Одним из самых загадочных мистических учений древности считается еврейская каббала. Название происходит от ивритского корня «кабал» - получение, восприятие и родственно слову «кибла». Иудейскую мистику так впервые назвал каббалой Соломон ибн Гебироль в Испании XI столетия.
Интересно отметить, что во времена Золотой Орды слово «кабала» на Руси имело далекий от мистики смысл и обозначало договор займа под большие проценты, который крестьяне заключали с монастырями, разбогатевшими по причине освобождения в Золотой Орде всех религиозных организаций от податей. Крестьяне, не способные рассчитаться с кредиторами, попадали в крепостную зависимость, откуда возникло выражение – «попасть в кабалу».
Особый интерес каббала вызывает по причине претензии современных каббалистов на исключительность их мировоззрения. Предварительное знакомство с мистикой и мифологией разных народов мира заставляет в этом усомниться. Учитывая продолжительность существования каббалы, нетрудно проследить историю ее становления, чтобы выяснить, насколько изолированной она была.
Но при попытке узнать реальную историю каббалы от самих каббалистов возникает проблема. Каббала – органичная часть иудаизма, хоть неортодоксальная. Мышление каббалистов остается религиозным, точнее - авторитарным. Отличие авторитарного мышления от эмпирического (научного) состоит в обожествлении мнения избранных авторитетов, взгляды которых признаются решающими в силу устоявшейся традиции или совпадения с субъективными ожиданиями адепта. Наука, особенно средневековая, тоже была авторитарной, да и сегодня мнение академика ценится выше мнения аспиранта. Однако, подтвердив свое мнение объективным фактом, аспирант опровергнет академика, а при авторитарном мышлении такое не предусмотрено – скорее игнорируют факт.
Например, каббалист Лайтман Михаил Семенович, кандидат философских наук в России (за рубежом называет себя доктором наук, профессором онтологии и теории познания) опирается лишь на предание и заявляет, будто каббала возникла при Аврааме в халдейском городе Ур, а некоторые книги Каббалы восходят еще к Адаму. То есть авторами первых каббалистических текстов признаются мифические герои, даже сам факт существования которых сегодня невозможно доказать. [5]
За дальнейшую историю каббалы Лайтманом М.С. выдается лишь направление, близкое ему, без малейшего упоминания про явные ошибки и разочарования средневековых каббалистов. Причина подобной избирательности, скорее всего, заключается в желании выдать каббалу за самую точную в мире традицию, что важно для создания секты. [6,7] Таких же взглядов и по той же причине придерживается гражданин США, каббалист Иегуда Берг. Причем, со ссылкой на мнение каббалиста и выдающегося ученого Исаака Ньютона, Иегуда Берг включает в число знаменитых каббалистов - Пифагора, Платона, Аристотеля. [8] Понятно, что такая интерпретация не может считаться научной.
Дореволюционные философы из России, например Соловьев Владимир Сергеевич, не имения альтернативных данных относительно происхождения каббалы, повторяли мнение каббалистов. [9] Аналогичных представлений придерживались зарубежные исследователи. [10] Религия еще слишком владела умами людей, заставляя смущаться даже при восприятии догм, лишь подобных религиозным.
Наиболее интересное изложение истории каббалы встречается у Перли Бессерман, доктора филологии из США, изучавшей помимо каббалы культуру дзен-буддизма. [11] Опираясь на датировку каббалистических текстов филологами, изучившими особенности развития иврита и арамейского языков в разных эпохах и странах, Перли Бессерман относит первые тексты каббалы к VI веку до новой эры.
***
Как известно, VI век до новой эры не случайно получил название «осевое время». [12] Во всех цивилизованных странах Европы и Азии почему-то возникла потребность в обновлении мировоззрения, что породило возникновение новых духовных учений. Вероятно, именно тогда религиозное познание перестало быть непосредственным откровением, связанным с мистическим переживанием, сновидением или галлюцинацией, окончательно превратившись в интеллектуальную концепцию. Именно в эту эпоху жили Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Пифагор, Зороастр. Все они были настолько современниками, что при желании могли встречаться друг с другом. И даже первые рукописные тексты Торы датируются осевым временем, отчего не вполне ясно – как Тора выглядела изначально и существовала ли вообще. Впрочем, аналогично датируются рукописные тексты Вед, хотя у историков нет оснований сомневаться, что в устной традиции они возникли намного раньше.
