Предварительная хрестоматийная справка по социологической методологии К. Маркса
«Немецкая идеология» (1846 г.): «Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения – то есть гражданское общество на его различных ступенях – как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере общественной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно изобразить весь процесс в целом ( а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе какую-нибудь категорию, а остается все время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому результату, что все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в «привидения», «призраки», «причуды» и т.д., а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор, - что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории. Эта концепция показывает, что история не растворяется в «самосознании», как «дух от духа», а что каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создававшееся отношение людей к природе и друг другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением, массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие, особый характер. Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Та сумма производительных сил, капиталов и социальных норм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», что они обожествляли и с чем боролись, - реальная основа, действию и влиянию которой на развитие людей нисколько не препятствует то обстоятельство, что эти философы в качестве «самосознания» и «Единственных» восстают против нее. Условия жизни, которые различные поколения застают в наличии, решают также и то, будут ли периодически повторяющиеся на протяжении истории революционные потрясения достаточно сильны, или нет, для того, чтобы разрушить эти основы всего существующего; и если нет налицо этих материальных элементов всеобщего переворота, - а именно: с одной стороны, определенных производительных сил, а с другой, формирования революционной массы, восстающей не только против отдельных сторон прежнего общества, но и против самого прежнего «производства жизни», против «совокупной деятельности», на которой оно базировалось, - если этих материальных элементов нет налицо, то, как это доказывает история коммунизма, для практического развития не имеет никакого значения то обстоятельство, что уже сотни раз высказывалась идея этого переворота.
Все прежнее понимание истории или совершенно игнорировало эту действительную основу истории, или же рассматривало ее лишь как побочный фактор, лишенный какой бы то ни было связи с историческим процессом. При таком подходе историю всегда должны были писать руководствуясь каким-то лежащем вне ее масштабом; действительное производство жизни представлялось чем-то доисторическим, а историческое – чем-то оторванным от обыденной жизни, чем-то стоящим вне мира и над миром. Этим самым исключается отношение людей к природе, чем создается противоположность между природой и историей. Эта концепция могла видеть в истории поэтому только громкие и пышные деяния и религиозную, вообще теоретическую, борьбу, и каждый раз при изображении той или другой исторической эпохи она вынуждена была разделять иллюзии этой эпохи.»
«К критике политической экономии» (1857 г.): «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, также точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века, называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не только в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающих из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.»
Заглавная тема
Ввиду явного кризиса современной капиталистической мир-системы заметное повышение интереса к творческому наследию К. Маркса ( 1818 – 1883) вполне предсказуемо, при том что известный провал практической реализации марксизма в СССР и ряде других стран вызывает естественную потребность в его переосмыслении.
Маркса ранних творческих лет довольно трудно отнести к людям, хорошо знавшим историю философии. Провозглашенное автором «Немецкой идеологии» материалистическое понимание истории было давно известно, получив достойное отражение в диалогах титульного идеалиста Платона, который спроектировал свое государство на принципах политэкономии, исходно применяя базовые понятия материальных потребностей, природных способностей, технической оснащенности и разделения труда. «Государство, - сказал я, - возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. <…> Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства (поли (греч.) – много, полис – множество (суммативное единство как в математике), – прим. авт.), <…> Так давай же, - сказал я – займемся мысленно построением (несуммативного, органически единого – прим. авт.) государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности. <…> А первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни. <…> Вторая потребность – жилье, третья – одежда и так далее. <…> Я еще раньше обратил внимание на твои слова, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу. <…> Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. <…> для обеспечения того, о чем мы говорили, потребуется больше чем четыре члена государства. Ведь земледелец, вероятно, если нужна хорошая соха, не сам будет изготовлять ее для себя, или мотыгу и прочие земледельческие орудия. В свою очередь и домостроитель – ему тоже требуется многое. Подобным же образом и ткач, и сапожник.» (Платон. Государство. 369b -370d). Античному аристократу также был известен разрушающий общественное единство и вполне марксистский классовый антагонизм: «в них (реальных государствах – прим. авт.) заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей» (там же, 422е – 423а). С учетом данной фактологии история с марксизмом напоминает один советский анекдот: «Во дворе у тети Вали нашли метеорит. Впоследствии он оказался цветочным горшком, но было уже поздно: двое молодых специалистов защитили диссертации». Несущее признаки абстрактного гуманизма наследие К. Маркса все-таки стоит иметь в виду, однако за первыми началами всей социальной проблематики лучше обратиться к Платону, чье учение глубже, шире и конкретнее, хотя его литературный канон может увести от такого понимания.
