ГУРТОВЦЕВ А.Л.
Куда движется современное общество?
Назад в Средневековье?
Размышления по поводу образования и воспитания молодых поколений. Каким оно будет: светским, научным, материалистическим или мифологическо-религиозным, антинаучным?
Эпиграфы:
“Набожность … есть опиум для души;
она бодрит, оживляет и поддерживает,
когда принимается помалу; в слишком
сильных дозах усыпляет, или приводит
к безумию, или убивает”
Фр. писатель Жан Жак Руссо, 1761 г.
“... религия действует как опий: она
завлекает и приглушает боли вместо того,
чтобы придать силы”
Нем. поэт Новаис, 1798 г.
“Религия есть опиум народа”
К. Маркс, 1843 г., В.Ленин, 1905 г.
Краткое введение
Человек смертен. Выживание и прогрессивное развитие человеческого рода, любого народа, нации, страны зависит от продолжения, смены и качества всех их последующих поколений. Что посеешь, то и пожнешь! Даже животные инстинктивно заботятся о своем потомстве. Будущее любого народа на 99% зависит от воспитания и образования каждого нового поколения, начиная с первых дней его рождения и продолжая семейным, школьным и высшим образованием и воспитанием. Решающий вклад в развитие и судьбу каждого нового человека вносят его убеждения, мировоззрение и трудовой опыт. Как взрослое, стареющее поколение подготовит нового человека к его семейной, общественной и профессиональной деятельности, такой результат общество и получит в своем будущем. Именно этим определяется важность семейного и общественного (частного, государственного) образования, формирующего у подрастающего поколения правильное, нужное, полезное для человека и общества мировоззрение и личные навыки саморазвития. Без этого нет общественного человека, а возможен лишь человек-маугли, или человек-зверь.
Возникает архиважный и сложный вопрос: а что такое есть правильное образование и мировоззрение? Всё существующее разнообразие человеческих взглядов по данному вопросу можно вместить в широкий диапазон между двумя исторически противоположными представлениями о телесном и духовном, о материи и духе, о бытии и сознании. Мировая философия, будучи квинтэссенцией наиболее общих представлений человека об окружающем его мире и самом человеке, разделила все философские мнения по этому вопросу на 2 большие группы: материализм и идеализм. Первая утверждает о материи, ее самодвижении, самоорганизации и саморазвитии как основе, фундаменте, субстанции всего мироздания, включая человека. Согласно ей, сознание, мышление и вся духовная жизнь человека есть следствие движения материи в форме вещества и поля, включая физико-химические процессы, происходящие в нейронной сети головного мозга человека. Вторая группа, идеалистическая, полагает первоосновой мира не материю, а дух, который отождествляется с тайными “божественными” силами, якобы существующими вне и независимо от материи. Эти силы в лице Бога (или богов) якобы творят чудесным образом из хаотической материи всё мироздание, в том числе живую и неживую природу, а также человека с его душой.
Первыми и главными представителями идеализма в истории человечества стали первобытные верования всех людей и народов в форме анимизма, тотемизма, шаманизма и фетишизма, сформировавшие позднее различные мифологические и религиозные учения (в философии он нашли отражение в виде гилозоизма, пантеизма, панпсихизма, панлогизма и др.). Все древнейшие человеческие цивилизации (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай) в основе своей государственной идеологии имели религию в форме политеизма, или язычества. Так, например, у шумеров-аккадцев-вавилонян в их божественном пантеоне насчитывалось свыше 3600 богов различного ранга, а у древних египтян – более тысячи антропо- и зоомофных богов (изображались с частями тела человека и/или животных: например с головой птицы, змеи, лягушки, барана, крокодила или львицы).
Великие египетские пирамиды были построены именно для того, чтобы обеспечить путь в Дуат, в загробный мир, на небо, к астральным богам, в вечную и блаженную посмертную жизнь царям Египта, считавшимися детьми богов. Со своей системообразующей религиозной идеологией Древний Египет просуществовал свыше 4 тыс. лет. Помогла ли эта архаичная идеология выживать и развиваться Египту столь долгое время? Несомненно, помогла. Оказалась ли она нужной и полезной для Египта того времени? Да, оказалась. Но вряд ли современные египтяне согласились бы жить сегодня с верой в бесчисленных богов, олицетворявших различные силы природы, и строить пирамиды для благополучия своих президентов или премьер-министров на том свете. Пришло другое время и другое общество. Реальный мир изменился, изменились ценности, традиции, потребности и мысли людей.
Развитие религиозных представлений о мире шло в человеческом обществе по мере становления и укрепления земных монархических государств (княжества, герцогства, королевства, царства, империи) от политеизма к монотеизму. Первый прообраз монотеистической религии появился в Новом царстве Египта во времена правления фараона Эхнатона, XIV в. до н.э. (он противопоставил сонму древних верховных богов Египта, включая Атума, Птаха, Амона и Ра, одного-единственного нового солнечного бога - Атона). Позже появился Бог у иудеев, затем Святая Троица у христиан (Бог Отец – Бог Сын – Бог Святой Дух), Аллах у мусульман. По существу, монотеизм есть модернизированная форма архаичной мифологии и язычества. Христианство, в отличие от иудаизма и ислама, трудно назвать монотеизмом. В нем “божественные, чудотворные” силы не сконцентрированы в одном Всевышнем, а распределены, переданы от Святой Троицы на откуп ангелам, апостолам, святым, иконам и другим фетишам, что сближает христианство с первобытной религией.
На протяжении всего Средневековья христианство, ставшее с 4 в. государственной религией Римской империи и всех входящих в нее западных и восточных провинций, укрепляло свои позиции в сознании европейцев и других народов. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия) начались процессы обособления западного католицизма (папство) и восточного православия (патриархат). С 9 в., при князе Владимире, византийское православие стало государственной религией Киевского княжества, а позже всего Русского государства. С тех пор вся жизнь русского общества протекала под бдительным контролем Русской Православной Церкви (РПЦ; с 1721 г. она стала неотъемлемой частью аппарата управления Российской империи). Перерыв в господстве РПЦ над душами людей произошел лишь в период Советской власти, 1917-1991 гг. В тот период была весьма популярна поговорка: “Поп да Бог пока разум плох, А с ясным умом и без них проживем”. Но с распадом СССР в 1991 г. РПЦ вновь стала претендовать на управление сознанием людей на постсоветском пространстве, включая и Беларусь.
