"...Максим перевернулся на спину и уставился в потолок.
- Есть такая музыкальная группа «Смысловые галлюцинации», - вспомнил он. - Название гениальное. Но подлинным мастером по созданию смысловых галлюцинаций является организатор секты каббалистов Михаэль Семенович Лайтман.
- За что вы назвали их сектой?
- Сейчас объясню, - пообещал Максим. – Итак, немного о Лайтмане. Естественный человеческий рефлекс самозащиты он обозвал страшным словом – эгоизм. И можно сказать, что на этом огородном пугале держится половина лайтма-каббалы. Когда на человека бросается собака – человек инстинктивно отскакивает. Поступает ли человек так из эгоизма, жалея тело собаке? Довольно бессмысленный вопрос для всех, кроме учеников Михаэля Лайтмана. Когда детенышу грозит опасность, самка защищает детеныша, рискуя жизнью. Но Лайтман даже материнский инстинкт тоже считает эгоизмом. А на робкие возражения – зачем называть эгоизмом, когда одно существо жертвует жизнью ради другого, следует стандартный ответ: «вот видите, как мало вы еще знаете об эгоизме». Приходите, дескать, позаниматься.
- Не понимаю, при чем здесь желания? – напомнила София.
- Лайтман говорит, что эгоизм – это желание получать для себя, - ответил Максим, - поэтому с эгоизмом надо беспощадно бороться, но как бы расширяя его. В действительности так и получается. С одной стороны ученики Лайтмана начинают вести себя крайне эгоистично по отношению к родным и близким. С другой стороны – лишаются всякого инстинкта самосохранения, тратя деньги и время на борьбу со своим эгоизмом под руководством профессора Лайтмана.
- Теперь понятно, - кивнула София.
- Только избавившись от смысловой галлюцинации можно заметить, что эгоизм – лишь один из рефлексов, которые надо контролировать. Спонтанная любовь причиняет не меньше вреда, чем животный эгоизм.
- Почему? – удивилась София.
- Разве редко люди убивали и вешались от любви? Или мало матерей, которые избаловали детей, превратив их в чудовища? Легко кричать: «я люблю тебя, ближний мой». Труднее сделать себя подарком, от которого невозможно отказаться.
- Хорошо сказано, – улыбнулась София.
- Ключ к душевной гармонии в наличии верного понимания – когда наши рефлексы уместны, а когда нет. Человек – единственное существо, которое при отсутствии желаний будет действовать так, как считает правильным. Для животного, лишенного интеллекта, за пределами мира желаний жизни нет. А для человека – там начинается свободный мир чистого разума. Лайтман мешает людям это понять и перестать быть животными..." (с)
Роман "Тантра-Каббала"
http://philosophystorm.org/article/aleksandr-vladimirovich-kirlan-kak-ka...
Комментарии
Но до этого у него возникнет намерение действовать "правильно", а это и есть желание.Разум не более чем вычислитель, сам он никаких намерений генеритть не в состоянии
Не могли бы привести текст критикуемого вами Лайтмана, Что за моразм - критиковать человека используя мнение литератора.
Активная сторона разума - воля. Воля - это способность действовать исходя из выводов разума, а не спонтанных желаний. У кого нет воли - того не спасают выводы разума. Спонтанные желания все равно победят. Поэтому воля специально тренируется в дзен-буддизме, в йоге (тапас), в христианском аскетизме, и во многих других мистических школах. Странно, что приходится это объяснять знатоку духовных практик.
Теперь о мнении литератора. У меня уже третья книга недавно вышла. Роман "Тантра-Каббала" - четвертая книга и мнение, соответственно, мое. Я давно знаю Михаэля Семеновича, его Международную Академию Каббалы, Бней Барух и людей, которые у него побывали. Но Вы можете тоже попробовать - это Ваш уровень. Материалы найдете в интернете.
так что же вы не приведете текст самого Лайтмана ?
Боитесь демонстрировать свое убожество на его фоне ?
Забыл добавить, что наиболее сильную волю на востоке связывают с обретением сиддхов и просветлением. Тем более важно понимать – чем воля отличается от желания.
способность действовать вопреки разуму это не воля :)))))))
сами придумали ? :))))))
Философский словарь
Анализировать психику надо так, чтобы ее понять. Повторяю: воля – это умение предпочитать выводы интеллекта спонтанным желаниям. Иногда то же самое называют намерением или силой намерения.