Базовая мотивация социологии Платона – предотвращение и предупреждение конфликтов в обществе. С этой целью великий философ обращается за первыми началами и причинами человеческого общежития, которые находит в коренной неспособности человеческих индивидов к самостоятельному удовлетворению своих естественных потребностей в наличной окружающей среде. Поскольку более эффективная деятельность необходимо связана с разделением труда, при том что природные дарования людей фактически различны, настоятельно целесообразен такой общественный порядок, при котором всякий вид деятельности физических лиц максимально соответствует их природным задаткам и склонностям. На этой логически твердой основе построено все учение мыслителя о лучшем общественном устройстве, которое он развивает предметно и систематически.
Вышедшая из-под пера мирового классика основательная апология сословного строя часто встречала справедливые возражения гуманистического запала о бездушной политической технологии по превращению широких слоев общества в живой инвентарь высоких инстанций, претворяющих царским искусством свое «плетение великолепнейшей и пышнейшей из тканей» (Платон). Однако критика такого рода за всю ее бытность ни разу не сопровождалась желательной и реалистичной альтернативой вплоть до наших дней, ознаменованных оригинально-мессианской реинкарнацией в духе и плоти идеи родовых поместий ведического периода, как минимум, региональной истории, основательно вычищенный или просто ушедший из памяти поколений. Хроническое бесплодие известного гуманизма обычно характеризуется обходительным эпитетом «абстрактный». Менее вежливый эпитет – «полезный идиот» собирательно придается и личному составу из лагеря Платона, чему находятся достаточные основания.
Слабость платоновского рационализма в религиозном плане выявляется в связи с произвольно принятым или подсознательно признаваемым допущением, что мир – то место, где по мнению и образному выражению «плачущего» философа Гераклита божий «век играет в кости». Если по единому замыслу и космическому логосу человек – не субъект, но земная разновидность вселенских объектов, то и обществу как воплощению божественного мира идей надлежит отвечать и уподобляться высшему закону и предначертанию. Такой безосновательный фатализм – характерный пример слепой веры, но не разума преподобных с регулярно подтверждаемой верой в себя.
В свете политэкономии можно заметить и то, что мысль Платона не движется в сторону вопроса, почему человек столь маломощен в удовлетворение своих естественных потребностей, при том что «птичка божия не знает ни забот и ни труда»? Когнитивная матрица урбоэтатистского, в корне буржуазного (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus – укрепленный город) мышления Платона также не позволяет философу задаться вопросом, если город-государство нормативно вынуждается к претворению по причине известной и довольно парадоксальной слабости человеческих индивидов, то с чего бы конечной целью утверждаемого института не может стать избавление каждого из сограждан от всем им общего и первопричинного недостатка с достижением или восстановлением в античности определенной микрокосмической полноты и слаженности человеческой природы? Это, должно быть, хороший вопрос от настоящего философа ко всей философской когорте. Вместе с тем, авторитет знаменитого лица мог бы направить общественную мысль к развитию и упрочению семейных автаркий с либерально и демократически целесообразным балансом текущих и ожидаемых потребностей и возможностей, к хозяйственной смекалке по всемерному улучшению частной самодеятельности и самоорганизации, к основательному, научному поиску более производительных сил природы, общества и мышления под общим духовно-патриотическим, дружинно-отзывчивым и созидательно-воспитательным девизом: «Ни одного отстающего рядом!». Легко предположить, что в обществе с такой культурой бытия и сознания принципиально деструктивное деление на классы богатых и бедных просто невозможно.
