Эфемерные всплески музыкального безумия разносятся по комнате, отражаясь в пыльных стеклах-книгах. Лакированная виолончель носится по полкам шкафа старого ворчливого ретрограда. Того самого, что предал древний дворянский род ради идеи великого перерождения и новейшего становления. Она его простит, она ведь моя лакированная кривая виолончель, сияющая слезами Офелии и ядом Гекаты. Она простит хулителя печально склонившихся голов тринадцати мертвецов в офицерской форме царской гвардии. Виолончель вытерпит винтовочную пулю и лютый петербургский мороз за них, разрывая бездну муки своим плачем adagio, пробуждая Сатану во тьме. Она убережет от позора, она скроет тела под густыми хлопьями серо-зеленого снега, воззвав к небесам пронизывающими струнами хаоса рождения трагедии из духа музыки alegro con brio, и небо разверзнется повинуясь. Она будет удерживать Демиурга в их голубых жилах, не скоро прекрасные тела превратятся в прах. Лед приостановит тление, умирание чистой плоти. Моя Языческая Богиня музыки вознесет души братьев моих к алтарю Отца, возвратив блудных сыновей, что так долго плутали в лабиринтах греха. Омоет пороки moderato и cadenza, и соединит с мистерией Трех. Отпустит с нежным языческим поцелуем scherzo.
Почти все братья и сестры там, в Его идеальном творении - Логосе, скоро и мы удалимся к ним, скоро и мы окунемся в благодать Его, уготованную святостью горя -очищения. Время настанет. Время придет Спасителем, обещание выполняющим пред рабами-детьми.
Виолончель всё поет святостью слов Теурга, мудростью уст Христовых. Тоскует любовной печалью и ждет. Ждет пришествия. Ждет избавления. Ждет конца ratio и начала Logos. Ждет братьев и сестер своих, с которыми рассталась ради царствия божественной истины и откровения.
Только я придерживаю смычок на моей виолончели. Она устанет петь псалмы Ему. Она усомнится и падет к ногам моим в исступлении. Она слишком она, она слишком женщина. Даже руки мои порой не владеют ей всецело, она не здесь и не сейчас. Она уже погрузилась в мистерию. Но нет, нет, мы ещё не в праве отдаться абсолютному духу мировой воли, ещё утяжеляет плечи первородное зло, искупления которого ещё не свершилось.
Верую, уже люблю поистине христианской любовью, уже вознесся храм природы и человека в глазах моих, уже пути Твои – исповедь, уже я – Ты. Покорно ожидаю в некрополе теофанию, явление Твое уверовавшему. В руках моих потрепанный смычок, но я не играю боле. Теперь воплощение гения музыки изливается и насыщает мировую душу без моей руки, без смычка. Она играет для Тебя одного, она ныне свободна, песнь льется из существа её. Меня же там нет. Я не научился петь, но я научился страдать. Боже, прими и это.
Комментарии
1. Собственно, это не текст в смысле сообщения, а скорее переживание музыки и самого себя, разыгранное в языке, с помощью языка на темы, которые сродни инспирированные характером переживания.
2. Здесь должно было бы быть стихотворение - оно ближе к стихии музыки, к возможностям выражения переживания.
3. И даже сам ум переживающего захвачен властью переживания, властью мызыки, языковой игры, и поэтому мы наблюдаем перескок от одно темы к другой, от одного впечатления к другому.
4. Опять же обращение к Богу. Кажется, для автора его переживание становится не только случайностью, затерянной во времени, но и восходит к переживанию вечного, самого Бытия. Острота переживания перехлестывает через край, трансцендирует всякие субъективные границы и "соприкасается" с Вечным.
Благодарю за конструктивную критику.
Ответ в следующем блог-сообщении.
Самое онтологически близкое музыке - искусство кулинара. (не шутка)
1. Интересно было бы узнать аргументацию. :)
Аргументация простая (или сложная - с какой стороны посмотреть).
Как известно, со-существование двух (или более) объектов чувственного опыта может быть только - со-существование в пространстве. Со-существование во времени не возможно в силу "двухмерной" природы времени: один объект может быть либо "перед" другим, либо "после", но никогде не "сосуществуя".
Но в пространстве существуют только объекты, знание о которых мы обретаем при посредстве чувств зрения и осязания (любимые чувства Беркли, замечу по ходу). Объекты же ("ощущения", "впечатления" и т.д. - их всяк называет на свой лад) слуха, обоняния и чувства вкуса существуют исключительно во времени. ("Музыка - уникальное искусство времени", - это "открытие" ещё греков происходит именно из этой исключительно-временной природы звука; и как они не догадались, что "искусство кухни" - тоже, "уникальное искусство времени", - не понимаю.)
Так вот, звучащий аккорд, предположим, из трех тонов разной высоты (допустим, трезвучие) есть либо сосуществование во времени - что невозможно, либо вневременное (или, если угодно, до-временное) формообразование.