Возникает принципиальный вопрос: как сегодня, в 21-м веке, можно совместить образование народа на двух принципиально различных началах, основах, платформах – материалистической и религиозной. Первая – это фундамент мироздания, исследуемый наукой посредством разума человека, научных приборов, методов, опытов, экспериментов и теорий. Наука гарантирует верификацию (проверяемость), объективность, достоверность и точность результатов исследований - системы научных знаний. Материализм и наука предполагают естественный, антирелигиозный, атеистический взгляд на мир. Религия же основана на фантазиях и домыслах людей, которые не соответствую действительности и отвергаются наукой, хотя массово исповедуются большинством населения многих стран мира. Эти домыслы, верования субъективны и мифологичны, представляя собой по существу психические феномены, к материалистическому анализу которых наука приступает лишь в настоящее время в рамках таких научных направлений, как нейробиология, нейрофизиология, нейрогенетика, нейропсихология, нейроинформатика, искусственный интеллект и других.
Сегодняшний возврат религии в область воспитания и образования подрастающего поколения не может не вызывать обоснованную тревогу у людей науки и здравомыслящих граждан. Как можно, с одной стороны, требовать от человека эффективного исследования реального мира, расширения и углубления научного познания, формирования достоверной системы научных знаний, развития творческих возможностей человека, а, с другой стороны, идеологически заковывать мышление человека в религиозные цепи, тупо превращая его в “раба божьего”, призванного славить несуществующего Бога, его всезнание, всесилие и милосердие. Церковь, будучи особой профессиональной корпорацией, стремится подчинить сознание граждан архаичным религиозным догмам и влиянию священнослужителей ради достижения своих собственных, частных, корпоративных целей, которые, конечно же, всегда упрятаны в упаковку “традиционных ценностей и всеобщего блага”.
Исторический опыт учит, как много бед принесла христианская церковь миру во времена преследования язычников, крестовых походов, религиозных войн, контрреформации, инквизиции, борьбы с алхимиками, астрологами, ведьмами, колдунами и просто здравомыслящими людьми, не говоря уже об ученых, философах и мыслителях, выдвигавших новые, прогрессивные научные идеи, отличные от церковных установлений. Не следует забывать, что всего лишь несколько столетий назад наука рассматривалась в обществе всего лишь как “служанка религии”, призванная обосновать доводами человеческого разума величие замысла мифического Бога и “божественного творения” им всей огромной Вселенной, включая человека и его обитель Землю. Ученым пришлось на протяжении веков прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы освободить науку и научное творчество от гнета религиозных догм и жесточайшего диктата церкви. Многим из них пришлось заплатить за свое вольнодумство и стремление к познанию тайн природы собственным благополучием, здоровьем и самой жизнью.
Их пристальные наблюдения, прозорливые догадки и гипотезы, глубокие теории и поразительные открытия, ставшие доступными публике благодаря книгам и книгопечатанию, несли тогда еще спящему, темному и невежественному массовому сознанию ту правду о реальном мире и новые знания, которые могли бы его пробудить. Однако, лучшие достижения человеческой мысли, воплощенные в научных трудах, клеймились господствовавшей в обществе религиозной идеологией и церковью как “ересь, заблуждение и безумие” (достаточно вспомнить пресловутый “Индекс запрещенных книг”, созданный католической церковью в 1559 г., выпускавшийся до 1966 г. и содержавший до 20 тыс. книг передовых мыслителей и ученых), противоречащие “вечным библейским истинам” и поэтому достойные лишь сожжения на кострах вместе с их авторами (жрецы религии всегда отлично понимали, что наука может освободить человеческое сознание от религиозного подлога и обмана и стать могильщиком как религии, так и доходного церковного бизнеса “на душах” людей). Только сбросив с себя религиозные оковы, наука обрела, наконец, ту настоящую свободу, которая позволила ей за последние 300-400 лет стать для человеческой цивилизации той мощной производительной силой, какой мы ее теперь наблюдаем.
Но сегодня с возрождением и распространением в обществе религиозной идеологии наука, научное творчество и научное образование вновь находятся в опасности: науку опять пытаются сделать “служанкой религии” и тем самым закабалить развитие человеческого разума. Так что же предлагают высшие руководители государственных органов Республики Беларусь в отношении взаимодействия государства и церкви, науки и религии, образования и воспитания? Разберем это ниже на конкретном примере одного примечательного общественного события, имевшего место в мае 2025 г. в древнем белорусском городе Слоним (основан в 1252 г. в правление короля Литвы Миндогва; расположен в 195 км к юго-западу от Минска, население 48 тыс. человек).
“Государство и церковь. На страже традиций
и нравственных ценностей белорусского общества” ?
16-го мая 2025 г. в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области на базе мужского Свято-Успенского Жировичского монастыря (один из главных центров белорусского православия: сегодня здесь живут 33 монашествующих; первое упоминание обители в 1587 г.: тогда Слоним входил в состав Речи Посполитой и был местом сражения между русскими и польско-литовскими войсками в рамках Русско-польских войн) прошел под председательством руководителя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игоря Сергеенко однодневный выездной семинар Палаты на тему “Государство и церковь. На страже традиций и нравственных ценностей белорусского общества”.
В мероприятии приняли участие: митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак; Министр образования Андрей Иванец; Министр культуры Руслан Чернецкий; председатель Гродненского областного исполнительного комитета Юрий Караев; депутаты Палаты представителей, руководящие сотрудники облисполкома, министерств культуры, информации и образования, священнослужители и приглашенные гости. Всего более ста человек.
Основные вопросы, рассмотренные на заседании, касались духовно-нравственных ценностей как основы поступательного развития белорусского общества и ключевого вектора формирования информационного пространства. Акцент был сделан на сохранении межконфессионального мира как безусловного приоритета государственной политики, а также на роль культуры в сохранении духовно-нравственных ценностей общества и перспективных направлениях сотрудничества Министерства образования республики и Белорусской православной церкви (БПЦ) в деле воспитания подрастающего поколения.
