гегеля и Шопенгауэра, определившей дальнейшее развитие истории философии. Дата хоть и не круглая, но, думаю, пора подвести хотя бы предварительные итоги. Продолжают ли эти два направления определять судьбу философского мышления или их мощи едва хватило на XIX век? В чью пользу конечный счёт: гегелевской философии или шопенгауэровской? Совместимы ли эти два направления и нет никакого раскола мышления,а всё дело в личной неприязни двух немецких преподавателей? Или только через раскол, конфликт великих философских систем и может соществовать подлинная философия? Кто и что же определяет магистральное направление современной философской мысли?