КРАТКО О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
(желающим подумать самостоятельно)
Введение. С приходом капитализма на просторы СНГ кафедры марксистско-ленинской философии оперативно «перекрасились» и стали просто кафедрами философии, а вместо диамата/истмата бросились преподавать учения буржуазных философов. Диамат был объявлен обветшавшим и не оправдавшим себя учением и задвинут на дальние полки научных библиотек. На Западе тоже есть случаи запрета преподавания эволюционной теории Ч.Дарвина, но это совершенно не означает её опровержения. Также и с диаматом: в угоду правящему классу его можно объявить ложным, умозрительной выдумкой Маркса и Энгельса, но это отнюдь не означает опровержения. Дружная клевета идеалистических философов-эклектиков в адрес диамата лишь подтверждает отсутствие логических аргументов для его опровержения. Для желающих узнать о диамате больше, чем рассказывает Wiki и подготовлен этот дискурс.
Вначале хочу обратить внимание любопытных на следующее историческое обстоятельство. Диамат возник не в Древней Греции во времена Платона и Аристотеля, и не в тёмное средневековье Фомы Аквинского с Колей Кузанским. Возникновение диалектического материализма произошло в середине 19-го века, т.е. время развития промышленного КАПИТАЛИЗМА в странах Европы и Америки. Диамат возник как противоположность идеализму (метафизике), хотя собственно материалистическое и идеалистическое направление в философии существовали многие века.
Таким образом, каждая историческая эпоха порождает свой определенный тип философии, который является более высокой мировоззренческой ступенью человеческой мысли относительно предыдущей формации. Поэтому, капитализм от диамата не избавиться никогда как бы его не игнорировали, ибо он его продукт, так же как и пролетариат. Именно при жесткой конкуренции и ПЕРМАНЕНТНО МЕНЯЮЩИХСЯ условиях производства, спроса и предложения вырабатывается специфический стиль мышления, который позволяет выживать субъектам производства. Его могут называть прагматическим, но по сути своей - это стихийно формирующийся диалектический стиль мышления, о чем ниже.
Какие же исторические предпосылки привели к появлению диамата в СЕРЕДИНЕ ХIХ-го века???
Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в средние века, когда в европейских странах произошли буржуазные революции и началось развитие капитализма. Ускорился рост экономики, для развития промышленности требовались научные знания.
В первую очередь начали развиваться механика, химия, физика, математика, астрономия, но в ОБЩЕСТВЕННОМ сознании еще господствовала точка зрения о НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ природы, т.е. всегда были одни и те же материки, горы, реки, леса, растения и животные богом данные от века. Если что-то исчезало-отмирало, то новое появлялось ТАКИМ ЖЕ, т.е. движение понимали как МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ одного другим БЕЗ РАЗВИТИЯ и изменения. Господствовал метафизический (НЕДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ) взгляд на окружающий мир и самого человека. В общественном сознании мир представляли движущимся по кругу, как КАРУСЕЛЬ, от божественного первотолчка.
Успехи в изучении НЕЖИВОЙ природы.
Первым ударом колокола, возвещавшим о появлении НОВОГО взгляда на природу, явилась книга немецкого философа-идеалиста Иммануила Канта (1724-1804 г.г.) "Всеобщая естественная история и теория неба", появившаяся в 1755 году. В ней была сформулирована ГИПОТЕЗА о происхождении Солнца и планет из пылевидной туманности.
Солнечная система неожиданно предстала в общественном мировоззрении как РАЗВИВШАЯСЯ ВО ВРЕМЕНИ, а не постоянная от первого божественного толчка, как считали до этого. Спустя несколько десятилетий французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749-1827 г.г.) независимо от И.Канта математически подтвердил возникновение Солнечной системы из туманности. Стало ясно всем: вселенная, и Земля в том числе, - ИЗМЕНЯЮТСЯ ВО ВРЕМЕНИ.
В физике и химии были свои достижения. Российский естествоиспытатель М.В.Ломоносов (1711-1765 г.г.) одним из первых сформулировал в общих чертах принцип сохранения вещества и энергии: "если где-то чего убудет, то в другом месте столько же и прибудет". В 1845 году немецкий естествоиспытатель Ю.Р.Майер (1814-1878 г.г.) сформулировал закон сохранения и превращения энергии: "Любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения".
Отсюда уже последовал ОБЩЕФИЛОСОФСКИЙ вывод о неуничтожимости и несотворимости объективной реальности (материи), никуда не исчезающей и ниоткуда не появляющейся, но ВЕЧНО существующей во времени и БЕСКОНЕЧНО в пространстве НЕЗАВИСИМО от человека и его сознания.
Этот вывод выдержал проверку временем до наших дней. Чтобы в этом убедиться достаточно зайти на Wiki в рубрику: «Закон сохранения энергии». После перечисления всех частных проявлений этого закона и истории его доказательства внизу страницы есть заключительный абзац: «ФИЛОСОФСКОЕ значение закона».