Приведем в сокращенном виде тексты описания содержания семинара в изложении корреспондента БЕЛТА Сергея Шелега (оригинал на сайте агентства от 16 мая), касающиеся взаимодействия Минобразования и БПЦ, а также других связей государства и церкви. О выступлении министра образования корр. сообщает (выделения в тексте наши):
“Система образования имеет богатый опыт соработничества с Белорусской православной церковью, сообщил министр образования Беларуси Андрей Иванец на семинаре на тему "Государство и церковь. На страже традиций и нравственных ценностей белорусского общества" ... “Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи всегда было и остается одной из ключевых задач системы образования. Система образования имеет богатый опыт соработничества с Белорусской православной церковью", - сказал Андрей Иванец. Он напомнил, что реализуется соответствующая программа совместной деятельности на 2020-2025 годы, результаты ее реализации на системной основе рассматриваются на Координационном совете при Министерстве образования и БПЦ...
Министр подчеркнул, что эта работа реализуется абсолютно на всех уровнях образования начиная от дошкольного, общего среднего до профессионально-технического и высшего образования. Министр точечно остановился на ключевых направлениях совместной работы. Во-первых, он указал на учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все учебные пособия, которые издаются по социально-гуманитарному циклу, по его словам, проходят рецензирование в соответствующем Синодальном отделе Белорусской православной церкви. Это позволяет всесторонне посмотреть на тот учебный материал, который сегодня преподают школьникам. Ведется разработка совместных учебных программ факультативных занятий для учащихся 5-9 классов по основам духовно-нравственной культуры и патриотизма. Завершилось издание линейки учебных пособий. Такой факультатив есть практически в каждой второй школе, его на добровольной основе посещают более 25 тыс. учащихся.
Особый интерес, по словам министра, представляет проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной тематике, церковно-исторической, культурологической теме. При этом на современном этапе система образования ищет новые формы взаимодействия, обратил внимание Андрей Иванец. Положительной он назвал практику участия священнослужителей в реализации информационно-образовательного проекта "ШАГ" в учреждениях образования. По его словам, важно, чтобы священнослужители приходили и разговаривали с молодежью... Традиционно значима работа учреждений образования и БПЦ по семейному воспитанию на основе христианских ценностей личности...”.
Из выступления Игоря Сергеенко: “Цель нашего семинара – вновь обратиться к важным вопросам взаимодействия государства и Церкви, обсудить, как мы можем вместе сохранить и развивать духовные ценности, на которых веками строилась Беларусь ... в современном мире все чаще предпринимаются попытки подорвать наши традиции, навязать чуждые и нетрадиционные ценности. Но у нас есть четкая, скоординированная политика государства и Церкви, направленная на защиту духовных устоев белорусского общества ... межконфессиональное и межнациональное многообразие и согласие являются важнейшей фундаментальной ценностью белорусского общества. В их основе лежат вековые духовные традиции и кропотливая выверенная государственная политика .... В нашей стране создано правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания ... В июле 2024 года вступила в силу новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях". В ней учтены пожелания и предложения, касающиеся возможности церкви эффективно осуществлять свою просветительскую, духовно-нравственную деятельность и социальное служение”.
Председатель Палаты представителей также сказал: “В этих стенах, думаю, будет очень уместно вспомнить слова Митрополита Филарета, который внес огромный личный вклад в становление нашего государства, возрождение Белорусской Православной Церкви, укрепление духовности общества: "Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее"”.
Румак продолжал:”... поликонфессиональность белорусского общества никогда не становилась причиной политического разделения нации. Напротив, этноконфессиональные отличия и особенности в понимании мироздания со стороны представителей различных конфессий и вероисповеданий создавали основы к согласию и формированию толерантности белорусского народа. Этому способствовало и создание нормативно-правовой базы, позволяющей урегулировать развитие межконфессиональных отношений и содействовать деятельности религиозных организаций в правовом поле. В настоящее время с учетом изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, реалий сегодняшнего дня в стране действует новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях", вступившая в силу в 2024 году. В ней более регламентирована деятельность религиозных организаций как юридических лиц в правовом поле”.
Правовые основы отношений государства и религиозных организаций. Конституции Беларуси и закон “О свободе совести и религиозных организациях”
При оценке тех или иных публичных суждений официальных лиц государства по тем или иным злободневным вопросам жизни людей, общества, государства или человеческой цивилизации в целом можно исходить из различных критериев: прагматических, идеологических, философских, культурных, исторических, политических, правовых, научных, нравственных и многих иных. Но в вопросах публичного обсуждения чиновниками жизни конкретной страны следует, в первую очередь, исходить из положений конституции этой страны и опирающихся на нее других законодательных актов.
Так что же нам говорит Конституция Беларуси по религиозным вопросам и отношениям к ним государства?
Статья 2 раздела I “Основы конституционного строя” утверждает, что “Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства”. Прекрасно!
Статья 4 указывает, что “Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан”. БПЦ и другие религиозные организации (католические, униатские, иудейские, исламские) не относятся к государственным учреждениям, т.е. это общественные организации, а потому их частная, корпоративная идеология, согласно ст.4, не может быть идеологией белорусского государства и быть обязательной для граждан. Запомним это.
А то, что является государственной идеологией, в Основном законе не раскрывается, хотя имеются реальные подозрения на то, что такой идеологией тихо, постепенно, ползуче становится русско-белорусское православие. И если это действительно имеет место, то в опасности находятся права и свободы граждан. Никто не возражает, чтобы граждане добровольно выбирали себе то или иное вероисповедание, включая православие, иудаизм, ислам и иные направления, или, напротив, становились атеистами, отрицая веру в Бога как проявление мифологии и человеческого вымысла. Вольному воля! Опасность для общества и для государства возникает тогда, когда какое-то вероисповедание становится титульным и принудительно, под страхом того или иного наказания навязывается всем гражданам страны, всему обществу. Навязывается, как это обычно водится, из благих побуждений: ради объединения и сплочения людей одной верой, одной религиозной идеей. Примером такого глобального господства религии была Российская империя (Беларусь входила в состав ее Северо-Западного края), в которой РПЦ стала частью чиновничьего госаппарата (какие законы и порядки царили в то время в русском и белорусском обществе современный читатель не ведает, но может узнать из Приложения ниже).
Но вернемся к нашей современной Конституции.