Исторический шанс подобного развития был упущен и на заре российского самодержавия, когда политическое поражение потерпела группа «заволжских старцев»-нестяжателей, предпочитавших путь спасения собственным трудом в благодатном и благотворном единстве духа и плоти, проявляя божественный образ служения братьям и сестрам не мертвою буквой в сущности языческих ритуалов, но живым примером личной созидательной деятельности, духовный приоритет которой способен придать общественному развитию дополнительный импульс в форме дальнейшего улучшения традиционных практик самопознания и самосовершенствования, издревле включающих и наследственный план, более гуманный и действенный, нежели платоновская евгеника. Причисление Иосифа Волоцкого к лику святых в чине преподобного с недавним приданием этому историческому лицу статуса «небесного покровителя» фактического стяжательства вернее направляет к пониманию того, кому и чему сознательно или бессознательно служит урбоэтатистская иерархия РПЦ на самом деле, попутно припоминая такие доктринальные концепты, как «Небесный Град», «Третий Рим» и «помазанник божий».
Что же касается не только Платона с Марксом, то многие дети цивилизации все еще ошибаются в том, что идейный максимум счастливых людей в счастливом обществе может быть достигнут в рамках технократического урбоэтатизма с его многомерным и устойчивым отчуждением, неизбежно разъедающим социальную ткань в разных и порою неожиданных местах. Широкая историческая практика показала и то, что никакие институциональные, «надстроечные» латки или подпорки, включающие известную систему сдержек и противовесов, не в состоянии удержать общество от упорной тенденции к разложению, поскольку действуют в области следствий вместо основных причин. Среди последних прочно утвердилось хваленое разделение труда, неминуемо порождающее все разнообразие субкультур со своими ценностными шкалами и специфическими приоритетами. Определенно замыкаясь в близких по душевному складу, духовному развитию, общественной роли и социальному статусу субкультурных образованиях, люди одного общества постепенно перестают понимать и уважать «чужаков», возникающих в процессе социальной дифференциации. Это регулярно приводит ко множеству конфликтов, которые в условиях нынешней государственности лишь подлежат затратному урегулированию, но вовсе не окончательному разрешению, возникая и повторяясь вновь и вновь на протяжении многих веков. В этой связи получается, что урбоэтатистская квазикультура как закрытых (традиционных), так и открытых (современных) обществ – молох человеческих судеб, чему беспристрастный свидетель – вся мировая быль.
Единый образ жизни в условиях просвещенного субъект-объектного взаимодействия с живой природой – единственный надежный гарант свободы, равенства и братства.
Комментарии
Эта работа была написана в 1859 году.
"Окончив гимназию в Трире c хорошими отметками по немецкому, латинскому, греческому и французскому языкам, математике, Маркс поступил в университет, сначала в Боннский, потом в Берлинский, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию.
В 1839 году Карл Маркс написал работу «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии». В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».../из Википедии/
Смело, конечно. Но смешно. МПИ не могло бы возникнуть без философии Гегеля, с которой наш добрый Платон был мало знаком... Именно Гегель впервые представил Историю в виде непрерывного процесса развития и превращения одних форм общества в другие...
Досталось от автора и Платону за то, что тот не использовал свой авторитет, чтобы "направить общественную мысль" на улучшение всех параметров общественной жизни?!
Но разве "МПИ", автором которого здесь объявлен Платон, не утверждает, что "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание."/?!/
Что касается слаженного и гармоничного труда "частных индивидов" под девизом "Ни одного отстающего рядом!", это можно было бы допустить лишь в том случае, если бы эти участники "частной самодеятельности" имели бы в своем распоряжении неисчерпаемые, безграничные средства производства и существования. Но коль скоро последние имеют естественное ограничение, между нашими "честными тружениками" неизбежно возникает конкурентная борьба за овладение этими средствами, со всеми вытекающими из этого последствиями - войнами, социальной несправедливостью, богатством и нищетой, классами и эксплуатацией...
