Прошедший в конце июня в Н.Новгороде VI Российский философский конгресс не вызвал в обществе практически никакой реакции. Даже в самом Н.Новгороде, о чем можно судить по мнениям его жителей на интернет-форумах. Итак, проблема взаимной отстраненности, отчужденности философского сообщества и современного российского общества вновь заявляет о себе как нынешняя объективная реальность, с которой мы обязаны считаться. Так получилось, что эта проблема сегодня организованно освещается преимущественно со стороны философского сообщества.
Философы обиженно констатируют отсутствие внимания со стороны современного общества, однако не пытаются глубоко проанализировать причины этого. С их точки зрения, виновато во всем «одичавшее» общество, «не доросшее» до высот философской мудрости и не осознающее поэтому важности предлагаемых философией рекомендаций. Мол, философы стараются изо всех сил, живо откликаются на актуальные проблемы современности, наперебой предлагают разумнейшие решения и подходы, а общество в силу своей косности все это просто игнорирует.
Так ли это на самом деле? Давайте за примерами обратимся к материалам прошедшего конгресса. Казалось бы, немало представленных тем докладов было посвящено актуальным проблемам глобализации, взаимодействия власти и общества, этики и пр. Однако язык и ориентированность докладов носят столь специфический окрас, что практически исключают доступность материала для обычного образованного человека. Философы пишут лишь для себя и друг для друга (ну, еще и для ВАКа, конечно), не выходя за рамки своего узкого специфического мирка – вот однозначный вывод, к которому приходят люди. На форумах Н.Новгорода граждане немало повеселились, цитируя названия тем докладов и отдельных перлов их авторов. В целом о философском сообществе страны у народа складывается мнение, как о какой-то полузакрытой тоталитарной секте, занятой исключительно своей внутренней казуистикой и снобистски игнорирующей окружающий объективный мир. Не удивительно, что мир отвечает тем же.
Нужно ли стране преподавание философии в таком огромном объеме и масштабе? Дает ли что-то полезное специалистам конкретных отраслей народного хозяйства заученная ими в рамках курса вузовской философии бессистемная сборная солянка из разноплановых и противоречивых воззрений Эпикура, Спинозы, Фихте, Маркса и современных постмодернистов? Другое дело – если бы предлагалось что-то полезное системно-организующее или методологически ориентирующее. Так ведь нет. Философия нынче сама пошла вразнос, идет ломка прежних стереотипов, стирание граней, ниспровержение авторитетов. Царствует широчайший плюрализм представлений. Что полезное может извлечь из этой безраздельной каши-размазни нынешний человек-практик? Такая философия способна лишь сбить с толку и набить оскомину у среднего гражданина. Не случайна, в связи с этим, реакция отторжения, возникшая у массы людей, вкусивших плодов вузовской философии.
Может быть, данная система способствует взращиванию новых талантливых философов или поддержке ныне популярных авторов? Увы, тоже нет. Таланты и популярные авторы никак не пересекаются с устоявшимся философско-преподавательским болотом, весьма слабо представленным и практически не живущим в интернете. Болото вообще не интересуется работами соотечественников, не помогающими штурмовать ВАК.
Итак, современное российское профессиональное философское сообщество в его нынешнем квазистабильном виде представляет собой нечто совершенно бесполезное с точки зрения общества, однако продолжает привычно кормиться за его счет. При этом средств хватает на проведение регулярных масштабных конференций и конгрессов на региональных и федеральном уровнях, на участие огромных делегаций в работе всемирных философских конгрессов.
Если вдруг новое руководство страны решит избавить систему образования от этого в общем-то никчемного балласта и масса преподавателей философии будет уволена, это в корне подрубит экономическую базу нынешней сладкоголосой и велеречивой философской элиты, лишит РФО собираемых взносов и фактически поставит крест и на нем, и на организуемых им конгрессах. Просто лопнет отягощающий казну очередной бессмысленный мыльный пузырь, только и всего.
Если бы шла речь о степени эффективности использования средств, отпускаемых на эту сферу, было бы, очевидно, гораздо разумнее их сконцентрировать в нескольких сильных центрах, культивирующих здоровую кадровую и учебную политику. Следовало бы также нагружать эти центры поиском решения актуальных проблем жизни общества. Тогда можно было бы рассчитывать на появление работ и решений высокого уровня вместо сегодняшнего пугающего вала посредственной писанины от интеллектуального планктона. Остается уповать на то, что страна когда-нибудь к этому придет.