Человек опоздал на работу. Вечером сделал вывод – надо встать пораньше. Утром выключил будильник и опять проспал. Спонтанное утреннее желание спать оказалось сильнее намерения интеллекта. Причина – отсутствие воли. Человек решил бросить пить, поскольку понял, что это вредит здоровью. Вечером снова напился. Спонтанное желание выпить оказалось сильнее решения интеллекта. Причина опять в отсутствии воли.
Сущность воли - в управлении своим вниманием. У безвольного человека оно автоматически вовлекается в процесс наиболее активного участка мозга, то есть в спонтанное желание. Поэтому в Бхагавад-Гите, где внимание называют - манас, его сравнивают с бестолково скачущей обезьяной, которую надо укротить. Для тренировки воли в мистических традициях использовали приемы концентрации внимания – дзен, тапас, тантру.
Думаю, ничего непонятного или спорного в этом нет. Вы бы и сами это заметили, читая книги или просто медитируя, если бы постарались.
почему именно интеллекта ? Откуда вы это взяли ?
То определение воли, что вы дали это ваш диагноз
Что значит «откуда взял»? Из реальной жизни. Есть важное качество психики, которое либо есть, либо нет. Значит, его надо заметить, назвать, исследовать и понять – как его развивать. Наилучшее русское название для нашей способности подчинять спонтанные эмоции решениям интеллекта – воля. Можно предложить другое слово, но смысл понятия не изменится.
Например, у Вас возникло желание меня оскорблять и высмеивать. Такова защитная реакция Вашей психики в ответ на разрушение моими текстами Ваших идеалов. Идеалы возникают подсознательно на основе того индивидуального опыта, который Вы получили. Мозг устроен так, что человек влюбляется в свои идеалы, отождествляет с ними себя и покушение на них воспринимает, как покушение на свою жизнь. Подробнее об этом в заметке – «механизм возникновения идеалов»:
http://philosophystorm.ru/mekhanizm-vozniknoveniya-idealov-esteticheskik...
Наблюдая за Вами, можно сделать разумный вывод – как не надо себя вести.
Если баран с поразительной настойчивостью пытается пробить лбом ворота, то у барана воли нет, а есть спонтанное желание.
Если умный не идёт в гору, а желает идти в обход, то это является проявлением воли, так как он действует исходя из выводов разума.
Я правильно понял?
Если я понял правильно. то получается, что воля - это нечто, побуждающее человека избегать препятствий.
Лучше повторю своими словами. Есть запрограммированные реакции психики на внешние впечатления – эмоции, рефлексы, привычки. Я называю их спонтанно возникающими желаниями. При отсутствии в интеллекте иерархии желаний, автоматически реализуется то желание, сила которого больше. Но при наличии в интеллекте знания о последствиях удовлетворения наших желаний, возникает намерение сдерживать некоторые желания. Если человек способен на это, даже когда желание очень сильно – значит, человек обладает волей, его интеллект активен. Если не способен – его интеллект пассивен, и человек – игрушка в плену своих страстей.
При этом надо признать, что выводы интеллекта могут быть и ошибочными. Например, религиозные фанатики - очень волевые люди. Но это уже проблема не слабости воли, а слабости интеллекта.
Ну вот...
Теперь получается, что воля - это не то, что стимулирует внутренние побуждения к действиям направленным на преодоление внешнего сдерживания, а то, что сдерживает внутренние побуждения к преодолению внешних ограничений.
Воля - это действие при отсутствии как внешних, так и внутренних ограничений, при этом совсем не важно есть эти ограничения или их нет, так как если ограничения не замечается, то они не ограничивают того, кто действует.
Как только появляются ограничения, нужно термин "воля" заменять термином "свобода".
Воля - не обязательно действие, а независимость интеллекта от животных желаний. Оттого и синонимом воли в русском языке является слово - свобода. То есть спонтанные желания и эмоции у человека остаются в качестве запасной сигнальной системы, но уже не главенствуют.
Получается, что "воля народа", о которой так любят рассуждать "слуги народа", - это своего рода освобождение народа от его животных желаний путем делегирования их независимому от народа интеллекту, который управляет народом от имени его воли.
Типа, народ сам не знает чего он хочет и поэтому управлять сам собой не может...,))
На эту тему у меня небольшая заметка "две проблемы демократии и способы их решения":
http://philosophystorm.ru/dve-problemy-demokratii-i-sposoby-ikh-resheniya
Вторая проблема как раз в том, о чем Вы сказали.