
Формы мысли выявляются и отлагаются
прежде всего в человеческом языке…
философия вообще не нуждается
в особой терминологии[i] (Гегель).
Языки философии:
греческий, немецкий и русский (ЛАС ).
Греческий – вне сомнений: само
понятие философии – исконно оттуда.
На немецком – огромный пласт
классики: Лейбниц, Кант, Гёте, Якоби, Фихте, Шеллинг, Гегель, Штраус, Бауэр, Руге, Штирнер, Гесс, Фейербах, Гумбольдт, Бюхнер, Вейтлинг, Маркс, Энгельс, Дицген… .
А русский для философии – и вовсе
круче немецкого. И по критериям самого Гегеля, и по личным наблюдениям [ii].
Потому особую роль языка подчёркивал И.В.Сталин[iii], и лепо ему последовать[iv].
И , коль речь о философичности языка, то она, прежде всего, – в его диалектике[v].
Диалектика[vi] языка.
Её происхождение – формально-логическое[vii]. Так как язык – инструмент рассудочный[viii].
Во всех его ипостасях: в звуке, букве, манерах, одежде, причёске, макияже, тату, цветах, цвете ( желтый – измена, пурпур – власть, красный – стоп…)… И нет другого способа объективного мышления (управления, общения, архивирования …).
А кошмар диалектики в том, что всё это великолепие – не в истине, как учит Гегель [ix].
Это, как ЛАСово А = неА :
- всё, что речем, – ложь, всё, что слышим, – тож;
- на всякую лихую тезу – столь же упоротая антитеза.
И в целом получается нечто жутковато-химерное :
- без языка общественное житие не мыслимо ;
- но он же – лжа галимая в каждом звуке-букве.
Но.
Но по жизни всё это снимаем буквально на каждом шагу[x].
Да и по ходу, языковые заморочки тоже расшиваем без особых проблем[xi].
Но то уже – работа третьего, положительно-разумного логического момента.
Положительной диалектики, как обмолвился где-то Гегель.
Положительная диалектика.
Она в профессии, конкретном деле[xii],
общественной жизни, которую язык, собственно, и обеспечивает (Сталин).
От того и обозначенный Гегелем феномен:
Для философии не нужно ничего, кроме человеческого языка.
Так что, если в тексте, с претензиями на философию, сталкиваемся с заумной дребеденью, понтовой белибердой, шибко поважными отсылками к высшим за рассудок "разумам" и прочим надувом щёк …
[i] Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке… Если язык богат логическими выражениями, и притом специальными и отвлеченными, для [обозначения] самих определений мысли, то это его преимущество… Немецкий язык обладает в этом отношении большими преимуществами перед другими современными языками; к тому же многие из его слов имеют еще ту особенность, что обладают не только различными, но и противоположными значениями,* так что нельзя не усмотреть в этом спекулятивный дух этого языка: мышление может только радовать, когда оно неожиданно сталкивается с такого рода словами и обнаруживает, что соединение противоположностей — результат спекуляции, который для рассудка представляет собой бессмыслицу, — наивно выражено уже лексически в виде одного слова, имеющего противоположные значения. Поэтому философия вообще не нуждается в особой терминологии… (Наука Логики. Предисловие ко 2-му изд)
[ii] Приятели-студенты из ГДР шокировали, помнится, тем, что читали "Капитал" Маркса в русском переводе: так понятнее ! Такова сила-мощь языка Пушкина и всех наших предков .
[iii] В этом отношении язык, принципиально отличаясь от надстройки, не отличается, однако, от орудий производства, скажем, от машин, которые так же одинаково могут обслуживать и капиталистический строй и социалистический.
Дальше. Надстройка есть продукт одной эпохи, в течение которой живет и действует данный экономический базис. Поэтому надстройка живет недолго, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса. [c.106]
Язык же, наоборот, является продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых он оформляется, обогащается, развивается, шлифуется. Поэтому язык живет несравненно дольше, чем любой базис и любая надстройка. Этим собственно и объясняется, что рождение и ликвидация не только одного базиса и его надстройки, но и нескольких базисов и соответствующих надстроек не ведет в истории к ликвидации данного языка, к ликвидации его структуры и рождению нового языка с новым словарным фондом и новым грамматическим строем.
"Марксизм и вопросы языкознания". Правда. 2 авг. 1950 .
