КАК ОТЛИЧИТЬ НАУКУ ОТ ЛЖЕНАУКИ?
Как отличить науку от лженауки? - Этот вопрос поставлен давно и остается актуальным до сего дня, потому что нет толкового однозначного ответа. Казалось бы, вопрос простой, а ответить на него не может никто. Причем, "никто" включает в себя ученых мужей часто семи пядей во лбу, занимающихся непосредственно научной деятельностью. Но так не бывает, выходит, или вопрос поставлен некорректно, или между наукой и лженаукой нет никакой разницы. Лично я склонен думать первое. Строго говоря, вопрос "Как отличить науку от лженауки?" адресован обывателю, который не будучи докой склонен перечислять разного рода стереотипы, вымыслы и фантазии, приписываемые науке, в которых бесследно размывается ответ и остается бесконечное бла-бла. Поэтому здесь было бы разумнее конкретизировать: Перечислите критерии, определяющие науку. Тогда если невозможно указать критерии обсуждаемой науки, то автоматом речь идет о лженауке, или опрашиваемый дилетант в этом вопросе со всеми вытекающими. А критерии вытекают из генезиса возникновения науки. Так, если в познании возникает некая проблема, то её обсуждают тут и там. Но поскольку все оперируют размытыми разнозначными понятиями, которыми тянут одеяло каждый на себя, то такое обсуждение неизбежно вырождается в бесплодно-бесконечное бла-бла. Но, как водится, однажды некто, определяя основные дефиниции, понятия конкретизирует однозначными терминами, т.е. разрабатывает терминологический инструментарий, применимый для решения данной проблемы, что само собой предполагает терминологическую дисциплину, - это называется "разработать основы будущей науки". Таким образом, возникает терминологическое поле, на котором возможно открытие объективного закона природы. Тогда все суждения в рамках данного закона и в данных терминах мы называем теорией. А область познания в границах применимости данной теории мы называем научной дисциплиной или просто наукой. Так было, есть и будет всегда. Например, древние философы бесплодно долго рассуждали о формах тел. Наконец, Евклиду бла-бла достало и он обрубил: Ша, ребята! отныне и навсегда: точка - это часть ничего, линия - это длина без ширины, и т.д. всего 5 постулатов и к ним несколько основных теорем. Т.е. он разработал терминологический инструментарий и привел объективные законы. И тут же возникла классическая геометрия - наука в конкретных терминах, область применимости которой ограничена пространственными формами физических тел. И эта наука, уже давшая нам стереометрию, справедлива сегодня. Ровно так же возникла классическая физика Ньютона и другие точные науки. Но был и поучительный случай. Было дело, однажды Гаусс, Лобачевский, Риман и Бояи усомнились в одном лишь 5-м постулате и стали трактовать его каждый по-своему. И тут же возникли четыре разновидности нелинейной геометрии. Благо, что только четверо и только в одном 5-м постулате, иначе геометрию Евклида размочили бы в бла-бла. Но в истории известен случай некорректного генезиса науки. В свое время выдающийся ученый в области этнологии Л.Н.Гумилев открыл закон пассионарного развития этносов. Но на свою беду он пренебрег разработкой основ и продолжал оперировать понятиями. Разумеется, суждения даже в рамках закона не отличались конкретикой и потому выглядели сомнительными. Поэтому сегодня теория этногенеза не находит применения, а этнология считается наукой лишь условно. Как история, география, психология и проч. гуманитарные науки, которые считаются науками с оглядкой на их области познания, границы которых тоже весьма условные. Именно условные науки являются раздольем для лжеученых, которые вольны трактовать понятия и выдумывать новые как кому захочется. Поэтому, рассуждая в одной науке можно легко перескочить в другую, и жонглировать категориями из разных наук. При этом трудно представить анекдот, если, например, в гидравлике рассуждать категориями кулинарии. Практически то же самое в т.н. фундаментальной физике, в которой оперируют весьма сомнительными понятиями, а объективными законами служат (о, чудо!) математические уравнения. А ведь закон пассионарного развития много точнее закона эволюции Дарвина и один в один закону всеобщего развития. Сравните процесс возникновения этносов с процессом кристаллизации в солевом растворе. Если в одном случае это центры пассионарности, то в другом это центры кристаллизации, но в обоих случаях это процесс от низшего к высшему по одному объективному закону Природы.
Таким образом, 1)поскольку наука сильна своей конкретикой, то её сила исходит из конкретики терминов. 2)все суждения данной науки должны быть связаны воедино логикой объективного закона. 3)всякая наука справедлива в четко ограниченной области применимости. Всё. В части условных наук можно спорить до опупения и надеяться на дядювасю, который когда-нибудь сделает из них взаправдашнюю науку. Схема дана - сделайте. Кто, если не ты?
Комментарии
Это вы так на теорию пассионарности Гумилева Л.Н. (так наверное география у вас в список условных наук попала) отреагировали? Вы же знаете наверное, что есть классические тексты по философии науки, где собственно и ставится проблема критериев науки. Если уж научно подходить, то обзор неплохо бы сделать по научным критериям, чтобы не выглядеть бледно. У истории и психологии предметы особенные: один в прошлом (память о котором исчезает со временем), другой в "душе" (доступный опосредованно через внешние проявления, с этическими ограничениями). На помощь историкам компьютеры - для сохранения документов в цифровом виде. На помощь психологам - результаты двух мировых войн и компьютерная томография. Т.е. если не рассматривать не пойми что (типа Гумилева), то география, история и психология вполне науки. А квантовую физику оставьте физикам, они хоть с математическими уравнениями, но вполне материальные вещи помогают получить.
У вас есть какие-то другие критерии науки? - Излагайте, "чтобы не выглядеть бледно". Пока что я вижу, как вы библейской категорией "душа", о которой никто в т.ч. попы не имеет четкого представления, ковыряетесь в психологии. А когнитивную категорию "память", которая у всех ассоциируется с флешкой, пытаетесь пристегнуть к истории. А квантовая физика мне на хрен не упала - это не наука, а бизнес физиков, пусть себе зарабатывают. Только не надо меня выставлять дураком, к.г. хоть горшком назови, только в печь не сажай. Тем паче ни подтвердить, ни опровергнуть их никто не может и не сможет. А пока догадаются что к чему, то к.г. или визирь умрет, или ишак околеет. А вам, как я вижу, на уши можно навешать не то что математические уравнения, но и любую другую чушь. Так, что излагайте критерии, мне самому интересно. Кстати, нет теории пассионарности, есть теория этногенеза и закон пассионарного развития этносов. Даже в этом вы дилетант.
Начать надо с истории с "великого развода" методов науки и богословской метафизики. С тех пор "идеализм" это "всё что не верно" . Материализм это "всё что верно". Некая философская схема, куда вы в ячейку на многочисленные обмерные рёбра вкладываете "деталь" , если "не заработало" то вот он "идеализм" или основа лже-науки.
Как обычно, вы пытаетесь здесь всучить размытые понятия: что значит верно - не верно? То, что верно для одного, не верно для другого - это очень субъективно, а потому не научно. Или, с вечера помолитесь Богу, чтобы завтра взошло солнце. Утром глядь - взошло. Ура! заработало, значит, богословие - наука. По-вашему. Чушь!
Зачем "субъективно" что это за ерунда ? Причём здесь "субъективно"? Критерии науки как раз "субъективно" значит не полно. А вообще что удивляться то ? Почему "лженаука" не имеет право на существование ?! У нацистов допустим она использовалась вовсю !. В этой "системе" как раз таки всё было верно. Наука , её методы как "абсолют" не могут не опосредоваться в политике через враньё ложь итд.
Просто дайте определение науки, и будет вам счастье!
Скажите, а с чего вы решили, что математические уравнения служат законами в физике?
В физике экспериментально установленные закономерности объективной реальности выражаются при помощи математических уравнений.
