Согласен с выводом Д.Н.Букина в статье «КРИЗИС ОСНОВАНИЙ МАТЕМАТИКИ КАК КРИЗИС ОНТОЛОГИИ»: «Кризис оснований математики – это прежде всего кризис онтологии, сутью которого является неспособность описать объекты, факт бытия или становления которых выходит за рамки привычных представлений о мире.» http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2011_4(24)/15.pdf
Более того, кризис онтологии в конце концов породил и кризис всего фундаментального знания, прежде всего физики и космологии. Механизм кризиса в основаниях знания был запущен еще в начале 19-го века с началом исследования феномена электромагнетизма и появлением «неевклидовых» геометрий. Философские искания в 20-м веке также не решили проблему обоснования знания, прежде всего физико-математического.
В.Н. Сагатовский отмечает: «Трактовка бытия в философии ХХ века, проявившаяся прежде всего в работах М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра и имеющая методологическую основу в феноменологии Э. Гуссерля, породила ряд вопросов, не получивших пока удовлетворительного решения… Фактически понимание «есть» остается на обыденном уровне… и не проясняется с помощью экзистенциалов… Оставаясь в рамках имманентности субъективного начала, полагающего предметный мир, феноменологическая онтология не способна выйти на объективность».(там же)
Причина? Онтологией был предан забвению «топос», а нераскрытый «логос» был задвинут на второй план. В результате. картезианское «Мыслю, значит существую» не получило своего конструктивной онтологической, а точнее онтотопологической интерпретации. Хайдеггеровская «топология бытия» так же осталась без искомого онтологического конструкта, а «дом бытия» - с непроясненной фундаментальной структурой. В итоге бытие так и осталось "бездомным". Сама же логика была раздроблена на множество «логик», а диалектическая логика по сути осталась не завершенной.
Где истоки такого положения? Это уход философии в «понятие», игнорирование «эйдоса». На вопрос Канта «как возможна метафизика как наука?» Ответ может быть дан самим Кантом: в кантовской идее понятийно-фигурного синтеза, возвращение в онтологию на свои «законные места» - топоса и логоса, результатом чего будет выход на предельные (экстремальные) значения как в философии, так и в фундаментальной науке. Онтология должна стать для фундаментальных наук, прежде всего для физики и математики - ОнтоТопологией.
http://ideabank46.livejournal.com/
Комментарии
С моей точки зрения, кризис всех оснований(не только математики) - это прежде всего кризис гносеоонтологии, а затем уже кризис присущей ей онтологии(т.е. онтологии определённым образом связанной с гносеонтологией).
Надо понимать, что если говорится о неком выходе за рамки привычных представлений о мире, то прежний метод описания(не выходящий за рамки) не будет действовать без включения в него некоторого изменения присущего сущему методу, находящемуся за рамками прежнего(привычного). Т.е. речь должна идти о нахождении некоторого измененного метода бытия и мышления, который и даёт возможность описать обьекты, факты бытия которых выходят за привычное представление о них.
Мы знаем, что об измененном методе помышлял Кант, но, увы, не довёл это дело до конца с позиций идеализма, а есть ещё и позиции материализма, с которыми сейчас очень большие проблемы у идеалистов, которые вкорне отрицают всякие существенные позиции материализма, в лучшем случае говорящих о некой "вещи в себе" в отношении материи, которая будто-бы не в состоянии выходить за свои рамки(т.е. быть ещё и "вещью не в себе" = являться). При таком понимании вполне естественен(виден) кризис по всем "фронтам" описания, а не только математики.
Согласен с Вами. Геннадий. Более того, при построении онтологического базиса знания (рамки, каркаса, основания) в итоге вышел на обобщенный аксио-гносео-онтологический базис, где "мера" (качественное количество), "гнозис" (знание) и "логос"(метазакон, "закон законов") совпадают в едином эйдосе (образ-идея).
Совершенно верно - общий кризис познания. Но так как математика -"царица и служанка" наук грозится "закрыть физику" (см. интервью с Л.Фаддеевым "Уравнение злого духа" журнал "Эксперт"), то именно кризис оснований в математике проявляется особенно остро (М.Клайн "Математика: Утрата определенности").
