К искомой системе социологических категорий

Аватар пользователя Sergo
Систематизация и связи
Социальная философия
Политэкономия
Социология

Эпиграф: «Socio ordum servium est» («Общественный порядок – взаимосослужение»).

Подобно тому, как академические логики и философы не сумели адекватно определить категорию имени в разрешение известных парадоксов, академические экономисты и социологи не справились с адекватной конкретизацией категории производства. Характерным примером, подтверждающим заслуженный вердикт, является марксистская политэкономия.

Введение «Капитала» начинается предложением: «Индивиды, производящие в обществе, - а следовательно, общественно-определенное производство индивидов, - таков, естественно, исходный пункт.» Далее автор уточняюще разъясняет: «Итак, когда речь идет о производстве, то всегда о производстве на определенной ступени общественного развития – о производстве общественных индивидов. <…> Производство всегда есть та или иная особая отрасль производства, например земледелие, животноводство, обрабатывающая промышленность и т.д., или оно есть их совокупность». Легче положить, что в этих словах нет семантической эклектики (предметно-смыслового смешения и подмены), однако совокупность отраслей есть общественное производство материальных благ, но не индивидов. Производства материальных индивидов и материальных благ существенно различны как в онтологическом, так и аксиологическом смыслах. Объективно-экзистенциальная разница данных производственных типов различима в категориях причины и следствия (действия). Производство индивидов – материальная и актуальная причина производства благ ввиду их субъективно-экзистенциального дефицита. В эдемической модели «золотого века» производство материальных индивидов есть, а производства материальных благ нет. Актуально-реалистическая, метаэдемическая модель общественной жизни объясняет и аксиологическую разницу между чело- и благопроизводством на основе экзистенциально негативной категории нужды, с применения которой Платон теоретически начинает построение своего утопического проекта взаимопомощи в «Государстве»: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли? – Конечно».

Натуральные факторы «социальной динамики» (О. Конт) можно разделить на два аксиологических класса: витопозитивный и витонегативный (аксиологически нейтральные факторы потенциально позитивны либо негативны, - «третьего не дано»). Первый из них включает все и только те факторы естественной среды, которые способствуют челопроизводству, выступая внешними природными источниками человеческой жизненной силы или же ее сохранения (экономии). Такими источниками служат количество и качество воздушного, водного, пищевого и климатического предложения человеку со стороны наличной среды обитания. Все, что в объективно и бессознательно предлагаемом, противно субъективному и сознательному спросу  необходимо попадает во второй, витонегативный класс. Реальная социокультурная динамика любого общества принципиально детерминируется только субъективным витонегативом в наличном состоянии окружающей среды (ср. «От добра добра не ищут»), и только в этом смысле можно ответственно говорить о справедливой борьбе человечества с «безумной» диктатурой природной необходимости или о радикальном примате бытия над сознанием. Если природа объективно мешает жить по-человечески, то это реальная проблема и исключительная ответственность сознательной, человеческой свободы, но вовсе не бессознательной, природной необходимости. Ранее варварская, а затем и урбоэтатистская (цивилизационная) механика (от греч. «механэ» - хитрость, уловка, приспособление) этой исторической борьбы – основной, главенствующий вопрос об универсальной витоадекватности общечеловеческой культуры, квазиинтеллектуально предпочитающей механическую технизацию физической доместикации, что создает искусственные препятствия на естественно эволюционном и унитарно прогрессивном пути диалектического превозвращения «золотого века». Варварский урбоэтатизм исторической культуры – от душенетерпения по духопреломлению.

Аксиологическая противоположность между чело- и благопроизводством, нравственно и действенно крепящими тело гражданского общества становится особенно заметной в категориях симпатической свободы личных взаимоотношений и прагматической необходимости общественного взаимодействия (ср. политическая дихотомия свободы и порядка), ныне находящими в брачных контрактах свою превращенную, маржинально цивилизованную форму супротив традиционной экономии как домостроя (ср. «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,..» (Гесиод. Труды и дни)). При этом же становится наглядным предметно-теоретическое  тождество потенциально унитарной социологии с такой же, подлинно научной политэкономией как теоретическим выражением диалектического единства всего социального корпуса, дуаломонистически образуемого натурным экобазисом и культурным полистазисом (ср. марксистские базис и надстройка). В этой же связи, но в другом контексте и терминах целесообразно полагать о «социальной физике» (О. Конт), а точнее, о гуманитарной биологии, или биономии, как о культурной вехе и кульминации междисциплинарного диалектического синтеза исторически стихийной россыпи теогонических наук о народе (культуре) и космогонических наук о природе (натуре), подобно тому, как традиционная физика воединилась с математикой в физико-математической теории относительности пространства-времени (ср. мифологическое различение тео- и космогонии, а также неокантианское различение идеографических наук о культуре и номотетических наук о природе).

