Введение

Аватар пользователя Лебедев Николай

Актуальность темы исследования определяется необходимостью иметь объективное и целостное представление о природе человека и его личности. Со времён Сократа, человек непременно является предметом философского знания. Средневековая философия и христианское богословие впервые осознают человека в качестве личности. И хотя средневековая философия, прежде всего, интересовалась вопросами о природе Бога, и понятие личности (persona) развивалось применительно к Абсолюту – осознание человека личностью стало непременным явлением для европейской философии.

При этом понятие личности становится предметом специальных философских исследований относительно недавно: в начале XX века в лице философской антропологии (Макс Шеллер) и персонализма (Мунье…) и т.д.

Несмотря на то, что XX век уделяет феномену личности очень большое внимание и уже сформулированы различные теории личности, как материалистического уклона, так и идеалистического – практически все теории личности развивались, вынося за скобки половую идентификацию.

В XX веке остро встал вопрос о правах женщин. Вопрос, который и сегодня актуален и, прежде всего своей онтологической основой, а не правовой. Общекультурное явление, когда понятие: человек, - хоть и подразумевало как мужчину, так и женщину, но вбирало в себя, как правило, содержания присущие мужскому полу. Феминистское движение актуализировало вопрос о статусе женщины – прежние антропологические теории необходимо пересматривать и преобразовывать, таким образом, чтобы женщину мы отождествляли с человеком не только абстрактно-формально, но и конкретно-содержательно.

Вопрос этот актуален и сегодня, поскольку феминистские антропологические теории его не исчерпали, их теории весьма разнообразны и противоречивы. В общем, создание новой антропологии, которая бы говорила о человеке в его половой соотнесённости и соразмерности – находится на стадии становления. Становление новой антропологии мы считаем с неизбежностью должно столкнуться с развиваемой нами темой, рассматривающей в половой соразмерности понятие личности.

Степень теоретической разработанности проблемы. Исследование обозначенной темы претендует на синтез двух областей философского знания. С одной стороны - это понятие личности как таковое. С другой стороны – это онтология мужской и женской сущности. Отсюда и теоретическую разработанность поставленной проблемы можно рассматривать в двух обозначенных направлениях.

1). Теории личности весьма разнообразны. Разработаны социологические (М.Вебер, Т. Парсонс, Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон,, Я. Марено), психологические (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу, Л. Выготский), богословские теории личности (Бл. Августин, Вл. Лосский). В соответствии с предметом нашего исследования, мы должны говорить о философских теориях личности.

Понятие личности привнесено в философию христианским мировоззрением и прежде всего в этом отношении нужно выделить творчество Бл. Августина – он первый в истории кто не просто заговорил о личности, но и предал всему своему творчеству характер личностного отношения к бытию. Средневековая философия богата материалом для теории личности, при этом сама собственно теории личности почти не создаёт. Понятие Persona было в большей степени средством для обозначения природы Бога, нежели предметом специального исследования. В общем плане христианство задало для европейской философии определённый тон в отношении к личности. Большое значение для средневековой философии имело определение личности Боэция – как индивидуальной разумной субстанции.

Философия Нового времени, немецкой классики также не имели личность в качестве предмета своего специального исследования, - продолжали антропологический дискурс в рамках категорий чувств/разума.

Экзистенциальная философия по своему вывела человека за пределы эмпирических и рациональных ориентиров, акцентируя внимание на экзистенциальной основе бытия человека – тем самым открывает дорогу для специального вопроса о сущности личности, как о синтезирующем различные аспекты природы человека начале, которое само носит над-субстанциальный характер.

И в XX в. личность становится специальным предметом философского исследования, главным образом в рамках персонализма (Э. Мунье и др.), и философской антропологии (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). Значимой для европейской мысли является марксистская теория личности, а также серьёзный вклад в вопрос о личности сделан и русской религиозной философией (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, Н.О. Лосский, С. Л. Франк, о. Павел Флоренский, А.Ф. Лосев).

Персонализм задаёт экзистенциально-теистический дискурс, признавая личность высшей духовной ценностью и первичной творческой реальностью. Персонализм рассматривает личность как фундаментальную онтологическую категорию, которая, по сути, есть единственная реальность. В связи с чем активно развиваются темы свободы и творчества.