Разницу улавливаете?
И ещё. Что-то у вас размыто-кисельный пассаж вышел: все суждения данной науки должны быть связаны воедино логикой объективного закона.
Это как? Откуда взялся объективный закон, и откуда взялась логика? Вообще, никаких истин в природе не бывает, а в науке бывает лишь промежуточная в смысле углубления процесса познания парадигма. Значит, надо весьма осторожно обращаться с термином "объективный закон". Это - не всеобщий и на все времена закон, а установленная закономерность, которая в дальнейшем будет уточнена и обобщена. И логика, как прием человеческого мышления, а не закон природы, тут вообще ни причём, равным образом и какие-то суждения какой-то науки. Есть только одна наука - естествознание. Всё остальное - либо не науки вообще, типа философии, либо недонауки, типа медицины или социологии. Какие нафиг суждения могут быть в настоящей науке, то есть в естествознании? Могут быть только следствия из установленных закономерностей.
В классической физике да, математика является языком и с её помощью выражаются физическая зависимость. А в теоретической физике все не так. Прогуглите, как Эйнштейн решал уравнение (не помню чье) и ломал голову с т.н. космологическим многочленом - оставить или убрать? Ну, оставил - и получилась, о чудо, разбегающаяся вселенная. А если бы убрал, то она была бы сбегающаяся. Спросите, причем здесь многочлен и вселенная? А притом, что исходное уравнение без каких бы то ни было экспериментов выдается законом природы. Высосано из пальца от фонаря. А представление о бозоне Хигса откуда взялось? Решали какое-то уравнение и получили типа икс. Этот икс назвали бозоном и стали искать. И обязательно нашли, даже если его нет в действительности, а иначе как отчитаться за 11 млрдов баксов за БАК?
Уподоблюсь школьному учителю и смиренно восполню ваши пробелы. Объективные законы Природы открываются исследователями в процессе активного наблюдения за реальной действительностью. Т.е. если при проведении экспериментов обнаруживается некая взаимосвязь, которая не зависит от наблюдателя, то её мы называем объективным законом. Отсюда важный критерий: повторяемость эксперимента с одним и тем же результатом. Уф... теперь о логике. Пример, если тело подбросить вверх, то оно упадет на землю. - Логично? да. Но, если тело подбросить вверх, то оно улетит в небеса, - тоже логично. Суть логики в том, что в процессе суждения мы раскладываем дискреты информации в звенья цепи, древа или мозаику конкретного объективного закона. В первом случае дискреты "тело" и "подбросить" разложили в звенья цепи закона тяготения и получили "упадет на землю". Во втором случае те же дискреты разложили в закон Архимеда и получили "улетит в небеса". Это же школьная программа, Ватсон. Видимо, физику вы сдавали по ЕГЭ. Печально и ужасно: "объективный закон - не всеобщий и не на все времена". Вашего учителя надо было повесить за яйцы. Чтобы вы не несли чушь об "уточнении" всеобщих законов Природы. Взгляните на себя, вы - взаимосвязанное единство костей, органов, молекул, атомов и проч. Потому что вашим телом реализовался всеобщий закон Единства. А в физике масс этот же закон является законом всемирного тяготения. А в физике электрических зарядов это закон Кулона и т.д. везде и во всем. И это не зависит от ваших уточнений-обобщений. Тоже мне, нашелся господь Бог лженауки.
Господа, я понимаю, что у каждого свое мнение, но поскольку здесь Философский штурм, а не форум бабынюры, то прошу вас, фильтруйте себя, не позорьтесь и не позорьте своих учителей. Не будьте ублюдками без рода, без племени. За каждым из нас стоят родители и учители - мы их прямое продолжение, и потому в ответе за их честь. Или вы не знаете, что это такое?
Убедительно доказали, вопросов не осталось.
С невежественными мудаками в переписке состоять не желаю.
Ага!!))
Не знаю... Пожалуй, критерием научности служит совпадение теории и практики...
Бла-бла-бла.
Хотя в вашем посте есть некоторые вещи, которые могут натолкнуть на правильные размышления. Вы несколько раз используете этот оборот "бла-бла-бла" и ведь попали в самую точку.
Чем лженаука отличается от науки? Этот вопрос можно переформулировать более точно: чем "бла-бла-бла" отличается от не "бла-бла-бла"?
И ответ теперь сам приходит на ум: не "бла-бла-бла" - это когда вы свое "бла-бла-бла" можете подкрепить делами. Наука и стала наукой, потому что широко используется на практике. Наука - это полезное "бла-бла-бла".
У лжеученых одно вечное "бла-бла-бла". Казалось бы, предъявите практические результаты своей болтовни, докажите делом, что вы не шуты какие-то гороховые, а настоящие ученые - и утрете всем нос. Но до дела у них никогда не доходит.
Да, наука в тривиальном смысле проявляется практикой, т.е. различными формами деятельности. Но в широком смысле это не только шить валенки или конструировать самолеты. А как вы относитесь к вопросам мироустройства в большом и малом? Насколько мне известно, сегодня и в ближайшем будущем еще никто не может и не сможет стряпать галактики и лепить протоны. Ну, может быть через пару-тройку тыщалетий, а пока, по-вашему, это бесполезное бла-бла и, значит, лженаука. В гносеологии это называется примитивный рационализм, вместе с которым можно выплеснуть ребенка. Нет, я не оправдываю космологию, астрофизику и физику элементарных частиц, где чуши действительно по самое неможу. Равно, как и в психологии, которая нам явно остро необходима. С таким же успехом можно встать в позу - на кой ляд нам история, если она никому и ничему не учит! И на хрена нам экономика, если кризисы, как снег на голову? Нет практического выхлопа, только бесполезное бла-бла. И с грязной водой чуши вы выплеснули ребенка, мол, ЗАЧЕМ нам такая наука? И что дальше? - Ничего, пустота. А надо бы вопросить: ПОЧЕМУ такая наука? И, поняв почему, отмыть ребенка от чуши и вырастить здоровую плодотворную науку. А понять не трудно, потому что игнорируем критерии определения науки. И это не только в науке, но и в обыденной жизни. Например, у всех на устах патриотизм, родина, национализм, шовинизм, но никто не скажет, почему они возникают, а уж как прекратить, это вообще за гранью знаний. А ведь все просто, как пятак. Полагаю, всем известно, что есть нация и национальность. Но каждый понимает по-своему, поэтому это понятия с размытыми смыслами, и потому не отличают одно от другого. А это, как показывает жизнь, чревато социальными катаклизмами. Но давайте их конкретизируем в термины: НАЦИЯ - это совокупность граждан государства, взаимосвязанных едиными негласными и официальными нормами и правилами. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это общность людей, имеющих один язык, культуру, традиции и этническое происхождение. Отсюда понятно, нация - это категория политики, а национальность - категория этнологии. И в целях соблюдения терминологической дисциплины эти термины путать недопустимо. Понятно, если в этнологии национальность подменить нацией, то эта наука потеряет смысл. В политике нация выражается патриотизмом к своему государству-стране, и это замечательно. Но если нацию подменить национальностью, то неизбежно получим национальный шовинизм и даже нацизм. И нечистоплотные политики по незнанию или намеренно широко пользуются этим демагогическим приемом. В результате межэтнические конфликты и даже мировые войны. Но их можно избежать, если от политиков требовать строгое соблюдение терминологической дисциплины. А в науке такое требование очевидно.
А судьи кто?
Кто будет решать - у кого правильные понятия, а у кого нет? У кого верное понимание науки, а у кого неверное? Вы написали пост - прибегут с десяток лиц, а то и больше, которые начнут с вами спорить по любому поводу. Вы можете быть сто раз правы, но единственное, чем вы можете подтвердить свои слова и что единственно действует убедительно на всех простых (далеких от науки) людей (и политиков в том числе) - это дела.
