Искусство без мысли, что человек без души, - труп.
В. Г. Белинский
Во-первых, следует сказать что, рефлексию мы будем понимать как важный процесс для духовного роста и познавательного развития Homo sapiens как личности Главная цель данной статьи привлечь внимание глубокоуважаемой публики к тому, к чему можно применять философскую рефлексию и как она осуществляется. Первое условие для этого готовность личности рефлектировать и повод. Поводом или объектом исследования для нас станет, как вы уже могли понять из названия статьи, такая разновидность искусства как кино.
Искусство как одна из форм духовной деятельности имеет в своем модусе бытия, то есть в своем отношении к реальности – того кто, занимаясь художественной деятельностью, создает произведение искусства и того кто, занимаясь эстетической деятельностью , это произведение воспринимает. Предметом размышления для нас станет позиция воспринимающего, то есть его отношение в нашем случае к происходящему на экране. Мы предполагаем, что фильм не обязательно профессиональный и полнометражный, это может быть работа начинающего режиссера, которая выполнена в формате видеоарта.
Итак, на первоначальном этапе у воспринимающего субъекта, а им может быть любой взрослый человек, например, вы или я, формируется некое представление о фильме, которое складывается из явной и неявной информации. Явной информацией может быть название фильма, жанр кино, имя режиссера, имена актеров, дата выпуска и т.д. А неявной информацией – то, что вызывает в нас ожидания возможного опыта. Это уже случившийся опыт до просмотра фильма, который вызывает в нас явная информация. Таким образом, явная информация естественным путем влечет неявную информацию.
Далее, нас интересуют сюжетная линия и детали. Сюжетная линия – это, то общее, что есть в фильме. Под сюжетной линией понимается некоторая последовательность событий теми или иными средствами выраженная . Во время просмотра кино мы наблюдаем, развитие сюжетной линии, в которую вплетаются детали, так же как вплетают юные красавицы в длинные волосы разноцветные ленты. Наше сознание сопоставляет каждый раз вновь получаемую информацию с информацией полученной ранее, особо подчеркнем, как до просмотра фильма, так и во время его просмотра, в результате мы получаем синтезированное больше, чем несколько раз представление о кинокартине. Над этим представлением нам предстоит провести рефлексию, осмыслить полученный опыт, то есть лучше узнать, что мы испытали во время той активности нашего сознания, которая именуется эстетической деятельностью. Как бы прокручивая представление о фильме в сознании, мы избирательно концентрируем внимание на сюжетной линии или на деталях. Данное и есть начало рефлексии.
Далее, в философскую рефлексию включается организация мыслительной деятельности, связанная с опытом, полученным до просмотра фильма. В организацию мыслительной деятельности входит как одна из составляющих установка проблем разного рода (этических, социальных, политических, художественных и т.д.), связанных в нашем случае с содержанием представления сознания о кинокартине. Уже сама по себе проблема представляет ценность для философствующей личности. Но в данном случае наш предмет конкретные вышеназванные проблемы в свете теоретического уровня. Ситуация разрешения этих проблем , как в прочем и разрешение проблемы как таковой на метатеоретическом уровне, входит в организацию мыслительной деятельности. Возможны разные разрешения поставленных проблем и их положительная, отрицательная или не та, и не другая оценка. Оценка, также как и ситуация разрешения проблем, входит в организацию мыслительной деятельности сознания. Правда, нельзя забывать, что философия – это ситуация «вечных проблем». (Автор данной статьи разделяет эту позицию) И соответственно, всякое возможное разрешение проблемы и оценка ее разрешения носит временный характер.
Таким образом, вообще рефлексия условно делится на два главных этапа: избирательная концентрация внимания на каких то аспектах, назовем этот этап организацией волевой деятельности сознания, и установка проблем, их разрешение и оценка, соответственно, второй этап, который называется организацией мыслительной деятельности сознания.
Кроме того, философская рефлексия есть работа индивидуального сознания, но естественным путем границы индивидуального сознания преодолеваются. Так как в обыденной жизни мы часто смотрим кино со своей семьей, друзьями или, встречаясь со знакомыми, или может быть только что, познакомившись, выбираем тему для общения как- то просмотренный когда, то нами фильм. Делясь впечатлениями о кино и рефлектируя над ними, мы расширяем кругозор, более того мы совершенствуемся, отбрасывая первоначальный опыт, подобно тому, как ваятель ловко отламывает куски от глыбы мрамора, медленно
превращая ее, например, в статую Афродиты, древнегреческую богиню красоты и любви.