Поэтому ваша новая "культура бытия", при которой невозможно деление на классы богатых и бедных - плод неверно обоснованной фантазии.
"Хорошо знать историю [античной] философии" не означает сдать экзамены на "отлично", но понимать людей того времени, их мотивы и жизненные планы. Для этого нужен такой уровень духовного развития, которым едва ли обладал хотя бы кто-то в Новое время. Платон пытался реализовать свой проект государства. Он жил и писал в своем культурном пространстве с индивидуальным его восприятием, что неизбежно наложило на его текст вполне определенный отпечаток, который выражается в целесообразном умолчании о многих и несущественных для автора вещах. Однако, Платон и "Государстве", и в "Политике" прямо указывает на материальные, телесные потребности как основу человеческого существования, а это главное в материалистическом понимании истории. Даже если Маркс это и понял, то намеренно скрыл, и потому за ним не может быть приоритета.
Гегель же пошел по утвердившейся в истории философии платоновской, аристократической традиции, по ранее "проторенной дорожке" с духовным и идейным приоритетом, т.е. повел себя догматически.
Античность понять трудно, ибо она довольно синкретична. Нужен особо отточенный аналитический органон, который не дается в университетах до сих пор.
Остальные Ваши возражения разбирать уже не имеет смысла, но довольно серьезная попытка критики вызывает уважение.
Sergo: ну как "повел себя догматически" Гегель, я порекомендую Вам, прежде чем заявлять такое, всё же как следует поразмышлять над тем, что в своих работах по этому поводу изложил Э.Ильенков. И еще, - если то, что Гегель изложил в Предисловии к "Философии права" - "Истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. Понятие предмета не дается нам от природы..., лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше познание должно быть научным" является некой "догмой", то тогда ой! Как собственно и то, что о теории марксизма отразил Энгельс: "Наша теория не догма, а разъяснение процесса развития".
Разумеется, что Гегель - догматик не во всем, но что касается общих канонов традиционной, классической философии, слишком нацеленной на высокие, идейные сферы в ущерб материальной стороне жизни, то он мыслит вполне ординарно. Заметив эту крайность, Маркс кинулся в другую. Подлинный же синтез этих противоположностей - дело нашего времени.
Sergo: эка как Вы "выдали" - мол Гегель мыслил вполне ординарно. Ибо Маркс как раз и указал на такое: "Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения" и что собственно и позволило Марксу сформировать его диалектический метод научного исследования капиталистических условий обеспечения жизни людей на основе восхождения абстрактного к конкретному. (см. Послесловие ко второму изданию "Капитала"). А философскую суть этого метода уже раскрыли в своих трудах такие философы, как А.Зиновьев и Э.Ильенков. И похоже мы несколько припоздали с "полным синтезом этих противоположностей" - если как следует поразмышлять над сутью того, что отразили в своих трудах эти философы.
Во-первых, я указал границы гегелевской ординарности.
Во-вторых, так называемый метод восхождения от абстрактного к конкретному - научный стандарт, известный не позднее Платона.
Sergo: ага, стали бы А.Зиновьев и Э.Ильенков "морочить" себе голову над тем, что было "известно не позднее Платона". Тем более на фактическом примере того, как этот "научный стандарт" использовал Маркс в его исследованиях капиталистических условий обеспечения жизни людей. Я всё же Вам рекомендую (больше не буду) как следует поразмышлять над тем, что они изложили в своих трудах по этому поводу. Ибо иное будет лишь таким - не знаю что, но не то.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это, по сути, парафраз банальных, но необходимых методов индукции и дедукции.
Зиновьев и Ильенков работали в марксистской традиции и методологии, которая их ограничивала. Легко предположить, что их воззрения близки и Вам, но в условиях нынешних эпохальных перемен, формулой которых может служить выражение: "глобальный выход из когнитивной матрицы урбоэтатизма", обращаться к данным, локальным авторам я бы не посоветовал.