В первой половине XX в. Макс Шелер основал направление философской антропологии. В рамках данного направления развивались философские учения о природе и сущности человека, в том числе появляются свои теории личности. Для М. Шелер сущностное начало в человеке это дух, а личность есть его центр, и она не может быть опредмечена и определена.

Главной координатой для теорий личности является вопрос о соотношении общего и индивидуального, как в рамках самой личности, так и в её отношениях с бытием. В той или иной степени, каждая теория личности стремится к «балансу» между этими двумя категориями, но, как правило, приходится делать приоритетным один аспект личности: индивидуальный или же общественный.

Так персонализм хоть и утверждает, что личность имеет своё основание в едином начале – Боге, не даёт ясного обоснования возможности единства индивидуального и всеобщего в личности, чему примером может служить противопоставление индивидуальности и индивида. Причина этого, на наш взгляд, в экзистенциальном дискурсе, который отказывается рассматривать человека со стороны сущности, тем самым единство индивидуального и всеобщего делает невозможным.

В диалектическом материализме «баланс» индивидуального и всеобщего в личности сдвинут в пользу последнего. Этот вектор задан самим материалистическим подходом. Материализм, как и идеализм в самих своих концептуальных основаниях отдают предпочтение всеобщему за счёт индивидуального. Поэтому, мы полагаем, что теория личности, которая могла бы в равной степени сочетать в себе как начало индивидуальное, так и всеобщее, должна основывать на таком теоретико-методологическом основании, которое выходило бы за рамки противопоставления между материализмом и идеализмом. Такую концепцию и теорию личности, мы находим в философии А. Ф. Лосева, чьё творчество послужило главным основанием нашей работы.

2). Онтология мужской и женской сущности в интуитивном виде всегда присутствует в мифологии. Преемницей данной онтологии стала и философия, которая общекультурную позицию в отношении полов принимает за данность, теоретически оформляя существующее положение полов. Осмысление же данного вопроса на каких-либо новых основаниях происходило довольно медленно. Долгое время философская онтология мужской и женской сущности отличалась от мифологической в большей степени формой подачи, т.е. теоретической против образной, нежели содержательно.

Вопрос о мужской и женской сущности хоть и встречается практически у каждого философа, но, как правило – это отдельные незначительные теоретические выкладки, размышления, или просто афоризмы.

Наиболее значимые авторы в данном вопросе:

Платон и его миф об андрогинах, а также теория идеального государства, где женщины стражи получили те же функции что и мужчины.

Большое влияние на историю имела концепция Аристотеля о неравенстве мужчины и женщины.

Рационалистическая философия, утверждающая разум сущностью человека, не смогла преодолеть тенденцию к отождествлению человека и мужчину: Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Тем не менее, в их работах можно найти весьма значимые характеристики мужской и женской природы. Достаточно большое внимание вопросу тождества и различия мужчины и женщины уделил Л. Фейербах. Оригинальная концепция метафизики пола представлена А. Шопенгауэром. Отдельное исследование, посвященное человеческому полу, принадлежит О. Вейнингеру. Несмотря на его крайнюю позицию, работа заслуживает внимания. Особо следует сказать о Г. Зиммеле, его философские идеи, касающиеся женского существа и женской культуры, показывают уникальность и своеобразие каждого пола, так что различие полов основывается на принципе самоценности каждого из них.

В русской религиозной философии тема пола всегда была актуальной и развиваемой. Философские учения таких авторов как: Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, о. Сергий Булгаков, В.В. Розанов, - содержат в себе оригинальные концепты мужской и женской сущности. В целом русская религиозная философия рассматривает пол как категорию не только антропологическую, но и космологическую.

Хоть история философии и обладает самыми разнообразными концепциями пола – следует признать, что философская теория пола всё еще находится на стадии становления. Каждая вышеперечисленная теория по-своему хороша, но достаточной ни одну из них мы назвать не можем. Онтология мужской и женской сущности главным образом фокусируется вокруг вопроса об основаниях субстанциального единства полов. Но решается данный вопрос не достаточно убедительно, поскольку предполагаемое той или иной философской концепцией единство мужской и женской природы каждому полу предоставляет в аксиологическом плане различное место, так что получаемое единство мужской и женской природы подавляет одну из сторон.