[iv] Язык для того и существует, он для того и создан, чтобы служить обществу как целому в качестве орудия общения людей, чтобы он был общим для членов общества и единым для общества, равно обслуживающим членов общества независимо от их классового положения. Стоит только сойти языку с этой общенародной позиции, стоит только стать языку на позицию предпочтения и поддержки какой-либо социальной группы в ущерб другим социальным группам общества, чтобы он потерял свое качество, чтобы он перестал быть средством общения людей в обществе, чтобы он превратился в жаргон какой-либо социальной группы, деградировал и обрек себя на исчезновение. (Там же)
[v] В русском особенно контрастная.
Например , в немецком языке смысл избитого положения Марксова истмата бытие определяет сознание однозначен: бытие ---> сознание ( бытие, типа, "первично").
Зато в русском столь же неоспоримо и обратное сознание à бытие ( что определяет бытие ? )
[vi] Второй момент Гегелева логического Логическое по своей форме имеет три стороны:
а) абстрактную, или рассудочную,
б) диалектическую, или отрицательно-разумную,
в) спекулятивную, или положительно-разумную.
Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще. Все они могут быть положены в первом моменте, в моменте рассудочности, и благодаря этому могут быть удерживаемы в своей обособленности, но в этом виде они рассматриваются не в их истине.
ГВФ Гегель «Энциклопедия философских наук» ЭФН § 79
[vii] В отличие от диалектики Бытия в Гегелевой "Науке Логики". Того, что есть, сталось, со снятыми теза-атеза шаталки-болталками …
[viii] Первый , абстрактный момент Гегелева логического.
[ix] Из-за: - парадоксов (Эпименид, Гераклит, Зенон, Аристотель , Рассел, Кантор …)
- антиномий (Кант)
- перехода рассудочных определений в противоположные (Гегель)
- неполноты (Гёдель)
- тотальной ложности (Тютчев: мысль изреченная есть ложь)
[x] Поставить ли ногу ближе-дальше, левее-правее, повыше-пониже. Следить, прослушивать пронюхивать всё вокруг. Иногда – прощупывать. Причём, вся эта огромная информационная работа – ничтожная мелочь в сравнении с внутренним хозяйством, каждым мышечным волокном, органом . Так что не берусь оценить мощь нашего бортового информационного обеспечения .
[xi] Как учила Великолепная Анти-Дюринг, каждое слово имеет бесконечность значений и смыслов в зависимости от того, в каком контексте его видели-слышали раньше, вот и вспоминаем применительно к текущему случаю. Тоже – немыслимо огромная работа. За доли мига.
[xii] Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями. § 82 Энциклопедия философских наук
Комментарии
для ссылки
///Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями.///
Конкретными мыслями о голых абстракциях философия не занимается?...,))
///Как учила Великолепная Анти-Дюринг, каждое слово имеет бесконечность значений и смыслов в зависимости от того, в каком контексте его видели-слышали раньше, вот и вспоминаем применительно к текущему случаю.///
Как бы у этой Великолепной спросить, "я" она считает словом или буквой?...,))
////Формы мысли выявляются и отлагаются
прежде всего в человеческом языке…
философия вообще не нуждается
в особой терминологии[i] (Гегель).////
Всеми руками "за".
Терминология с одной стороны упрощает изложение философской мысли, а с другой - усложняет её восприятие.
Получается, что прежде чем начинать читать философские тексты, написанные признанными (академическими) философами, необходимо усвоить термины, придуманные этими философами. Лично в меня память на разного рода странные термины наважнецкая, и поэтому тексты Канта я не читал и читать не буду.
Лучше ещё разок попробую перечитать Парменида. Хотя и этот небольшой текст я ни разу так до конца и не дочитал. Думаю, что из-за неточностей перевода. А может и из-за того, что местами Парменид-софист пересиливает более точного слова подобрать не смог) Парменида-диплектика...,))
kosmonaft, 2 Декабрь, 2025 - 11:13, ссылка
Запрета нет.
Скажем, формальная мысль А = неА
- вполне конкретный абсурд в любой диалектике: голой, абстрактной , рассудочное . .
kosmonaft, 2 Декабрь, 2025 - 11:13, ссылка
Не знаю, что
сказала бы Великолепная,
зато знаю, что у Якоба Фихте Я
- не абы какое слово-буква, а базовая категория.
kosmonaft, 2 Декабрь, 2025 - 11:13, ссылка
Эх-ма,
- кабы просто усложняла.
А то ведь:
- умертвляет текст,
- втискивает живую мысль в клетку терминологических доктрин ,
- замыливает дешёвыми, как правило, понтами .
