Эпиграф: «Socio ordum servium est» («Общественный порядок – взаимосослужение»).
Подобно тому, как академические логики и философы не сумели адекватно определить категорию имени в разрешение известных парадоксов, академические экономисты и социологи не справились с адекватной конкретизацией категории производства. Характерным примером, подтверждающим заслуженный вердикт, является марксистская политэкономия.
Введение «Капитала» начинается предложением: «Индивиды, производящие в обществе, - а следовательно, общественно-определенное производство индивидов, - таков, естественно, исходный пункт.» Далее автор уточняюще разъясняет: «Итак, когда речь идет о производстве, то всегда о производстве на определенной ступени общественного развития – о производстве общественных индивидов. <…> Производство всегда есть та или иная особая отрасль производства, например земледелие, животноводство, обрабатывающая промышленность и т.д., или оно есть их совокупность». Легче положить, что в этих словах нет семантической эклектики (предметно-смыслового смешения и подмены), однако совокупность отраслей есть общественное производство материальных благ, но не индивидов. Производства материальных индивидов и материальных благ существенно различны как в онтологическом, так и аксиологическом смыслах. Объективно-экзистенциальная разница данных производственных типов различима в категориях причины и следствия (действия). Производство индивидов – материальная и актуальная причина производства благ ввиду их субъективно-экзистенциального дефицита. В эдемической модели «золотого века» производство материальных индивидов есть, а производства материальных благ нет. Актуально-реалистическая, метаэдемическая модель общественной жизни объясняет и аксиологическую разницу между чело- и благопроизводством на основе экзистенциально негативной категории нужды, с применения которой Платон теоретически начинает построение своего утопического проекта взаимопомощи в «Государстве»: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли? – Конечно».
Натуральные факторы «социальной динамики» (О. Конт) можно разделить на два аксиологических класса: витопозитивный и витонегативный (аксиологически нейтральные факторы потенциально позитивны либо негативны, - «третьего не дано»). Первый из них включает все и только те факторы естественной среды, которые способствуют челопроизводству, выступая внешними природными источниками человеческой жизненной силы или же ее сохранения (экономии). Такими источниками служат количество и качество воздушного, водного, пищевого и климатического предложения человеку со стороны наличной среды обитания. Все, что в объективно и бессознательно предлагаемом, противно субъективному и сознательному спросу необходимо попадает во второй, витонегативный класс. Реальная социокультурная динамика любого общества принципиально детерминируется только субъективным витонегативом в наличном состоянии окружающей среды (ср. «От добра добра не ищут»), и только в этом смысле можно ответственно говорить о справедливой борьбе человечества с «безумной» диктатурой природной необходимости или о радикальном примате бытия над сознанием. Если природа объективно мешает жить по-человечески, то это реальная проблема и исключительная ответственность сознательной, человеческой свободы, но вовсе не бессознательной, природной необходимости. Ранее варварская, а затем и урбоэтатистская (цивилизационная) механика (от греч. «механэ» - хитрость, уловка, приспособление) этой исторической борьбы – основной, главенствующий вопрос об универсальной витоадекватности общечеловеческой культуры, квазиинтеллектуально предпочитающей механическую технизацию физической доместикации, что создает искусственные препятствия на естественно эволюционном и унитарно прогрессивном пути диалектического превозвращения «золотого века». Варварский урбоэтатизм исторической культуры – от душенетерпения по духопреломлению.
Аксиологическая противоположность между чело- и благопроизводством, нравственно и действенно крепящими тело гражданского общества становится особенно заметной в категориях симпатической свободы личных взаимоотношений и прагматической необходимости общественного взаимодействия (ср. политическая дихотомия свободы и порядка), ныне находящими в брачных контрактах свою превращенную, маржинально цивилизованную форму супротив традиционной экономии как домостроя (ср. «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,..» (Гесиод. Труды и дни)). При этом же становится наглядным предметно-теоретическое тождество потенциально унитарной социологии с такой же, подлинно научной политэкономией как теоретическим выражением диалектического единства всего социального корпуса, дуаломонистически образуемого натурным экобазисом и культурным полистазисом (ср. марксистские базис и надстройка). В этой же связи, но в другом контексте и терминах целесообразно полагать о «социальной физике» (О. Конт), а точнее, о гуманитарной биологии, или биономии, как о культурной вехе и кульминации междисциплинарного диалектического синтеза исторически стихийной россыпи теогонических наук о народе (культуре) и космогонических наук о природе (натуре), подобно тому, как традиционная физика воединилась с математикой в физико-математической теории относительности пространства-времени (ср. мифологическое различение тео- и космогонии, а также неокантианское различение идеографических наук о культуре и номотетических наук о природе).
