По поводу различий взглядов на философию Канта.
Мои мнения таковы: Интуиция, в обычном понимании это способность. Созерцание у Канта это некая уже данность, исходный пункт для рассудка. Промежуточное положение между созерцанием и понятием занимает схема, в том смысле, что она подводит созерцание под понятие, отвечает на вопрос - соответствует ли созерцание понятию. Образ это как бы созерцаемый объект, простроенный воображением на основе понятия. Т.е. процесс во-ображения идет от понятия к (как бы) созерцанию. То понятие, которое схема соотносит с созерцанием, находится не ей самой, а поставляется схеме разумом. Если процесс появления понятия-предиката не имеет достаточной рефлексии, то можно говорить, что оно появилось вследствие интуиции.
По мнению Борчикова: Слова «интуиция» и «созерцание» почти синонимы. Поэтому там, где в современных переводах Канта стоит «созерцание» можно читать «интуиция».
Для определенности я все же буду писать «интуиция(Б)»
Например, я смотрю на многообразие линий, красок, форм и т.д. и вдруг интуитивно схватываю: «Это дом!» Т.о., и по Канту, интуиция (созерцание) будет решением гносеологической задачи, моментально находящим ответ на вопрос: «Что это такое?».
Пардон, но здесь не интуиция(Б), которая есть просто данное в созерцании, а обычная интуиция, которая есть скрытый разум, привносит понятие «дом». Причем суждение «Это дом!» чтобы приниматься, как истинное должно еще быть подтверждено схемой.
Более того, кантовское понимание находится в контроверзе к определению Шадрина-Болдачева, поскольку интуиции у него могут давать как истинные решения (образы объектов), так и ложные, иллюзорные, видимости.
Если здесь речь идет о интуициях(Б), то они есть просто данности. Как писал Кант: «… можно, пожалуй, с полным правом сказать, что чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят»
Образ, продукт воображения, всегда есть иллюзорное созерцание.
Можно ли говорить о ложном решении задачи это вопрос языка. Французский, например, считает отрицательные деепричастия алогизмом и категорически их не допускает. В русском языке они есть.
Комментарии
Дабы не распылять мысль по разным веткам, ответ поместил тут
Достойные размышления. Хотя в последнее время я все чаще наблюдаю замену созерцания на интуицию.
Я бы эту мысль сформулировал по иному. Там, где есть наблюдатель, бытие всегда будет внешним и отчужденным от человека. Внешнее это не иллюзорное, но отчужденное.
Кроме внешнего есть еще первичное, первичные образы как результат созерцания по схеме Канта. То есть, образы на основе ощущений. Они могут быть вариабельными, как тесте Роршаха, но это вряд ли стоит называть иллюзиями. Однако, в некоторых измененных состояниях сознания (тм) человек может эти первичные образы принимать как бы за ощущения и уже из них городить вторичные, вполне иллюзорные образы. Например, сначала пятна в тесте Роршаха воображением трансформируются в другие пятна, а потом на их основе уже срабатывает ассоциативное воображение. Голоса, что слышат психи, из этой же серии.
Образ как продукт чистого воображения это есть иллюзия, и она вполне возможна "внешней".
Интуиция есть скрытый разум. То есть интуиция скрыто анализирует , синтезирует, абстрагирует и так далее ,что и положено делать эксплицитному разуму ? Так ли я понял? А давайте попробуем применить мою схему.
Понятие дом применимо к тому , где возможно жить, куда возможно войти через дверь, откуда можно выглянуть из окна, куда возможно спрятаться от дождя и холода и так далее. Понятие дом наполнено возможностями , которые пришли из чувственности.
Я смотрю на картинку и пытаюсь наполнить её известными мне усвоенными возможностями. Скорее всего у меня уже есть навык из детства видеть на картинках объекты. Человек из другой культуры может на картинке не дом , а например корабль. Разница при восприятии картинок особенно заметно при проективных методика в психологии, например, пятна Роршаха. Каждый человек наполнит , "увидит", что-то своё. В этом особенно заметно тождество между видеть и наполнять возможностями. В этих случаях интуиция, или "скрытый разум" наполняет картинку теми возможностями, которые особенно обострены, востребованы, незавершены, актуальны у данного воспринимающего субъекта. У кого что болит , тот о том и говорит. Да , возможно это скрыто, да возможно это вытеснено в бессознательное, если хотите назовите это интуицией, созерцанием, скрытым разумом.