КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
(взгляд на проблему субъективного сознания)
«Жизнь – это осознанная бессмысленность»
Надо напомнить читателю, что понятие субъективной реальности и взгляд на нее в связи с понятием объективная реальность, подробно рассмотрены Дубровским Д.И. в работах: «Проблема идеального. Субъективная реальность», «Проблема идеального», «Психические явления и мозг». Мне бы хотелось добавить оттенки своего взгляда на эту проблему.
Когда вы отходите от глубокого сна или выходите из другого бес-Сознательного состояния, что вы осознаете, воспринимаете, прежде всего? Может быть: Мир, материю, бытие Сущего вне себя? или может какую- то идею, Бога? может свое тело? Нет! Прежде всего, вы о-Сознаете, что сознаете. Вы воспринимаете бытие своего сознания. Существование вашего сознания - это самый очевидный, аподиктический факт для субъекта, от которого он И должен отталкиваться в своих дальнейших суждениях. Это - непререкаемый факт первого уровня реальности. Второй уровень реальности – это осознание того, что вы мыслите словами и с помощью их можете общаться с другими субъектами сознания. Осознание всего остального лишь следует за этим и является вторичным, производным уровнем реальности.
Для субъекта реально переживаемым является только бытие его сознания. О внешнем мире сознание судит опосредованно, получая информацию от органов чувств и строя на ее основе понятия и модели. Материалисты уверены, что реально и непосредственно переживают бытие материи; идеалисты переживают непосредственно бытие Идеи, Бога или всеобщего сознания; субъективные идеалисты переживают бытие индивидуального сознания, но считают, что невозможно вЫ-шагнуть за его рамки. Но ведь для «субъекта» времена меняются, из амебы с ее «амебными» проблемами и взглядом на «среду водорослей» получился все - таки человек с его уже человеческими проблемами бытия, Сущего, Ничто, дазайна. Значит, есть шанс: сознание рано или поздно трансформируется в сферх-сознание.
Кто то сказал: «жизнь – это осознанная бессмысленность». Да, но только здесь и сейчас. Все может измениться. Мы как дарвиновские «топорки» на галапогосах своими мыслями-мутациями ищем «истинную» форму клюва, не понимая, что ее нет. Не понимая, что истина на одной стороне острова не соответствует истине на другой стороне. Не истинную форму «топора» и мыслей мы должны искать, а трансформироваться в другую «особь» и изменить наши взаимоотношения со средой и избавиться от "топора" вовсе.
Все построения сознания – иллюзорны, не стоит их препарировать истиной. Сознание выполняет только роль инкубатора идей и мыслей, еще не существующих в реальности, а бытие – роль фильтрационного механизма, отбирающего «живучие», а значит – истинные. Вся деятельность этих механизмов направлена на эволюцию, самосохранение и совершенствование носителя сознания в конкретных условиях. Мысли и идеи – это флуктуации, «мутации» в нейронных сетях на основе их предыдущего содержания. Все мыслеформы сознания – это «мутации» мышления конкретного субъекта, Но ценность и «живучесть» их может быть определена только опытом и бытием, достаточно продолжительным во времени, подобно биологической эволюции видов. Таким же образом, с эволюционным усложнением всей системы, проявляется «нарастающий» естественный отбор в природе: «не живучие» признаки и мысли не участвуют в дальнейшей ротации и эволюции. Это и есть механизм усложнения системы. Полученная «живучесть» системы – не является ни истинной, ни ложной…она – сама реальность, реализованное бытие. Она просто наиболее соответствует среде своего конкретного обитания.