Читаем: «С точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА, закон сохранения энергии, как и другие законы сохранения, является естественнонаучным обоснованием положения о единстве природы, поскольку он указывает на закономерный характер превращения одних форм движения в другие, раскрывает глубокую внутреннюю связь, существующую между ВСЕМИ формами движения».
В подтверждение своего заключения Wiki не считает зазорным процитировать слова Ф.Энгельса из его работы: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Читаем: «…благодаря открытию превращения энергии, показавшему, что все так называемые силы, действующие прежде всего в неорганической природе, - механическая сила и её дополнение, так называемая потенциальная энергия, теплота, излучение, электричество, магнетизм, химическая энергия, - представляют собой различные формы проявления универсального движения, которые переходят одна в другую в определенных количественных отношениях, так что, когда исчезает некоторое количество одной, не ее место появляется определенное количество другой, и всё движение в природе сводится к этому непрерывному процессу превращения из одной формы в другую».
[т. 21, с. 304] (https://ru.wikipedia.org/wiki/закон_сохранения_энергии)
Таким образом, закон сохранения и превращения энергии является НЕРАЗРУШИМЫМ фундаментом диалектического материализма в области НЕЖИВОЙ природы (объективной реальности). Естественно, его действие распространяется и на живую природу, ибо она ПРОДУКТ неживой, как её усложненное продолжение, как её противоположность.
Опровергнуть диамат и его основание закон сохранения энергии НЕВОЗМОЖНО, а вот игнорировать – это запросто, чем и занимаются нынешние идеалистические философы со степенями и без оных от гегельянцев до Платона. На просторах СНГ эти «философы» сочиняют тысячи публикаций, в которых АБСОЛЮТНО игнорируют закон сохранения энергии, выдавая свою схоластику за достижения философской мысли ХХI века. Ну-ну…
Далее. В науках по изучению ЖИВОЙ ПРИРОДЫ были свои достижения. В 1759 году немецкий естествоиспытатель Каспар Вольф (1733-1794 г.г.) опубликовал свою работу "Теория зарождения", в которой опроверг учение о ПРЕДОБРАЗОВАНИИ взрослого организма в зародышевой клетке. (Тогда считали, что человек зарождается полностью сформировавшимся как взрослая особь, но микроскопических размеров, а потом просто МЕХАНИЧЕСКИ вырастал). И сформулировал теорию НОВООБРАЗОВАНИЯ (эпигинеза), т.е. ПОЭТАПНОГО развития животного организма. Позже была открыта клетка, как первокирпичик развития, из которой все вырастало в животном и растительном мире. В 1839 году немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882 г.г.) сформулировал клеточную теорию строения организмов.
В это же время возникают геология, палеонтология, которые начали предоставлять факты об исчезнувших животных и растениях, существовавших ранее на Земле. До сознания мыслящих людей стало доходить понимание того, что раньше Земля была другая, растения и животные были другими. Теория ПОСТОЯНСТВА ВИДОВ шведского естествоиспытателя К.Линнея (1707-1778 г.г.) потерпела крах. Стала формироваться теория ИЗМЕНЧИВОСТИ ВИДОВ как следствие их приспособляемости к изменениям земных условий существования. Количество научных фактов, подтверждавших ИЗМЕНЧИВОСТЬ, непостоянство живой природы, её эволюцию увеличивалось с каждым десятилетием.
Точку в этом вопросе поставил Ч.Дарвин (1809-1882 г.г.). В 1859 году была опубликована его ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ работа "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", которую К.Маркс охарактеризовал как ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ основу марксизма. А чуть позже в 1871 году выходит в свет еще одна работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой было доказано родство человека с обезьянами.
В общем, эволюционная теория развития Дарвина доказала ЗАКОНОМЕРНОСТЬ происхождения видов всего живого на Земле путем естественного отбора из НЕЖИВОГО, разрушила миф о создании человека богом, выдержала проверку временем и доныне является одним из незыблемых ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ оснований диалектического материализма в области ЖИВОЙ природы.
Были и другие успехи в ЭМПИРИЧЕСКОМ изучении как живой, так и неживой природы, не упомянутые здесь из-за ограниченного объема экскурса. Но все они лишь подтверждали картину всеобщей и ВЕЧНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ природы как живой, так и неживой.
Объективную реальность (материю) теперь понимали МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИ: как вечный, взаимосвязанный, противоречивый и НЕЗАВИСИМЫЙ от воли и сознания человека процесс развития и изменений. С метафизическим (не диалектическим) мировоззрением на природу как живую, так и неживую было покончено в ЦИВИЛИЗОВАННОМ мире. Теперь мир (объективную реальность) понимался как движущийся не по кругу, а ПО СПИРАЛИ от простого к сложному, от низшего к высшему.