А вот на мой взгляд все кризисы происходят исключительно в голове. Есть довольно общий принцип: если тебе не нравится реальность, измени к ней свое отношение. Философия - мертворожденное словоблудие, содержащее в себе несметное количество внутренних противоречий, к тому же не имеющее внешнего оправдания, то есть предсказательной способности. Следовательно, вместо того, чтобы бросать все силы на развязывание этого скопища узелков, их даже рубить не надо, их просто следует выкинуть. И принимать мироздание без какой-либо априорности, навязывание ему своих вздорных идей. Мироздание цельно и едино, все рациональные попытки человечества как-то понять его сводятся к созданию и совершенствованию математических моделей отдельных его аспектов, основанных на статистической обработке результатов наблюдений и экспериментов. Главной и принципиальнейшей ошибкой является мысль, сформулированная еще Тургеневым в "Отцах и детях": весь мир - мастерская, а человек в ней хозяин. Не мир для человека, а человек в составе мира должен нести бремя обязанностей, как подсистемы мира. Всякий орган организма, не участвующей в его функционировании, попросту атрофируется. Тем самым всякий, в частности философствующий, выпячивающий свое я, пытающийся навязать мирозданию свои нежизнеспособные концепции, не желающий искать и понимать свое место и назначение в едином мироздании, обречен на деградацию, дауншифтинг.
У вас поучается, что философия не нужна. Но ведь это орган, который подмечает то общее, что характерно разным наукам, их методам, и тем самым может подсказать "чего в супе не хватает" для этих же различных наук. В смысле обогатить одни науки приёмам и методам от других наук. Это не говоря уже о формировании самого общего взгляда и на мир, и на методы его познавания, и на адекватность описания всего этого.
Вот например:
Кто ж вам (кроме хфилософов) подскажет, что у организма не может ВОЗНИКНУТЬ орган, который тем или иным способом не участвовал бы в функционировании организма. Конечно, если со временем, в процессе эволюции отпадает надобность в выполнении той функции, которую при своём возникновении должен был выполнять этот орган, то он может и атрофироваться. В этом смысле выбрасывать философию (вместе с философами) несколько опасно, т.к. мы даже не знаем - находится ли этот орган (среди других органов "познания мира") на этапе своего возникновения, становления, развития, угасания или отмирания. Человек ведь существует давно, а науки начали возникать только пару тысяч лет назад. Кто знает - мы находимся на этапе зарождения всего этого или на этапе полного угасания и вырождения? Я бы на всякий случай философов пока не расстреливал бы. [Мало ли что, читая кое-что на ФШ, рука тянется к маузеру. Надо держать эту руку в руках.]
Абрамович, вы - член КПСС? Нет, я ее мозг.
Так приведите пример, когда этот, неспособный к вертикальному состоянию орган в последние 200 лет, хоть что-то такое подметил, подсказал.
Вы абсолютно правы!
Выбрасывать нельзя - иначе невозможно будет усмотреть ошибку и то, что необходимо исправить. А вот от бесконечного плетения понятийных кружев "караул устает" и отворачивается, как минимум, от "матушки всех наук". Эйнштейн и Уилер оставили хорошие философские заветы физикам и нефизикам: "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки”... "Философия слишком важна, чтобы оставлять ее на откуп философам".
Согласен. Поэтому и нужна в помощь физикам, проталкивающим наивную мейнстримовскую гипотезу "большого взрыва" и "искривленное пространство", "мать всех наук".
Вы можете привести пример, когда философам это хоть раз за последние 200 лет что-то подобное удалось? Философия -неорганизованная болтовня, а философы - болтуны, не способные организовать собственное мышление, а потому подавшиеся в область, где за свои слова не принято отвечать. Вот и превратилось сообщество философов в сборище неадекватных мудаков, ни разу не полезных обществу.
1. Философия А.Эйнштейна, его революционная теория и его философский завет всем поколениям физиков:
"В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки."
2. Философия В.Гейзенбрга:
"На протяжении всей жизни Гейзенберг уделял особое внимание философским основаниям науки, которым он посвятил ряд своих публикаций и выступлений. В конце 1950-х годов вышла его книга «Физика и философия», представлявшая собой текст Гиффордовских лекций в университете Сент-Эндрюс, а спустя десять лет — автобиографическое сочинение «Часть и целое», названное Карлом фон Вайцзеккером единственным платоновским диалогом нашего времени[73]." (Википедия)
3. Философия Дж.А.Уилера: В 1990 году Уилер высказал предположение, что информация является фундаментальной концепцией физики. Согласно его доктрине "it from bit" все физические сущности являются информационно-теоретическими в своей основе.
Его философский завет физикам: "Философия слишком важна. чтобы оставлять ее на откуп философам".