Sergo: а подробнее об "условиях нынешних эпохальных перемен" можно? Ибо диалектическое исследование капиталистических условий обеспечения жизни людей (какие нынче в России и не только) "выдает на гора" или достаточно успешное развитие соответствующего общества, если в этих условиях реализуется баланс между базовыми оборотами капитала - производственного, финансового и торгового и их обеспечивающих (как нынче в Китае), или его деградацию и кризис, если такой баланс нарушен, как это было в США накануне финансово-экономического кризиса в 2008 году и которой затронул всю мировую экономику. И после чего многие экономические эксперты и ученые "вдруг вспомнили" про то, чего отражено у Маркса в его трудах и прежде всего в "Капитале". И даже признали его Человеком прошлого тысячелетия.
Налицо неотвратимая тенденция обобществления знаний, информационного коммунизма, что постепенно выравнивает культурный уровень разных стран и народов, препятствуя прежнему неэквивалентному обмену, за счет которого одни богатели, а другие жили в бедности. Это первое положение в пользу одной из сторон устойчивого развития.
Кроме экономической стороны искомого развития существует вторая, экологическая, которая тоже связана с обобществлением информации, но о новом и более эффективном взаимодействии с природой для удовлетворения естественных потребностей человеческого существования способом, например, органического земледелия Хольцера.
Sergo: ну то, что законы Ома или Ньютона - (как говорят) и в Африке законы, да вот только их использование в разных сообществах людей, при формировании их условий жизни в определенной природной среде на Земле, все же реализуется по разному. И утверждать сегодня, что Человечество уже живёт "единой семьёй" рановато будет. И не зря у Маркса есть такое: "Каждая нация может и должна учиться у другой. Общество (надо понимать в соответствующем сообществе людей, типа государства), если даже оно и напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами. Но оно может смягчить и сократить муки родов". Чего сегодня и демонстрирует Китай, а вот в России с этим пока "не густо".
Я же заметил не о "единой семье" как факте, но только о тенденции.
Sergo: а попытка США (после развала СССР) "подгрести" под себя весь мир - это и есть по Вашему некая тенденция, претендующая на роль общемировой?
Тенденции бывают разные, поскольку много политических игроков. Победит же та, на чьей стороне правда, - "Не в силе Бог, а в правде".
Раджа-йога идет на смену марксизму-ленинизму как новая мировая идеология. Она ответит на все основные философские вопросы. Будет наблюдаться синтез восточной и западной философии, синтез науки, религии, философии, искусства.
Учение Патанжали всесильно потому что оно верно. Раджа-выражена в санскритских духовно-философских терминах. В Йога-сутре, Гите и других философских текстах/
Теория социализма была сформирована еще Кришной 5 тысяч лет назад. Маркс многое взял, но понял истины лишь на уровне относительной, не дойдя до абсолютной.
В современных развитых странах есть некоторые предпосылки к социализму. Грудинин использует их для своей предвыборной платформы. И это радует.
Хорошо, что Вы за Грудинина, но кроме Раджа-йоги есть еще Панчатантра с главой "Мудрец и глупец".
я же сказал, что новая идеология объединит в себе все лучшее, что есть в мировой культуре - философии, религии, искусстве, науке и т.д.
Об этом много пророчеств и сбудется уже в 21 веке.
Новая идеология появится сама собой, диктовкой "свыше", мозговым штурмом или еще каким-то методом?
тут все как с другими религиями и идеологиями. В историческом плане просто пришло время для этого. 21 век даст рождение новой единой научной религии.
Что касается России то начало было положено еще в 1989-м году. А предпосылки и вовсе в начале 20 века и на протяжении всей истории России. Для выхода же на общественный уровень нужны определенные политические и экономические условия.
Кем и каким образом было положено начало в 1989 году?
В результате 19 партконференции в стране был всплеск философской активности. Также тогда был снят запрет с идеологически запрещенной литературы. Религиозной и восточной философии, религии, современной западной философии и т.д. Поэтому в зиму 1988\89 в Москве как рыжики после дождя стали возникать эзотерические духовные центры. Я был у истоков нескольких из них, как посетитель, а не организатор. Многие из них активно работают и сейчас.