В не цивилизованном (идеалистическом) мире по-прежнему считают материю творением всевышнего, мирового Духа и т.д.
Далее. Выше были рассмотрены две предпосылки для возникновения диамата: научные достижения в исследовании НЕЖИВОЙ природы и научные успехи в изучении ЖИВОЙ природы. Теперь осталось разобраться с интеллектуально-теоретическим основанием диамата, т.е. чем он отличается от господствовавших философий 18-го века. Напомню, что в средние века господствовала метафизика как общественное мировоззрение и теоретический инструмент познания.
Метафизика, как упоминалось выше, понимает мир хотя и движущимся, но неизменным во времени, без эволюции. У классика читаем: «Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, НЕИЗМЕННЫЕ, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один НЕЗАВИСИМО от другого.
Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из: «да – да, нет – нет; что сверх того, то от лукавого». Для него вещь или существует или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной.
Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования.
Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того ПРЕДЕЛА, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он НЕ ВИДИТ ИХ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ, за их бытием – их ВОЗНИКНОВЕНИЯ и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса». [т.20, с. 21].
Различие между метафизическим способом мышления и диаматовским хорошо видно при сравнении формальной логики, которая была развита в средние века и диалектической логикой. В формальной понятия рассматриваются как сложившиеся, как неизменные, т.е. без перехода в свою противоположность. Достаточно взять любой современный учебник «Логика», чтобы об этом узнать.
Диалектическая логика, как более высокая ступень логики, изучает понятия в ДВИЖЕНИИ и изменении, т.е. АДЕКВАТНО движению-изменению объективной реальности. Соотношение формальной логики и диалектической примерно такое, как соотношение Таблицы умножения и математики. Без знания формальной логики изучение диалектической логики невозможно.
Далее. Если Кант показал мир как процесс изменений на примере образования Солнечной системы, то Гегель показал процесс движения мира логически в виде движения понятий. У Ф.Энгельса читаем: "...он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде ПРОЦЕССА, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития".
(Соч. т. 20, с.23).
Исходя из идеалистического положения о том, что Дух (Идея), существовали раньше объективной реальности (материи) Гегель создавал диалектику как науку о САМОРАЗВИТИИ понятия, существующего неизвестно где и неизвестно сколько времени, а природа лишь перестраивается, преобразуется вслед за саморазвитием этого понятия, являясь его недоразвитым проявлением. И законы этого саморазвития (отрицание отрицания, переход количества в качество и обратно, борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей) Гегель разрабатывал как законы МЫШЛЕНИЯ, а не выводил теоретические законы из материального мира и человеческой истории.
ОШИБКА Гегеля вполне объяснима, ибо в его время закон сохранения и превращения энергии ещё не был окончательно сформулирован, а эволюционная теория развития ещё не была доказана Дарвином. Описанный Гегелем теоретический путь, которым движется саморазвитие понятия получил у него название "метод восхождения от абстрактного к конкретному". То есть, движение от самого абстрактного (минимального, скудного, фрагментарного) знания о чем-либо до конкретного (полного, всеобъемлющего во всех деталях) знания об изучаемом предмете. Метод восхождения от абстрактного (скудного) знания к знанию конкретному (многогранному) есть лишь способ (путь), каким идёт наше познание окружающего мира вообще и конкретного предмета в частности.
Классики марксизма устранили перевернутость, т.е. идеалистический характер гегелевской диалектики доказав, что ПЕРВОНАЧАЛЬНО движется, эволюционирует материальный мир, а за ним и человеческие понятия (представления) формируются, изменяются, переходят в свою противоположность и т.д.
Гегелевской идее порождения конкретного предмета мыслью К.Маркс противопоставил МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ принцип воспроизведения (отражения) объективной реальности (предметов) в мыслях в виде представлений и понятий.
Познавательное (гносеологическое) значение законов диалектики для человека можно выразить примерно так: знание немногих важных ПРИНЦИПОВ освобождает нас от знания множества мелких фактов! Знание законов диалектики, умение видеть их ПРОЯВЛЕНИЕ и учитывать его в теоретической и практической деятельности принципиально повышает уровень развития личности.
Таким образом, получилась материалистическая диалектика как наука о ВСЕОБЩИХ законах всякого движения (изменения, развития, преобразования) в природе, обществе, человеческом сознании и мышлении.
Это: закон отрицание отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон борьбы и единства (взаимопроникновения) противоположностей. Все три закона действуют взаимосвязано, неуклонно и неостановимо, как неостановимо течёт время. Образно говоря, диалектика для философии - то же что таблица умножения для обыденной жизни. На любых языках и континентах, при любых условиях и обстоятельствах диалектические законы действует (проявляется) неуклонно.
