Почему большинство творений человека имеет тенденцию быть каким-то ровными и правильными?

Аватар пользователя kanshaev

Вот вопрос, который задали на одном форуме. Что думаете по этому поводу?

"Почему большинство творений человека имеет тенденцию быть каким-то ровными и правильными, в то время, как создаваемое природой, наоборот, неровное и неправильное? Понятно, что и в природе могут быть примеры и симметрии и столь точных геометрических пропорций, который и человека могли бы удивить, но я говорю именно о большинстве создаваемого, о тенденции.

И именно обращает на себя внимания геометрическая форма объектов. Вот почему у творений человека преобладают именно ровные и правильные линии? Царство прямых линий, которые раздражают. Даже кривая изогнутая линия в каком-либо антропогенном объекте – и та все равно правильная, правильно изогнутая. Природные же изогнутые и кривые линии гораздо более спонтанные и какие-то хаотичные что ли... Да и бросить взгляд на природу – разве так уж много там прямых или даже "правильно", "ровно" изогнутых линий? А если посмотреть на среду человека: всюду эта ровность и правильность.

Почему имеет место именно так?

Следует ли понимать тут ограниченность человека, который как бы заперт в диапазоне простых правильных линий, создает их для удобства существования (не будем брать исключения, а именно как тенденцию), либо тут, наоборот, наблюдается некоторая ограниченность природы, которая не может в большинстве случаев создавать ровные, правильные формы, в то время как человек может?

Идея стереотипии, шаблонности, точнее штампованности (ведь у человека массовое производство) вряд ли может это объяснить, потому что: 1) в природе также может быть массовое создание/воспроизведение чего-либо, 2) вообще-то и человек при создании в массовом порядке мог бы отдать предпочтение не таким правильным фигурам и линия (сама по себе массовость еще ни к чему не обязывает).

Я так думаю, что этот пунктик весьма непраздный и за ним обязательно кроется какая-то важная феноменология."

Комментарии

Аватар пользователя Ron

Почему большинство творений человека имеет тенденцию быть каким-то ровными и правильными...

Наверно, потому что сущность человека в том и состоит. Жизнь есть самопознание бытия, и всё сущее суть знание. Ну, а человек включён в этот процесс как переосмысляющая сущность, переосмысляющая ради правки, доводки уже имеющегося в мире уразумения - оптимизации, компактификации, гармонизации... :))

Аватар пользователя Софокл

правки, доводки уже имеющегося в мире уразумения - оптимизации, компактификации, гармонизации... :))

Все это возможно потому, что человек, что бы существовать должен принимать однозначные решения. В противном случае его существование окажется под угрозой.

Аватар пользователя Ron

: Софокл
Вы, наверно, исходите из сермяжной правды жизни ;) Но есть и общее соображение, подтверждающие Вашу точку зрения. Некоторые думают, что течение времени в мире поддерживается именно беспрестанно осуществляемым в этом мире выбором. Если это действительно так, тогда и в самом деле выбор, в том числе и принятие однозначных решений, обеспечивает и познание, и "перепознание", и всё такое прочее.

Аватар пользователя Софокл

To Ron,
Есть такая точка зрения. А есть еще точка зрения Августина, согласно которой время может существовать только в эмпирии, как проявление понимания собственного места среди прочих частей. Почему я заостряю на этой формулировке внимание? Потому, что стрела времени образуется не только действием, но и мыслью.

Аватар пользователя Ron

Мы отклонились от заданной темы. А тема времени очень обширная, для неё нужно делать отдельную ветку дискуссии.

Аватар пользователя kanshaev

Может ответ на вопрос кроется в особенностях человеческого мозга.
В ходе эволюции человек, как вид, должен был выжить. Для этого развивались функции мозга, которые отвечали за реакцию, точность и правильность действий в случае опасности, во время охоты и т.д. Т.е. мозгу привычны точные и простые формы, а не бесформенные и аморфные, т.к. последние не помогали ему в эволюционном развитии. Творческое начало, однако, проявлялось и у древнего человека в виде наскальных рисунков и т.п.

Аватар пользователя Софокл

Может ответ на вопрос кроется в особенностях человеческого мозга.

Безусловно, верно. Только я не стал бы противопоставлять точность реакции творческому началу. Начнем сначала.
Человеческое ДНК в 2 раза короче ДНК кукурузы. Соответственно поведение человека в большей мере зависит от того, какие он сам принимает решения. И эти решения не зависят от наследственной информации, а от того как человек сам вписал себя в окружающий мир. Это творческое начало.
Когда лев готовится к прыжку, он прикидывает расстояние до нее и ее возможную траекторию движения. Это временной компонент, и этот компонент не дан ему от рождения. Ему учатся. И значительная укороченность наследственной информации, а отсюда и большая потребность и творчестве, в накоплении культурных знаний - все фокусируется в потребности БЫТЬ. Соответственно нашло выражение в симметрии, в чувстве времени, в гармонии, в стремлении к четкости и ясности форм.
Но современное искусство настолько "окультурилось", что стерлись грань соединяющая его с волей к жизни. Несмотря на это оно нам часто нравится, потому что мы находим в нем отражение свой вновь обретенной сущности.
Что бы Ron`у не думалось, что в обращении к проблеме времени мы удаляемся от понимания того, почему мы зачастую предпочитаем законченные, прямые формы, позволю себе напомнить, что пространство всего лишь один из модусов времени. Пространство и есть настоящее.
Как же зависит организация пространства от интеллектуальных моделей, которых человек придерживается? Вспомним мифологическую концепцию времени. Время не имеет стрелы. Оно тягуче, неспешно, циклично. Практическая деятельность не воспринимается человеком в качестве определяющего его поведение. Первобытный человек считает, что его благополучие зависит от милости богов, которую необходимо у них выпросить. С этой точки зрения жертвоприношение - самое оправданное практическое действие. Я думаю, все известны наскальная живопись, там прямых линий почти нет, как нет и симметрии. Вот вам связь интеллектуальной модели мира и искусства.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Одна из гипотез:
потому что природа устроена по фрактальным закономерностям, а в человеческую культуру пока прочно вшита парадигма геометрии Эвклида.

Аватар пользователя Nataly

Человек сознательно стремится к совершенству линий и форм, чтобы приблизится к идеальному.