Предпосылки начала 20 века надеюсь, вам известны. Если надо опишу. Да и сама советская идеология является предпосылкой новой религии\идеологии. Многое будет взято и использоваться.
Стало быть, речь идет не о начале, а о предпосылках к началу, т.е. об условиях и благоприятной, "питательной" среде для творческого положения предметного начала. В этой связи можно уловить аналогию приведенных исторических событий с диалектикой мужского и женского в ноуменальном, метафизическом их понимании.
Да, и такой предпосылкой должен стать левоцентристский поворот в политике и экономике. Поворот к демократическому социализму.
Во времени существуют астрологические циклы истории. Касательно идеологии они очерчиваются годом Змеи. 1917, 1989, 1953 и т.д. Если с 1989 по 2000 шло разрушение комидеологии, то с 2001 по 2013 был безыдеологический период и правление Путина хорошо его характеризует. Сейчас идет идеологический запрос, поиск идеи. С 2025 начнется установление новой идеологии.
Вы обнаруживаете традиционную для некоторых восточных доктрин тягу к бессуъектности исторического процесса. Это брахманическая манипуляция сознанием, у которой могут быть разные причины.
Не понял о чем вы? Можно подробнее и конкретнее.
Это слишком большая тема, но могу добавить, что все философские и религиозные доктрины носят политический характер и нацелены на управление людьми. Это святая святых подлинной эзотерики. Разумеется, что цели такого управления могут быть разными и, как верно заметила Алла, прямо связаны с этикой.
Да, тема серьезная. Тут и диссертации можно писать и монографии. Философия и власть, пророки и святые и власть.
Платон сказал, что философы должны быть у руля государства, общества. И Ленин был первым из философов, кто стал у руля государства, возглавил правительство. Первая ласточка. Ганди еще был.
Что касается пророков, то многие из них были во главе государства. Будда, Христос, Кришна не были правителями, но оказывали большое влияние на общество как идеологи.
На Руси святые часто оказывали влияние на власть, на первых лиц государства.
Из философов - Ясперс написал книгу: Куда идет ФРГ? Это оказало влияние на политическую жизнь Германии. Лейбниц писал о власти, Локк, Вольтер и многие другие.
Можно добавить, что ученики Пифагора пришли к власти в италийском Кротоне, но, увы, продержались не долго. Политика - сложная штука, и Гераклит, как сообщают дошедшие источники, отказался писать законы полиса, сославшись на то, что нравы людей слишком испорчены.
Пифагор - греческий йог, йог-философ европейского типа, такой же как и я.
Это так. Большинство людей класса тамас и раджас, низших классов. А нужно, чтобы большинство было класса саттва. Тогда философы будут править и это будет общество социализма.
Исторически сейчас закончилась эпоха Кали-юги и наступает Двапара-юга. В Кали-югу пророки почти не приходят ми тем более не имеют власти. Мухаммед был исключением. В Двапара-югу пророки будут приходить чаще и чаще быть у власти.
Новая идеология появится только после общепринятой социальной Этики.
Да, новая идеология даст научную этику. Основой новой религии будет эзотерика, а ядром эзотерики является раджа-йога.
Раджа-йога как философская система состоит из нескольких разделов:
Гносеология - наука о познании истины. Проходит красной нитью через всю Йога-сутру, много также в Гите. Все основные усилия йога направлены на познание истины, видеть Реальность такой как она есть, а не иллюзии, не впадать в заблуждения, идеализм. Основные термины здесь - рита, праджна, вивека, самадхи, авидия, джнана.
Научная этика. Учение о нравственности. В йоге уделяется огромное значение, вплоть до абсолютных показателей. Это нужно для настройки с Дхармой - главным законом Вселенной. Это 10 заповедей ямы и ниямы, карма, самскары, васаны.
Онтология - учение о Бытии. Дух и материя, их взаимодействие, строение материи. Йога является метафизикой. Имеет дело с вещами, которые не познаны еще современной наукой. Йог работает с энергиями, информацией, тонкой материей.