Исторически каббала началась со сборника «Маасе Меркаба» («Практика Колесницы»). Цель практики заключалась в достижении непосредственного единения с Богом, а метод состоял в сосредоточении на рисунках, подобных буддийским мандалам. На этих рисунках изображались гекалот (hekhalot) - небесные «чертоги», ведущие к Престолу Господню. Возможно, буддизм действительно оказал влияние на возникновение этой традиции. Ведь главные школы буддизма до сих пор называются Махаяна и Хинаяна – Большая Колесница и Малая Колесница. Так в древности называли созвездия Большой и Малой Медведиц, близких к Полярной звезде и потому - божественных. Однако, иудейские «мандалы» опирались на описания и мистический опыт пророка Иезекииля, очень похожий на сновидение или галлюцинацию, который первые каббалисты пытались повторить.
Вопреки мнению далеких от психологии людей, убежденных, будто галлюцинации возможны только у сумасшедших, они достаточно стабильно вызываются недостатком сна, голоданием, избыточным дыханием, воздействием химических галлюциногенов, а у десяти процентов людей – простым усилием воли. [13] Этот важный факт, недавно доказанный нейрофизиологами при помощи МРТ, позволяет по-новому взглянуть на историю сект и религий. Ведь нетрудно догадаться, что именно десять процентов легко внушаемых людей в древности считались особенными, способными общаться с богами или искренне подтвердить личными ощущениями правоту духовного лидера.
Маасе Меркаба требовала от последователей усиленной концентрации внимания и, судя по описаниям, развития способности галлюцинировать. Примером для искателей, следующих Путём Колесницы, в конце первого века новой эры стал знаменитый рабби Акиба. По преданию, он вместе с тремя своими соотечественниками практиковал эту сложнейшую форму медитации, требующую исключительного сосредоточения. Но для всех, кроме самого Акибы, практика завершилась плачевно. Один раввин умер во время медитации, другой сошёл с ума, а третий отступился от веры. Предание даёт важный урок: следует уподобиться рабби Акибе и не повторять ошибки других раввинов, отделявших жизнь духовную от повседневной. Как и все, кому удалось в совершенстве овладеть медитативной техникой, рабби Акиба умел «уходить и возвращаться», то есть поддерживать гармоничное равновесие между духовной и обыденной жизнью.
Наиболее известным представителем каббалистов второго века новой эры стал рабби Шимон бар Иохай, которому традиция приписывает авторство самой известной каббалистической книги «Зоар» (сияние). Но прежде рабби Шимон прославился тем, что был любимым учеником самого рабби Акибы и не подчинился римскому запрету на иудейскую веру. За это Шимон бар Иохай был приговорен к смерти, тринадцать лет скрывался в пещере, оказал большое влияние на составление Галахи и Мишны, а позднее был в числе таннаев, добившихся отмены запрета на иудаизм. Наряду с высокими человеческими качествами, глубокая личная ненависть к римлянам породила у рабби Шимона парадоксальное толкование стиха из книги Исхода: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими». Он истолковал этот стих так: «лучшего из неевреев – убей». Сегодня его толкование любят цитировать антисемиты.
Еврейские мистики III - VIII вв. н.э применяли иную медитативную технику, описанную в руководстве под названием «Шиур Кома» («Измерение Тела»). Они разработали систему бесчисленных путей и тропок, ведущих к Божеству через сотворённые Богом миры. В группе трактатов «Маасе Брейшит» («Рассказы о Творении»), самый знаменитый из которых – «Сефер Йецира» («Книга формирования»), - непрерывный процесс динамического взаимодействия между небытием Абсолюта и физическим миром описывается в категориях двадцати двух букв еврейского алфавита и десяти сефирот, составляющих космическое Древо Жизни. Этот подход достиг расцвета в Вавилонской традиции X века школы «Хаи Гаон».
