Преступник более опасен в тюрьме, чем на свободе: в тюрьме он развращает невиновных. Он находится в контакте с себе подобными, то есть с теми, кто номинально равен ему в преступном деянии, и чувствует свою нравственную вольность и свободу доподлинно только лишь в тюрьме, в то время как вне стен пенитенциарного учреждения, среди других невиновных, нарушивший закон мучает себя угрызениями нравственного толка и тем самым оберегает себя и других от пенитенциарного рецидива. Моральный закон, действующий сообразно индивидуальной душе провинившегося, вынуждает его принять наказание. Только тогда, когда наказание будет приведено в исполнение и в своей сущности будет равно совершенному преступлению, душа законопреступника удовлетворится и снимет тяжесть нравственного переживания «греха» с его сознания. Вольность, даруемая свершением долженствующего наказания, располагает преступника к патологическому влечению, к повторному обретению амбивалентного садомазохистского чувства, разрывающего «интеллигентное Я» и обнаруживающего агрессивный компонент личности. Эта болезненная перверсия не может уживаться в одной только раздираемой страстями душе преступника, но и с необходимостью вырывается за ее пределы, заражает и вовлекает в нее других. Таким образом происходит упомянутое выше «развращение» невиновных, тех, кто по каким-либо причинам входит в контакт с истым, психологически ориентированным и «утвержденным» в своей ориентации преступником. Даже если члены тюремного коллектива в равной степени страдают от своей перверсии, всегда найдется наиболее «активный», «энергичный», обладающий определенной пассионарностью в дурном смысле этого слова, виновный, который и будет распространять неблагоприятное влияние на тюремный коллектив или даже на целое тюремное сообщество.
Комментарии
1. Вред преступника, находится ли он на свободе или уже в тюрьме, будет в любом случае. В том и состоит результат преступления - нарушения законов общежития - приносить вред обществу.
2. Но в тюрьме преступник приносит вред лишь малой части общества, даже если допустить, что в тюрьме есть невиновные. Не говоря о том, что его свобода действий в тюрьме ограничена режимом. А на свободе преступник, хотя возможно он и скован моралью, тем не менее он имеет большее поле для всякой возможности, а значит и для вреда.
3. С другой стороны, если к человеку, даже преступившему закон, относиться гуманно, то следует считать, что предступление есть не свойство некоторых людей - преступников, а некоторое стечение обстоятельств, влияние окружения и т.д. Точнее говоря, нет преступников по природе, но только по действиям. Исходя из этого, нельзя разделить людей на преступников и невиновных, а значит разделение общества на свободу и тюрьму не является жестким - каждый может стать преступником, как говорят "от тюрьмы, да от сумы - не зарекайся!"
4. И, наконец, как бы государство не вуалировало свою карательную функцию под маской справедливости, оно есть именно орган общественного возмездия. Без совершения этого возмездия свободные люди не будут чувствовать себя в безопасности. Наказание виновных есть спобоб каким достигается успокоение большинства, осуществляется социальная разумность, т.е. справедливость. В этом психологическая правда всякого возмездия. Следовательно, тот факт, что преступник сидит в тюрьме есть для свободных членов общества - не просто осуществление справедливости, но и сохранение общественного спокойствия и порядка.
5. Если подходить к делу общественной пользы со всех сторон - учитывая и ближайшие и далеко идующие последствия - то для общества много выгоднее преступника держать в тюрьме.