Отдельно следует сказать о феминистских концепция пола. Вообще феминизм занимает двоякое положение в плане своего теоретического вклада в рассматриваемый нами вопрос. С одной стороны именно в рамках феминизма наиболее активно рассматривается вопрос о характере и статусе мужской и женской природы. С другой стороны, как правило, данные концепции лишь в незначительной степени касаются самой онтологии данного вопроса.

Феминизм своих предвестников видит в XVIII в., когда появляются работы, отстаивающие равенство полов и вместе с тем утверждающие определенные идеи о природе мужчины и женщины. Авторы этих работ: М. Уоллстонкрафт, О. де Гуж, Т. Гиппель. Так же в философии Гоббса и Дж. Локка можно найти теоретические основания для обоснования полового равенства. Тогда как философские идеи Э. Бёрка и Ж. Ж. Руссо представляют традиционный взгляд на природу мужчин и женщин.

К так называемой «первой волне» феминизма можно отнести авторов XIX в.: Ж. де Сталь, Д. Милль, идеи социалистов-утопистов Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. де Сен-Симон. Вопрос о мужской и женской природе они рассматривали в правовой плоскости, что было продиктовано условиями времени и целями феминизма.

Следующий этап в истории феминистской мысли можно относить к сер. XX в. Концептуальным фундаментом феминизма стали работы таких авторов как К. Маркс и З. Фрейд. Представители марксизма феминизма: Д. Гримшоу, Н. Холмстром, К. МакМиллан. Фрейдизм получил амбивалентное значение в феминистской теории. В этот период происходит дифференциация феминистских идей, образуются два основных направления: либеральный феминизм - Эллис Росси, Джанет Ричарде, Сьюзан Окин, Натали Блюстоун; и радикальный феминизм – К. Миллет, С. Файрестоу.

В гендерной теории феминизм концептуализирует своё отношение к полу как к явлению по существу социо-культурному: Анна Окли, С. Бэм, М. Мид, Т. Де Лауретис, Дж. Сайерс и др.

Если выделить основную тенденцию феминисткой мысли относительно онтологического статуса мужской и женской сущности, то можно заключить: феминистская мысль, пытаясь порвать с традиционным отношением, с традиционными характеристиками мужчин и женщин, которые воспринимались как положительные и отрицательные – находит только один выход – разорвать и объявить независимость биологической и культурной сфере человека. Начало данному пути положила, как известно Симона де Бовуар со своим тезисом о том, что женщиной не рождаются, а становятся. С тех пор феминистская мысль пошла по пути отрицания биологической предопределённости содержания женской природы. Отрицая биологические основания пола, отрицая сущностный характер пола, феминизм не имеет объективного основания для определения содержания мужской и женской природы, и утверждает относительный характер таковых.

Однако явление феминизма очень разнообразно и можно выделить авторов, которые развивают т.н. эссенциальный подход по отношении к женской природе: К. Гиллиган, Дж. Гэллоп, А. Дворкин, К. Миллет, Дж. Митнелл, К. Пейман, А. Рич, Б. Фридан, Н. Чодороу, К. П. Эстес. Такими авторами как К. Гиллиган, А. Рич и С. Гриффин была отвергнута феминистская позиция о разобщенности разума и тела, они рассматривают женскую природу с точки зрения единства разумности и телесности.

Объект исследования: феномен личности человека.

Предмет исследования: мужское и женское измерение личности.

Цель диссертационной работы: прийти к понятию и теории личности в её половом содержании. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Дать понятие личности как таковой. 2. Установить существо отношения между личностью и полом. 3. Установить форму отношения между мужским и женским началом в личности. 4. Установить содержание мужского и женского начала.

Теоретико-методологические основания исследования.

Наша работа представляет собой интерпретацию философии А. Ф. Лосева, и представляет собой синтез диалектики и феноменологии. Наши построения о мужской и женской природе определяются эссенциальным подходом. Основополагающей идеей для нас является принцип единства мужчины и женщины в их различии.