4. Философия Ф.фон Вайцзеккера:
"По мнению Вайцзеккера, философия должна создавать априорный фундамент частных наук, а также заниматься проверкой обоснованности лежащих в их основе принципов. Главная задача философии, как он считает, — достижение нового понимания единства природы, что возможно на основе синтеза философии и частных наук. Именно здесь обнаруживается философская значимость фундаментальной физики (под которой Вайцзеккер понимает квантовую физику). Только её аксиомы могут быть положены в основу познания, поскольку лишь они описывают условия возможности опыта и представляют мир как единое целое."(Википедия)
1. Эйнштейн был велик, а потому такой хренью, как философия не страдал, особенно в годы создания ОТО. Если он и сделал в вклад в науку, то как физик-теоретик, но вовсе не как философ.
Мне вообще категорически не нравится ваш уход от прямого вопроса: что именно философия сделала полезного для понимания мироздания. Вы же стали ссылаться на какие-то цитаты, так и ни на грамм не обогатившие науку.
2. Строго то же самое про Гейзенбрга.
3. Мало ли какие предположение сделал Уилер. На ФШ куда ни плюнь, попадешь в болтуна-предопалагальщика
4. Мало ли какое мнение у мнению Вайцзеккера!
Философия - пустая болтовня, не имеющая вообще ни своего научного метода, ни области исследования. Профессиональ философы - безмозглые гуманитарии, которые ни гвоздя в стену не забьют, ни Родину не обустроят. Пошлые болтуны, короче.
Но это не значит, что философия вообще никчемна. Если ее избавить от пустопорожних мудаков, на голову больных людей, чванливых глупцов, и определиться с тем, что философия - вовсе не фундамент науки, не царица наук, а занятие осмысления переднего фронта точных наук и предстоящих научных исследований, вот тогда называться философом будет не позорно.
Фристайл, 10 Май, 2016 - 00:01, ссылка
1. Эйнштейн был велик, а потому такой хренью, как философия не страдал, особенно в годы создания ОТО.
2. Если он и сделал в вклад в науку, то как физик-теоретик, но вовсе не как философ
================
1. О, да.
То самое, о чём писал Ленин ( правда в другой адрес) : большой учёный и никакой философ.
2. Да из этом вкладе накопилось уже много сомнительного (ОТО, к примеру, - настоящий ныне ящик Панлоры).
Фристайл, 10 Май, 2016 - 00:01, ссылка
Мне вообще категорически не нравится ваш уход от прямого вопроса: что именно философия сделала полезного для понимания мироздания.
========================лы
1. Порядок в научном знании вообще (Гегель: "Энциклопедия филососфских наук").
2. Происхождение , место и назначение научных понятий. (Он же: "Наука Логики").
3. Снятие (удаление за ненадобностью ) лишних категорий: "всеобщее тяготение", вообще "притяжение", "силовые поля", "заряды" ...
Фристайл, 10 Май, 2016 - 00:01, ссылка
4. Мало ли какое мнение у мнению Вайцзеккера!
Философия - пустая болтовня, не имеющая вообще ни своего научного метода, ни области исследования. Профессиональ философы - безмозглые гуманитарии, которые ни гвоздя в стену не забьют, ни Родину не обустроят. Пошлые болтуны, короче.
----------------------
Всё это - пример именно такого сорта болтовни.
И не более того.
Фристайл, 10 Май, 2016 - 00:01, ссылка
Но это не значит, что философия вообще никчемна. Если ее избавить от пустопорожних мудаков, на голову больных людей, чванливых глупцов, и определиться с тем, что философия - вовсе не фундамент науки, не царица наук, а занятие осмысления переднего фронта точных наук и предстоящих научных исследований, вот тогда называться философом будет не позорно.
---------------
И только-то ?
Фи. как мелко.
занятие осмысления переднего фронта точных наук - Ерунда какая-то: да кому это надо ? ? ?
предстоящих научных исследований ... - Ага , это - понятно: при распиле бюджета ( ну, как Чубс при нанах).
Тогда приведу ссылку на современного авторитета - Нобелевского лауреата по физике Ф.Вильчека в его интервью "Красота как секретное оружие физики":
"— В последние годы некоторые известные физики, включая Стивена Хокинга, Лоуренса Краусса и Нила Деграсса Тайсона, уничижительно говорят о философах. Суть их критики сводится к тому, что они не обладают почти никакой ценностью для реального мира науки. Что вы можете сказать об этих нападках ваших коллег на философию?