Как же политики будут вас слушать, если ваши требования не только бесполезны для них, но и сами ученые далеко не по всем вопросам согласны друг с другом?
В части ученых да, порой трудно их привести к консенсусу. Но в части политиков проще простого, надо всего лишь отличать нацию от национальности и соблюдать терминологическую дисциплину. А что происходит на самом деле? Выходит на федеральную трибуну этакий политик и вещает всему российскому народу о всероссийском православии и гегемонии русских. Кто бы спорил, значение русских велико и можно согласиться определяющее, но выпячивать себя перед другими национальностями, как минимум, не тактично и, как максимум, аполитично. И что в связи с этим прикажете думать людям других национальностей и верований? В оправдание своей ущербности невольно возникнут мысли о малой родине, как первый шаг к сепаратизму. Можно быть уверенным, до крайностей не дойдет, есть другие скрепы, но стоит ли дергать черта за усы? И если бы история была взаправдешной наукой, то на примере Германии объяснила, к чему приведет подмена нации национальностью. Да, подменили и стали внушать это сначала в пивных дилетантам, потом с пивных ящиков на площадях сторонникам, а потом с высокой трибуны восхищенным ортодоксам, стройным колоннам членов, наконец, параду пушечного мяса. Мы так не хотим. И обратила бы внимание на США, где есть только американская нация, а национальности как бы вообще нет, например, американец китайского, русского, итальянского и т.д. происхождения. Даже понятие расы сведено к нации - афроамериканец. И приходится согласиться, в части нации Америка действительно сильное государство. Страна, которая изначально была скопищем авантюристов и бандитов всех мастей со всего мира. Что мешает быть сильной российской нации? Да, пропаганда войны и межнациональных конфликтов наказуема. Но этого мало, надо со школьной парты учить отличать нацию от национальности и соблюдать терминологическую дисциплину. И тогда я, ты, он, она - мы легко увидим в чрезмерно амбициозном политике маленького гитлера и не пройдем мимо. И будет нам счастье. Аминь.)))
Ин-сен
Так вы ответите на вопрос, что такое наука, или будете и дальше переливать из пустого в порожнее?
Я вам разжевал критерии определения науки - вам осталось только проглотить. А вы хотите, чтобы я еще покакал за вас. Свое я уже давно выкакал, а вы свое выкакивайте сами. По утверждению проф. С.В.Савельева человек хоть иногда должен думать, иначе мозг скукожится и вы вернетесь на деревья.
Глотайте сами.
Вы знаете "критерии определения науки"; что же вам мешает скомпоновать их вместе и дать определение самой науки? По-видимому, неуверенность в найденных критериях, или их исчерпывающем количестве.
Во всяком случае, браться за тему "наука - лженаука", не определив что такое наука - это противоречит рекомендациям "проф. С.В.Савельева".
Ничего подобного у С.Савельева нет и быть не может - он мозговед, а не теоретик науки. В чужую лодку он не садится. Зачем пустые понты - ни уму, ни сердцу, ведь такая чушь разоблачается легко. Повторяю, вам подарили удочку - рыбку ловите сами. Ладно, покажу как ловить. На предмет определения науки возьмем булеву алгебру. Признаюсь, впервые с ней столкнулся лет эдак 50 назад, поэтому помню в общих чертах. Для незнающих немного истории. В начале 20 в. алгебра Буля (алгебра логики) стала применяться как математический язык для описания схем локальных систем автоматики. С развитием элементной базы от реле, через транзисторы, БИСы, ГИСы в современные микрочипы развивался язык и сегодня это программирование. Основной дефиницией здесь является триггер-реле, который может быть только вкл. или выкл. - записывается 1, 0. Основные функции И, ИЛИ, НЕ - аналоги объективных законов. Таким образом, в алгебре логики оперируют терминами в рамках объективных законов в области программирования - это несомненно наука. А теперь возьмем т.н. науку историю. Приходится признать, здесь все понятия и ни одного термина. И нет ни одного закона исторического развития, а об области применимости вообще нет речи. По сути это хроноскопия событий, причем, на основании субъективных былин и мемуаров так, что ломаются копья, мол, хан Батый и Дм.Донской были разными людьми или одно лицо? Иначе говоря, история не соответствует критериям - это однозначно не наука. Так, что, строго говоря, налицо кандидаты и докторы несуществующей науки истории, то же самое несуществующей науки экономики, которые поэтому не имеют предсказательной силы, это бла-бла. Ну, теперь-то, надеюсь, вы сможете, приложив эту рамку к тесту, определить науку и лженауку. М-даа, результаты ЕГЭ очевидные.
С вами все ясно. Если вам задать вопрос, что такое четное число, вы начнете глубокомысленно рассуждать: двойка - это четное, и четверка - четное, а вот число 11 не является четным.., вместо того, чтобы дать общее определение: четные числа - те, что нацело делятся на два.
Из "всей этой дряни" следует, что вы не знаете, что такое наука, но это дает вам прекрасную возможность продолжать до бесконечности ваши рассуждения о различных дисциплинах на предмет того, являются ли они наукой.
Если бы вы понимали, что такое наука, то вы бы не только делали голословные заявления, например, такие, как "нет ни одного закона исторического развития", но и могли доказать принципиальную невозможность существования "законов истории".
Хорошо, все, что существует в мире, имеет право на существование. Хотим мы это или не хотим, наука и лженаука существуют объективно, поэтому поставим вопрос по-другому: Для чего нам нужны наука и лженаука? Представьте, вы планируете вечером лечь спать пораньше, потому что завтра рано на работу. А зачем на работу? - Чтобы на заработанные деньги питаться следующий месяц. А зачем питаться? - Чтобы будучи в полном здравии делать то-то и то-то. Заметьте, здесь речь постоянно идет о будущем. И не только здесь. Всем своим существом мы устремлены в будущее. Загоните любого человека в угол безнадеги будущего, то у него произойдет или коллапс сознания - это бичи и бомжи, или состояние крушения надежд - это суицид. Для чего нам надо знать свое завтра? - Чтобы быть адекватным сегодня. Так вот, знание будущего нам дает наука, которая обладает предсказательной силой. Чем обусловлена её сила? - Её сила обусловлена объективными законами. Тогда конкретику текущего настоящего мы экстраполируем по этому закону в будущее и тем предопределяем еще не существующее событие, под которое к.г. стелим соломку в настоящем. Например, аэродинамика - наука, проектируя самолет, мы предопределяем будущее событие. Лженаука не имеет предсказательной силы, тем не менее она существует объективно. Зачем и почему? - Это поле для бла-бла, в нем реализуются человеческие пороки, разного рода понты, которые имеют место быть. В лженауке глупый представляется умным, а ничтожество - значимым. Поэтому к прогрессу она не имеет никакого отношения, но, имитируя науку, она искажает и затрудняет предопределение будущего. Вы встали на защиту истории, аргументируя тем, что законов истории не существует принципиально. Это мировоззренческая чушь. Мир един, и все в нем взаимосвязано - это известно с древних времен. Абсолютно все, в том числе исторические события. История от слова исток, от которого происходит закономерно последовательное развитие. Т.е. если есть конкретика исходного, то от неё по закону исторического развития должно предопределить любое будущее событие. Сегодня короновирус, политический и экономический кризис, социальная самоизоляция и проч., вы или кто-то другой историк семи пядей во лбу может предопределить во что это выльется через месяц, год, десятилетие? - Нет. Потому что на самом деле история не наука, а хроноскопия, которая лишь фиксирует прошедшие события на шкале времени. И футурология не наука, потому что без законов она беззубая. Не поможет и теория эволюции Дарвина, которая должна бы показать ход развития человечества, пусть даже как биологического вида. Все это от нашего несовершенства, а не из-за "принципиальной невозможности законов истории". Так, что чаще смотритесь в зерцало, а не пеняйте на Природу.
