Культурный шок и динамика традиции

Аватар пользователя Метафизик
Систематизация и связи
Социальная философия

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК И ДИНАМИКА ТРАДИЦИИ

Человек- существо странное, он весь изуродован несвойственными для его биологической природы модернизациями. Но этот «выродок Вселенной» (Б. Паскаль) страстно желает приобрести устойчивость и стабильность, доказать гармоничность и естественность своего существования в мире, хочет стать традиционным явлением природы. Потому вся жизнь человека идет под действием традиции. Нестыкованность слоев традиции, возникновение напряжений между привычными, традиционными формами поведения человека с реалиями жизни в процессе тех или иных модернизационных процессов, которые претерпевает человек, вызывает бурные стрессовые состояния всей его психофизиологической организации, приводящей иногда к саморазрушению: самоубийству, деградации и психическим заболеваниям. А потому стремление укорениться в традиции, обеспечить стабильность своего существования – это исходная психологическая установка всякого человека и стремление любой социальной общности. Именно традиция создает человека: воспоминания детства; привязанность к родителям, к приобретенным привычкам и понятиям; к любимому занятию и любимой женщине - все это, сформированное в традицию смысловое пространство, задает ритм нашей жизни. При потере традиции смысл теряется, «нечем жить», человек получает «культурный шок». Американский культуролог А. Тоффлер так описывает ситуацию культурного шока: «Культурный шок возникает тогда, когда знакомые психологические факторы (т.е. традиционные - С.Г.), помогающие человеку функционировать в обществе, исчезают, и на их месте появляются неизвестные и непонятные» (Тоффлер А. Футуршок. Спб., 1997. С.11). Интересно, что далее он говорит о более серьезной проблеме - «футуршоке»: «Все же культурный шок сравнительно легче более серьезной болезни- шока будущего, которая представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего. Вполне возможно - это самая важная болезнь завтрашнего дня» (там же, С.11). Действительно, в излишнем динамизме современной жизни человек теряет себя, теряет традиции. Человек может, потеряв традиции (которые и создали человека из обезьяны, а из стада - культуру) перейти в исходное состояние - в «голую обезьяну» (Д. Моррис). Складывается парадоксальная ситуация - с одной стороны, динамизм современной жизни стимулирует накопление опыта человечества, что и является существенной чертой традиции; но, с другой стороны, этот же динамизм ведет к разрушению механизма действия традиции. Потому современный человек в своей боязни потерять себя, разрушить с таким трудом создаваемую тысячелетьями культуру, склоняется к консерватизму. «Консерватизм есть общий закон истории, революционные же массовые движения составляют исключение… и для возникновения их нужны особые ненормальные условия» (Михайловский Н.К. Сочинения. Т.2. Спб.,1896. С.214). С этим высказыванием известного русского философа XIX в. Н. К. Михайловского можно полностью согласиться. И именно эти ненормальные условия «перманентной» революции сложились в человеческой культуре XX века. П.С. Гуревич в связи с этим правильно замечает в своей статье «Идея форумности культур»: «В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение многих столетий, обслуживая жизнь ряда поколений. В XX веке, как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов (Н. Лобкович, Х. Перельман и др.). Это, по существу, одна из исторических закономерностей XX столетия. Теперь на протяжении одной жизни чередуется несколько культурных эпох» (Гуревич П.С. Идея форумности культур \\ Новые идеи в философии. М.,1991. С.6-7). Потому-то вся современная общественная мысль человечества напряженно ищет некую новую равновесную структуру динамики развития, которая позволила бы сохранить механизм действия традиции в современном обществе, компенсировала стрессовые состояния человека и общества, возникающие в процессе все ускоряющегося динамизма современной культуры. С другой стороны, в традиции изначально присутствует элемент прогресса, традиция обладает способностью сама генерировать инновации. Точка зрения недавнего прошлого, что традиция только консервирует те или иные артефакты культуры, несостоятельна. В последние десятилетия XX века это мнение признано ошибочным всеми исследователями традиции, так как, в противном случае, традицию, как механизм человеческой культуры, невозможно отличить от инстинктивных и иных форм, которыми определяется жизнь биологических существ, невозможно понять - почему человеческая культура приняла специфическую динамику, которая отлична от динамики эволюционных процессов в биосфере. Потому традиция и инновация, которая является существенным моментом самой традиции, – это два взаимообусловленных фактора, отражающих основные параметры человека и его культуры, задающих координаты челоеческого «присутствия», рисуя на основе этой координатной сетки причудливые конфигурации отдельных человеческих судеб и истории человеческой культуры вообще. Традиция вообще не существует без инновации, она сама возникла как инновация в стадах обезьян. Как писал русский философ С.И. Гессен (1887-1950) в своей работе «Правовое государство и социализм»: «Подлинная верность преданию (т.е. традиции- С.Г.) достигается не пассивной приверженностью ему, не абсолютизированием предания, а подчинением его тем высшим заданиям культуры, которые в свое время вызвали к жизни действия наших предков и тем самым сделали возможным предание. В противном случае предание окостеневает, переходит как бы на низшую ступень чисто материального бытия и, лишенное быть самим собою, искажается до неузнаваемости, подобно тому русскому кафтану, который надел на себя желавший демонстрировать свою верность преданию молодой Аксаков: народ, по свидетельству Герцена, «принимал его за персианина». Оставаться самим собою предание может лишь в своей диалектической сопряженности с противостоящим ему началом задания. Сохранить предание – это значит уйти от него в направлении задания: лишь воспринятое как творческий акт и, следовательно, частично отвергнутое, остается предание самим собою» (Гессен С.И. Избранные сочинения. М.,1998. С.165).