— Думаю, это говорит о недостатке воображения и знаний о том, что такое философия. В мире есть много чего еще, кроме законов физики и физических явлений. Есть многовековой опыт борьбы с этими проблемами и совершенствования этих идей. Неразумно и крайне глупо просто списывать философию со счетов. Как и Эйнштейн, я черпаю огромное вдохновение в философской литературе. Я оттачиваю свой ум на работах Дэвида Юма, Эрнста Маха и Бертрана Рассела.
— Философы не просто задаются вопросом о том, как все складывается воедино. Они спрашивают, есть ли смысл во вселенной. Для вас этот вопрос имеет значение?
— Да, конечно. Мне очень важно, что все это значит. Именно это во многом движет мною в работе."
http://inosmi.ru/science/20160125/235126692.html
Зачем вы приводите ссылки на чьи-то мнения? Мы с вами, как зрелые люди, просто обязаны интересоваться исключительно рациональной аргументацией мысли, а не авторитетом ее автора.
Вы забавный человек. Впрочем, я не встречал на ФШ ни одного не забавного в этом смысле. Если вы где-то согласились с мыслью, что мироздание цельно и едино, то довольно неразумно пытаться рассуждать о смысле, не удосужившись осмыслить мироздание, смысл которого вы ищите. Ну это, как предпочитать читать лихо закрученный детектив с середины.
Да, для меня важен не только смысл, но и мое место в этом смысле. Но прежде,чем о чем-то подобном рассуждать, следует воспитать в себе смирение, через отчетливое понимание собственного интеллектуального бессилия в осознании, что есть мироздание, каков его смысл; следует смириться с тем, что любые домыслы, да еще выраженные языком, - заведомая ложь. По этому поводу очень хорошо написал Киплинг в своей знаменитой "Заповеди": "...
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
..."
Я предпочитаю говорить, что мне моя парадигма мироздания более всего симпатична. Слово "симпатична" выражает мое смиренное принятие того, что мои представления о мироздании наивны, содержат внутренние противоречия, заведомо неточны. Но мое смирение заканчивается там, где начинается самоуверенная глупость тех, кто и сам думает и других поучает, будто хоть что-то знает о мироздании или боге. Их глупость не только гораздо глупее моей, но и глупо навязывается.
В моей парадигме, мироздание цельно и едино, в том числе едины причины и следствия, в том числе мироздание только тогда существует, когда порождает свою причину. Отсюда, единственный закон мироздания - порождение такой причины, и его смысл в том же. "Я" - мой домысел, "Я" принадлежу Целому, "мой" смысл в совместных усилиях порождения причины мироздания.
Вы говорите о никчемности философии, я пытаюсь Вас переубедить. Так как я не физик и не философ, то приходится опираться на великих физиков, которые признают важность философии для их исследований.
Точно также мне более симпатична моя парадигма.
Полностью согласен. Но кроме вышесказанного и разговоров о "причине" я строю на основе конкретного метода онтологического конструирования, супераксиомы и суперпринципа, базисных концептов и простейших математических объектов (онтологический "небесный треугольник" Платона, точка с зародышем вектора" порождающую (материнскую) структуру "вечно сущего" и представляю ее в простом математическом символе.
Вполне естественно, что все продвигают свои концепции и взгляды на устроение Универсума. Тем более, что в фундаментальной науке "кризис понимания" (К.Копейкин), "неприятности с физикой" (ли Смолин), "утрата определенности" (М.Клайн) и предлагаются модели мироустроения типа "большого взрыва" и "мультивселенной".
К сожалению глубоких непредвзятых философских критиков нет не только на ФШ, но и вообще я не знаю таковых ни в российском философском сообществе, ни в мировом. Нет в мире ясной и отчетливой, как сказал бы Картезий, системы поиска и отбора нового знания.
Добавлю еще ссылку на важную статью известного физика-теоретика Карло Ровелли "Physics Needs Philosophy / Philosophy Needs Physics".
К.Ровелли приводит список вопросов и проблем, которые обсуждаются сегодня среди физиков-теоретиков. И первые два- онтологические:
"Что есть пространство?" и "Что есть время?"... Все это еще раз подтверждает кризис онтологии и как итог - кризис в философском базисе познания
https://blogs.scientificamerican.com/observations/physics-needs-philosophy-philosophy-needs-physics/
Фристайл, 8 Май, 2016 - 17:42, ссылка
Вы можете привести пример, когда философам это хоть раз за последние 200 лет что-то подобное удалось? Философия -неорганизованная болтовня, а философы - болтуны, не способные организовать собственное мышление, а потому подавшиеся в область, где за свои слова не принято отвечать. Вот и превратилось сообщество философов в сборище неадекватных мудаков, ни разу не полезных обществу.