Для тех кто впервые слышит об этих законах очень кратко поясню их проявление некоторыми примерами. Смена поколений в растительном, животном (человеческом) мире - проявление закона отрицание отрицания. Новое поколение отрицает уходящее. При этом что-то наследуется, а что-то исчезает с уходящим поколением.
Самопроизвольная реакция деления урана (взрыв), возникающая при достижении им критической массы - проявление закона перехода количественных изменений в качественные. Достижение особи половой зрелости есть переход количественных изменений в иное качество.
Существование большинства живого на планете в ДВУПОЛОЙ форме есть проявление закона единства и борьбы противоположностей. Он проявляется в любом предмете, явлении как РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ тенденции: устойчивость и изменчивость во времени. Устойчивость всегда относительна, а изменчивость - абсолютна, вечна. Эти две тенденции (устойчивость и изменчивость) едины и одновременно противоположны как два полюса магнита.
Правители и народ, писатели и читатели, артисты и зрители, хозяин и работники, родители и дети, преподаватели и студенты - это проявление закона единства и борьбы противоположностей.
Резюмируем. При изучении объективной реальности, диалектический материализм опирается на следующие принципы:
мир (материальный и нематериальный) рассматривается, понимается как ВЕЧНО существующий во времени и БЕСКОНЕЧНО в пространстве, в непрерывном движении, изменении и развитии, независимо от воли и сознания человека;
объективная реальность (материя) - ПЕРВИЧНА, а дух, сознание -вторичны, производны, так как сознание/мышление не может появиться раньше своего материального носителя (мозга);
эволюция, развитие понимается как процесс РАЗДВОЕНИЯ единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, движение от количественных изменений к качественным, от простого к сложному;
ВНУТРЕННИЕ противоречия между отживающим и новым, зарождающимся рассматриваются как источник, движущая сила (мотор) развития;
На этом можно закончить краткий ликбез о диалектическом материализме. Кто захочет освоить АДЕКВАТНЫЙ интеллектуальный инструмент для понимания процессов в объективной реальности, тот может продолжить изучение диамата самостоятельно.
О сколько нам открытий чудных готовит ДИАМАТА дух,
И опыт сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг.
(Небольшой парафраз слов гениального поэта.)
В заключение читаем у классика: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать НЕИЗБЕЖНОГО падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного ВОСХОЖДЕНИЯ от низшего к высшему. Она сама является лишь простым ОТРАЖЕНИЕМ этого процесса в мыслящем мозгу. У нее, правда, есть и консервативная сторона: каждая данная ступень развития познания и общественных отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерватизм этого способа понимания ОТНОСИТЕЛЕН, его революционный характер абсолютен – вот единственное абсолютное, признаваемое диалектической философией».
[Ф.Энгельс. Соч., т. 21, с. 276].
НИЧТО из вышеизложенного о диамате не может быть истолковано как призывы к «левым», «красным» и прочим революциям. Поэтому всякие попытки приписывать диамату целеуказание к революциям являются ничем иным как проявлением НЕАДЕКВАТНОСТИ авторов подобной клеветы.
Всех опровергателей диалектического материализма, как со степенями, так и без оных ждет судьба приват-доцента Берлинского университета (1863-1873 г.г.) философа-эклектика Евгения Дюринга. (См. книгу «Анти-Дюринг»).
P.S.Просьба сторонников ОТЖИВШИХ философских систем прошлых веков от Гегеля до Платона своих контраргументов о диамате не высказывать.
СПАСИБО!
Комментарии
Хорошая работа. Полезно почитать тем кто берется критиковать диалектический материализм.
Тем не менее есть положение с которым я не могу согласится:
Маркс был коммунистом и более того свою научную деятельность он посвятил теоретическому обоснованию коммунизма. Основание диалектики, что ничто не вечно, но все находится в развитии говорит о том, что капитализм также не вечен и ему на смену с необходимостью должен прийти более совершенный общественный строй, подобно тому как и сам капитализм некогда вытеснил более отсталый способ производства.
Сам по себе диамат конечно же не призыв к левым революциям, но он несомненно есть обоснованием таких революций. Недаром основной научный труд Маркса, а также образец использования диалектики - "Капитал" есть ничто иное как попытка показать развитие капитализма и его необходимую гибель.
Нирванус. Дякую. Диамат как и Таблица умножения есть лишь инструмент познания, тип мировоззрения. У него нет национальности, расы, веры, цвета кожи и т.д. Но вот если взять его вариант в применении к обществу, который называется истмат, то эта версия как раз и представляет собой опасность для буржуазии, ибо он в АДЕКВАТНЫХ головах создает картину будущего человечества.
Золотые слова. Только уточнение, это не сторонники отжившей философии, а мракобесы, невежды и мошенники. В каждой особи эти 3 черты могут варьироваться в разной степени.