С содержательной и методологической точки зрения с наукой все понятно: это система знаний об определенной области действительности, которая содержит открытые ею законы, присущие этой сфере, и различные теоретические построения, основанные на правилах логики...
Тот, кто нарушает каноны науки - допускает "субъективизм" в описании процессов, нарушает законы логики при построении выводов, является лжеученым.
Но если посмотреть на проблему не со стороны личных качеств исследователя - добросовестный тот или мошенник, глупый или умный - а со стороны самого объекта исследования... Может ли самое "добросовестное" и методологически безупречное изучение, например, поведения смазливой соседки привести к созданию науки - "женщиноведения"? Иначе говоря, могут ли быть выявлены "объективные законы", управляющие поведением исследуемого объекта?
Наука может иметь место только в том случае, если движение объекта подчиняется исключительно физическим причинам, а не психическим и тем более, не социальным.
Там, где существует "свобода воли" объекта, наука невозможна! Именно поэтому ни история, ни любая другая дисциплина, которая имеет дело с биологической или социальной сферой, не являются науками.
Но это вовсе не означает, что исследователи этих сфер занимаются бесполезной деятельностью и теряют право на звание "ученого". Здесь происходит почти художественное освоение действительности /Горький называл литературу "человековедением"/: недостаток или отсутствие научных знаний компенсируется искусством ориентации в "неподвластной для науки среде".
Прошлое уже произошло и выбор сделан, поэтому история, если она изучает прошлое - наука. Так же со свободой воли не связана фатально ни биология, ни социология, выделяя в обществе то, что не зависит от свободы воли. Есть иерархия сложности (формализуемости) процессов, в этом аспекте у социологии самый сложный предмет.
Фатальным в истории является "свободная воля" псевдоисториков, не подчиняющихся требованию объективности.
Возможно, по специальности вы физик, но зачем так грубо тянуть одеяло на себя? Ладно, если вы упираете на движение объекта, то рассмотрим, что это на самом деле? Допустим, катится яблоко - это механическое движение, когда суть объекта изменяется относительно наблюдателя из вне, в общем случае относительно среды. То же самое, яблоко лежит на месте и гниет - это движение состояния, когда суть изменяется относительно самой себя. Если мы познаем мир в динамике развития, то по большому счету без разницы по каким законам изменяется суть - по физическим или химическим и биологическим (микробами) законам? И от того, что вы физик, не физические законы не перестанут действовать. Более того, не следует абсолютизировать свои способности, потому что познание субъективно в силу человеческой природы. Да, в физическом плане мы ограничены телами. Но сейчас мы с вами переписываемся, т.е. в информационном плане ваше и мое Я взаимодействуют в неограниченном продолжении. Потому что мир един, и все в нем взаимосвязано, т.е. он непрерывный. И по-хорошему в этой непрерывности невозможно разграничить ваше и мое Я или выделить что-либо объектом - объектом является только едино целая Природа. А человеку предзадано познавать мир - это наша природная функция. Не познавать мы просто не способны, поэтому познание неистребимо, и так или иначе мы познаем мир всегда и везде вопреки кострам инквизиции и тотальной обструкции. Но человек является исчезающе мизерной частью Природы, а по закону сохранения целое невозможно вместить в его же часть. Получается противоречие: Природу познавать надо, но невозможно. Тогда, образно говоря, Матушка Природа сказала: если не можешь познавать в целом, то познавай частями. И наделила нас способностью абстрагировать и идеализировать. И мы каждый на свой лад абстрагируем часть от целого, т.е. выделяем и обрубаем её от вне, и идеализируем в объект. Так, что все чем мы оперируем в этом мире - все сплошь идеализации, а познание - идеализм. Но одно дело, когда идеализм основывается на объективных законах природы - это объективный идеализм, наука. И совсем другое, если на выдумках и фантазиях, не имеющих ничего общего с реальной действительностью, - это субъективный идеализм, религия и химерические теории. Так, что ваш агностицизм "свободы воли" - это субъективный идеализм. М.Горькому это простительно, не будучи ученым он оперировал художественными вымыслами, но вы-то позиционируете себя ученым со всеми вытекающими. Да, сегодня мы еще не знаем законы общественного развития, поэтому пользуемся в лучшем случае статистическими сопоставлениями, но это вовсе не значит, что их нет вовсе. Будет время узнаем и тогда история, экономика, политология и т.д. станут науками, предопределяющими будущие события. А пока мы вынуждены соглашаться с текущими событиями, как фатально объективными явлениями. Как заяц, если попал в зубы лисе, то не сетует зачем и почему - так есть.
Чем занимается наука? Познанием законов движения изучаемого объекта. Что такое закон? Это существенная, необходимая связь между параметрами, характеризующими это движение. Что такое "необходимая"? - Исключающая любые отклонения от "канона".
Например, в физике установлена необходимая связь между временем свободного падения тела и расстоянием, преодолеваемым телом за это время: S = gt^2/2
Если человека "рассматривать" как неживое тело, и сбросить с высоты, его движение будет подчиняться этому закону, и здесь наука будет торжествовать.
Но если человек будет иметь возможность в описываемой ситуации проявить свои "социальные свойства", например, воспользоваться при падении парашютом, зонтиком и пр., то его падение не будет подчиняться вышеназванному закону.
Здесь исчезает необходимоть, поскольку в процесс вмешивается "свобода воли" исследуемого объекта, поэтому не существует "объективного" закона движения нашего "сознательного объекта", а, следовательно, наука здесь "не танцует".
Поскольку "свободой воли" обладают все живые существа - от человека до вируса - то их изучение будет представлять собой бесконечное накопление фактов их поведения, устройства и пр., которые люди могут использовать в своих целях, но это никогда не приведет к появлению науки, то есть дисциплины, содержащей законы поведения этих существ!
Описание устройства объекта уже будет включать законы его движения. Т.е. в этих науках достаточно законов, не зависящих от свободной воли. И наверняка есть модели включающие свободную волю, по закону больших чисел (чем хаотичнее проявление свободной воли, тем точнее будет модель) или учитывающие диапазон действия свободной воли (степени свободы).
При использовании парашюта изменится соотношение сил и формула свободного падения будет неверна, надо будет составить другое уравнение, т.е. тут не действие свободной воли, а другая ситуация. Не описывает эта формула свободного падения (в атмосфере) такое тело, не обладающее свободой воли, как большого объема, малой плотности (надо учитывать Архимедову силу, силу сопротивления воздуха) или имеющего аэродинамические поверхности (тот же парашют). Т.е. вы неправильно понимаете действительность и действие свободной воли.
Есть деление на естественные (имеющее дело с повторяющимся) и гуманитарные науки (имеющие дело с индивидуальным), и для гуманитарных наук должно быть другое определение. Гуманитарные науки плохо формализуются, но формальные подходы к гуманитарным наукам находятся, по мере накопления и расширения опыта.