В заключение хотелось бы обратить внимание на слова британского ученого-эвдемониста И. Бентама о достоверной причине этической и аксиологической  амбивалентности любого человеческого плода (продукта), произведенного  в составе или вне общества как гуманитарного сервиума (совокупности служебно-политического и услужно-гражданского многообразия на  взаимовыгодной основе): «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвращение». Такая, аксиологическая двойственность труда всегда служила и продолжает служить достаточным основанием известному различению этики долга и этики блага с подвижником-помощником и обывателем-стяжателем  в своих головах. Интеллигентный героизм – это не просто «добрая воля» (И. Кант), но тонкий, холодный и дальновидный расчет с великодушным, махатмическим разумением неосуществимости равноценного обмена продуктами и услугами разных качественных характеристик по принципиальной несводимости качества к количеству, или органичного целого к сумме своих частей. «Общественно необходимое рабочее время» трудовой теории ценности (стоимости) наряду с кропотливой «бухгалтерией счастья» и другими  вещами подобного рода – коллективный мираж и когнитивная матрица стихийно распаленного и внешне образованного сознания абстрактных гуманистов различной ориентации и  квалификации с закономерно проблематическими социальными последствиями.

Комментарии

Аватар пользователя Совок.

однако совокупность отраслей есть общественное производство материальных благ, но не индивидов. Производства материальных индивидов и материальных благ существенно различны как в онтологическом, так и аксиологическом смыслах.

  Не знаю как в онтологическом и аксиологическом смыслах  а вот в смысле реальности это так и есть.  Именно поэтому онтологи и аксиологи не могут понять марксистско-ленинскую философию, поскольку у них задача сделать из простого сложное, запудрить мозги людям, извратить реальность,а не наоборот чем занимаются марксисты. 

Аватар пользователя Sergo

Онтология - учение о бытии, существование которого твердо полагают марксисты.

Аватар пользователя Victor

Подобные проблемы обсуждаются в книге: Лиотар Ж.Ф. "Либидинальная экономика"

Автор считает, что капиталистическая экономика, она крутится через Нуль. Вы даете 30 рублей - получаете взамен булку хлеба... Взаиморасчеты произошли количественно...

Но когда мужчина хочет себе женщину - блондинку в стиле 90-60-90, то это уже желание (либидо)... И оно осуществимо только, если обоюдное желание... Ну тогда, семья, дети... а это уже не ноль...

А если эти желания "через ноль" за деньги, то это проституция (древнейшая профессия)...  .  Книга "так себе", но в ней есть моменты связанные с ролью знака, которыми я интересуюсь. И деньги - это знак прежде всего, обладающий властью. Кто владеет деньгами, тот и обладает властью. И в этой части, капиталистическая экономика над либидинальной... Наверняка у многих есть желание справедливого общества, однако цивилизованный размен пока не возможен...

Несколько цитат из книги:

Монета становится всеобщим эквивалентом, чтобы сделать внешние народы, их богатства («продукты ») и их бедность («потребности»), соизмеримыми с товарами, которые они покупают. И как таковой она, очевидно, не является ничем иным, как центральным нулем заимообращения и конечным нулем каждого меркантильного цикла. Тем самым она определяет цены, поскольку определяет оценочные отношения между количествами благ, их предложением и спросом.

Знакомое нам ≪политическое≫ пространство с его ненасытным нарциссическим капиталом и паутинной сетью полиций и ≪юстиции≫ было организовано меркантилизмом — глубоко военная и грабительская империя, где труд и экономическое предпринимательство остаются всего-навсего реальным или потенциальным оружием в руках деспота, где производство вызывает вовсе не доверие, а зависть государя.

«Обоснованный» взгляд на обмен состоит в том, что тот нескончаем, что игра может продолжаться без конца. Вот почему не подобает уничтожать соперника, он же является партнером, без которого игра уже более не возможна. Отсюда озабоченность сохранением полюсов обмена, которая свойственна коммерции вообще и кажется неизбежно связанной с меркантильными сделками. Здесь монета и товар являются не вещами, а реальными проявлениями обменных отношений, и трактуются как таковые.

Онтологическая сущность общества товарно-денежных отношений - это (в моих представлениях): пассивное/активное = товар/деньги.

А вот как это в либидинальной экономике я размышляю...

Мне понравился текст топика.

ИМХО!!!

Аватар пользователя Sergo

Не позднее Аристотеля было ясно, что разнокачественные продукты труда (потребительные стоимости) должны по справедливости обмениваться пропорционально трудоемкости их производства (по меновой стоимости), но в отличие, как минимум, от литературного К.Маркса Философ письменно понимал, что это невозможно по принципиальной причине несводимости целого к сумме частей, о чем и было сказано в топике. Иначе говоря, работать "через 0" можно, но достичь его нельзя. Из этого берут начало все противоречия так называемой цивилизации. В этом корень зла. По этой рациональной причине и нужны великодушные подвижники, которые знают, что останутся в "обывательском минусе", но их это не беспокоит (ср. "Страна требует героев - "она" рожает дураков").