Статья 7 устанавливает, что “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства”. Превосходно!
Статья 16 регламентирует: “ Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности”. Замечательно!
А теперь кратко остановимся на некоторых статьях закона “О свободе совести и религиозных организациях” (первоначально принят 17 декабря 1992 г. №2054; новая последняя редакция от 30 декабря 2023 г. № 334-3; всего 42 статьи).
Преамбула закона сообщает: “Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:
прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;
равенства религий перед законом;
признания особой роли Белорусской православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;
неотделимости от общей истории народа Беларуси религиозных организаций Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;
необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания”.
По отношению к Конституции в данном законе выделены традиционные для Беларуси конфессии, так или иначе связанные с ее историей и культурой. Здесь также введено новое понятие “духовность”, отсутствовавшее в Конституции. Такие понятия, как история, культура и их традиции хорошо известны и понятны каждому образованному человеку. У каждой страны есть своя история, своя культура и свои традиции. Но вот чем является понятия духовности и духовных традиций, введенных в настоящий закон, нигде не раскрывается, не определяется и не детализируется. Остается догадываться, что под духовностью в законе понимается, видимо, деятельность, относящая исключительно к религии и церкви, т.е. религиозность (по аналогии с понятием духа, духовенства, духовника, духовного сана). Очевидно, что при коррекции закона юристы попали под некрическое восприятие термина “духовность”, монополизированного церковью со времен средневековья.
А вот что сообщает об этом понятии “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Даля издания 1880-82 гг., т.е. времен господства РПЦ в Российской империи: “Духовный - неплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля”. Как видим, у Даля, этого великого лексикографа, понятие духовности имеет более глубокий и широкий смысл, не замыкаясь на одной религии, а распространяясь на всю душевную и умственную деятельность человека. В этом светском, земном, общечеловеческом значении синонимами духовности становятся душевность, рассудок, ум, интеллект, сознание, мышление. В этом смысле говорят о духовном (не плотском, кровном и не религиозном) родстве некоторых людей или их душ, о духовной работе и духовном подвиге человека, о духовных страданиях, о духовном завещании и т.д. Все виды умственной деятельности, в том числе творчество ученых, инженеров, писателей, философов, поэтов и композиторов, есть духовная, сознательная, мыслительная работа. Религия связывает такую работу с Богом, а наука – с организмом человека и материей его мозга. В этом разница.
В связи с этим возникает вопрос, почему корректоры закона связали духовность и духовные традиции исключительно с религиозными организациями как их хранителями и распространителями. А что, другие общественные и государственные организации, включая различные научные и просветительские общества, библиотеки, музеи, культурные объединения и союзы, партии, не являются хранителями и распространителями накопленных предыдущими поколениями научных и культурных знаний, навыков, умений, опыта и других духовных ценностей, важных для существования и развития страны? Почему особая роль в этих исторических процессах присваивается данным законом (не Конституцией!) именно БПЦ и другим религиозным организациям? Вопрос без ответа. Неужели для государства архаичная религиозная вера становится более важным фактором развития чем научно-технические и технологические исследования, разработки и внедрения, чем гуманитарные исследования, направленные на развитие и совершенствование общества и духовных, исключительно земных, творческих возможностей человека?
Статья 1 закона (Задачи настоящего Закона) сообщает: “Задачами настоящего Закона являются обеспечение и гарантирование прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и законных интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации”. Прекрасно!
Важна статья 3, приводящая основные термины, всего 20, и их определения, используемые в законе. Вы там не найдете определения духовности, но зато там даны, в частности, определения религии (“исторический тип мировоззрения и форма общественного сознания, а также соответствующие им поведение и специфические действия, основанные на убеждениях и вере в сверхъестественное и возможность взаимодействия с ним), религиозная деятельность (“деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, в том числе путем миссионерской и паломнической деятельности, религиозное просвещение, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, подготовка священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и другая деятельность))” и религиозного просвещения (“вид религиозной деятельности, направленный на информирование граждан об особенностях вероучения и культовой практики религиозной организации”). Правильные, взвешенные определения.
В наших целях можем ограничиться приведенной информацией о правовом поле рассматриваемого вопроса и перейти непосредственно к анализу содержания выступлений отдельных чиновников на слонимском семинаре.
Критический анализ с правовых позиций выступлений государственных руководителей на Слонимском семинаре
Выступление министра образования
Министр сообщил о существовании Координационного совета при министерстве и БПЦ, о программе их совместной деятельности на 2020-2025 годы на всех уровнях образования, начиная от дошкольного, общего среднего до профессионально-технического и высшего. Он подчеркнул, что в рамках государственного учебно-методического образовательного процесса все учебные пособия по социально-гуманитарному направлению проходят рецензирование в соответствующем Синодальном отделе БПЦ, что позволяет всесторонне посмотреть на тот учебный материал, который сегодня преподают школьникам. Кроме того, ведется разработка совместных учебных программ факультативных занятий для учащихся 5-9 классов по основам духовно-нравственной культуры (такой факультатив есть практически в каждой второй школе, и его на “добровольной” основе посещают 25 тыс. учащихся).
Ну, что же, браво! При такой организации дела не нужны и церковно-приходские или воскресные школы, семинарии и высшие церковные Академии. Религиозное обучение и образование, проведение “божьих уроков” берет на себя государство. Странно только, что министерство ограничивается рецензированием в БПЦ лишь учебными пособиями гуманитарного направления. А почему бы не дать на откуп церкви учебные пособия или даже учебники по естественным и техническим наукам? Церковь быстро навела бы и там “порядок”, сделав Землю плоской или квадратной, отменив ее вращение вокруг своей оси и заодно ее орбитальное движение вокруг Солнца, отменив принципы эволюции в живой и косной природе (удалив Дарвина, его происхождение видов, включая происхождение человека – этой божьей твари - от обезьяны). И почему государственная учебная литература согласовывается только с БПЦ? А где же религиозные организации других церквей, имеющих по закону якобы равные права с БПЦ? Пусть мусульмане скажут свое слово об Аллахе, а иудеи – о Яхве. Недорабатывает здесь Минобразования. Следует поправить это дело.