Черри, зачем мусолить избитые философские вопросы, если не понимать что есть Сознание!? (Хочется побаловать своё самолюбие, которое думает, что оно что-то смыслит в философии языка!? Так, черри?) Ладно! Поскольку, Сознание у человека ПОЯВЛЯЕТСЯ в результате «бомбардировки», воздействия (от пап и мам, бабушек,…) окружающей языковой действительности, - то определённо, логически, правильно говорить о том, что Бытие определяет сознание! В этом смысле, Сознание Солипсиста всегда имеет карикатурную и нелепую характеристику!
Ксари, 2 Декабрь, 2025 - 09:42, ссылка
Не понял ,
чем Вы, собственно,
недовольны-то , Ксари ?
В политической экономии Маркса выделено: бытие ---> сознание.
И тут он прав.
Но в диалектике , да и по жизни бытие <---> сознание
К примеру, Энгельс : архитектор сначала строит дом в голове .
Черри, Что такое Сознание, как известно, никому не известно! У Вас, как я понимаю, по поводу Сознания есть шпаргалка Энгельса: Сознание - это голова! Будь-то голова архитектора или голова курицы! Если курице отрубить голову, то она побежит будучи в бессознательном состоянии! Однако, Чалмерс с Эврикой будут с этим не согласны! Потому как в их Вселенной у курицы тоже есть КВАЛИА как у Эврики!!! Поэтому курица с отрубленной головой будет бегать с ЧАСТИЧНОЙ потерей сознания!!!
Черри, скажите, а помимо «шпаргалки» Энгельса у Вас есть собственное представление о Сознании???
Ксари, 2 Декабрь, 2025 - 20:43, ссылка
Ну почему же ?
Гегель расписал сие в " Феноменологии ...".
Хорошо, Черри! Давайте попробуем обратиться к Гегелю! Мне импонирует его понимание ментального, духовного. В своих рассуждениях, Гегелю многое удавалось постичь в части таких сущностей как Мышление, Сознание! С удовольствием приведу несколько отрывков из его работ относительно Сознания. Возможно завтра …. Если у Вас, черри, есть что сейчас рассказать, что Гегель думал о Сознании - буду рад!
Ксари, 3 Декабрь, 2025 - 00:12, ссылка
Думаю, что сознание лепо обсудить в отдельной теме
Тут у нас - философия языка.
И уместнее другое ,весьма замечательное место в "Науке Логики" ,
где Гегель так подчёркивает фундаментальную роль языка в сфере общестенного сознания .
Черри, какой резон обсуждать алхимию времен Гегеля? Ясно, что Гегель о духе, о его объективной сущности высказывался туманно, намеками, интуитивно! И потом, о том, что ЗНАКИ ничего не обозначают Гегель об этом не задумывался! Не понимаю, зачем Вы привели эту гегелевскую цитату? Направление, обозначенное здесь Гегелем: от знака вообще, к языку в частности - это явная ошибка, в силу как раз того, что ЗНАКИ не обладают такой способностью что-то обозначать или задавать направление!!! Чери, Вы согласны?
Ксари, 3 Декабрь, 2025 - 09:22, ссылка
Как это ?
Как это ??
Как это знаки (буквы, звуки родного языка)
ничего не обозначают ??
А как же мы тут
с Вами общенамся-то, Ксари ?
Ведь не ментально же, как тут кое-кто пропагует ??
Вот так это!!! И если вместо приобретенных комплексов, нагромождения безосновательных цитат и клипового сознания в голове у Вас есть еще мозг, то Вы легко сопоставите где расположены ЗНАКИ, а где их ОБОЗНАЧЕНИЯ!? То есть, за всю историю человечества Знаки и их Обозначения ни разу, никогда, нигде не пересекались и не сходились. А чтобы, черри, ответить на вопрос как мы общаемся, Вам надо вспомнить для каких целей Вы носили в школу Азбуку и Букварь??? (Уверен, Гегель об этом основательно забыл, когда писал свои сочинения! Вы, надеюсь, вспомните!)
Философия как и любая наука нуждается в научных терминах.
Главные термины философии выражены в санскритских духовно-психологичсеких терминах. От них произошли все термины философии и религии. Они как латынь для наук.
fed, 2 Декабрь, 2025 - 09:51, ссылка
М-да , мёртвая латынь для живой философии?
И Вас, fed, не смущает, что в мировой науке отход от латыни начался ещё в 18-м веке ?