Вообще-то, любой музыкальный аккорд есть, если в терминологии Юма, "отношение смежности". Но Юм ошибочно исходно предположил, что отношение смежности может быть либо "смежностью в пространстве", либо "смежностью во времени".
Музыкальный же опыт убедительно демонстрирует нам, что этот самый евоный "мягкий принцип ассоциации идей - отношение смежности" может быть "чистой смежностью" (вне, или до-, пространства и времени) и, следовательно, оно (отношение смежности) есть, в некотором смысле, "врождённая идея". А уже идея времени или идея пространства (или и то и другое) "дополняют" собой онтологически основополагающее отношение - отношение смежности.
Всё то же самое можно повторить и о том, что называют "букет вкуса" (имея в виду кулинарное искусство).
Уж, не знаю - понятно ли сказал?
1. А почему три звука - тризвучие не может длиться одновременно? Ведь аккорд - это некое созвучие, а это созвучие, чтобы быть гармонией не может быть последовательным, но только одновременным.
2. Смежность во времени - это одновременность?
3. Если пункты принять, что ощущение звука - только последовательность и смежность (в смысле врожденных идей) во времени, то понятно, что все, что может быть выложено только во времени аналогично ощущению звука.
4. Но ведь ощущение вкуса является чем-то пространственным - ведь вкус - это ощущение внутри полости рта, которая пространственна. Конечно "букет вкуса" - это некоторый синтез различных вкусов, но само различие вкусов дано нам как различие различных зон ощущения - неба, языка, губ и т.д.
1. А я как раз и говорил об ОДНОВРЕМЕННОМ звучании двух, трёх и т.д. звуков (вернее, тонов - это такой ВИД чувственных качеств, являющихся элементами материи мелодических и гармонических музыкальных формообразований). Допустим, мажорное трезвучие. Оно является (и узнаётся) таковым формообразованием (то есть такое "созвучие" - есть) хоть так, хоть эдак - хоть одновременно звучат три тона, хоть последовательно. Вот, когда это - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ звучание трёх тонов разной высоты (здесь включается в работу ПАМЯТЬ - это такая удивительная способность мозгов, благодаря которой мы и "выдумываем" Время), то это есть, в точном юмовском смысле, "отношение смежности во времени": три тона (три качества) организованы в структуру "перед-после". А вот, когда они звучат ОДНОВРЕМЕННО - аккорд, - то Вас тут смущает, видимо, само слово "одновременно". Сами тоны здесь существуют, разумеется, во времени (это отдельный вопрос - как получается, что неизменяющийся объект, вопреки Юму, всё же "даёт" идею времени), но их ОТНОШЕНИЕ смежности, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО ПРИМЕРА последовательного трезвучия-созвучия, уже не есть "смежность ВО ВРЕМЕНИ". А где? Пространства вообще нет. "Где"???... В данном случае мы и имеем дело с "чистым" (до-временным) "отношением смежности" - это если оперировать терминологией Юма (за исключение, разумеется, слова "чистое"; это как раз и "пробивает брешь" в почти безукоризненных юмовских рассуждениях - в пользу Канта, можно бы сказать, почти в пользу Канта).
2. "Смежность во времени" - это последовательность (об этом было в предыдущем пункте). А "одновременность" может быть только в пространстве. А - за неимением пространства?...
3. Этот пункт - не понял вопрос.
4. А вот здесь хочется сказать: "Ой, я вас умоляю!
Только не надо про "пространство полости рта". Тогда и звуки тоже существуют - в пространстве, ибо: ушная раковина отдалена в пространстве от барабанной перепонки, слуховые косточки, тоже, расположены в пространстве черепа, воспринимающие волокна на перепонке улитки разнесены в пространстве, нервные волокна через пространство от главной перепонки протянуты в мозг, различные области мозга разнесены в пространстве... ... (Здесь бы самое время вспомнить, что "пространство", как и "время", - это ИДЕИ, существующие ислючительно в человеческой голове.)
А вообще, Булат, все эти вопросы непосредственно связаны с происхождением человеческого представления о Порядке (упорядоченности). "Порядке", как таковом. Вы, в рамках этого ресурса, пытались в одном месте затеять диалог (как я догадываюсь - сам с собою, - это, впрочем, вполне нормально) именно по этому вопросу, по вопросу Порядка (то есть не-хаоса). Но там это было - в отношении Досократиков. Я их, конечно, всех очень уважаю (а Гераклита, так и вовсе, "боготворю"). Но если всё же двигаться в этом направлении сегодня, пытаться разобраться в происхождении "Порядка" (в музыке, в частности, этот самый "Порядок" принято обычно именовать "гармония"), то так метафизически ставить вопрос, как это делали эти великие греки, мне кажется, нельзя. Короче, я этим сейчас, вообще-то говоря, и занят... Но это же, как бы сказать, дело "сугубо индивидуальное" (как и сама Философия, я думаю).
По-моему это поэма в прозе!