Выводы этой концепции субъективной реальности : бытие сознания субъекта– является для него самым неопровержимым и достоверным фактом. Его содержание абсолютно и бесспорно для субъекта. Но соответствие этого содержания Сущему – всегда иллюзорно и должно быть поставлено самим сознанием под сомнение. Поэтому, действия субъекта сознания в своем бытии должны основываться не на своих представлениях об устройстве Мира, Бытия и Сущего – а на обеспечении эволюции своего сознания и сознания других субъектов. То есть не метафизика, а Этика, построенная на этих представлениях, должна руководить человеком и социумом. Задача философии - не изучать Бытие, сознание и Сущее и т.п., все эти понятия - преходящи ( т.е. иллюзорные «химеры»), этим должны заниматься специальные дисциплины «физики», а строить бытие субъекта на основе главной ценности и смысла его жизни, который заключаются в содействии «бесконечной» эволюции трансформации индивидуального сознания. Не философия и ее выводы важны, а выработка нравственных алгоритмов действия и поведения для субъекта ради изменения сознания. Вот к чему призывает данный взгляд на концепцию субъективной реальности.
«Топорки» должны превратиться в «сверхсознание» и инструментом в этом превращении может стать воссоздание сознания после биологической смерти. Думается, что победа над смертью сознания Субъекта и станет инструментом превращения сознания в сверх -сознание. И, с реализацией этого, «осознанная бессмысленность» нашей жизни и блуждание в потемках понятий и Ничто «канет в лету».
Комментарии
Только вряд ли Ваша этика спасет все эти сознания от кометы или вируса . Что Всеобщее Сознание решит , то и будет . Решит , что данная модификация биологических автоматов негодна - значит уберет их со сцены , как динозавров ....
защита от кометы и вируса – рациональная и решаемая задача «физиков». Этика как раз и призвана спасти нас от самих себя – это более серьезная угроза.
Похоже, что Вы, Сергей, как сторонник диамата, хватаетесь за "соломинку" бессмысленной и бесцельной эволюции пытаетесь просто, без труда, понять смысл своей собственной уникальной сложной жизни.
ЕС
действительно, мы все тонем в осознанной бессмысленности…и я предлагаю вот такую « соломинку», но ведь другой соломинки никто и не предлагает….диамат?! не похоже, скорее – на основе субъективного идеализма дорожка к Сущему.
Дедушка сталин отдыхает... - предлагается "научно" закрепить ПРАВИЛЬНОЕ нравственное во имя посредством этого ПРАВИЛЬНОГО же "изменения сознания"... - ...автора на эти рифы загнало его подсознательное, которое сделало ему наведение типа: Что толку от просто "изменения сознания", ведь оно безгранично и тем бессмысленно, а вот если за это дело взяться "ПРАВИЛЬНО"..., то счастье будет = Аминь!
Куда проще было бы обсудить верные механизмы формирования содержания сознания и его рефлексии в себя, по мере накопления опыта, но простые пути они скучные, да...
ответ к Victor_, 15 Сентябрь, 2021 - 18:31, ссылка....
вы обратили внимание на очень важный вопрос, требующий бережного и тонкого обращения...Во-первых, обратите внимание, что слово «ПРАВИЛЬНОЕ» - добавили вы , его просто нет в моем тексте. Оно видимо страшит ваше подсознание и сталинские комплексы? мне слово тоже не нравиться потому что : Истина – относительна и субъективна, а абсолютной просто нет. И это четко просматривается в «Субъективном реализме». Но лучше не приписывать мне «не сказанное» , обрушивая затем на «не мое» критику…Во-вторых, и это гораздо важнее, вы же не будите отрицать, что для любого человека самое важное и существенное – это быть? все остальное – второстепенно. Это подтверждает и «Декларация прав человека» , которая в ст3 первым и самым важным правом провозглашает право на жизнь! Но что толку просто жить, без эволюции своего сознания? такая жизнь – тупик, в лучшем случае, а в худшем - деградация! поэтому если жизнь, то только для изменения, развития. и эволюции. А вот заведомо «правильной» эволюции быть не может. Вы путаете выбор направления, вектора развития эволюции с созданием условий для свободной и разновекторной эволюции. Только она и может быть эффективна.Это – очень существенная разница. С испугу можно и зерна от плевел не отделить.