Объединив вавилонскую методику перестановки букв и мандалу десяти сефирот, каббалисты древней Палестины создали сплав из двух медитативных техник. Французские каббалисты двенадцатого века добавили к нему в книге «Бахир» («Яркость») ряд медитаций на Тетраграмматон (четырёхбуквенное Имя Бога - Йод-Хе-Вау-Хе) с использованием символических цветов и фигур, дыхательных упражнений, особых жестов и поз. [11]
В XII веке на юге Франции и на севере Испании сложилась уникальная веротерпимая цивилизация, поощрявшая диалог между разными религиями. Это привело к расцвету всевозможных ересей. Среди христиан выделились катары, которых современники называли «жидовствующими христианами» за связь с еврейскими мистиками. А у самих иудеев появились каббалисты-реформаторы, впервые попытавшиеся прервать традицию передачи каббалы «из уст в уста», чтобы превратить ее в достояние широких народных масс.
В 1280 году под впечатлением бурных событий эпохи и успеха книги «Бахир», испанский каббалист Моше Де Леон свёл воедино древний и современный миры в книге «Зоар» (Сияние) - трактате на арамейском языке, который он выдал за свод мистических трудов рабби Шимона бар Иохай. Хотя, по мнению филологов, обнаруживших в арамейском тексте книги множество заимствований из испанского, «Зоар» представлял собой плод самого Моше де Леона.
Но хочется отметить удивительное совпадение. Существует правдоподобная средневековая легенда о скромном парижском переписчике по имени Никола Фламель, которому однажды досталась старинная книга с латинским названием «Книга Авраама еврея». За названием следовал текст «не латинский, не греческий» с рисунками, которые Фламель не смог расшифровать. Именно к 1280 году легенда относит паломничество Фламеля на север Испании, где тогда жил Моше де Леон. Вернувшись в Париж год спустя, Никола Фламель совершает «великое деяние», оставшись в истории самым известным и богатым алхимиком. Свидетельство о его внезапном обогащении сохранилось в Парижских архивах. Одновременно на севере Испании появилась книга «Зоар».
В книге Зоар недвусмысленно был предсказан приход мошиаха в начале XIV столетия от рождества Христова (то есть в шестидесятые-семидесятые годы первого столетия начала шестого тысячелетия еврейского календаря). [14] Скорее всего мошиахом для Моше Де Леона был его современник Авраам Абулафия, мятежный испанский каббалист XIII века, открывший доступ к каббалистическому учению еврейским женщинам и неевреям. Далеко опережая своё время, он практиковал манипуляции с еврейскими буквами вне ортодоксального контекста, чем вызвал негодование иудейской верхушки и привлёк к себе внимание инквизиции. Абулафия прославился тем, что не побоялся лично явиться к Римскому Папе, обвинить его в антисемитизме и потребовать воссоздания еврейского государства в Палестине. Ожидая казни в заточении, Абулафия, нисколько не испугавшись, предсказал смерть Римского Папы, и понтифик действительно скоропостижно скончался. Его приемник был так напуган этой историей, что отпустил Абулафию восвояси. Впрочем, свобода мятежного раввина не принесла вожделенных плодов. Ничего похожего на приход мошиаха и возрождение еврейского государства в XIV веке не произошло.
Лишь в XVI веке, когда из Испании под угрозой смертной казни были депортированы все иудеи, они направились прямиком в Палестину и поселились в окрестностях города Цфат (Сафед). С тех пор этот город стал неофициальным мировым центром каббалы. В XVI веке в Цфате возникло каббалистическая община «Хаверим» (товарищи), которой сначала руководил Моисей Кордоверо, а позднее - Ицхак Лурия Ашкенази (1543 - 1620), основоположник так называемой «лурианской каббалы», за высокие духовные достижения получивший прозвище Ари (Лев).
Ицхак Лурия истолковал мистическую космогонию книги Зоар как цимцум (судорогу, стягивание, сжатие) первичного божественного света, в результате которого он наполнил единый сосуд (кли), который не выдержал и взорвался. Из осколков сосуда, которые лурианцы называют клипот (шелуха) и возник материальный мир. В результате этого вселенского катаклизма большая часть божественного света (наслаждения) оказалась в высших мирах. А клипот матерального мира сохранили только жалкие искры наслаждения, которые люди и добывают в поте лица, жадно вырывая из рук ближнего.