Диалектика - учение о развитии процессов. В йоге этому уделяется большое внимание. Нужно понимать диалектическую логику процессов. Иначе успехов не будет и Просветления не достичь. термин диалектики в йоге - паринама.
Теория и практика воспитания, система подготовки духовных учеников. Йога отличается мощной системой подготовки учеников.
Эстетика. Йог работает с божественными энергиями, которые прекрасны. Проявление Ом в природе и людях, произведениях искусства.
Парапсихология. Сиддхи. Любой йог обладает массой способностей. Они неразрывно следуют за духовной практикой. В результате практики медитации развивается интуиция. С ней связаны развитие ясновидения, яснослышания, телепатия, левитация. Йог постоянно применяет мантры - волшебные слова для обращения к Богу, иногда молитвы. Использует целительные способности когда необходимо. Целью любого йога является материализация предметов и дематериализация тела, превращение его в цифровую форму. Это дает бессмертие и уход в Нирвану.
Психология. Йога сама по себе является психологией, основанной на философии Санкхья. Нужно видеть как работает читта и управлять ею.
Будут установлены 10 заповедей для современного мира. Выбить их на гранитной стелле на трех языках - русском, санскрите и английском и установить стеллу на видное место, на Воробьевы горы например.
Смертнички никогда не создадут общепринятую этику. У смертничка одна цель - урвать то, что плохо лежит, да и в могилку.
А кто из смертничков ничего урвать не смог, тот бессовестно ноет о какой-то этике, мол, один смертничек должен почему-то заботиться о другом смертничке и делиться с ним. А богатые смертнички смотрят на этих убогеньких неудачничков, призывающих к морали и нравственности, и ржут над ними, называя НИЩЕБРОДАМИ (Собчак, дочка Пескова и прочие мажоры).
Хрен от вас дождешься общепринятой этики. Каждый из вас свои годочки жизни отсчитывает и плачет о себе, как мало ему досталось в жизни.
Общепринятая этика может быть только у бессмертных, потому что и этикой она не будет, а будет лишь научно-обоснованным правильным поведением.
Мораль, юридический закон и этика нужны только невеждам, которые не знают, что Справедливость - это природная юстиция всего Мира
Да, Грудинин дает левоцентристский курс, который необходим России, чтобы выйти из кризисного положения, дать бурное развитие страны. Политические и экономические изменения дадут предпосылки к возникновению новой мощной идеологии.
Такая большая тема, а о Едином Образе Жизни нифига ничего нет!
Что это за Единый Образ Жизни такой?
Вероятно, это когда люди данного общества руководствуются одним учением, живут под руководством одних идей. Пример - скиты, монастыри, религиозные общины, общество при социализме и т.д.
Нет. Серго, как раз, тему единого учения не проповедует, а зря!
Я прошел по ссылке, а там говорится о "вахтовом методе" жизни в городах. То есть все должны жить в частных поместьях ближе к природе, а в города должны съезжаться для труда. Так Серго предполагает создать Единый Образ Жизни в поместьях, при этом все будут работать вахтовым методом в городах. Непонятно как Серго себе это представляет...!!! Например, в Москве проживает, наверное, уже 20 миллионов народу. Сколько там работает? Представляю эту кучу вертолетов, самолетов и машин, слетающихся на вахту.
По ссылке есть корявые и слабые размышления о счастье, не дающие никакой возможности создать единое учение о счастье, к которому Серго стремится. Но именно в теме счастья и заложен ключ к созданию единой теории счастья. И уж точно, счастье не в вахтовом методе и не одинаковом по ФОРМЕ образе жизни.
Единый образ жизни - это честная и открытая жизнь без вранья, подлости и тайн.
Не смотря на признаки деструктивного троллинга, можно добавить, что общая программа реального развития страны нуждается в детальной разработке, но, как верно заметили сионские мудрецы, единый план должен выйти из одной головы.