Строго говоря, в Природе объективных законов как таковых нет, а есть объективные закономерности. К примеру, вы на 10-метровой вышке, есть предмет весом 1 кг.и по закону Ньютона вы рассчитали его падение до микросекунды. А теперь засеките время и сбросьте предмет вниз. Фактическое и расчетное время не совпадут никогда, потому что вы рассчитывали по закону, а предмет падал по закономерности. Закономерность - это взаимозависимость всех факторов в данном месте в данное время, а это все: форма предмета, начальная скорость, вязкость и движение воздуха, гравитация в данном месте в данное время и т.д. и даже фатальность ситуации. Например, если в это время внизу проходит человек, которому не суждено умереть, то падение предмета будет другим, нежели если бы его не было. А как вы думали, откуда невероятные случаи чудесного спасения? Иначе говоря, закономерность аналогична неопределенной непрерывности. Но мы-то наделены способностью абстрагировать и идеализировать. И если мы, выделив, абстрагируем гравитацию от всего, то её идеализируем в объективный закон тяготения. А если абстрагируем упругость и вязкость воздуха, то идеализируем в закон аэродинамики. Поэтому, например, снайпер стреляет не по законам баллистики, а по закономерности, т.е. учитывает все ситуационные факторы. А парашютист еще усиливает фактор воздуха и ослабляет фактор тяготения. Но в обоих случаях действие не от фонаря, а на основании научных знаний. Другое дело, в гуманитарной области, где нет наук и, значит, нет знаний. О каких знаниях может идти речь, если нет даже определения человека? Одни упирают, что мы сугубо животное, другие - творение по образу и подобию, третьи - сублимацией неведомого сознания, четвертые - реинкарнацией и т.д. и т.п. Невозможно определить закономерность того, что не определено. Тем не менее события происходят неведомым нам чередом - и это факт. Например, был октябрьский переворот, был мощный СССР, и он же мощный развалился - все это случайность или чья-то воля? А может быть это все же объективная закономерность, которая фатально и неукоснительно реализовалась в то, что есть. А если так, то что следует ожидать через месяц, год, десятилетие и т.д. Это можно было бы прогнозировать, если бы история стала наукой. Формализовать - это определить формулу объективного закона. Но если нет формулы, то, разумеется, формализовать невозможно, нет субстрата формализации.
Суеверное представление о фаталистической предопределенности общественного развития поселилось в наших головах, благодаря "истмату", изобретатель которого писал:
"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения..."
В свою очередь Маркс унаследовал фатализм от Гегеля, согласно учению которого развитие мира есть лишь отражение развития надмирового сознания - Абсолютной Идеи.
Предрассудок предопределенности настолько крепко засел в головах бывших "совков" - жертв Агитпропа, что они абсолютно уверены: как бы ни сопротивлялись люди "объективному историческому движению", Колесо Истории неумолимо и оно притащит всех за шиворот в коммунизм!
Что же касается "октябрьского переворота", то мы все прекрасно знаем реальных авторов этого исторического "продукта". То же самое относится и к развалу СССР...
Интересно, что если последовательно проводить идею исторической предопределенности и независимости процессов, происходящих в мире от "воли и сознания" людей, тогда невозможно возлагать на людей ответственность за их поступки! И Гитлер, и Сталин оказываются сразу "белыми и пушистыми"!
Хотите вы этого или нет, а они действительно белые и пушистые, Гитлер - для нацистов, Сталин - для сталинистов, соответственно. В Природе нет и не может быть добра и зла - это субъективные понятия, определяющие достигнутый человеком уровень нравственности. Например, ограбление, воровство и взяточничество - это явления одного порядка, но разного уровня, которые заведомо ниже общепринятого в современном обществе. А в обществе силовой морали открыто грабить - это норма, хорошо, равно, как чиновнику в обществе торгашеской морали продавать свои обязанности за взятку. В природе, если волк задрал козу, никто не ломает голову о добре и зле - просто так есть. А теперь рассмотрим фразу: Если на тело не действуют внешние силы, то оно находится в состоянии покоя... Налицо последовательность событий, в которой мы различаем причину и следствие. Но ключевым здесь является МЫ. Если убрать МЫ, то не будет различия. В действительности так и есть, последовательность, причина и следствие только в нашем представлении. Поскольку у нас есть память и воображение, то мы имеем дело с тремя событиями: прошлым, настоящим и будущим. Но поскольку мир един, то вынуждены связывать их воедино. Для этого мы изобрели формулы "если, то" и "потому, что", которыми раскладываем события по стреле времени. Так, формулой "если, то" различаем текущее настоящее от перспективы будущего, а формулой "потому, что" - настоящее от ретроспективы прошлого. Сегодня суббота ПОТОМУ, ЧТО вчера была пятница, и ЕСЛИ сегодня суббота, ТО завтра будет воскресенье. При этом пятница, суббота и воскресенье вовсе не последовательность, а закономерный ряд событий. Так, что Природа в целом - это сплошная закономерность, а реальная действительность - это событие закономерного ряда. И самой главной характеристикой закономерности является её объективность, т.е. Природа существует независимо от кого/чего либо, и в ней все происходит неукоснительно, неизбежно, фатально закономерно. Но урбанизированный мир - это очевидное свидетельство искусственного творения человека, т.е. результат интеллектуальной и физической воли человека, которая часто вопреки Природе. Чтобы разрешить это противоречие, рассмотрим пример. Допустим, у вас возникла идея сделать табуретку. Вы разработали проект, добыли материал и сделали табуретку. Несомненно, она искусственный объект, потому что возникла по вашей воле. Но после возникновения вы ушли, а она есть, как и всякое естество она стала объективной. Стала или была всегда? Поскольку невозможно разграничить возникновение от существования, то невозможно отличить искусственное от естественного. Но и быть одновременно и искусственным и естественным невозможно. Тогда рассмотрим другой пример. Вы гуляете по лесу. На земле лежит слой опавших листьев, веток и проч. Это вовсе не хаос, а результат реализации некой программы низкого уровня и порядка. Но в иерархии Природы за ней следует программа более высокого порядка, например, гнезда, которая должна реализоваться неукоснительно. Разумеется, сами собой листья и ветки не взлетят на дерево вопреки тяготению. Для этого у Природы есть инструмент реализации - птица. Именно в ней эта программа проявится инстинктом и птица соорудит гнездо. В этом плане человек тоже является инструментом реализации, но более сложных программ, для которых простым инстинктом не обойтись, здесь нужен интеллект. Отсюда должно быть понятно, почему наше познание неистребимо и всегда направлено на практическое применение. Получается следующее, если человек-инструмент заточен соответствующими знаниями, то программа обязательно втемяшится в его голову и проявится волей. И тогда, не смотря на препоны, он неукоснительно реализует её, и в реальной действительности возникнет то, что не может возникнуть само собой т.с. естественным образом. Отсюда природное предназначение человека: познавать мир, чтобы реализовывать программы высокого уровня и порядка. Другое дело, болтуны, которые имитируют познание и потому не способны создавать что-либо практическое. Видимо, в этой части Природа несовершенна. А чтобы избежать субъективизма в оценке исторических персонажей, надо рассуждать с позиции реализующегося исторического тренда, т.е. методом дедукции - от общего к частному. Например, представьте историческое развитие Евразии как противостояние экспансивного Запада и традиционного Востока. И тогда проясняется предназначение и роль каждого исторического персонажа. Например, было время, когда в силу неразвитых средств коммуникаций человечество Евразии было разобщено настолько, что это грозило стагнацией. И тогда появился Чингиз-хан. Обратите внимание, именно мобильные кочевники, которые по сути ничем не могли обогатить оседлые народы. А это от них не требовалось, огромной ложкой они прошлись по Евразии, перемешали кровь, культуры и достижения народов - и ушли. Человечество Евразии взаимообогатилось и развитие продолжилось своим чередом. Но это стало началом противостояния Востока и Запада, который продолжается до сего дня. И границей водораздела оказалась Россия. Поскольку царская Россия в стагнации не способна была противостоять Западу, то вовсе не случайно она трансформировалась в СССР. Иначе на Востоке повторилась бы история индейцев Америки. В этом смысле Сталин был пассионарием бастиона против Запада. А Гитлер был пассионарием экспансии на Восток. Сегодня пассионарием является Путин, под прикрытием которого встает на ноги Восток в лице Си. А на Западе пока разброд, нет пассионариев, политику экспансии делает финансовая олигархия. Поэтому следует ожидать появление новой сильной политической фигуры, иначе нарушение баланса со всеми вытекающими. Так, что все ваши оценки добра и зла не стоят выеденного яйца. В подтверждение этого представьте, что некогда некий злодей грохнул в венской пивной несчастного Шикльгрубера. Наивно думать, что из-за этого история пойдет другим путем. Исторические процессы объективные, не зависят от кого/чего либо. Для этого в рукаве Природы спрятан не один пассионарий - не Алоис, то какой-нибудь Вилли, Ганс и проч. Уж если вы назвались ученым, то и рассуждайте как ученый, а не как бабанюра с гормолзавода.