Ицхак Лурия разработал новую систему групповых медитативных упражнений. В основу лёг стандартный молитвенник, которым пользовались иудеи в повседневной религиозной практике. Но в отличие от стандартной книги, молитвенник Лурии содержал кавванот - указания по дыханию и созерцанию, сопровождавшие каждую молитву. Кавванот Лурии включают во многие переиздания молитвенника и по сей день, но после распада общины сохранилась лишь горстка сефардов - потомков хаверим, которые знают, как расшифровать и применять эти указания.
Кроме того, Ари ввёл в повседневную жизнь учеников тиккун (исправление) - метод сосредоточения, ставивший своей целью воссоединить мир форм со внеформенным абсолютом. Каждому своему ученику Лурия дал йихуд - уникальное «объединяющее» упражнение, разработанное с учётом характера и способностей ученика. Важно отметить, что самоназвание иудея тоже – йихуд или егуд, возможно, родственное санскритскому слову йог, тоже подразумевающему единство. При должном умственном и физическом сосредоточении еврейские буквы, составлявшие йихуд, предоставляли тайновидцу прочную связь с мирами, которые открывались его расширенному сознанию. Медитациям сопутствовали упражнения по визуализации, в ходе которых ученик мог созерцать самого себя в облике Древа Сефирот. Также применялась техника ритмичного дыхания и система особых телодвижений, похожих на танцы дервишей в суфийской традиции. Для достижения непоколебимого медитативного сосредоточения, необходимого в практике йихуда, использовался весь потенциал человеческих чувств. Ради обострения чувственного восприятия применялись даже благовония и возможно - галлюциногены. [11]
Дальнейшее развитие каббалы ознаменовалось сначала бурным расцветом, а затем - сокрушительным поражением, позором и забвением на долгие годы. Причиной стала деятельность лжепророка Саббатая Цви. Незадолго до этого началось восстание Богдана Хмельницкого на Украине, в результате которого погибли сотни тысяч евреев. Каббалистами 1648 год был объявлен как начало родовых мук для пришествия мошиаха (мессии).
Таковой не замедлил обнаружиться в лице Саббатая Цви, набожного, очень харизматичного юноши из турецкого города Измир, открыто провозгласившего себя мошиахом в 1666 году под влиянием каббалиста по имени Натан из Газы. Саббатай Цви потребовал у турецкого султана восстановления еврейского государства. Движение сторонников Саббатая Цви грозило перерасти в восстание. Но в зените славы Саббатай Цви начал делать странные вещи - устраивать публичную трапезу запретной пищи, нарушать субботу и другие заповеди иудаизма. По некоторым свидетельствам саббатианцы даже практиковали сексуальные оргии в канун летнего солнцестояния. Саббатай Цви провозгласил себя «по ту сторону добра и зла», поскольку никакая клипот (шелуха материального мира) не могла причинить ему вреда. А когда Саббатай Цви был схвачен турецким султаном, то под страхом смертной казни не задумываясь перешел в ислам. Ведь любая религия, включая иудаизм, тоже воспринималась им как клипот, второстепенная шелуха ничего не значащая для подлинного мошиаха. В результате подавляющее большинство его последователей было жестоко разочаровано, а каббалистов надолго признали худшими из евреев. Лишь кучка самых преданных сторонников лжепророка перешли вслед за ним в ислам и образовали внутри него секту денме. [15]
Возрождение каббалы связано с хасидами. Исраэль Баал Шем Тов (Бешт, год рождения 1700-ый), бедный слуга при синагоге в польском городке Окуп, постиг каббалу без учителя, с детства уединяясь в лесу, а позднее читая каббалистические книги в подвале синагоги по ночам. Он превратил каббалу в «путь сердца». Практично настроенные хасиды восемнадцатого столетия очистили тиккун от чрезмерной эзотеричности. Они полагали, что задачу «освобождения священных искр божественного света из плена материи» можно исполнить посредством любого, даже самого обыденного занятия, совершаемого в состоянии сосредоточенности. В начале двадцатого века рабби Авраам Исаак Кук истолковал идею «исправления» как концепцию непрерывных перемен, которым подвержен сам сотворённый мир. Постоянно развиваясь и возвышаясь, мир, в конечном счёте, сам приведет человека к Эйн Соф, где ему откроется, что никакой нужды в «исправлении» нет, и не было никогда.