Не учились в вузе? Биология, медицина основана на латинских терминах.
Философия будет основана на санскрите.
fed, 3 Декабрь, 2025 - 06:26, ссылка
В био-меде - нет.
А где ещё систематически употребим этот Ваш архаизм, fed ?
fed, 3 Декабрь, 2025 - 06:26, ссылка
Ага:
на русском (он же - санскрит).
Вначале было ПОНЯТИЕ. Первичны понятия.
Без системы понятий в сознании любой язык бесполезен и мертв.
Понятия можно передавать множеством способов, в том числе и вербально.
Но, безусловно, язык не бесполезен. Язык развивает сознание. Сознания развивают язык.
Говорить о языке в отрыве от понятийной системы, все равно что... учить плавать в сухом бассейне - это самая мягкая аналогия.
Виталий Иванов, 2 Декабрь, 2025 - 19:04, ссылка
Понятие чего ?
Любое слово - суть понятие* ( если понимаем !) .
Причём вне языка - просто шум. Вот и всё понятие.
-------------------
* Бесконечное , как определила Великолепная Анти-Дюринг .
будьте добры, расшифруйте, что Вы имеете в виду под понятием
пример: у канта понятие - представление, отличное от восприятия, скорее модель, для понятия гегеля - есть множество трактовок - от понимаемое реальным до концепт и даже сущее, если это всеобщее понятие, что ближе к объективной реальности, тогда понятие не просто её отражение сознанием. это просто примеры.
а что подразумеваете Вы? как соотносите с объективной реальностью, которая по определению вне понятий как её образов в сознании? без вашей справки о значении термина понятие, текст о том, что оно первично просто не понять. спасибо!
Андрей Х, 2 Декабрь, 2025 - 20:44, ссылка
Понятие - алгоритм производства. То, что можем воспроизвести .
у Вас это представления, онтологическая категория обстоятельств включая место и время, версия Канта
но как у Иванова? только он сам может рассказать, подождём
Вначале понятие, а потом язык? Однако...
Вот еще)
О понятиях и понимании, 5. Из дискуссий
http://philosophystorm.ru/o-ponyatiyakh-i-ponimanii-5-iz-diskussii
энгельско-кантовская трактовка
высказывание о первичности тогда недостоверно
Андрей Х, 2 Декабрь, 2025 - 23:21, ссылка
Почему ?
представление - в такой концепции канта-энгельса - на основе чувственного опыта, по определению не первично
или крестик снять (не первично) или трусы надеть (от канта-энгельса отказаться)
Виталий Иванов, 2 Декабрь, 2025 - 22:22, ссылка
Вот еще)
То есть, Вы ,
Виталий Иванов,
согласны с тезисом :
в начале понятие, а потом язык.
- Нет ?
Разумеется. Об этом в любом учебнике - логики, психологии.
fed, 3 Декабрь, 2025 - 06:30, ссылка
"Об этом в любом учебнике - логики, психологии"
Да, fed. Спасибо.
fed, 3 Декабрь, 2025 - 06:30, ссылка
По Гегелю, да и по здравому разумению - тоже
Германские языки - аналитические. В них положение слова в клаузе жёстко ограничено. Если хочешь четко высказывать свои мысли, то немецкий самое то.
Русский язык относится к синтетическим. Оно, конечно, ежели как что, но, тем не менее, оно не то чтобы, дескать, но всё-таки!»
Друзья!
Всё что имею сказать о понятиях я излагал на ФШ множество раз.
Кому реально интересно может посмотреть статью «Категории и сознание»:
http://philosophystorm.ru/article/vitalii-ivanov-kategorii-i-soznanie
В этой статье разбирается что-такое «понятие», дается ему определение. И определение всем основным категориям.
Также излагается что такое сознание.
Так же можно посмотреть книгу «Об организации сознания»
http://philosophystorm.ru/books/vitalii-ivanov-ob-organizatsii-soznaniya
Виталий Иванов, 2 Декабрь, 2025 - 22:21, ссылка
Короче,
Виталий Иванов,
Вы согласны с Гегелем:
для философии необходим и достаточен человеческий язык.
- Нет ?
Философия мыслит категориями. Пример - диалектика, Этика,
Материя, сознание, категории и законы диалектики, знание, истина, добро, зло, Дух, душа, карма, реинкарнация, свобода, счастье, благо, страдание, интуиция, энтропия, рассудок, разум, освобождение, нирвана.
fed, 3 Декабрь, 2025 - 06:37, ссылка
Именно так :
на словах-понятиях родного языка.