Подробнее о теоретико-методологических основаниях исследования мы будем говорить в первой главе данной работы.

Теоретическая новизна исследования. Прежде всего, новизна исследования определенна поставленной целью. Существуют разнообразные теории личности и также разнообразные теории о мужской и женской природе, но теории о личности в её мужском и женском измерении, понятия о мужской личности и женской личности мы не имеем.

В данной работе представлена авторская, оригинальная концепция, раскрывающая структуру личности в её мужском и женском измерении; форму отношения мужского и женского начала в личности; содержание мужской и женской природы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Диалектическое построение трактуется как построение онтологическое, как такая логическая структура, которая трактует каждый элемент структуры одновременно и центральным (субстанциальным) и второстепенным (акциденциальным).

2. Личность трактуется как символическое единство её двух аспектов: природного (объективированного) и над-природного (не объективированного).

3. Пол трактуется как существенное свойство не только природы человека, но и личности в целом.

4. Личность не зависимо от её пола в акциденциальном плане обладает различным соотношением свойств мужской и женской природы. В субстанциальном плане личность либо всецело обладает мужским полом, либо всецело женским.

5. Полнота природы человека трактуется как диалектический синтез двух личностей противоположного пола. Данный синтез образует единую природу для двух личностей. Эта единая общая природа не подавляет бытия отдельной природы мужчины и отдельной природы женщины. Сама общая природа мужчины и женщины трактуется как всецело мужская природа и вместе с тем как всецело женская природа.

6. Содержательная характеристика мужской и женской природы необходимо рассматривать на двух основаниях: субстанциальном и энергийном. Мужская природа, рассматриваемая в качестве энергии, есть трансценденция; а мужская природа, рассматриваемая в качестве субстанции есть имманентность. Женская природа, рассматриваемая в качестве энергии, есть имманентность; рассматриваемая же в качестве субстанции – трансцендентность.

7. Содержательно-структурное знание понятия мужской и женской личности следует свести к формулировке (используя терминологию А.Ф. Лосева), где личность мужского пола определяется как самосознание эйдоса, взятого вместе с его тетрактидным смыслом, так что тетрактидный смысл дан в форме самого же эйдоса. Личность женского пола есть самосознание эйдоса, взятого вместе с его тетрактидным смыслом, так что тетрактидный смысл дан в форме ставшего.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Заключается, прежде всего в том, что полученное в ходе исследования понятие мужской и женской личности, позволяет говорить о личности не отвлечённо, а во всём объёме её содержания, где каждый структурный элемент личности (мужская/ женская природы, природное начало/над-природное начало в личности, сознание/подсознание, индивидуальное/ общественное начало и проч.) обоснован в качестве специфического, самостоятельного и каждый данный элемент уравновешен с другим каждым.

Данное понятие о мужской и женской личности позволяет говорить о мужчине и женщине как о онтологически равной и специфической сущности, что крайне необходимо для достижения реального равенства полов в общественной и культурной жизни.

Отдельные аспекты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким социально-гуманитарным дисциплинам как философская антропология, религиозная антропология, культурология.

Структура диссертации предполагает три главы. Первая глава: теоретико-методологические основания исследования полового измерения личности, - предполагает два параграфа. Мы считаем необходимым, посвятить первый параграф вопросу о теоретико-методологических основаниях исследования, поскольку результаты исследования, положения выносимые на защиту – преимущественно определены теоретическими о методологическими предпосылками. Во втором параграфе первой главы мы рассматриваем понятие личности вообще, а также отношение понятий личность и пол.

Вторая глава работы: форма отношения между мужским и женским началами личности, - предполагает два параграфа. В первом из них мы рассматриваем мифологический материал необходимый для обнаружения искомой формы отношения между мужским и женским началами личности. Образно-интуитивное знание преобразуем в понятийно-диалектическое. Во втором параграфе мы рассматриваем материал истории философии необходимый для построения искомой формы. И дополняем знания, полученные в ходе исследования мифологического материала. Ключевое значение в построении формы отношения между мужским и женским началами личности обретает софиологическая тематика.