Ну давайте ещё раз взглянем на это ваше - неужто здесь возможны «НЕПРАВИЛЬНЫЕ» "нравственные алгоритмы действия и поведения для субъекта ради изменения сознания"? - или вы хотите действовать и «ПРАВИЛЬНО» и «НЕПРАВИЛЬНО» одновременно? - или попеременно, но как вы определите в своём сознании, что вот это «ПРАВИЛЬНО», а вот это «НЕПРАВИЛЬНО»?
А вы пессимист, раз взялись этим утверждать, что эволюция это хаос, или я вас опять неверно толкую? - эволюция сама собой ВСЕГДА правильная или есть возражения?
конечно вы не правильно , по своему, меня понимаете: 1. речь идет об эволюции субъективного сознания, индивидуального..понимаете? она может идти по разным направлениям. Но в своей совокупности в человеческом обществе это необходимо, Только так можно выбрать оптимальный путь развития, по лезвию бритвы с ошибками и неверными пробами. Эволюция субъекта может быть и неправильной и деградацией. Ведь ясно , что отрицательный результат - тоже результат и работает на общечеловеческую эволюцию. 2. эволюция мыслей сознания субъектов - разновекторная, НО цель у них одна: оптимальная эволюция человечества. Понимаете? Вы в лесу с группой товарищей , не знаете правильное направление...какой алгоритм? идем по разным направлениям и тот кто найдет просеку собирает всех остальных. Это же очевидно?
не может быть заведомо истинной, известной,"правильной" эволюции для субъективного сознания. Не может субъект знать в каком направлении ему эволюционировать! Эволюция происходит не подконтрольно сознанию. А Мир - это скорее всего детерминированный хаос. Субъективному Сознанию ни к чему знать устройство Мира чтобы определить свою цель : бесконечная эволюция субъективного сознания.
Это смотря, какая цель у группы товарищей. Может быть, никуда идти и не надо...
да, верно - палка только о двух концах : БЫТЬ или НЕ БЫТЬ...кто не идет, тот усаживается в лесу ...и ждет.
1. "Когда вы отходите от... бесСознательного состояния, что вы осознаете...?" - ": Мир, материю, бытие Сущего вне себя? или ... идею, Бога? может свое тело? Нет! ... вы о-Сознаете, что сознаете."
Когда мы отходим от…, то о-Сознаем, что сознаем. – Интересное утверждение. Я полагал, что по "отходу" продолжаю воспринимать действительность. Какую-то часть действительности осознаю, какая то воспринимается бессознательно, что-то на уровне условных и безусловных рефлексов.
2. "Когда вы отходите"..."Вы воспринимаете бытие... сознания. Существование... сознания - это самый очевидный... факт..., от которого он И долж(ен)но отталкиваться... в дальнейших суждениях. Это - непререкаемый факт первого уровня реальности."
До какого-то момента, как и Вы, я наивно полагал, что «существование сознания – … очевидный факт». На деле оказалось, что существование сознания, это всего лишь условный рефлекс. Сознание не осознается, иначе оно подлежало бы определению. Невозможно определить то, чего нет, можно лишь как-то описать рефлексию, (что и делают на ФШ, и не только).
Предположение, что сознание не существует, есть в вашей фразе – «Все построения сознания – иллюзорны…». Следовательно, построение сознание, что существует сознание – иллюзорно. Стало быть, и ваше желание того, что сознание должно стать «сверх сознанием» не имеет смысла.
3. Второй уровень реальности – это осознание того, что вы мыслите словами и с помощью их можете общаться с другими субъектами сознания.
Попробуйте помыслить, допустим, древне шумерскими словами и пообщаться «с другими субъектами сознания». Думаю, что сделать этого Вы не сможете. Значит, словами Вы мыслить не можете. Слова лишь символы обозначающие чего-то значимое для человека. Слова - тот-же условный рефлекс.
да парадоксы общеизвестны : это и парадокс лжеца и брадобрея...и тождества Рассела, и самореференция сознания и змей кусающий себя за хвост, и отрицание отрицания...Видимо дело еще и в том, что в моем суждении нет утверждения о внешнем ...я лишь утверждаю о существовании своего субъективного сознания , о котором вы можете судить только косвенно..и вот на этом утверждении и строю все остальное.