Запятая предполагает однородность перечисления, но так ли это? Без сомнение можно допустить, что всякий философ иногда говорит о неком Все, как о реально существующем. Синонимами Все являются Мир и Бытие Гегеля. Тем не менее далеко не всякий философ использует это Все существенно в своей системе. Совершенно не обязательно озадачиваться как мы мыслим это Все. Достаточно ограничиться вопросом, как мы мыслим произвольное локальное нечто.
Иное дело Единое, Абсолют и возможно Брахман. Эти понятия совершенно не обязаны присутствовать в философской системе. Они могут даже скопом отрицаться как противоречащие другим положениям.
Что касается христианского Бога, то он не тождественен ни Миру, ни Абсолюту.
Комментарии
Корвин: "Совершенно не обязательно озадачиваться, как мы мыслим это Все. Достаточно ограничиться вопросом, как мы мыслим произвольное локальное нечто"
Да, если речь идёт не о философии как сплошном СПЕКТРЕ задач, тем, трудов мыслителей, а имеется в виду отдельно взятый мыслитель, который вполне может в своих исследованиях ограничиться узким кругом вопросов, например, социальных, и не задаваться вопросами типа, что первичнее, бытие или сущее, какое из этих понятий шире. Тогда я с Вами соглашусь, хотя есть у меня предположение, что без достаточно совершенной общей картины мироздания частные философские работы будут иметь, скажем так, бОльшие искривления. Всё-таки общее - какой-никакой, но критерий истинности.
Когда-то понятие "Всё" считалось вполне корректным философским понятием, и, видимо, подпирало идею о первичности сущего. Однако с некоторых пор под влиянием строгой математики и формальной логики оно стало очень подозрительным. Видимо, это произошло вначале прошлого века, когда Б. Рассел в работе Г. Фреге "Основные законы арифметики" обнаружил парадокс типа парадокса брадобрея: множество ВСЕХ множеств, не содержащих себя в качестве своего элемента, противоречиво (следовательно, противоречиво и множество ВСЕХ множеств, да и вся теория оказывается кандидатом на отправку в мусорный ящик, поскольку в ней чисто логически можно доказать любое утверждение).
В последующие десятилетия последовало рождение целой серии аксиоматических систем, исключающих этот парадокс... В общем, народ озадачивался, да ещё как! А как иначе? Ведь одно дело, что тема хотя и "не моя", но как горизонт, она понятна, и есть уверенность, что при необходимости можно слепить что-нибудь более-менее походящее. Совсем другое, когда с горизонта ползут чёрные тучи, да ещё с торнадо, которые способны разнести в хлам и "мою любимую" теорию.
Это про математиков и логиков, а как обстоят дела на эту тему у философов? У меня сложилось впечатление, что основания Мироздания уже давно никого из философов не интересуют, разве что схоластов, но их философия - часть теологии.
P.S.
Набрался нахальства - процитирую "самого себя" (уж извините):
"может ли больное общество стать здоровым внутри себя самого без глубокого понимания своей вложенности в Мир, без понимания тех самых первопричин? Не усугубим ли мы болезнь, ограничивая предмет философии?"
Общество не может, а каждый конкретный человек может стать здоровым совершенно легко, нужно только желание. Чем больше будет здоровых людей в обществе, тем здоровее будет и общество.
Виктор: "каждый конкретный человек может стать здоровым совершенно легко, нужно только желание"
Имеете в виду, "без глубокого понимания своей вложенности в Мир"? Позвольте не согласиться. Впрочем, тут многое зависит от того, как понимать здоровье.
В данном случае я имел в виду нравственное здоровье человека. Но, нравственно здоровый человек будет здоров и физически, эти два здоровья непосредственно связаны, причем первично именно нравственное здоровье, а не наоборот.
Виктор: "нравственно здоровый человек будет здоров и физически, эти два здоровья непосредственно связаны, причем первично именно нравственное здоровье, а не наоборот"
Согласен, но мои возражения заключаются в том, что нравственность (духовность) связана с тем самым "глубоким пониманием своей вложенности в мир", и не просто связана, а сложным образом замкнута в кольцо, я бы даже сказал, мучительно закольцована. А Вы говорите, "совершенно легко"...
Не согласен с такой альтернативой. Ряд философов претендующих на глобальность (позитивисты, Кант) считают Мир малосодержательным понятием и не обращаются к нему в своих рассуждениях. Тем не менее, Мир во всякой философии хоть чуть-чуть, но присутствует. Абсолюта же и его аналогов может не быть совершенно.
Корвин: "Не согласен с такой альтернативой. Ряд философов, претендующих на глобальность (позитивисты, Кант), считают Мир малосодержательным понятием и не обращаются к нему в своих рассуждениях"
Вообще-то, я говорил не о дихотомии философов на глобально и локально мыслящих, и не на фантазёров и прагматиков, а о дихотомии философии, с одной стороны, как явления мировой культуры в целом, предполагающей сплошной спектр предметности, среди прочего включающий основания онтологии Мироздания, с другой, философии как локально-субъектного явления, в котором присутствует частный ВЫБОР темы, предмета, вопроса исследования. Как человеческая цивилизация в целом развивается через множественный субъектный выбор направлений развития (пробы), так и философия в целом развивается через множественный частный выбор направлений исследования. Необязательность, о которой Вы говорите, в сущности, есть субъективно-локальное явление. Вопрос в том, приемлемо ли, допустимо ли, чтобы оно стало интерсубъективно-глобальным? На ответе не настаиваю, просто хотелось бы, чтобы сам вопрос был понят.
Синонимом ВСЕ является НИЧТО, то есть ничего конкретного, а Мир или Бытие Гегеля, это конкретное существующее ЧТО.
Если существует множество, то обязано быть и единое. Единое - множество, это противоположность у которой, как и любой другой противоположности, обязаны быть две стороны. Не бывает противоположности с одной стороной, как не бывает с одной стороной медали.
Естественно, Бог не тождественен Миру, поскольку мир существует, а Бог не существует. Но Бог тождественен ВСЕМУ, Абсолюту, Единому, НИЧТО, Сущности, Неопределенности, поскольку несуществующее принципиально невозможно разделить на разные части. Несуществующее едино в своем несуществовании.
По существу Вы утверждаете известный тезис: Все разумное действительно, все действительное разумно. Я его отрицаю.
Христиане считают, что Бог существует. Его определенность проявляется, например, в том, что он дал конкретные 10 заповедей Моисею.
Заповеди видело множество людей, но никто не видел того, кто их Моисею дал. А то, что человек не видит (не слышит, не осязает и т.д.), а в общем случае не ощущает, то для человека не существует.
Ну и на здоровье, считайте что все случайно. Хотя наука говорит о том, что вероятность случайного возникновения жизни меньше, чем вероятность возникновения одного атома водорода в объеме всей вселенной.
Я говорил не о том существует Бог или нет, а о том, что он мыслится конкретно. Кстати не понятно почему не существующее, а только воображаемое нельзя разделить на части. Почему нельзя видеть в кентавре отдельно копыта, отдельно хвост.
Насколько я понимаю у Гегеля действительно не только необходимое, но и всякое возможное.
А что воображаемое разве не существует? Вы видите кентавра, его копыта и хвост, а значит можете их разделить или, если захочется, умножить.:)