Третья глава работы: содержательная структура мужской и женской природы личности, - предполагает два параграфа. В первом из них мы исследуем и формулируем то специфическое содержание мужской природы, которым она отлична от природы женской, и соответственно, специфическое содержание женской природы, которым она отлична от природы мужской. Во втором параграфе мы формулируем определение мужской и женской личности; обозначаем общую структуру личности в её половом измерении, включающую в себя как форму отношения между мужским и женским началами в личности, так и содержание этих начал.

Комментарии

Аватар пользователя ontolog

Очень интересная тема, но вот идея "равенства полов" сходу портит всё впечатление. Очень похоже на философский предрассудок. Почему Вы преподносите это как аксиому? С чего Вы взяли, что они равны? И в чем их равенство?

Аватар пользователя KOT

Прошу прощения, что не дочитав работу, а лишь по введению:

Для нашего времени, в рабое (судя по введению) слишком заметно явное оставление "за кадром" такой "фактологии", как наличие голубых, розовых и розово-голубых и т.п., что не может быть учтено в подобной работе как указание на просто наличие "различных пропорций" мужского и женского начала в личности, каковое действительно можно наблюдать в "официальных" типах мужчины и женщины. Здесь (с розово-голубыми) имеет место качественно иной феномен, когда в ["100%"] "мужской субстанционности", например, "поселяется" ["100%"] женская ментальность, ну и т.п.... Налицо принципиально отличные личностные типы. На одни только "социальные извращения" этот феномен не списать, и пройти мимо него = сочинить текст про нечто нереальное, пусть и желаемое. Это будет вроде попытки познания слона, например, - при игнорировании такого реального феномена, как слоновий хобот.
..мне так кажется...
Для хоть какого-то соприкосновения с вопросом, можно например познакомиться с творчеством одного представителя обозначенных групп. В частности, яркий образчик ИНОГО личностного переживания.
Я ничено не пропагандирую, лишь только предлагаю "не лишать слона - его хобота"...

Аватар пользователя Лебедев Николай

1. все "розово-голубое" к онтологии отношения не имеет.
2. О равенстве я говорю в том смысле, что как мужчина есть человек в полной мере , так и женщина есть человек в полной мере. Вот и все.
Остальное завтра постараюсь выложить.

Аватар пользователя KOT

все "розово-голубое" к онтологии отношения не имеет.

откуда ОНО взялось и к чему ОНО имеет отношение? При чём здесь онтология (как критерий), когда первая фраза Введения призывает к необходимости "иметь объективное и целостное представление о природе человека и его личности. "
Я вот так понимаю "объективное и целостное представление": когда не делают "рафинад" из объекта исследования - ДО собственно исследования.
Так что, "закрывая глаза" на реальное положение вещей, исследователь делает собственную работу неактуальной - см. первую фразу ВВЕДЕНИЯ:

Актуальность темы исследования определяется необходимостью иметь объективное и целостное представление о природе человека и его личности.

Аватар пользователя Лебедев Николай

Реальное это и есть онтология

Аватар пользователя KOT

Реальное это и есть онтология
Лебедев Николай, 10 декабря, 2010 - 20:01

Спасибо за откровенность, Николай.
Я [про Вас] именно это и заподозрил ..сразу (с введения): реальный Мир для Вас невидим (Вы его напрочь игнорируете), а текст Ваш - линейная [а потому и - абсурдная] комбинация чьих-то слов о нём.
Для справки:

Онтология ... представляет собой попытку наиболее общего описания универсума ...
Википедия

Так, из Вашего заявления:

как мужчина есть человек в полной мере , так и женщина есть человек в полной мере.
Лебедев Николай, 9 декабря, 2010 - 21:39.