Вот эта фраза и есть деструктивный троллинг, ибо написано не по делу. А у меня всё по теме, но у Вас нет даже уважения к тому, что я Вашу ссылку полностью прочитал.
Постарайтесь избегать своих отвлеченных оценочных суждений.
Прочтите предпоследний абзац в записи на ФШ "К научному гуманизму". Там есть системная конкретизация в модели, хотя, разумеется, не полная.
Я почел все. Хорошая тема - счастье. Но Вы ее не развили. Нужно создавать единую теорию счастья. Можно выделить единые для всех объективные обязательные условия для счастливой жизни.
Именно этим я и занимался 14 лет. Счастье - это состояние сознания в момент реализации желания. Когда человек будет иметь непротиворечивую и возможную для реализации систему желаний, тогда он и станет счастливым.
А "вахтовый метод" лично мне не нравится, значит, счастлив я не буду, если реализуется Ваш Единый Образ Жизни.
И еще одно. Вы написали о магах. Нет никакой разницы каким способом человек делает гадости другим: с помощью пистолета или с помощью магии. Главная проблема - заставить людей прекратить делать гадости. Но для этого нужно все-таки решить окончательно и навсегда вопрос о добре и зле (о гадостях и негадостях).
Пришла пора решить однозначно вопрос о добре и зле, чтобы наконец-то научиться различать правильное и неправильное, полезное и вредное, разумное и глупое, нужное и ненужное.
Единое решение вопроса о добре и зле приведет к тому, что сформируется истинный и счастливый Единый Образ Жизни.
Единый Образ Жизни - это честная и открытая жизнь без вранья, подлости и тайны.
Легко предположить, что Вы хотите текста, который бы не вызывал вопросов и сомнений. Такой текст создать возможно по подкрепленному политическими решениями социальному запросу.
Развивать это здесь не имеет практического смысла.
Вы действительно считаете, что такие тексты могут отличаться отсутствием вопросов и сомнений? Странно! Очень странно.
Вообще-то, тексты должны быть просто логически непротиворечивыми. И это сделать не сложно.
Например, если бытие устроено несправедливо, то счастье - это лишь результат случайного стечения обстоятельств, ибо деяния не соответствуют событиям (воздаянию). И это несоответствие формируется случайно в очень большом диапазоне возможного, например, перелома пальца или перелома шеи.
Счастье возможно только при условии справедливого мироустройства. Так что, если хотите управлять событиями жизни, то считайте жизнь справедливой всегда и везде - это единственная возможность обрести нерушимое (вечное) счастье.
Зная о существовании закона справедливости в бытии, легко понять, что нужно делать, чтобы понять устройство жизни. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы никому не лгать даже в мелочах, ибо лжецу ложь - это абсолютно справедливо, и поэтому лжец истины знать не может принципиально.
Понимаете, почему люди до сих пор не знают истины? Нет?
А я прекрасно понимаю! Ибо по статистике средний человек в среднем лжет 3 раза за 10 минут разговора.
Странность исчезает в случае осознания мессианского значения подлинной философии.
Как раз, странность тут не исчезает, ибо никого мессианства в философии нет и не было никогда.
Подлинная философия - это НАУКА о наиболее общих законах бытия. Если человек указывает наиболее общий закон бытия, который он использует в своих размышлениях, то этот человек - философ. А если человек не указывает наиболее общий закон бытия, то он просто трепло и словоблуд.
А законов бытия может быть всего два:
1. Справедливость.
2. Несправедливость (случайность).
Так что, вся бывшая и нынешняя философия - это агностический постмодернизм, базирующийся на законе несправедливости бытия. Современная философия - либо ложь, либо галимый агностицизм, не позволяющий знать истину.
Вся философия исчезнет как кошмарный и вредный сон, обратившись в единую фундаментальную науку, в основе которой будет лежать закон справедливости.
Не будет в будущем никакой философии, останется только наука, философия - это шарлатанство лживых и гордых людей.
Ваше "не было и нет" по поводу философского мессианства - типичный "индюктивизм".
Время покажет, кто тут индюк тупой и лживый.
Время покажет зрячим.