Хасидизм избавил каббалу от опасных поисков мошиаха, сделав более пригодной для спокойной семейной жизни. Даже возрождение саббатианства в Польше конца XVIII века усилиями нового лже мошиаха Якоба Франка, который, в отличие от Саббатая Цви, переделал каббалистов в христиан, основавших многие дворянские фамилии славянской Европы, а сам скончался в почете и богатстве, уже не повлияло на историческую тенденцию. Благодаря проповедям ребе и маггидов, харизматичных лидеров хасидских общин, люди достигали настолько стойкого ощущения внутреннего счастья, что ничто не могло их его лишить.
Современная каббала представлена в основном хасидизмом и различными разновидностями лурианской каббалы. Наибольшее число традиционных иудейских каббалистов сосредоточено на территории Израиля в городе Цфат. Существуют так же множество школ, предлагающих облегченный вариант каббалы всем желающим, не взирая на пол, возраст, вероисповедание и личные качества, что, строго говоря, приводит к профанации каббалы, превращению ее из старинной духовной практики в секту или новый легкодоступный коктейль из лозунгов, догм и обрядов.
Комментарии
Знаешь ли ты, что такое каббала?
Само слово каббала означает «предание», да, именно так, без всяческих мистических заходов, то есть, проще говоря — сказание, сказка, былина, о том, как было. Или «традиция», или «получение», или «откровение». Все это — откровения каббалистов разных времен и стран.
Начнем с Адама. Первую книгу по каббале написал Адам, называлась она «Тайный ангел» (Разиель Амал ах). На каком языке написал? Как? Зачем? Что с ней стало? Откуда знаем? - Все это тайна, мистика, одним словом. Праотец Авраам, конечно же, в стороне от этого дела не остался и в свою очередь написал книгу «Сэфэр Ецира». Но поняв, что грамоту знает он один, передал ее последующим поколениям устно. Мудро! Далее Mойша-Моисей-Мошиах получил ее на горе Синай и изложил в Торе (Пятикнижии). Все это из "древнего исторического бытия" евреев. (Т.е. из того времени, когда евреи не умели не читать ни писать.)
В обозримом прошлом все происходило так. Некто раби Шимон бар Йохай (Рашби) записывает, почему не пишет, не знаю, записывает книгу «Зоар» («Зогар», «Зохар») на арамейском языке и создает систему преподавания каббалы. Ну, тут всякие перипетии. Короче, прячет он ее в пещере, в которой сам прятался от врагов своих с сынком Элиазером тринадцать лет, в окрестностях города Цфата. Через несколько столетий листочки находят дикие арабы, читать совершенно не умеющие, и, чтоб добру не пропадать, заворачивают в них рыбку на рынке — такой своеобразный сервис. Мудрец цфатский — имя его не известно, подвиг его бессмертен — листочки увидел, сразу все в них понял, скупил все до одного и книгу возродил, как птицу Феникс из пепла. Правда, некоторые знатоки считают, что этим мудрецом был Рамбам (рав Нахимонид), но это из области версий А уж потом, столетие спустя, Моше де Лион в XIII веке издал сей трактат. Вот только как к нему эта книга попала? Не иначе мистика.
Рукописи вообще-то не горят… Не горят, но пропадают. И книга опять пропала, пока уже в XVI веке Ицхак Лурия Ашкенази и его ученик Хаим Виталь не начали пропагандировать каббалу, опять в том же Цфате.
— Потом они умерли, потом книгу с ними похоронили, потом опять раскопали. Листочки перебрали, скомпоновали сначала в две книги: «Древо Жизни» и «Восемь Врат», потом порылись опять в могиле и добавили неистребимую книгу «Зохар».
Вот такая хрень...