Комментарии
Равиль, ну, вы и умелец писать!
Знаете, то что многим кажется кризисом, так может быть на самом деле началом обновления? Я соглашусь с вами, что философия должна иметь практическое применение. Однако в чем оно должно заключаться? В том, что философы дают практические рекомендации по обустройству общества? Нет одинаковой истины, приемлемой для всех случаев жизни. Такое понимание Истины - пародия на нее. Да, истина обще значима, универсальна, вечна... Но что означают сии свойства? Только то, что Истина это тот стержень, который ведет нас по жизни. Согласитесь, если под таким стержнем понимать, что то вроде некоих принципов и законов, то не избежать очевидных глупостей, как то, что "единая логика" порождает множество акцидентальных ситуаций...
В общем-то ваша критика укладывается в представление: есть мудрые Философы за бортом РФО и есть пустопорожние "философы", стоящие у руля общества... По-моему, вашим пером водит чувство обиды: обошли вас. Лично мне в попа ламе, кто рулит философским сообществом. Я пишу, предлагаю свои соображения обществу и не жду взамен никакой благодарности. Настоящая философия - бескорыстна.
Софокл пишет:
Все-таки Вам было бы приятнее, если бы философское сообщество активно обсуждало в том числе и Ваши свежие вещи, а не толшько одни глубокомысленные трюизмы этих престарелых маразматиков?
Равиль, прошу извинить мне то, что я не поддержу ваши оценки типа: "глубокомысленные трюизмы этих престарелых маразматиков". Знаете, все таки все люди разные и нельзя исключить, что для кого-то эти "трюизмы" актуальны. На мой взгляд, дело не в "свежести" предлагаемых нами идей, а в том что эти идеи должны волновать умы, звать человека к тем жизненным путям, на которых человек сможет обрести счастье. В противном случае, философия может выродиться в умствование. Повторюсь: я не жду благодарности за свой труд. Единственная благодарность, которая будет мне приятной - это честный и бескорыстный обмен мнениями. Но такая возможность у нас есть- это наш сайт. Вообще, интернет - великая вещь. Так что, по большому счету, мне ваши претензии к философскому сообществу не понятны.
Солидарен с Софоклом. Занимаемся философией не ради корысти, званий, престижа, а ради собственного развития и помощи (если собственные идеи найдут отклик, востребованность у других людей) другим. Для этого есть как форум ФШ, так и другие публичные площадки в инете. Так на сайте философия.ру есть публикации работ (серьезных монографических исследований) целого ряда форумчан ФШ (Равиля в том числе).
Непонятна рекламная претензия на форуме ФШ достижений автора в новой работе:
Воспринимается так, будто автор своей книгой не иначе как осчастливил сообщество ФШ :))
Вместо саморекламы куда уместнее будет в тезисной или реферативной форме изложить свои новые идеи.
Тогда уже и судить Who is кто. Назвался груздем? полезай в ...?
Интересно, есть ли в моём рассуждении философия?
Всякая живность употребляет пищу. Пища - это растение или животное. Растение или животное - это готовые и разные создания. Попадая в организм, эти готовые и разные создания РАЗРУШАЮТСЯ и из их частей строится новый организм, который есть ни растение, ни исходное животное - человек. Если присмотреться, то жизнь так устроена. Растения извлекают из почвы нужные им вещества, разрушая при этом самые крепкие породы, и создавая свой облик растения своего вида.
Перенося этот процесс на духовную "пищу", видим то же самое. Каждый человек потребляет готовую идею, разрушает её на удобоваримые части и из этих частей строит свою идею. Но для того, чтобы что-то разрушить, надо чтобы это что-то было создано. Создаётся же это что-то (духовное) не в книжках - там только отпечатки, а в человеке, и передаётся пока только человеком человеку.
Можно разогнать Академию. Через двадцать лет основная масса не будет понимать написанное.
Дилетант пишет:
Дело не столько в разгоне. Требуется радикальная переделка системы: нужна благодатная почва не только для заучивания материалов прошедших эпох, но и для развития идей дальше. А эта стоящая на верхушке Пирамиды престарелая бюрократия лишь воспроизводит стагнацию.
И согласен и не согласен. Согласен с "почвой для развития идей". Эта почва есть нас окружающее и его отражение в наших головах в виде идей. Развитие идей суть развитие наших желаний и идей по их реализации. Однако, наши желания должны "соответствовать нашим возможностям", опираться на достигнутое.