А религиозные факультативы следует внедрить во все школы и сделать их обязательными. Негоже, когда только часть школьников выходит в жизнь с православным мировоззрением. Зачем лишать такой привилегии и благодати остальную молодежь? Пусть присоединяется к духовным ценностям и традициям христианского наследия (а может быть и более раннего, языческого наследия предков?). В сверхъестественное, в Бога и Дьявола, в ангелов, в чудотворные иконы и мощи святых должен верить каждый гражданин Беларуси. Иначе, как их сплотишь в единое демократическое целое? Или это слишком сильно сказано? И следует оставить в обществе долю сомнений, неверия, критического разума?
По словам министра, особый интерес представляет “проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной тематике, церковно-исторической, культурологической теме”. Он отметил, что важно “чтобы священнослужители приходили и разговаривали с молодежью...Традиционно значима работа учреждений образования и БПЦ по семейному воспитанию на основе христианских ценностей личности”. Научные исследования совместно с БПЦ? Оригинально! Оказывается наука и религия это не антиподы, а друзья, которые не могут жить друг без друга. Эти бы слова да в уши Джордано Бруно, сожженного в 1600 г. на костре инквизиции в Риме, или Галилео Галилею, проведшего последние 9 лет своей жизни в домашнем заключении под бдительны оком иезуитов. Странно, что министр образования, доктор наук, профессор не понимает простой вещи: наука в своем методе исходит из материальности и саморазвития мира, а религия – из вымышленных субъектом познания сверхъестественных сил, несуществующего Бога. Разные первоосновы, разные выводы!
И последнее. Похоже министр не уверен в квалификации подведомственных ему научных кадров, коль скоро приглашает для нравоучительных бесед с учащейся молодежью монахов и священнослужителей, страшно далеких от понимания истинных причин существования и развития мироздания и его познающего субъекта – человека. Моление в церквях и монастырях не прибавляет знания молящимся. Они живут архаичными догмами, уходящими своими корнями в первобытное общество. Их воображение играет и звенит, но критический разум спит. Сон разума рождает чудовищ. В то же время этот сон, как наркотик, спасает слабые души от жестоких воздействий внешнего, реального, материального, страшного и одновременно прекрасного земного мира. Мира, где ежедневно идет борьба не на жизнь, а на смерть.
Выступление председателя Палаты представителей
В своем выступлении председатель выделил задачу “обсудить, как мы можем вместе сохранить и развивать духовные ценности, на которых веками строилась Беларусь” в условиях внешних попыток “подорвать наши традиции, навязать чуждые и нетрадиционные ценности”. Задача действительно важная и актуальная, хотя в значительной мере слабо определенная. Мы уже выше отмечали размытость понятий духовности, духовных ценностей, духовных традиций. Если под ними понимать исключительно религиозные, христианские, православные ценности, то это будет одна задача и одна методика ее решения. Если же под такими ценностями понимать гражданские, светские, земные, общечеловеческие, то это будет другая задача и другой метод ее решения. Кроме того, следует отметить, что ныне нашей стране внешние силы угрожают разрушит не только наши духовные ценности, но наши сугубо материальные ценности, а также независимость, свободу, суверенитет, социальное устройство и демократию нашей страны. Поэтому вопросы защиты нашего государства следует решать комплексно, системно.
Автор отметил, что “у нас есть четкая, скоординированная политика государства и Церкви, направленная на защиту духовных устоев белорусского общества” и что важнейшей фундаментальной ценностью белорусского общества является “межконфессиональное и межнациональное многообразие и согласие”. Совершенно справедливая мысль. Весь вопрос в том, какими государственными механизмами можно и следует сохранять эту действительно архиважную ценность. Автор поясняет: “ В нашей стране создано правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания”. Действительно, правовой механизм является важным условием решения указанной задачи, но все-же недостаточным. Важнейшей частью гарантий права является правоприменительная практика, а здесь, как мы видим на примере взаимодействия минобразования и РПЦ, далеко не все благополучно.
Автор подчеркнул, что “в июле 2024 года вступила в силу новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях". В ней учтены пожелания и предложения, касающиеся возможности церкви эффективно осуществлять свою просветительскую, духовно-нравственную деятельность и социальное служение”. О просветительской деятельности церкви приходится часто слышать в средствах массовой информации, но большинство слушателей и читателей не очень-то представляют себе, в чем она заключается (см. выше ст.3 закона). Следует просто помнить, что речь идет о религиозном просвещении, которое в корне противоположно научному просвещению. Первое закабаляет разум человека архаичными, вечными, “истинными” догмами, а второе, напротив, просветляет разум человека проверенными, достоверными, научными знаниями, полученными в результате серьезных исследованиях материального мира, включая человека с его сознанием, мышлением.
В заключение своего выступления Сергеенко привел слова покойного митрополита Филарета о том, что “благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее”. Священнослужитель, убежденный в существовании Бога, по другому сказать и не мог. Но материалисты, знающие и убежденные в отсутствии в мире нематериальных, сверхъестественных сил, скептически смотрят и на религиозную веру. История не раз доказала, что вера в фантомы, призраки и иллюзии не столько объединяет, сколько разъединяет людей, удобряя почву для вражды и насилия между иноверцами. Вера в Бога – это очень шаткий фундамент для объединения людей. Люди рождены для счастливой, но короткой земной жизни, а не для мнимого вечного благополучия в некоем загробном, потустороннем мире.
Выступление уполномоченного
по делам религии и национальностей
В своем выступлении уполномоченный отметил, что “религия является той силой, которая обладает огромным миротворческим потенциалом в объединении людей. Но в то же время большое количество конфликтов на религиозной почве в мире позволяет говорить о том, что религиозные отношения могут быть использованы и для разъединения людей”. С последним утверждением автора нельзя не согласиться, но его первый тезис вызывает большие сомнения. Безусловно, у религии имеется огромный потенциал по объединению больших групп людей на основе определенных мифологических идей, доступных неискушенному сознанию большинства простых, доверчивых и легковерных людей. Но носит ли такое объединение миротворческий характер, вот в чем вопрос. Для чего церкви или секты объединяют вокруг себя те или иные группы верующих? Ответ однозначен – для управления сознанием и поведением людей. Зачем им это надо? Ради пользы людей, собственной выгоды или по заданию правящей в обществе элиты? Не будем лукавить: не ради первого, а ради второго и третьего! Цели религии далеки от миротворчества, а преследуют исключительно материальный, корпоративный, прагматический, меркантильный, корыстный интерес, прикрываемый высокопарными словами. Это подтверждает историческая деятельность религиозных организаций всех стран и народов.