человек - в полной мере: бесполое и безличностное существо, не имеющее каких-либо связей с реальным Миром. Иного чего-либо честного - под словом человек, в этом заявлении - нет никакой возможности увидеть. Но в первой строчке Вступления [зачем-то?] Вы говорили, что якобы имеете желание ..."иметь объективное и целостное представление о природе человека и его личности".
Простите, но меня "этот Ваш ..гомункул" (это ДАЖЕ не "точка, точка, запятая, - вышла рожица кривая; ручки, ножки, огуречек, - вот и вышел человечек") не интересует и интересовать не может - ни в какой мере. Это не просто труп, это - "мёртворождённый труп" - из Вашего "мирка по имени Онтология".
Ни Мира, ни человека в нём - Вы не видите (похоже, что и желание это - исключено), что уж говорить о таких ..тонкостях, как мужчина и женщина, не говоря уже о Мужчине и Женщине...

Аватар пользователя Лебедев Николай

Я попрошу всякого рода "википедных философов" не засорять данное пространство. Для этого нужно давать отчет в том, что такое философия?

Аватар пользователя KOT

Данная просьба понятна и объяснима. Единственное сущностное объяснение её возникновения: неспособность (а потому и - нежелание) вести разговор по существу, по сути заявленного вопроса. Напомню, что заявлена была потребность "иметь объективное и целостное представление о природе человека и его личности". И - далее - посыпался изобильный сплошной ядовитый мусор. При моей скромной попытке выяснить у автора "из какого сырья этот весь фарш", ответом было: "из онтологии", и: "Реальное это и есть онтология". Когда же автору скромно намекнули, что онтология не есть реальное, вот тут он взбрыкнул уже вовсе неприлично:

Я попрошу всякого рода "википедных философов" не засорять данное пространство. Для этого нужно давать отчет в том, что такое философия?
Лебедев Николай, 11 декабря, 2010 - 08:48

А ничего иного у него и не осталось. Арсенал [человеческого] исчерпан. Вот и вся ..онтология диссертанта.
Естественно, что абсурдные просьбы уважения не получают. Абсурдные просьбы, сдобренные попыткой оскорбления - тем более.
Ещё раз повторяю: онтология не есть действительность. И любой фарш из любой онтологии - в лучшем случае - нейтральный мусор. Ссыпанный (вываленный) же сейчас сюда мусор "от Н.Лебедева" - далеко не нейтрален (ядовит), ибо посягает на понятие человек.
Не на "онтологического человека" посягает - обращаю внимание; это как раз к тому, что "нужно давать отчет в том, что такое философия".

Аватар пользователя Софокл

Я не смог дочитать до конца этот "материал". Для защиты диссертации он сойдет. Но с точки зрения его "научной ценности" его структура рыхла, и еще невозделана мыслью. Меня наповал сразили следующие формулировки:

Пол трактуется как существенное свойство не только природы человека, но и личности в целом.

Личность не зависимо от её пола в акциденциальном плане обладает различным соотношением свойств мужской и женской природы.

Как оказалось не пол определяет личность, а формирование личности проходит по подовому признаку. Дальше читать у меня не хватило сил...

Аватар пользователя ontolog

Нормальная формулировка. Вы что, не знаете, что в Вас есть свойства женской природы, а в женщинах - свойства мужской?

Аватар пользователя Софокл

Вообще-то ,в такой формулировке, это стирание границ между половыми биологическими признакими, которые затем предполагается положить в основу исследования. Поэтому становится неясным как они влияют на формирование личности. Если уж берем за основу биологию, то от нее и надо танцевать, а образовывать винегрет, плюсуя к неясным тезисам социализацию личности.

Аватар пользователя Дмитрий

Женская природа - она от того и женская, что присуще только женщинам. То же о мужской природе.

...что в Вас есть свойства женской природы...

Например?

Аватар пользователя ontolog

Допустим, свойства женского - пассивность и восприимчивость, а свойства мужского - активность и утверждение. Тогда:

1. Личности свойственно самосознание. Сознавая саму себя, личность как познающее проявляет свойства мужской природы, как познаваемое - женской.
2. Личность - это самосознающая идея (душа), реализованная в теле. Душа оформляет материю тела; без души тело лишь набор атомов. Таким образом, душа выступает здесь в качестве активного, мужского, начала, тело - в качестве пассивного, женского.

И т.п.

Аватар пользователя Лебедев Николай

Не вижу смысла для дискуссий во введении. Мне будет интересно общаться с тем, кто прочитает работу, к чему никого не обязываю.