И никаких мёртвых латынь с прочей застывшей терминологией.
cherry, 3 Декабрь, 2025 - 01:31, ссылка
"Вы согласны с Гегелем:"
С Гегелем ни в чем не согласен.
Виталий Иванов, 3 Декабрь, 2025 - 08:34, ссылка
Во, как!
Стало быть,- во всём согласны .
Диалектика там такая убойная, Виталий свет Иванов.
Вот как бы расходились в чём-то конкретном, дорогой, то и был бы с Вами предмет-разумный разговор.
Философия ведь
- про конкретное дело (Гегель).
А не про , скажем, демо-либерное враньё за "мильёны жертв".
Виталий Иванов, 3 Декабрь, 2025 - 08:34, ссылка
Ложь.
Потому как (вроде бы )
согласны с его отношением к понятию.
cherry, 3 Декабрь, 2025 - 01:31, ссылка
"для философии необходим и достаточен человеческий язык.
- Нет ?"
Нет.
Человеческий язык людоедов племени бумбо вряд ли достаточен для передачи философии Гегеля. Или Виталия Иванова.
Почему? Потому что в их языке нет соответствующих слов.
Почему же нет нужных слов? Потому что нет им не нужных понятий.
Но и мы с Гегелем вряд ли во всём их сможем понять, даже изучив их язык. Однако не пожив с ними в джунглях необходимого для понимания жизни их времени.
Виталий Иванов, 3 Декабрь, 2025 - 08:47, ссылка
Вот именно.
Им не надо врать про миллионы жертв.
Даже ради философии им Виталия Иванова
антропологи скажут, что первобытные языки более мифологические, духовные, ёмкие, целостные
деградация языка происходит, требуется усилие противостоять деградации
гегель лишь пытался перевести на примитивный немецкий древнегреческое причастие ед ч ср.р наст. в от глагола быть, в немецком это невозможно, только диалектически, вечный танец бытия и ничто на пути к абсолютному духу, а в русском возможно, сразу, без диалектических конструктов, бытующее, по громакову - бытийствующее, у греков он, в санскрите ом, тот самый (ом намах шивайя, ом мани падме хум)
Что возникает сначала, понятие или слово?
Возьмем любое слово - любое! - например, "философия". Скажет ли кто-нибудь из разумных, что сначала прявилось слово "философия", а потом соответствующее понятие? Или, например, "молоток", "заяц". Эти слова появились сначала или сначала возникли такие понятия?
Далее.
Человек может знать несколько языков. Есть ли у него несколько сознаний, соответствующих каждому из языков? Нет, содержание единственного сознания можно передавать различными языками. И вообще разными способами. Вербальный - только один из них.
Есть более учачные языки, способы передачи понятий и представлений сознания и удачные менее. Но точнее сказать, любой способ передачи понятий имеет свои преимущества и недостатки.
Потому предпочтительнее непосредственная ментальная передача понятий и представлений. Доступная всем в разной степени.
Виталий, скажите, Вы отделяете понятие от слова??? Поверьте, Ваш ответ на этот вопрос разрушит всю Вашу позицию!!! Итак, будьте добры, ответьте: Отделяете ли Вы понятие от слова?
Ксари, 3 Декабрь, 2025 - 10:32, ссылка
Не отделяет , бо невозможно.
Как бы ни силился давить ментально, типа, минуя слово.
Виталий Иванов, 3 Декабрь, 2025 - 08:32, ссылка
А в чём разница-то?
Скажем, абракадабра - слово или понятие ?
_ Да одно и то же.
В начале бе Слово,
и Слово бе у Бога,
и Бог бе Слово./Ин 1:1/
Черри, не стоит мудрить, а следует пояснить товарищу Иванову Виталию, что слово потому является словом, что содержит в себе понятие! А те «слова», что не содержат понятия, значения и смыслы - являются пустым звуком!
Ксари, 3 Декабрь, 2025 - 11:03, ссылка
Вряд ли получится , Ксари.
.
Рекомый Вами Виталий - за непосредственно ментальное внушение.
Видимо, плохо получается морочить публику словами.
Да и сам , видимо, экранирован
от сего непотербства
Виталий Иванов, 3 Декабрь, 2025 - 08:32, ссылка
Если Вы, Виталий, про телепатию, то зачем размениваетесь на выступления тут??
Ментируйте свои ... непосредственно, кто воспримет .
Не забивайте каналы нормальной связи .