Автор далее подчеркнул, что “формирование в белорусском обществе толерантности и веротерпимости является исторически длительным процессом. Белорусские земли знают разные периоды - от привилеев великих князей, поддерживающих различные конфессии, статутов Великого княжества Литовского, где была определена роль государства в сохранении мира между гражданами, решений Полоцкого собора, неоднозначного периода господства атеистического подхода до современного этапа межконфессионального мира и спокойствия”. Действительно, на протяжении столетий белорусские земли были буферной зоной и полем боя между государствами запада и востока, юга и севера. Каждое из них шло в бой под лозунгом “С нами Бог!”. Белорусы видели, сколько на их глазах сталкивалось разных богов и народов друг с другом. Поневоле станешь толерантным и веротерпимым. У белорусов этого не отнять.
Выводы
1. Государственная политика и правоприменительная практика продвижения той или иной религиозной идеологии (в первую очередь БПЦ) на роль государственной идеологии ошибочна и опасна для будущего Беларуси.
2. Все виды государственного образования и воспитания, включая дошкольное, школьное и высшее, необходимо освободить от прямого воздействия религиозной идеологии. Эта идеология как учебный фактор допустима лишь в рамках частных и религиозных образовательных учреждений.
3. Все виды государственного образования должны основываться исключительно на базе системы научных знаний, полученных в результате научных исследований реального материального мира, включая косную и живую природу, а также общества и человека как продукта эволюции природы, обладающего сознанием и мышлением общественно-биологического происхождения.
4. Обеспечение межконфессионального и межэтнического мира и согласия должно базироваться на безусловном исполнении законов и соблюдения принципа равенства всех религий и вероисповеданий перед законом.
Минск, 5 июня 2025 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Религиозная идеология в Российской империи, включая Беларусь
как ее часть, до Октябрьской революции 1917 г.
До Октябрьской революции 1917 г. Беларусь входила в состав Северо-Западного края (бывшая территория Великого княжества Литовского, 13-16 вв., а позже Речи Посполитой, 1569-1795 гг., вошедшая при Первом разделе Польши в 1772 г. в состав России) Российской империи (Русское царство, ставшее империей в 1721 г. при Петре I). Любопытен девиз католической Речи Посполитой: ” Если с нами Бог, то кто против нас?“, превращенный в XVIII в. в новый посыл: “За веру, закон и короля!”. Аналогично звучали девизы и православной Российской империи: “С нами Бог!” и “За Веру, Царя и Отечество!”. С кем на самом деле “Бог” и существует ли он реально, вне и независимо от сознания человека, до сих пор остается для большинства простых людей всех стран и народов великой тайной и причиной бесконечных непримиримых споров между верующими и неверующими, безбожниками, атеистами.
Вся государственная, общественная и культурная жизнь (в том числе все виды народного образования: от начального до высшего) Российской империи, включая Беларусь как ее западную часть, проходила под жестоким давлением государственной идеологии, которую можно назвать гостеизмом. Если до Петра I идеологию Русского государства можно обозначить как гостеоунию (союз государства и христианской, православной церкви, при котором последняя имела определенную автономию, самостоятельность по отношению к царской власти, а подчас даже с ней конкурировала), то император сделал Русскую православную церковь, РПЦ, неотъемлемой частью государства и его властного, чиновничьего аппарата (см. Гуртовцев А.Л. Под властью русского православия, 2020). Каждый шаг гражданина страны, от его первого вздоха и до смертного одра, проходил под неусыпным, бдительным контролем церковнослужителей РПЦ всех рангов и законов империи, пропитанных церковным духом.
Для доказательства этого факта сошлемся на неизвестные для большинства читателей исторические документы - статьи уголовного законодательства 15-томного “Свода законов Российской империи” от 1835 г. (заменил устаревшее “Соборное Уложение 1649 г.” царя Алексея Михайловича; вступил в действие с 1 января 1835 г. в царствование императора Николая I, 1796-1853; переиздан в 1842-1845 гг.). В статьях раздела “О преступлениях против веры и выражающих оную постановлений ” XV-го тома говорится следующее.
Статья 182 (оригинальный, полный текст): “Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимаго в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно-Деву Марию, или на честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные Силы Небесные, или на Святых Угодников Божиих и их изображения, тот подвергается:
лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцать до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми через палачей в мере, определенной статьей 21 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.
Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается:
Последующие редуцированные статьи свидетельствуют.
Статья 183. Непубличное богохульство - ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 184. Порицание Христианства и церкви, публично - ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично - ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства - тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла - заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно - заключение до года; неумышленно - до 3 месяцев.
Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме - по умыслу - наказание согласно ст. 183; без умысла - заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 197. Не Православная проповедь - заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение - заключение до 6 лет. В третий раз - ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями - заключаются в смирительном доме до года.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере - заключение до 2 лет.
Статья 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви - заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование - заключение в смирительном доме до 3 лет.
Статья 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры - арест до 3 месяцев, предание покаянию.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола - каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг - денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.
Статья 220. Не привод детей в церковь - духовное и гражданское внушение.
Статья 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала - арест до 3 месяцев.
Статья 223. Оскорбление святынь - каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Статья 226. Неуважение к святыне - заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем - заключение в тюрьме до года, повторно - до 2 лет.
Статья 230. Порча символов веры - заключение в смирительном доме до года, при неумышленности - арест до 3 месяцев.
Статья 231. Нарушение при Богослужении - денежный штраф или арест до 3 месяцев.
Итак, самым жесточайшим образом наказывались богохульство, поношения, насмешки, порицания и критика христианской веры, а также сокрытие подобных преступлений (по умолчанию требовалось безусловное доносительство со стороны свидетелей), оскорбление священнослужителя и неуважение к святыням, уклонение от веры и ее обрядов, воспитание детей вне православия (иноверчество), вероотвлечение, вероотступничество и понуждение к ним, переход в другую веру, раскольничество, ересь и т.д. Эти действия рассматривались как преступные, но с дифференцированным наказанием, учитывающим место и обстоятельства совершения преступления: в церкви публично, вне церкви публично, непублично при очевидцах, с умыслом или без умысла, единожды или повторно, насильственно или ненасильственно и т.д.