Комментарии

Аватар пользователя Lak

И на культуру и на традиции, можно смотреть с точки зрения Фрейда. В будущем это будет так.

М<->[БИОКВАНТОВЫЙ МОДЕМ]<->[КВАНТОВАЯ СЕТЬ]<->[БИОКВАНТОВЫЙ МОДЕМ]<->Ж

Биоквантовый модем преобразующий нейроимпульсы мозга на информационный язык квантового

компьютера и информационный язык квантового компьютера на нейроимпульсы мозга.

Взаимное фантомное ощущение полового воздействия супругов друг к другу через нейроимпульсы мозга, даже если партнеры находятся на большом расстоянии друг от друга.

Непосредственное воздействие на отделы мозга отвечающие за половое ощущение, будет способствовать более яркому восприятию половой близости в супружестве чем при обычном контакте.

И это будет в будущем новая культурная традиция.

Аватар пользователя Метафизик

Можно и с точки зрения Фрейда. Лучше Юнга. Традиция кодируется и бессознательными механизмами. Архетипами..

Аватар пользователя Галия

Понятно, что //психологическая установка всякого человека - это стремление обеспечить стабильность своего существования в любой социальной общности, т.е. иметь привычки, любимые занятия, любимое окружение, смысловое пространство и определённый ритм жизни, что, в целом, можно назвать "стремлением укорениться в традиции".\\

Понятно, что //традиция способна сама генерировать инновации\\. И что именно эти //инновации, являющиеся существенным моментом самой традиции\\, так напряженно ищет вся современная общественная мысль. 

В итоге, получается, что одна часть общественной мысли традиционно ищет некую //новую равновесную структуру динамики развития (смыслового пространства, "традиции")\\, а другая, так же традиционно, генерирует её и предлагает первой.

И почему же эти две части общественной мысли, традиционно, не стыкуются?)

 

Аватар пользователя Метафизик

Стыкуются. Вот результат- динамика развития Китая.

А в это же время несоблюдение законов традиции привело к развалу России. Я это еще тогда увидел. И выдвинул эту тему. как актуальнейшую. Но, видимо, "агенты влияния", сидящие тогда "на игле фонда Сороса (т.е ЦРУ)" опасность этой темы поняли, дали своим "проститутам-каплунам" (см. Салтыков-Щедрин) и "проституткам-курицам" задание блокировать такого рода темы. "Помпадуры" и "помпадурши" говнософии -под козырёк...

Аватар пользователя Галия

Тогда, может, вопрос в традиционных скоростях стыковки? Допустим, в Китае она быстрее, чем в России.

Аватар пользователя Метафизик

Они задали правильный вектор модернизации и инновационной политики, строго соблюдая при этом традиции Китая. как прежние, так и уже выработанные во второй половине ХХ века..Все попытки иного рода они четко присекли силой полиции и армии..

1989 год, также известные как «события 4 июня» в Китае и «бойня на площади Тяньаньмэнь». не стали даже обращать на писк своих рисовых говнософов-демократов и чужих...

Аватар пользователя Галия

Как бы.. исследование традиций предполагает менее пристрастное к ним отношение.. или нет?

Аватар пользователя Метафизик

Сама фраза говорит о непонимании.. Традиция-это не нечто прошлое. Это основной механизм трансляции  в культуре: знания, социальных институтов и мирэкономик. Традиции и в науке есть, в самой современной.. Это просто "эйдос" в движении по хронотопу культурного Ландшафта.

ВложениеРазмер
pyyewqgfbyy.jpg 107.04 КБ