=============
Эта
реникса,
дорогой Фристайл,
характеризует вовсе не философию,
а исключительно и только Ваше знание предмета. И за 200 и за все 2500 лет
С чем позвольте и поздравить.
1) СОФистика (+) с сестрою 2) ФИЛОсофией
Без заморочек, магии и мистики,
На брудершафт потягивая кофею,
Совместно создают (=)
3) ФИЛОСОФистику.
«Мир – для тебя»?
А может
«Ты – для Мира»?
Реши –
на Белом Свете –
«Быть или не быть»?
С МузЫкой Сфер
твоей Души созвучна Лира?
СУЩЕСТВОВАТЬ ты будешь
или ЖИТЬ?
Любой из Двух Путей тебе открыты –
Путь ПРАВЫЙ – ДУМца,
ЛЕВЫЙ – МУДреца,
«МИР – ДЛЯ ТЕБЯ» – Мировоззренье ПАРАЗИТА,
А «ТЫ – ДЛЯ МИРА» - Кредо СО-ТВОРЦА!
«Кризис оснований математики – это прежде всего кризис онтологии, сутью которого является неспособность описать объекты, факт бытия или становления которых выходит за рамки привычных представлений о мире».. объясните, пожалуйста, что для вас «привычные представления о мире», в современном мире таких представлений множество, разумеется, их можно изрядно обобщить и классифицировать.. думается, все «кризисы», даже самые абстрактные, или наоборот, самые очевидные, имеют основанием самый главный «кризис» - парадигмальный, смена парадигм, замена одной на другую, скажем, условно «традиционной» на условно «модерную», не может проходить безболезненно, не-кризисно.. постмодерн только вступает в свои права, конечно (в первую очередь, это касается господствующей ныне т.н. западной цивилизации) и все главные «кризисы» еще впереди.. эпоха «матрицы», сетевая постиндустриальная эпоха «последних людей».. какая уж тут «онтология» - большая плазма мирового экрана, «эрогенный экран ризомы, распространяющейся во всех горизонтальных направлениях», а онтология предполагает как минимум и вертикаль…
***
"Интенсивной любовью к Ишваре достигается знание Ишвары", и все "кризисы" исчезнут само собой...
..
Владимир Рогожин, 8 Май, 2016 - 13:49, ссылка
Что из себя представляют эти "привычные представления о мире"? Об чем речь?
Хороший вопрос.
Если исходить из философского завета Флоренского "Повторяем: миропонимание - пространствопонимание", то "привычные", я полагаю - это представление о пространстве 3-х измерений.
Речь идет о физической кaртине мирa?
Кое , как и время - есть выдумки смертных,
о чём предупреждал ещё Парменид.
К слову, для квантовой картины мира сии категории тоже не актуальны.
Все -
Смотрите шире, это общий кризис европейской философии. За десятки столетий она так и ничего не объяснила и не дала окончательного ответа ни на один вопрос. В отличие от восточной философии которая по своей сути остается не изменной так как дает ответы на все вопросы. Но споры по ее поводу продолжаются в силу неспособности современного интеллекта понять язык символов, которым древние философы излагали свои знания.
Но вместо того что бы изучать и попытатся понять древние учения мы предпочитаем изобретать велосипед заново. Только пока не родился гений способный воспроизвести эти знания заново.
Ну почему же ?
Раб - свободен, это его хозяин - раб.
Право(истина) мирового духа выше всех частных ("Философия права" 1821 Гегель )
Бога нет, обо человек им ещё не стал ("Философия религии", 1831, Гегель)
Наша цель - уничтожение частной собственности ("Манифест Компартии" 1848 - Макрс-Энгельс ) .
Если бы Гегель потрудился дать определения духа и бога, тогда приведенные вами фразы имели бы какойто смысл, а так это слова лишенные конкретного смысла.
1.
Эти понятия определяют себя сами ( аки субстанции Спинозы) .
Гегель же - учёный, а не шарлатан какой, чтобы высасывать им произвольные
"определялова" из пальца .
2. А фразы
-выводы из этих понятий.
И, если в них кто-то не ... , то чьи это проблемы ?