Анализ показывает, что в Российской империи образца XIX века невозможно было не то, чтобы свободно и публично излагать свое мнение по поводу государственной, православной религии и тем паче критиковать религию, церковь и носителей веры, но практически невозможно было уклониться с малых лет от принятия православия и совершения установленных церковных обрядов в течение всей своей частной, семейной жизни. Ученые того времени, исследуя живую природу и человеческий организм, вынуждены были постоянно в своих научных работах ссылаться на божественное происхождение жизни и всех видов живых организмов, славя Бога за его мудрость, прозорливость, могущество, заботу о человеческом роде и милости. Те же мыслители и ученые, которые пытались говорить о саморазвитии, самодвижении и эволюции материального мира, рассматривались как еретики, преследовались за свои убеждения, свободомыслие, лишались работы и средств к существованию.
Православие буквально насильно, не испрашивая соизволения граждан, навязывало им с малых лет свои мировоззренческие, не подлежащие сомнениям и критике установки, и свои архаичные догматические религиозные представления – одним словом, свою ”духовность”. Эта “духовность” достигалась не свободным выбором людей, а абсолютным принуждением и насилием. Такую идеологическую работу государство и церковь называли “духовным просвещением” народа (в нынешние времена эта риторика возрождается, дополняясь указанием на религию и церковь как хранителей традиционных ценностей). Наличие креста на шее, а в сознании граждан - православной веры и соответствующих ей мыслей, подкрепленных “правильными” словами, жестами и поступками, подвергалось со стороны государства, церкви и их явных и тайных служб тотальному контролю. В случаях отступления граждан от религиозных правил и норм немедленно следовало наказание. Православная вера рассматривалась в обществе как символ или штамп благонадежности человека и его безусловной преданности властным органам - государству, царю, церкви и их бюрократии.
Христианская идеология, которая воспевала через библейские евангелия такие высокие и достойные человеческие качества, как доверие, терпимость, сокровенность, милосердие, прощение, понимание и любовь, на деле, через свои государственные, религиозные, православные законы утверждала и распространяла между людьми совершенно иное, обратное - недоверие, нетерпимость, доносительство, жестокосердие, мстительность, отчуждение и вражду. Христианская вера твердо делила в отечестве и в мире всех людей на “наших’, “своих”, христиан, православных, божьих людей и “не наших”, “чужих”, нехристей (антихристов), иноверцев, безбожников, сатанистов, еретиков, сектантов или поганцев (язычников).
Русское православие своими драконовскими законами отобрало у людей право на свободу мысли, слова и совести, на свободу выбора своего собственного мировоззрения, своих идеалов, жизненных ценностей и образа жизни. Монархическое государство, церковь, ее иерархи и служители прочно связали духовными, “божественными” цепями сознание и души простых людей, как будто те должны быть их вечными рабами, крепостными и должниками. В ответ на естественное стремление людей к свободе, справедливости и лучшей жизни, духовные пастыри бесконечно призывали и продолжают призывать людей к молитвам, жертвам, покорности и терпению, суля взамен божественное, райское вознаграждение в будущей, загробной, потусторонней жизни – “на том свете”. Христианский мир, придя на смену языческому и громогласно провозгласив над ним свое небесное, божественное и одновременно земное, моральное превосходство, на самом деле за много веков своего господства не изменил людей в лучшую сторону, а лишь добавил им лицемерия, хитрости, изворотливости, корыстолюбия, похотливости, агрессивности и жестокости.
Комментарии
Комментаторы поспешили вопрос о религиозном мракобесии свести к обычной склоке, к взаимному обвинению атеистов и правоверных в нарушениях морали и нравственности. Да дело то не в этом. Откуда у людей возьмётся мораль и нравственность если они и не люди вовсе, а хомо сапиенсы как установила наука.
Главный постулат клерикалов о их божественном происхождении, есть откровенная ложь, означающая их неадекватное восприятие их среды обитания, что в свою очередь означает их невозможность объективного мировоззрения, которое как свидетельствует история явилось главной причиной кровавого внутривидового естественного отбора.
И не последнюю роль в человеческих проблемах в последнее время играет запредельная аморальность развиваемая религией. Если раньше религиозные догмы базировались на невежестве, то сейчас они проповедуются нагло противореча науке особями не имеющими совести врущими открыто, поскольку в настоящее время всем на 100 % ясно, что байки про бога выдуманы в древности воспалённым больным сознанием древних обезьян. Сейчас никаких реальных верующих нет, есть только лицемерные лжецы и психически больные.
Возникает вопрос что можно ожидать от такого контингента. А только то что и было раньше, кровавое и воровское бытие.
Совку!
Ваши замечания относительно лицемерия религии и ее жрецов справедливы. Прошло то время, когда люди верили в бога от отсутствия истинных, научных знаний и общечеловеческого невежества (в том числе и ученого незнания). Сегодня наука в рамках естествознния (физика, химия, биология, палеонтология, медицина и др.) представляет более чем достаточно фактов и знаний, доказывающих материльность и естественную эволюцию природы и человека, включая материальность самого сознания. Сеодня вера в Бога основана на 3 факторах: 1) страхе смерти и несчастий (как следствие иллюзия в существование чудесных сверхъестественных спасительных сил и вечную загробную жизнь, якобы компенсирующую смерть), 2) мифологическо-религиозной семейное воспитание (сегодня к нему добавляется общественное и государственное) 3) корыстные групповы, корпоративные интресы, направленные на подчинение и управление человеческим сознанием на основе религиозной веры (призывы умереть или пострадать за веру, за бога).
Людьми движут материальные потребности, страсти, интересы. За их реализацию они насилуют, обманывают и убивают друг друга. Главный вопро в том - как остановить человеческий произвол? Пока универсального решения нет. Дело не в учениях и теориях, а в преобразовании самого человека посредством длительного и тяжелого процесса его воспитания и образования с малых лет. Дело в практике.
В истории это всегда делали пророки. Давали правильное учение и теорию, по которой люди должны жить, учиться и работать.
Федору!