В заключение хотелось бы обратить внимание на слова британского ученого-эвдемониста И. Бентама о достоверной причине этической и аксиологической амбивалентности любого человеческого плода (продукта), произведенного в составе или вне общества как гуманитарного сервиума (совокупности служебно-политического и услужно-гражданского многообразия на взаимовыгодной основе): «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвращение». Такая, аксиологическая двойственность труда всегда служила и продолжает служить достаточным основанием известному различению этики долга и этики блага с подвижником-помощником и обывателем-стяжателем в своих головах. Интеллигентный героизм – это не просто «добрая воля» (И. Кант), но тонкий, холодный и дальновидный расчет с великодушным, махатмическим разумением неосуществимости равноценного обмена продуктами и услугами разных качественных характеристик по принципиальной несводимости качества к количеству, или органичного целого к сумме своих частей. «Общественно необходимое рабочее время» трудовой теории ценности (стоимости) наряду с кропотливой «бухгалтерией счастья» и другими вещами подобного рода – коллективный мираж и когнитивная матрица стихийно распаленного и внешне образованного сознания абстрактных гуманистов различной ориентации и квалификации с закономерно проблематическими социальными последствиями.
Комментарии
Не знаю как в онтологическом и аксиологическом смыслах а вот в смысле реальности это так и есть. Именно поэтому онтологи и аксиологи не могут понять марксистско-ленинскую философию, поскольку у них задача сделать из простого сложное, запудрить мозги людям, извратить реальность,а не наоборот чем занимаются марксисты.
Онтология - учение о бытии, существование которого твердо полагают марксисты.
Подобные проблемы обсуждаются в книге: Лиотар Ж.Ф. "Либидинальная экономика"
Автор считает, что капиталистическая экономика, она крутится через Нуль. Вы даете 30 рублей - получаете взамен булку хлеба... Взаиморасчеты произошли количественно...
Но когда мужчина хочет себе женщину - блондинку в стиле 90-60-90, то это уже желание (либидо)... И оно осуществимо только, если обоюдное желание... Ну тогда, семья, дети... а это уже не ноль...
А если эти желания "через ноль" за деньги, то это проституция (древнейшая профессия)... . Книга "так себе", но в ней есть моменты связанные с ролью знака, которыми я интересуюсь. И деньги - это знак прежде всего, обладающий властью. Кто владеет деньгами, тот и обладает властью. И в этой части, капиталистическая экономика над либидинальной... Наверняка у многих есть желание справедливого общества, однако цивилизованный размен пока не возможен...
Несколько цитат из книги:
Онтологическая сущность общества товарно-денежных отношений - это (в моих представлениях): пассивное/активное = товар/деньги.
А вот как это в либидинальной экономике я размышляю...
Мне понравился текст топика.
ИМХО!!!
Не позднее Аристотеля было ясно, что разнокачественные продукты труда (потребительные стоимости) должны по справедливости обмениваться пропорционально трудоемкости их производства (по меновой стоимости), но в отличие, как минимум, от литературного К.Маркса Философ письменно понимал, что это невозможно по принципиальной причине несводимости целого к сумме частей, о чем и было сказано в топике. Иначе говоря, работать "через 0" можно, но достичь его нельзя. Из этого берут начало все противоречия так называемой цивилизации. В этом корень зла. По этой рациональной причине и нужны великодушные подвижники, которые знают, что останутся в "обывательском минусе", но их это не беспокоит (ср. "Страна требует героев - "она" рожает дураков").