Базовые категории любого языка, отображающие связи и отношения натурального мира, - обладать, действовать и претерпевать, - либо едины по своим форме и содержанию, либо приводимы к единству по форме и содержанию, и высказывания из области отношений человека с сущностями материального мира имеют единую операционную базу, т.е. связи и отношения человека и материального мира выражаемы одними и теми же операциями.
Тогда как межчеловеческие и социальные связи и отношения, и которые обладают бытием и существованием только и только для человеческого сознания, а, следовательно, - существующие только в идеальном мире, причём человек воспринимает другого человека двояко: и как сущность материального, так и как сущность идеального (духовного) миров, а их соотнесённая мера от культуры к культуре различна, - базируются на некоторых аналогах, взятых из натуральной практики (например, живут, как кошка с собакой, или: твёрд, как гранит и проч.) и выбор которых, хоть и обладает некоторым подобием, но, в общем-то, от нации к нации, - случаен. А так как и социально духовная практика различных народов – различна (т.е. и внешние обстоятельства, и начала осознания тех либо других социально общественных проблем от народа к народу – различны), то и базовые категории социального мира: владеть, пользоваться и распоряжаться, - не только различны, от языка к языку, по своему смыслу и содержанию, но могут и не обладать даже умозрительной топологией.
Понятие “Владеть” включает в себя весь операционно-предикатный состав понятий “Пользоваться” и “Распоряжаться” совместно с определением меры нанесения вреда, на основании Воли “Владельца”, т.е. “Владелец” одновременно является автономным пользователем, распорядителем и носителем меры возможного, либо неизбежного вреда. Отсюда следует, что основным признаком “Владельца” является автономное право в определении меры необходимого, либо допустимого ущерба для всякой его собственности. И если наше право пользователя поддерживается мнением окружающих (обществом) при соблюдении нами хотя бы одного ограничения, которое формируется общими представлениями о рациональности пользования, то это уже не владение, это только аренда, поэтому всякая “священная частная собственность” есть иллюзия, - она отчуждалась, отчуждается и будет отчуждаться, как только “собственник” станет пользоваться ею не рационально, либо преступно с точки зрения общества (народа, сообщества).
Понятие “Пользоваться” распадается на три составляющие, - это понятия - операции (т.е. термины ), - это «Потреблять», «Употреблять» и «Использовать».
При этом то, что «потребляют» не подлежит восстановлению (т.е. теряется для общества безвозвратно).
А то, что «употребляют» - являются тем, что мы называем хозяйственным инвентарём либо условиями жизни.
А в общем, весь состав потребляемого и употребляемого является тем, что формирует средства и условия собственной жизни и жизни тех, кто от нас зависим (т.е. тех, кого мы любим).
Тогда как термин “Использовать” а, по существу, является основным признаком понятия “Товар”, - это набор операций над Владением с внешними условиями для “пользователя”, при соблюдении которых он имеет право: “взять”, “использовать”, “нанести неизбежный (эксплуатационный) вред”, “восстановить в виде стоимости нанесенный вред”, “внести вклад за использование”, “вернуть используемое, либо ее стоимость”. Эти термины (использовать и употреблять) порождают вполне определенные правила первичного деления (классификации) всего наличного состава ценностей сообщества (территории, растительного слоя, растительности и животного мира, минеральных и других природных богатств, духовных ценностей, всех составляющих искусственно созданной среды обитания и всяческих производств общественных средств и условий собственной жизни). Товаром (в собственном его смысле) будем называть тот произведенный или природный ресурс, который поступает в руки частного лица для удовлетворения его потребностей и дальнейшая судьба которого сообщество не интересует.
(Замечание.
Будем иметь в виду, что юридическая "справедливость" есть мера соответствия состоявшегося с некоторым общепринятым эталоном, т.е. мера соответствия принятого решения с писаным стереотипом (юридическим законом). Конечно, сам закон может быть не справедливым, но это "юридическую справедливость" не интересует.)
------------------------
Хорошей метафорой общественного производства служит наше представление “Дерева”, у которого есть Корни (разведка и добыча полезных ископаемых, других природных ресурсов и технологии их осуществления), Ствол (энергетика, транспорт и их технологии), Ветви (средства производства, станки, оборудование, а в общем, производство средств для использования и их технологии) и Листья (главная доля производства товаров потребления и употребления и их технологии). Вообще, товарами являются все то, что потребляют или употребляют, т.е. то, что является предметами действительной купли-продажи средств и условий индивидуальной Жизни с использованием денег и базара. А тем самым, создают обстоятельства для реализации установленного обществом, дифференцируемый по профессиям, ряд потребностей, с некоторой мерой для каждого элемента этого ряда, необходимых, либо “разумных” потребностей, причем состав ряда и мер потребностей могут быть существенно различны для различных социальных слоев сообщества, которые в свою очередь разделены на полы и возрастные группы. А всякое подобное разделение (и неважно считаем мы это справедливым, либо несправедливым), все равно, пусть “стихийно”, но существует в каждом сознании и которое отображает меру сложности труда, как в операционном составе, так и в информационном при производстве всякой единицы продукции, поэтому оно (разделение общественной значимости видов работ) должно быть формально обосновано и представлено текстом. Наличие этого бинарного ряда потребностей и их мер является общественно необходимым, т.к. вне его рамок невозможна никакая формализация человеческого общежития, никакое непротиворечивое писаное Право. А если это так, то тем самым мы получили основание для определения понятия “Справедливость”.
