Личный пример; аспекты самопознания

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Под воспитанием, как системой становления и развития личности, подразумевают создание в мышлении идеального образа, точнее, представления человека, на которого хочется походить. Во многом абстрактное, оно формируется из высказываний родителей, учителей, друзей, писателей, журналистов, религиозных деятелей и др. о смыслах, целях и ценностях жизни, из книг, биографий героев и общепризнанных авторитетов.

Разум анализирует и синтезирует эту информацию, порождая субъективную, условную структуру допустимых отношений, и следует им, совершая выборы. Но имеет место и иной, вне словесно-речевой, интуитивный способ построения моделей поведения, часто не соответствующих «идеалу», который главенствует в мышлении. Человек (в первую очередь ребёнок), наблюдая за реакциями и действиями тех, кто привлекают его интерес и внимание, начинает поступать так же, как они.

Любые нравоучения и сентенции бесполезны, если реальные дела и отношения окружающих (особенно родителей и учителей) им не соответствуют. Дети и взрослые очень точно, хотя и «бессознательно» отмечают причинно-следственные взаимосвязи действий людей и наступающих за ними последствий.

В жизни лгут, обманывают себя и других практически все, думая одно, говоря другое и делая третье. Это всеобщее лицемерие всегда, независимо от усилий и желаний властей, систем и методов воспитания, образования и насаждаемых идеологий, порождает новых лицемеров, не может не порождать. А призывы и увещевания быть лучше, чище, честней оказываются пустыми сотрясениями воздуха.

Единственная панацея, наиболее сильное и действенное средство – личный пример человека. Суть его – в том, чтобы быть искренним и честным с самим собой, говорить то, что думаешь (даже если слова твои непривычны, многих пугают или раздражают), и делать то, что говоришь (хотя такое поведение часто встречается «в штыки» и не приносит видимых благ и преимуществ), так как не хочешь и не можешь поступать иначе.

Это – трудно и становится непереносимым для многих «крестом», но вместе с тем легко и просто, если начать так жить. Честность с собой устраняет внутренние противоречия и дарует подлинную свободу (в ответственности), она выделяет и возвышает человека среди прочих людей независимо от места его пребывания, вида деятельности и занимаемого положения. Личный пример оказывается эффективным инструментом, меняющим сознание и поведение окружающих, их отношения к себе и другим (вспомни Иисуса).

Цельный и непротиворечивый человек живёт в простоте честности и радости полноты бытия «в соответствии со своей верой», и даже если что-то не так понимает и совершает ошибки, это не вменяется ему в вину. Придёт время, он узнает больше, скорректирует свои «веру и любовь», но по-прежнему останется пребывать в искренности и гармонии с самим собой.

***

Нужны ли тебе наши беседы о разуме и душе, Триаде Мышления? Я полагаю, да, ведь всё то, что человек ощущает и познаёт, представляет и воображает, есть следствия работы мышления, взаимодействий разума и души.

Жизненный опыт и почерпнутая из книг информация не помогут обрести силы и стать совершеннее тому, кто не постиг Триаду Сознания («атма – буддхи – манас»: душа – интуитивное понимание – разум или иначе сознание – душа – ум) и Мышления (Мыслящий – Мыслимое – мышление) как источник и основу всех происходящих событий, своих желаний, страхов, помыслов и действий и не научился ими управлять.

Но не заостряй на этом внимание, просто принимай мои тексты к сведению и складывай в «загашник» памяти. Когда-нибудь обретённые знания выплывут оттуда, и отдельные их фрагменты, соединяясь, родят новое миропредставление.

Вместе с тем все «вопросы борьбы с собой» есть «всматривание в процессы внутри себя», «в проблемы сознания и бытия» и их соотнесение. Без понимания «этих высших материй» и познания себя как Мыслящего-«Я», посредством мышления создающего и затем воспринимающего субъективное Мыслимое, а также побудительных мотивов своих стремлений, вожделений и отвращений невозможно «разобраться, что и как происходит», понять причины внутренних отношений и контролировать их.

Показательно твоё замечание о том, что «не доставляют удовольствия даже книги, которые раньше читал, опьянённый возможностью разгадки тайны». Потому что «тайны» эти подсознательно воспринимались как чудеса волшебной палочки, позволяющие сразу и легко разрешать любые жизненные ситуации. Я же открываю истины мышления, бесконечный Путь самопознания и тяжёлый труд, его сопровождающий. Но при этом наделяю картой и компасом для продвижения в верном направлении.

То, что ты «не находишь в книгах практически ничего нового», характеризует уровень усвоенных тобой сведений и то, что ты постигаешь их спокойно, без эмоций. Хотя надеюсь, придёт время, когда ты начнёшь замечать в разных произведениях неожиданные идеи, о которых не догадывались сами писатели. И будешь воспринимать это радостно, как признаки не столько твоей сопричастности к знаниям авторов, сколько их – к твоим.

В окружающем мире нас «до глубины души трогают», прежде всего, красота, гармония и соразмерность, как соответствие всего всему, многогранность Божественного Замысла и его воплощений. А также любовь, которой наполнено всё вокруг и которую человек может ощущать, исторгая её из себя. То, что «неприятности уже не выводят из равновесия», хорошо, но лучше не воспринимать происходящее как «неприятности», ведь они – лишь твои субъективные оценки-отношения.

«Состояние апатии, чувство, как будто чего-то не хватает, словно утерял какую-то часть себя» вызвано: а) изменением привычного образа мира, избавлением от прежних иллюзий и заблуждений; б) перестройкой структуры представлений и отношений мышления и неустойчивостью возникающего Мыслимого; в) необходимостью применения знаний в жизни, на что требуются силы, которых пока не хватает.

Новая система миропонимания притягивает и вместе с тем отталкивает тебя. Ничего страшного, не спеши, всё постепенно нормализуется и обретёт целостность. «Мысли, ранее будоражившие, теперь оскудели и срослись с обычным психоэмоциональным уровнем», потому что прежние представления о свободе желать и получать желаемое сменились пониманием необходимости борьбы (с собой), самопознания и самоконтроля. И это – хорошо и знаменательно.

Если ты – источник всех своих реакций-отношений и одновременно наблюдатель их, объект воздействий и вместе с тем система оценки результатов, то абсолютно всё равно, в каких внешних условиях и ситуациях эти отношения, воздействия и оценки происходят. Ты становишься при этом самоценным и самодостаточным, а внешние условия оказываются фоном, декорациями, в которых сознание играет само с собой в игру отношений, самопознания и совершенствования.

То, что для тебя «незаметны собственные изменения», – нормально и естественно. Ведь ты всегда знаешь себя «настоящего», и даже «прежний» ты – лишь отголоски старых воспоминаний, пропущенные через нынешнее состояние сознания. Поэтому, как говорил Карлсон: «Спокойствие, главное – спокойствие». Всё будет хорошо, если, конечно, ты захочешь и сможешь двигаться вперёд. А что касается моих «возвышенных слов об иных состояниях любви, гармонии души и разума», то надеюсь, придёт время, когда они всплывут из глубин твоей памяти и отзовутся в душе горячим потоком ответной, льющейся из неё радости и любви.