Основным инструментом в истории народов по ограничению человеческого произвола было законодательство, право, законы. Они возникли уже в 3-м тысячелетии до н.э. Но, самих законов недостаточна. Важна была правоприменительная практика, которая постоянно нарушела законы в угоду сильны мира сего. То же происходит и сегодня!
Согласен, конечно. Но как говорили в советское время: "Совесть - лучший контролер!"
Святым законы не нужны, государство не нужно. Сами все урегулируют.
Совесть - это хорошо. А когда ее нет, как быть? В мифологии Древнего Египта на загробном суде Осириса взвешивали сердце Иб покойного, сравнивая его вес с пером истины Маат. Считалось, что Иб есть вместилище души, включая совесть. Египтяне таким образом попытались придать совести материальный характер. Но совесть сегодня понимается как общечеловеческие нравственные нормы, ставшие частью мировоззрения субъекта. Сегодня совесть у большинства людей спит. Ими двигают исключительно животные страсти, корысть и нажива. На их алтарь совесть принесенв в жертву. Единственный защитный механизм - справедливые или не очень справедливые законы общества.
Святых нет. Все не без греха. Все - потомки обезьян и их привычек к обману и лицемерию. Богов нет, святых нет. Молиться некому и незачем. Люди привыкли обманывать не только самих себя, но и своих вымышленных богов. Человечество нуждается в возрождении, преобразовании на принципах равенства, справедливости и взаимного уважения. А сколь много такого увжения в обществе демонстрирует практика дискуссий на ФШ...
Правильное образование и мировоззрение - это современное философское. Чем я занимаюсь.Возврат к церкви - это разумеется, Средневековье. Нужно идти вперед, развивать науку, искусство, спорт, технологии, экологию.
В то же время вы не правы с идеализмом. Платон, Кант, Лейбниц, Ясперс - это не идеализм, а реализм. Сюда же Патанжали, Будда, Кришна, Христос, все пророки и духовные учителя.
Федору!
Все названные вами философы и пророки в основу мира положили не материю, а дух, идею. Именно поэтому их мировоззрение можносмело относить к идеализму. У них у всех материя рассматривалась как некая пассивная, косная, мертвая субстанция, из которой дух творил разные чудеса. Это никак нельзя назвать реализмом. В чистом виде это мифология и религия.
Дух воздействует на вашу душу через материю. Пример - влияние планет - см астрологию.
Заразились коронавирусом, попали в ДТП, получили премию и т.д Все события происходят в соответствии с вашей кармой.
Диалектику нужно знать.
Да, диалектику надо знать. Но именно на тему диалектики человеческие фантазии беспредельны.
На нашу душу воздействует не некий дух, а окружающий нас материальный мир, включая живую и неживую природу и человеческое общество. Космос, конечно воздействует на земную жизнь, но совсем не положением планет Это влияние Солца, Луны, Юпитера как самой крупной планеты. Это космические лучи, идущие к Земле из глубин Космоса. Астрология - это не наука. Это глупая дочь умной материи астрономии. Не более того.
Все события, происходяшие с человеком не имеют ни какого отношения к вымышленной карме. Представления о карме, о врожденной судьбе человека идет из архаичной мифологии. Там были демоны и боги, якобы определявшие судьбы людей. Ну нельзя же спустя тысячелетия жить прошлыми заблуждениями...
А.Гуртовцеву
По-вашему общество движется в средневековье, а в общественном сознании насаждаются вера в сверхъестественное и религиозные принципы.
Как я понимаю, средневековье это феодализм. Никаких признаков утверждения феодального правосознания в обществе сейчас не наблюдается. А положение дел в области религии более соответствует не приходу антинаучной веры в сверхъестественное, а развитию т.н. гражданской религии.
Средневековье - это временной период после древности. Он начинается с 4-5 вв. и длится до Нового времени (17 в.). Феодализм - это экономическая формация времен средневековья (хотя капиталистические отношения зародились уже в Италии 14-го века). Само понятие средневековье многогранно, имеет разные строны, включая культуру и религиозную идеологию как господствующее в обществе мировоззрение. Речь идет о последней. В средневековье была не гражданская религия, допускающая свободу вероисповедания, а всеобщая государственная религия в виде союза госудаства и церкви. Сегодня общество России, Беларуси возвращается в средневековье, поскольку религиозная идеология приобретает государственный характер (при формально светском характере конституции).
Официальная история считает концом средневековья 15-ый век. Раньше 1492 – год открытия Америки. Теперь чаще 1453 – год захвата турками Константинополя. Вы упоминаете средневековья, как я понял, только в религиозном смысле.
В средневековье между феодальными властями и церковью не было полного единства. Временами между ними шла политическая, иногда даже военная, борьба.
Гражданская религия это не религия допускающая свободу вероисповедания. Гражданская религия это религия полностью подчиненная интересам государственной власти.
В исторической науке существувуют различные датировки окончания средневековья, связанные с различными историческими событиями, начиная с эпохи великих географических событий (16 в.) и продолжая эпохой Реформации и Контрреформации, а также образования независимых европейских национальных государств (17-18 вв.).
В средневековье между государством и церковью существовал союз, уния. Эти отношения можно назвать гостеоунией. Союз не исключал борьбы за власть внутри самого союза между феодалами, монархами и церковью. Общество носило в целом религиозный характер. Гражданских свобод в плане религии, вероисповедания не было (в Российской империи церковь стала частью госаппарата и уния превратилась в гостеизм).
Вы ошибочно понимаете гражданскую религию как государственную. Идеологии религиозного государства противостоит идеология светского, гражданского государства. Гражданская религия - это для светского, гражданского общества. Она принципиально носит частный характер (свобода выбора вероисповедания или атеизма).В нем нет общей, обязательной религии для всех граждан. В годы советской власти была, по крайней мер на бумаге, в конституции, провозглашена свобода гражданской религии. Ее провозгласили еще первые декреты советской власти (отделение церкви от государства и школы от церкви). На деле эта свобода нарушалась. Государственной идеологией был коммунизм и атеизм.
Ныне возрождна гражданская религия, но она постепенно превращается в государственную, в новый союз церкви и государства. Это чрзвычайно опасно для будущего народа и страны...
Я попытался донести это до ума здравомыслящих людей в своей работе на исторических примерах. Каждый волен принимать или отвергать мои доказательства.