- “Социальная Справедливость”, т.е. справедливый делёж предметов потребления и употребления - это процесс выравнивания относительных средневзвешенных удельных весов, при общем их росте, значимости труда различных социальных классов и их видов, т.е. возникший прирост средств потребления и употребления на душу населения, должен быть распределен так, чтобы их (удельных весов) отношения стремилось к единице. Вне этих рамок Справедливости как таковой нет.
И имейте в виду, что Вам никогда не найти в природе вещей оснований для формализации «справедливого» дележа произведённых общественным производством средств и условий нашей жизни, т.к. в Справедливости как и в Стоимости «нет ни грамма материи».
А сама Справедливость есть движение от состоявшихся в действительности мер дележа к некоторому своему ИДЕАЛУ, как движение к своей Абсолютной Идеи. Содержание которой должно и может состоять только: «ВСЕМ ПОРОВНУ!!!»
Тогда как, обращение предметов для использования вполне осуществимы в безналичной форме с использованием виртуальных «денег» и виртуального «рынка», т.е. в рамках Общегосударственного Плана по производству и выпуску «товаров» для использования.
А в общем, реальный рынок и наличные деньги необходимы в сфере обращения только для товаров группы «Б», т.е. для предметов потребления и употребления (ширпотреба).
Тогда как для реализации обращения товаров группы «А», т.е. для обращения предметов для использования, само общественное производство ни в рынке, ни в наличных деньгах не нуждается.
--------------------------
Примечание.
Всё, что здесь представлено для Вашего обозрения, строго формализовано в рамках логики социального языка, в котором: «Владеть, Пользоваться и Распоряжаться» являются его (языка) КАТЕГОРИЯМИ, а модальностями этого языка являются: «Разрешено, Запрещено и Обязательно».
Причём категория «Пользоваться» имеет в своём составе «подкатегории»: «Потреблять, Употреблять и Использовать», которые, в свою очередь, являются первичными классификаторами для всего, что произведено Человеком. Т.е. вся производимая Обществом продукция вполне определённо и однозначно разделена на три первичных класса: «Потребляемые», «Употребляемые» и «Используемые» и которые разнородны в своём «операционном» составе.
А логикой социального языка ЗАПРЕЩЕНО их считать синонимами. (Вне Дележа Справедливости нет.)
--------------------------
Понятие “Распоряжаться” состоит из следующих операций над собственностью (предварительно исключив из понятия “пользование” операции, составляющие термин “употребление”):
1. Определять условия и способы использования общественной Собственности.
2. Принимать решения по распределению составляющих общественных владений по видам собственности и управления, формализовывать правила и условия использования собственности.
3. Контролировать (следить) за соблюдением правил и условий использования собственности.
А это ничто другое, как внешние виды управления “пользователем” при использовании им некоторой «собственности”, а по существу, - это типы, существенно различных в своих операционных составах, властей над собственностью. Именно, отсюда следует состав и иерархия властей, представленных в Общественной Структуре.
Комментарии
Действительно, "справедливость" есть человеческое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об адекватном воздаянии каждому в соответствии с самыми различными социально-значимыми "параметрами":
- знатностью происхождения;
- социальной ролью;
- размером вклада в "общенародное дело";
и т.п.
У различных народов, как и у разных людей имеются свои специфические представления о социальной справедливости. Не остаются они неизменными и с течением времени.
В общем, существующее в общественном сознании или отдельной голове понимание социальной справедливости является лакмусовой бумажкой, позволяющей судить о "нравственном климате" общества и человека, уровне их "духовности"...
Скажи мне, что ты разумеешь под социальной справедливостью, и я скажу тебе, кто ты!
При этом нельзя, конечно, утверждать, что одно представление является "истинным", а другое - "ложным". Можно говорить лишь о большей или меньшей
ГУМАННОСТИ того или иного представления. Так, ветхозаветная справедливость - "око за око"- безусловно уступает христианской, которая вообще уходит от понимания справедливости как воздаяния по делам, объявляя высшей "справедливостью" ЛЮБОВЬ ко всякому человеку,
Там, где нет любви, где существует только "учет и контоль", "дележ по заслугам" или "всем поровну", справедливость всегда ограничена и несовершенна.