Само слово каббала означает «предание», да, именно так, без всяческих мистических заходов, то есть, проще говоря — сказание, сказка, былина, о том, как было. Или «традиция», или «получение», или «откровение». Все это — откровения каббалистов разных времен и стран.
Каббала, как мы уже говорили раньше, была некоей разновидностью кланового шифра. Такой внутрицеховой криптограммой для высших мастеров, используемой в процессе общения в Системе для передачи сведений, предназначенных не для чужих глаз. Особым языком еврейских общин, сленгом, даже не сленгом, а тайнописью. Хотя сейчас, можно признаться в этом, каббалу помянули мы для красного словца, для усиления, так сказать, эффекта действия и нагнетания жути. На самом деле тайнопись эта имела название «гиматрия» и действительно представляла собой шифр, основанный на цифровой и буквенной кодировке, со сдвигом по лунным фазам — профессиональная штучка. Вот она и стала основой каббалы, учения, пытающегося разрешить извечные проблемы бытия и Божества.
Толчком ко всему послужила неустойчивость в Системе, зародившаяся вследствие внутренних процессов и разногласий. Именно тогда, когда каждый винтик Системы начал определятся, где откапывать себе запасной окоп на случай краха, как строить свое будущее на базе собственных знаний. «Что охраняем — то и имеем» — этот старый как мир принцип родил в головах мастеров мысль о создании некоего мистического учения на базе шифротолкований инструкций и Божественных книг, получившего впоследствии название — каббала. В Провансе, наиболее торговой части Галлии, группа мистиков решила чисто еврейский вопрос «Лама ле?» (Почему нет?) в пользу создания новой веры на известном им материале — на «гиматрии». Идеи носятся в воздухе — дело известное, а может мистики разных краев держали связь, кто ж его сейчас разберет, но практически в то же время, в такой же среде, только уже в Испанской Гвадалахаре, местный рав Моше Бен Шем Тов де Лион (мы о нем упоминали в истории о Николя Фламеле) выпускает в свет книгу «Сеферга Захар», сейчас хорошо известную как «Зохар».
Правда, многие Посвященные вообще сомневаются, что «Книга Сияния» (такое название в переводе имеет книга «Зохар») кем-то и когда-то была действительно записана, так как уж больно много в ней и от Ветхого, и от Нового заветов и разных других теологически-литературных трудов. Короче говоря, ни одна из тех древних каббалистических работ, которые имеются сегодня, не может обнаружить каких-либо великих тайн природы, кроме тех, которые пожелали раскрыть Ездра и К°, а также поздние сотоварищи Моше де Лиона.
С Исторической точки зрения, каббала происходит из двух источников. Первый мы уже упоминали — это выходцы из еврейских общин, готовившие себе учение, проповедниками которого и собирались быть. Источник этот понемногу струился века два ни шатко ни валко: и особых забот никому не доставлял, и особых претензий на свое место под солнцем не заявлял.
Второй источник, который и прибавил свои полноводные струи к засыхающему первому, возник в конкретном, известном, хорошо обозначенном в Истории месте, из которого и разбрелась каббала по всему миру. Учение о некоем предвечном Божественном Откровении, дарованном людям и ими утерянном, родилось в Платоновской Академии во Флоренции, основанной Казимой Медичи. Вот там, изучая труды и герметические тексты Платона, Плотина, Пифагора, Филона, Гермеса, Рава Якова Абраманеля и других, взрос, выкормился отец каббалы — Пико делла Мирандола (1463—1494), создавший 900 тезисов каббалы и представивший их на дебатах в Риме. Свою задачу он видел в подтверждении догмата о Троице и богочеловеческой природе Христа, и в устранении всех разногласий новых религий — христианства, ислама и иудаизма — для возврата к старой Авраамовой вере. Да-да, именно так, ни в коей мере не для прославления иудаизма или великой гениальности еврейского народа. Это все после.
Два великих последователя отца каббалы развели это учение на два полноводных русла.