Вы забыли, что кроме "неизбежности" /на языке философов это называется "необходимостью"/, существует еще и такая "загогулина", как случайность... Как сказал один из великих, будь нос Клеопатры чуть длинее, переменился бы весь облик Земли!"
В самом деле, если взять в качестве закономерности развитие жизни на планете, то этот процесс может в любой момент прерваться какой-нибудь космической катастрофой, что никак не вписывается в земную "закономерность".
"Когда вы говорите, Иван Васильевич, возникает такое чувство, что вы бредите!" Но это, по-видимому, только цветочки, поскольку дальше следует:
Природа, оказывается, это не мир, состоящий из неорганической и живой материи, в котором человек осуществляет свою жизнедеятельность, а Живое Существо, причем, более высокого порядка, чем человек, поскольку последний является всего лишь инструментом реализации планов, задуманных Природой... Если вы под Природой разумеете Бога, то так и скажите и не надо заниматься казуистикой.
Теперь все понятно: развитие мироздания, в том числе и общественной жизни определяется Богом, следовательно, поступки людей столь же "неизбежно" диктуются объективными общественными законами, что и движение камня под действием сил гравитации.
Следовательно, не только Сталин и Гитлер оказываются "белыми и пушистыми"; но вообще, никому из людей нельзя предъявить обвинение за те деяния, которые он совершает, как нельзя "подать в суд" на кирпич, который, выскользнув из рук неловкого каменщика, разбил голову несчастному бедолаге, случайно /?!/ оказавшемуся на его пути!
Интересно, что вас не поддержит в вашем обожествлении природы и церковь, поскольку христианский Бог, например, не лишает человека свободы воли, не превращает его в простой инструмент, и именно поэтому может предъявлять к нему "мемы" греха и праведности!
А как же быть с теми людьми, которые не являются "хорошими инструментами", они не умеют /или не желают!/ познавать мир, или того хуже - не хотят "реализовать программы высокого уровня"?
Вот те на! Высший Разум оказался несовершенным! Тогда как же этот несовершенный Субъект может обеспечить "неукоснительность, неизбежность и фатальность" процессов?!
Оказывается, все дело в том, что Разум является заурядным шулером: у него в рукаве спрятаны запасные карты:
Как говорится, упорствовать в заблуждении - значит приходить к еще большему заблуждению.
Банальный примитив - другого и не ожидалось. Вроде бы образованный интеллектуал, а почему то во всем полудумки и недодумки, неужели трудно мысли доводить до логического конца? Взять хотя бы стереотип Бога, в чем его очевидная ошибочность? Библия утверждает: Бог - это вездесущий, всемогущий и всезнающий Творец. Уже в одном этом утверждении противоречие - творец не может быть всезнающим, потому что это антоним, как горячий мороз и сухая вода. Допустим, да, вездесущий и всемогущий, но вовсе не всезнающий, потому что творчество это всегда поиск истины, а это ошибки и достижения, обусловленные недостатком знаний. Попы говорят, что человек создан по образу и подобию Бога, но на самом деле получается наоборот, Бог придуман по подобию человека. Как это получилось? Поскольку вокруг все возникает и происходит непонятно само собой, но часть от всего является очевидным творением человека, то, чтобы устранить непонятное "само собой", функцию творения распространили на все. А это предполагает аналог человека-творца. Для этого придумали идеализацию и её персонифицировали в Бога. Да, вы догадались, Бог - это мистика, Но это же полудумка, которую надо додумать до конца. Поскольку мистика не возникает на пустом месте, то в чем её суть? Более того, вы приписали мне придуманную вами же идеализацию высшего Живого Существа. Но я-то писал о всеобщей закономерности - всеобщей программе Природы, результатом реализации которой является реальный мир. Очевидно, вы не имеете представление, что такое программа. Чтобы понять, что это такое, зайдите в цех роботов и посмотрите что и как. Все процессы по единой технологической программе, которая исключает всякое творчество. Здесь все закономерно и никаких случайностей быть не может, иначе сбой производства. Какое и зачем здесь высшее живое существо? Другое дело, реальный цех роботов - это открытая система, поэтому во многом зависит от внешней среды, а взаимосвязанное в единство Природа - это замкнутая, абсолютно самодостаточная система. Поэтому о творческих ошибках и случайных сбоях не может быть речи. Закономерная случайность - это очередной антоним, в котором одно исключает другое. И все это мы видим в окружающем мире, все происходит неукоснительно фатально, закономерно по всеобщей программе. Даже наши ошибки часто это субъективно ложная оценка объективной закономерности. Это как с фокусами, если не знаешь секрет фокуса, то это как бы чудо, а как узнаешь, то это закономерно. А в части моих слов о несовершенстве Природы вы не поняли мой сарказм. Хотя в части реальности Природа действительно несовершенна. Это должно быть понятно из принципа: от низшего к высшему, от простого к сложному. т.е. от несовершенства к совершенству, идеалу программы. И наш мир на этом пути. Об этом же принцип развития "как только, так сразу", т.е. как только пространство становится становится достаточным для реализации данной программы, то она сразу реализуется в нем соответствующей реальностью. Здесь ключевым словом является "достаточным". И это выражается в патологиях и полиморфизме вещества, тел и событий. Например, чистый раствор соли кристаллизуется в правильные кристаллы, а в грязном растворе - в уродливые. Равно, в плохих условиях дети рождаются с патологиями, а в хороших - дети здоровые. Но в целом жизнь от поколения к поколению - это движение к совершенству. Поэтому говорят, что дети должны быть лучше родителей, иначе человечество вернется на деревья. К совершенству своего вида, но вовсе не к возникновению нового. Возникновение нового биологического вида это реализация программы еще более высокого уровня. И в этом ошибка теории эволюции Дарвина. Ну, а о законе пассионарного развития не буду повторяться, если не поняли с одного раза, то не в коня корм.
"Восстала тварь на своего Творца, И это тоже на земле не ново."
А в Ю.Корее провели парламентские выборы. И плевали они на короновирус. Видимо, скоро человечество, наконец, очистится от тварей, которые или вымрут или вернутся на деревья. Действительно, если раньше нужна была тупая рабочая сила, то теперь матушке Пироде в роботизированном производстве тупые твари на хрен не нужны, так или иначе произойдет отбор по мозгам.
Известному физику Ландау приписывают следующее определение:
"Науки бывают естественные, неестественные и противоестественные!"
Ландау позволительно так шутить - он сугубо физик, а вот вы как философ, могли бы больше учитывать.
Уважаемый Олег! Не надо быть святее папы римского. Ландау был не менее философ, чем мы все вместе взятые. А про науки он прав: например, физика - естественная наука, экономика - не естественная наука, наука, преподносимая нам Виктором Качаном, - противоестественная.
Все, что существует в реальной действительности в т.ч. науки, то естественное. А неестественное и противоестественной - это химерические фантазии и чушь в головах. Если говорить об экономике, то как деятельность она естественная, но как наука - она противоестественная, потому что чушь из больной головы. И хотя за эту чушь присуждают нобелевки, экономическая наука бесплодна, не имеет предсказательной силы. Да, все производят предметы потребления и торгуют товарами, значит, это естественная деятельность. Но никто не может прогнозировать на неделю, месяц, годы вперед, потому что экономика-наука неестественная чушь.
а зачем вам это знать? это все равно не поможет отличить зерна от плевел. получите хорошее происхождение - будете отличать. не получите - тогда слушайте что вам говорят и повинуйтесь.
хочешь большего? - все равно повинуйся.
Для Ин-сен.