В качестве возражения против радикальных преобразований. Головной НИИ дал деньги на разработку прибора в КБ. Прибор был разработан с применением соответствующей элементной и теоретической базы. Однако некоторые моменты в нём были сделаны по чистой практике, потому что не было соответствующих теоретических наработок по расчётам (готовых формул).Этот прибор с отчётом забрали в головной НИИ и сделали соответствующие теоретические выкладки по практическим моментам, спустив их обратно в КБ. По этим формулам можно было уже расчитывать эти моменты, не прибегая к длительным практическим "тыкам". Но эти "теоретики" не умели делать приборы...
Калмыков Р.Б.,
Странный вопрос... Похоже автор не вполне понимает, что такое философия... Преподают историю философии, точно так же как историю литературы, историю средних веков или историю театра, даже на философских факультетах готовят не философов, а историков, будущих профессиональных преподавателей истории философии. Научить быть философом принципиально невозможно, им можно стать только самостоятельно, при этом знание истории философии хоть и желательно, но совершенно необязательно. Говорить о профессиональной философии, это тоже самое, что говорить о профессиональной любви, которую чаще называют не любовью, а проституцией.
Имеют право профессионалы (в любой области) создавать сообщества? Безусловно! Нужно ли от таких сообществ профессионалов требовать какую-либо пользу для общества, ожидать от них гениальных литературных, музыкальных, философских, театральных произведений или каких-либо научных открытий? Конечно нет! Любое сообщество профессионалов дает возможность обмена мнениями и не более того. Можно конечно разогнать такие сообщества (историков философии, литераторов, музыкантов, художников, ученых), можно и не преподавать историю этих сфер деятельности человека, ограничится просто преподаванием чтения, письма и счета до десяти.... и тем самым уже окончательно сделать Россию государством дебилов.
Виктор пишет: Преподают историю философии
Если бы... На самом деле навязывают некие "основы философского знания". Наша нынешняя система профессиональной философии является анахронизмом, наследием советских времен. Оттуда широкомасштабное навязывание курса философии в вузах и колледжах, а также академический маразм. Нужен не слом, а полезное для активного философского сообщества преобразование системы.
Калмыков Р.Б. пишет:
Здесь категорически не согласен. Введение философии в старших классах школ Швеции и Шотландии повысили успеваемость на 30%.
Философию надо вводить с 1-го класса школы (1-4 классы как этику) и далее "Философию для детей". Надо растить творческие личности, а не натаскивать на ЕГЭ, "экзамены" и "зачеты". Будущим математикам и физикам вводить спецкурсы "Философия физики" и "Философия математики".
А что касается 6-го конгресса, это наверно говорит обида, что Вы не получили приглашение... Согласен - это неправильно. Меня также, в том числе и на Третий конгресс в Ростове не пригласили, но сам поехал из Питера и сделал доклад...
К сожалению, на всех конгрессах (был на четырех) не было заинтересованных мозговых штурмов...
"Философия" всегда востребована обществом: обслуживает политические интересы, партийна. Нынче она стушевалась - либерализм слегка пригнули, - а-то бы уже штудировали аналитическую философию англосаксов. Так что, пока она ни бэ ни мэ, ждёт-с, чья чаша перевесит...
"Философия" была ещё недавно наукой: диалектический материализм. Какой никакой, но наукой... А вот философы были разные, как оказалось. Одни открестились от диамата, плюют в его сторону - это "нахлебники", другие (не ортодоксы) его пересматривают - это "исследователи"...
Итак, философия должна утвердиться как наука, да политический момент скользкий.
Горгипп пишет:
Политический момент, действительно, любопытный. Пожалуй, впервые за многие столетия Россия оказалась в своем историческом шествовании без какой-либо идеологической и философской поддержки. И движется, похоже, в очередной исторический кювет. К этому ведет примитивная логика развития политической бюрократии.
Равиль, вы правы! Помимо классической философии необходима и народная философия и пусть некоторые окрестят ее идеологией, плевать, , вот только вопрос - кто, как и когда?
Знакомая ситуация! Когда я в Питере на одной из филконф призывал работать на практику, на решение животрепещущих проблем общества, меня чуть ли не на смех поднимали...
В ФТ материал будет в рубрике:
• Ф\ФИЛОСОФИЯ\Российская\Современная\Никчемность.
Да, еще две рубрики упустил:
• Ф\ФилософскИЕ\Философские конгрессы\06_VI Российский философский конгресс.
• ЛИЦА ФШ\Калмыков Р.Б.\Мнения... О философии.