— Где два еврея, там три мнения и четыре течения. Приблизительно так и получилось. Один из них — Иоганн Рейхлин стал основателем гебраистики. Это от него пошло учение об еврейской философии и мистике. Свое учение изложил он в виде диалогов и споров о религии. Дебатно-дискуссионные книжки тогда были в моде, как сейчас ток-шоу. Так вот, в двух ток-шоу: «О чудотворном имени» (трактовка Божественности еврейского языка), и «О каббалистическом искусстве» Иоган родил еврейскую каббалу, кою мы все за каббалу и почитаем.
Но был еще второй — Генрих Корнелий Агриппа, этот Генрих, имя которого обладает столь ясной римской окраской, в своем трактате «Оккультная философия» заложил основы каббалы как мистического учения с опорой на нумерологию и колдовство, то есть родил эзотерическую каббалу.
А мистика-то где?
— А вот где.
С этого самого момента зашагала каббала по планете семимильными шагами, притом не одна, а целая семейка кабалл, каббалей, каббалов... — не знаю даже, как лучше сказать. Притом каждая из них достаточно хорошо всем известна, и каждая из них достаточно независима от других, но в итоге возникла объемная картина каббалы, играющая всеми красками палитры отдельно взятых учений.
Для начала определим в этих палитрах два основных поля, так сказать две основных цветовых гаммы: каббала философская, умозрительная, теоретическая, берущая начало от гебраистики, будущая еврейская наука, провансальская каббала, и каббала прикладная, каббала маасит, мистическая, оккультная, алхимическая, немецкая каббала.
Все, конечно, весьма условно, и наши два цвета палитры имеют массу оттенков, причем каждый в своем поле, в своем цвете. Первое поле включает в себя массу направлений: филологическое, сравнительно-историческое, концептуальное, религиозно-философское, или, как выражались столпы этого направления Адольф Франк и Гершом Шолем, «Каббала является сердцем и сосредоточием внутренней жизни иудаизма — Богооткровенного богословия». Философское поле посвящено смыслу жизни, сефиротам — Путям Премудрости. Это каббала астрономии, астрологии, гностики, платонизма, каббала — основа будущей науки.
Практика каббалы — мистика цифр и букв, толкование Божественных имен и Божественных текстов с одной прикладной целью — получить Божественное откровение, предвидеть и предсказывать будущее, творить чудеса. Это на языке каббалы — нотарикон, темура, гематрия, то есть, если по-простому, заурядное колдовство, волхование, порча.
Пикантная подробность - самые старые списки каббалы изданы на латыни, и только много позже, века спустя, появляются арамейские тексты..
Из чего же складывается и складывалась та таинственная, колдовская, мистическая каббала, каббала, владеющая миром, или делающая вид, что владеет миром, или распускающая слухи, что владеет миром?
Занимались ею все кому не лень. Чего стоят такие имена, как кардинал Эгидио де Ветербо, Гильом Постель, издавший «Зохар» и «Сефер Эцира» на латыни (забавно, что на арамейском они тогда еще не были изданы), Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень, Джон Мильтон, Исаак Ньютон, Жан Боден, семейка Скалигеров, и многия и мно-о-о-гия.
Каббала внесла свой "вклад" практически во все гуманитарные науки, во всех из них можно обнаружить грязный и запутанный след каббалы.
Она не стала новой верой, как того хотели ее создатели, не стала и новой философией, как хотели их создатели, зато из неё вышел хороший действенный учебник для оболванивания лохов, который до сих пор используется на практике.
Спасибо, интересный обзор.
Вы можете объяснить, с чем связана нынешняя активизация каббализма? Раньше ведь она была мистикой избранных.
Ашер Кушнир
http://toldot.ru/tags/kabbalah/
///Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале .
Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.
Почему же Каббалу так скрывали?
Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.\\\
А сейчас даже академики мечтают, чтобы у каждого просвещенного человека на одной полке с томами квантовой механики стояли тома каббалы.
Физик.
А какую тебе каббалу надо? - Ведь их много.
Существует целая семейка кабалл, каббалей, каббалов... — не знаю даже, как лучше сказать. Притом каждая из них достаточно хорошо всем известна, и каждая из них достаточно независима от других, но в итоге возникла объемная картина каббалы, играющая всеми красками палитры отдельно взятых учений.