Тема интересна и актуальна. К сожалению, как чаще всего и бывает на ФШ, не обнаружил ни одного конструктивного комментария, одно лишь негативное вяканье.
Теперь по существу. Выделенные Вами признаки научности вполне корректны и в принципе достаточны для любой частной науки, но не философии, научность которой не может быть определена вне отношения бытия и мышления, объективного и субъективного. То есть, ваши признаки обще научны, но не метафизичны. В какой-то мере Вы, конечно, касаетесь этой стороны дела, отдавая отчет в том, что наука познает явления, а не вещи в себе. Мне думается, что поднятая Вами тема могла бы выглядеть более фундаментально, если бы она углубилась именно до метафизической сущности науки, т.е. до того, что всё объективное субъективно, всё субъективное объективно. Ведь очевидно, что лженаука, или бла-бла-бла, паразитирует как раз на разрыве этих, основных, гносеологических противоположностей. Причем возникающие тут объективистские или субъективистские формы лженауки не только достойны друг друга, но и, в конечном счете, взаимообратимы.
С точки зрения позитивизма это предложение не имеет смысла, т.е. слова есть, грамматические правила соблюдены, но само предложение смысла не имеет (т.е. негативно).
Для Чифу.
А что Вы, собственно, комментируете, вместо автора темы? Делать больше нечего?
Комментарий про лженауку (по теме). Я не отбираю у автора записи возможность отвечать (удалять).
Хотел бы узнать ваше мнение про позитивизм (философия науки).
Для Чифу.
Словесный понос не комментирую. Что касается позитивизма, то непосредственного отношения к теме он не имеет.
Разве не видно, что критерии науки Ин-сена можно переформулировать как программу позитивизма:
Науку от лженауки отличает их отношение к Логике и Фактам - всё стальное не имеет ровно никакого значения. Все науки опираются только на Логику [дедукцию] и (или) на Факты, - других опор нет. А лженауки игнорируют Логику и отвергают Факты, - они опираются только на свои собственные выдумки.
Таких критериев всего два.
ЛОГИКА.
Первый, и самый надёжный критерий научности – это использование ДЕДУКЦИИ (аксиоматической методологии). ДЕДУКЦИЯ – это единственный метод логических рассуждений, который позволяет вести строгие логические доказательства.
Все теории, использующие ДЕДУКЦИЮ – являются научными, и здесь совершено не имеет значения каков объект исследования: хоть материальный мир, хоть живой мир, хоть общество, хоть мир каких-то абстракций. Если какая-либо теория использует ДЕДУКЦИЮ – значит она уже даже не просто научная, а к этому же ещё и ТОЧНАЯ. - Почему так? Да потому, что только ДЕДУКЦИЯ позволяет теориям получать абсолютно точные теоретические результаты и даёт 100% гарантию отсутствия в них каких-либо логических противоречий. Скажем, все разделы математики, все геометрии, все логики, теория множеств, а также все физические теории, - все они несомненно относятся к наукам (более того к Точным наукам), поскольку все они используют ДЕДУКЦИЮ как основной метод познания - в них все рассуждения строятся по схеме от начальных утверждений (аксиом, принципов, постулатов, всеобщих законов) к частным следствиям.
Но не всё так просто: есть и такие Теории, которые ДЕДУКЦИЮ используют крайне ограниченно, а то и не используют вовсе, но тем не менее они также являются научными. Здесь действует другой критерий научности.
ФАКТЫ (для прикладных наук).
Второй критерий научности - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОВ (их накопление и последующая классификация). В этом плане такие учения как астрономия, химия, биология, академическая медицина, экономика, история – тоже являются науками.
Собственно, вот и всё – по большому счёту никаких других критериев, отличающих науки от лженаук, не может быть.
К сказанному следует ещё добавить, что между наукой и лженаукой могут находиться учения в промежуточном, ещё "донаучном", состоянии. Это уровень знаний, характерный для начального периода формирования теорий, когда идёт первичное накопление определённых фактов, постановки значимых вопросов, попытки дать на них разумные ответы. На мой взгляд, именно в таком состоянии сейчас находятся философия (онтология) и этика.
Тут ещё уместно было бы поговорить и о критериях "лженаучности", но это уже отдельная тема.
Вообще-то издавна установлено, что самым надежным критерием научности является ПРАКТИКА.
Что касается дедукции (аксиоматики), то она обеспечивает лишь формально-логическую структуру исследования и его вербального изложения. Но все это не имеет никакого отношения и значения для научности, т.е. истинности, полученных результатов, которые целиком и полностью зависят от исходных постулатов. А эти последние могут быть как истинными, так и ложными. Одним словом, дедуктивная логичность, сама по себе, отнюдь не является гарантом истинности научного исследования. Именно отсюда и вытекает сама возможность как подлинной науки, так и её ипостаси, в виде лженауки.
Практика? ПРАКТИКА – это целенаправленная деятельность. Как "деятельность", пусть даже целенаправленная, может являться критерием научности какой-либо Теории? - Вы, наверное, имели в виду не практику, а ФАКТЫ? – те самые, которые мы наблюдаем посредством наших органов чувств, и которые потом различные науки(лженауки) пытаются описать как можно точнее (т.е. АДЕКВАТНО). – То есть в исправленной формулировке будет звучать где-то так: самым надёжным критерием научности является АДЕКВАТНОСТЬ логических следствий данной Теории наблюдаемым ФАКТАМ. Правильно?
И, во-вторых. А как быть с теми теориями, которые никакого отношения к ФАКТАМ не имеют вообще, а следовательно, на соответствие с ФАКТАМИ не проверяются? Взять хотя бы нашу "царицу всех наук" со всеми своими ответвлениями: математика, геометрия, логика, теория множеств, - разве они проверяются на соответствие с наблюдениями? Нет, не проверяются! - Но ведь это вовсе не означает, что математика и геометрия являются лженауками? Не так ли?
Спрашивается, какому научному критерию в таком случае должна соответствовать математика (геометрия)?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласен, одного только использования ДЕДУКТИВНОГО метода (аксиоматики) недостаточно, чтобы считать данную Теорию научной. Возможны и такие теории, которые, используя ДЕДУКЦИЮ, выдают совершенно неадекватные реальности логические следствия. Скажем, высказывание "Все люди бессмертны" – является дедуктивной лжетеорией. - Тем не менее в любом случае логическую безупречность Теории может обеспечить только ДЕДУКЦИЯ (аксиоматика) и ни что другое.
По этой причине изучение самой ДЕДУКЦИИ как метода исследования – это тоже является критерием научности. Именно этим и занимается математика со всеми своими разделами. Согласны?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
"Истинностью" (значением истинности) могут обладать только отдельные высказывания (утверждения, отрицания) – ни никак не "научные исследования".
Лженаучность - это нарушение научных норм. Лжеученых как раз отличает незнание научных норм. Учеными нормы воспринимаются в процессе обучения, восприятия понятий и проблем науки, на лабораторных работах, в процессе практики, на примерах других ученых. Научные нормы бывает весьма трудно сформулировать, но в научной среде нарушать эти нормы недопустимо. Лжеученость ненормирована и часто связана с избытком амбиций у лжеученых.
Например альтернативщики жалуются, что ученые не воспринимают их "теории" (а точнее претензии), при этом обвиняют ученых в догматизме и преследовании за свободу слова. Наука открыта для критики, но критика должна предоставить достойную альтернативу действующей теории (либо неизвестный и противоречащий действующей теории факт, результат правильного эксперимента), что нарушается альтернативщиками и неспециалисту весьма трудно (практически невозможно) создать такую альтернативу. Даже подать правильно (а подавать надо правильно) свою идею (например на конференции) альтернативщики не умеют.
Вы так и не раскрыли, что это за "научные нормы", которые "нарушать недопустимо"? Можете привести хоть один пример формулировки такой "нормы"?