Для начала определим в этих палитрах два основных поля, так сказать две основных цветовых гаммы: каббала философская, умозрительная, теоретическая, берущая начало от гебраистики, будущая еврейская наука, провансальская каббала, и каббала прикладная, каббала маасит, мистическая, оккультная, алхимическая, немецкая каббала.
А на теперь и по существу действены две каббалы: каббала от Лайтмана и каббала от хасидов. От Лайтмана каббала уже представлена здесь, на ФШ, а вот каббала от хасидов доступна только евреям.
Источник тот же:
Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!
А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».
А откуда появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет (по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в мире.
"Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!" (с)
После многолетнего изучения истории и мистики, у меня сложилось стойкое убеждение, что на самом деле никто из людей не в силах управлять эволюцией человеческой цивилизации, что-нибудь другим запрещая, разрешая, или открывая. Это все равно, что ожидать самостоятельности от персонажей компьютерной игры.
Поэтому не было никакого разрешения на раскрытие каббалы, а была самореклама Иегуды Берга и Михаэля Лайтмана, которым понадобилось объяснение - почему "главную тайну избранного народа" вдруг оказалось можно узнать любому за пару десятков долларов. Кстати, конкретную дату, 1995 год - придумал и распространил в интернете непосредственно Лайтман.
В реальности, с начала XX века начался очередной информационный взрыв, связанный с изобретением новых средств массовой информации, благодаря которому сегодня даже школьники читают на уроках тексты пирамид, в древности доступные лишь ученым жрецам. Еще во времена мадам Блаватской мистические тексты были абсолютно недостижимыми для большинства людей, поэтому люди легко верили любым слухам о них. А сегодня эти запредельные тайны можно с легкостью найти в интернете – как на древних языках, так в переводе. Не удивительно, что все начали ими интересоваться.
Когда возник повышенный спрос – появилось и расширенное предложение. Каббалисты, подобно другим мистикам, присоединились к этой всемирной ярмарке тщеславия.
Секрет мистического маркетинга в том, что мало кто обычных людей соглашается читать оригинальные тексты буддизма, индуизма, даосизма или каббалы - они очень скучны и похожи на творчество шизофреников. Нужно обладать неподдельной любовью к мудрости, чтобы провести много времени за таким чтением. Большинство людей сразу хотят глобальных выводов и очень радуются подделкам типа "вся каббала за девяносто минут".
Конечно, в первую очередь "легкодоступными" каббалистами оказались азартные выскочки-недоучки, но для их разоблачения понадобились ссылки на оригинальные тексты, что привело к публикации в открытом доступе интернета даже самых «засекреченных» книг.
Такова реальная ситуация на современном рынке мистических откровений. Поэтому, с моей точки зрения, интерес представляет только сопоставление научных переводов старинных текстов между собой и с научными теориями, поскольку ни одна из оригинальных мистических традиций не является автономной и уникальной. Все по-разному говорят об одном и том же.
вы как обычно несете чушь описывая только "догматическую" часть религиозности
Но у религиозности есть не догматическая часть - например в буддизме или йоге догматическая часть очень невелика.
Наука отличается от религии не отсутствием догм а предметной областью. Она изучает объективный мир и тем его ограничивает. Наряду с объективным миром сущесnвует "субъективный" мир, который наукой не изучается. Хотя термин "субъективность" тут используется весьма свеобразно.
"вы как обычно несете чушь" (с)
Fidel, Вы как обычно не читали заметку. Недгоматическая часть религии и является мистикой. Ведь мистика редко существует сама по себе, вне культуры. В индуизме мистика - это йога, в исламе - суфизм, в иудаизме - каббала, в буддизме - дзен и буддийская тантра. Есть много мистиков и в христианстве. Ортодоксы обычно обычно недолюбливают мистиков за непредсказуемость. Наименее догматичны восточные религии. А Кастанеда это писатель-фантаст, не правда ли?
К -система
А -человек
Б -превосходство
Алл -высшее.
Кабалла это системы превосходства над человеком данная высшим.
Т.е. т.н. Бог Авраама и Якова дал учение в соответствии с которым иудеи добьются превосходства над человеком.
Недаром считается что закабаление это привод к зависимости и постановки в подчиненное состояние.
Ну, а дальше все понятно!!!