В примере я наметил принцип фаллибилизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
Ну да, ладно: цитата из "нормы науки" Энциклопедии эпистемологии и философии науки (чтоб всю статью не копировать):
Императив универсализма утверждает внеличностный характер научного знания. Ограничение продвижения в науке на основании чего-либо иного, кроме недостатка научной компетентности, — прямой ущерб развитию знания. Универсализм обусловливает демократизм науки. Утверждения науки относятся к объективным явлениям и взаимосвязям; они универсальны, т.е. справедливы, везде, где имеются аналогичные условия, их истинность не зависит от личности автора. Ценность научного вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности или личных качеств ученого.
Сдаётся мне, что "нормы науки" на которые вы тут ссылаетесь, не могут являться "критериями научности". Сами посудите:
Какая ещё "интерпретация ИСТИНЫ"? – Разве существует "истина" в научном понимании? Вы ничего не напутали?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ну и что? – А утверждения лженаук разве не могут относиться к "объективным явлениям и взаимосвязям"?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Разве теоретические "научные утверждения" могут хоть как-то зависеть от места и условий? Скажем, формулировка того же закона Всемирного тяготения – зависит от места? – Надеюсь, для вас не будет откровением, что ВСЕ научные Теории (их формулировки) - существуют вообще ВНЕ объективной реальности. Разве не так?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Да, это так. А можете сказать, ЧТО из этого следует? Какие учения ("знания", утверждения) следует отнести к лженаучным, основываясь на данном критерии?
Поэтому интерпретация истины, а истина - идеал. Или вы считаете, что ученые к истине не стремятся?
"Объективные явления" означает, что это не субъективные представления. Принцип интерсубъективности. Если утверждение свободно от субъективности, то оно объективно.
Утверждения науки обуславливаются нормальными условиями (иначе утверждения трудно формулировать). Вы обусловили - всемирный закон (в отсутствии других сил, не учитывается объем, форма тел). Условия эксперимента публикуются для того чтобы другие смогли повторить эксперимент. Например идеальные треугольники являются репрезентацией реальных треугольников.
Сами теории существуют идеально - в сознании людей. Объективная реальность - это философское понятие, физики скажут - физическая реальность. Истина, это когда идеальные представления соответствуют объективной реальности.
Лжеученые как правило либо неадекватно желают прославить свое имя, либо говорят о тайных знаниях. Из этого следует, что надо публиковаться (для коллективного обсуждения). Если вы выступите достойно, то за вами сохранится авторство.
Идеал? А это ещё что за чёрт из табакерки? Нет в науках никаких идеалов – есть только ФАКТЫ! И ещё есть ТЕОРИИ, описывающие эти Факты. - Всё, больше ничего! Всё остальное – это ваши субъективные фантазии, к науке не имеющие отношения.
Скорее всего вы не совсем точно выразились. Возможно, говоря об "идеале", вы имели в виду АДЕКВАТНОСТЬ – т.е. хорошее соответствие логических следствий Теорий с наблюдаемыми Фактами. Так?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
"Отсутствие субъективности" вовсе не гарантирует ни "научности", ни "объективности" какого-либо утверждения (если под "объективностью" понимать соответствие объективной реальности). Скажем утверждение "Все люди бессмертны" – свободно от субъективности, но и к объективности никакого отношения не имеет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ну да, - все Теории (и научные и лженаучные) существуют где-то в "сознании людей": говоря философским языком - в одной из онтологических областей Субъективной реальности (СР). Но как их отличить?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Настоящие учёные желают прославить своё имя ничуть не меньше. Ведь стремление к славе, тщеславие - это естественное желание всех одарённых людей, и в этом ничего аморального нет. Так что "личные мотивы" никак не могут являться критерием научности/лженаучности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот, пожалуйста! Это классический пример "лженаучной" классификации!
Научный критерий ВСЕГДА должен формулироваться в виде ВСЕОБЩЕГО утверждения - т.е. там должен содержаться Квантор Всеобщности (такие слова как "всегда", "все", каждый, любой, никто, никогда и т.д. и т.п.). – А стоит туда просочиться хоть капле сомнений в виде слов "наверное" или "как правило" – это уже никакой не научный критерий – поскольку под такой критерий можно подвести (или из него вывести) – что угодно.
Все "научные критерии" должны содержать (подразумевать) Квантор Всеобщности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Научность знаний вообще не зависит от того, опубликовано оно или нет, достойно выступил автор или нет, признано оно научным сообществом или нет. Ведь известно множество примеров, когда гениальные научные открытия долгое время не воспринимались академической общественностью (геометрия Лобачевского, теория множеств Кантора), но тем не менее они уже тогда являлись научными.
1. Тогда, идеал это отличная (совершенная, наивысшая степень) адекватность (соотношение между фактами и теорией).
2. Утверждение "Все люди бессмертны" ошибочно, следовательно на 100% субъективно. Предполагается, что утверждения содержат субъективную часть и объективную часть. Субъективная часть содержит те ошибки, которые мы вносим в утверждение, а объективная часть то, что соответствует действительности. Путь к истине - сокращение субъективной части.
3. Используется научный метод - способ (постепенного) избавления от субъективности.
4. Ученые стремятся к познанию (истине), а авторство - это за заслуги на этом (научном) пути. У лжеученых тщеславие превалирует над стремлением к истине, им главное прославиться, а не достигнуть истины. Аморальность проявляется в нарушение норм (этики).
5. Научные критерии из философии науки, ученые их в виде науки не формулируют. Лжеученые это несистематизированный набор фактов. Так что кванторы всеобщности тут не подходят. Можно только так сказать: Все лжеученые нарушают научные нормы. Одни - одни нормы, другие - другие нормы, третьи - все сразу. Как правило лебеди белые (но бывают реже черные).
6. Опубликование - обязательное требование, иначе у вас не будет вообще шансов быть признанным научным сообществом, цель опубликования - коллективное обсуждение. Опубликование очень рискованное предприятие - ошибку не исправишь, можно испортить репутацию (вот тут авторство вам гарантированно) - второго шанса не будет. С военными тут проблема, ведь есть секретные физики. Есть научные конференции, т.е. варианты опубликования есть. Наука сильно традиционна, внутри научных школ ее положения защищаются как догмы, тут приходится преодолевать личностные факторы.
И математика и геометрия (и логика) образовались из практики. Практика (познание) содержит эмпирическую и теоретическую часть. Истины математики соответствуют математической практике, как деятельности. Как же в практике без ее инструмента - теории (науки)? Факты тоже теоретически нагружены.
это верно, но на практике не выполняется. Методологической основой современной фундаментальной физики исторически является "второй" позитивизм. И один из его лозунгов: "наука - сама себе философия". Поэтому современные физики материалистическую философию классической физики с её принципом объективности сразу посылают как филосню, трёп, даже не понимая, что их релятивистская и квантовая физика тоже основана на определённом мировоззрении - философии позитивизма.
Итак, есть различные мировоззрения, соответствующие им методологические принципы и значит разные физики. То есть научный метод не один и тот же для разного мировоззрения и единого научного метода нет. Поэтому нет и однозначных принципов демаркации. Но ведь мы знаем, что комиссия РАН по борьбе с лженаукой реально существует. И безальтернативное преподавание теории относительности во всех университетах. И массированная релятивистская пропаганда. Это исподволь внедряет в сознание студентов позитивистское мировоззрение. Тогда откуда могут взяться физики с материалистическим мировоззрением, которые если и появляются тут же объявляются лжеучёными, потому что имеют другое мировоззрение.
Короче перечислите на ваш взгляд главные естественно научные методологические принципы. Ну, вот, например, принцип объективности, принцип причинности. Тогда и поговорим за позитивизм.
Спасибо, понравился вводный текст. По делу.
Сходу могу лишь добавить, что наукой правит всесторонний анализ массива данных. Если массив маленький - велика вероятность появления ложных теорий. Если анализ однобокий - результат все тот же.