Если разместить марксизм-ленинизм в духовной сфере, а экономику считать материальным воплощением человеческого духа, то сразу же отпадает надобность в диамате. (А Гегеля придётся снова "переворачивать", только не знаю: "с головы на ноги" или наоборот.)
Тогда материальные тела с общим именем "товар" становятся образующими пространство второго "этажа" материального мира, где человек и его экономическая мысль является и источником, и причиной всего товарного пространства как при творении самих материальных тел, так и форм движения "материи" этого второго этажа (т.е. движения товаров), а, следовательно, человек и его экономическая мысль и есть источник законов экономики.
А вся идеология марксизма-ленинизма приобретает стройную, непротиворечивую и целостную структуру мира идей.
------------------
"Прежде чем искать СВОЮ сущность в себе, человек полагает её вне себя." Л. Фейербах.
Так было и есть с нашими представлениями о боге, так есть и с нашими представлениями о экономике.
По-моему, нам пора "повзрослеть" и искать ответ на вопрос: "Куда мы идём?" не в форме: "А куда это нас ведёт это разумное и справедливое Проведение, или: "А куда это нас ведут "объективные законы общественного развития?" - а искать на этот вопрос ответ в формате:
"Куда мы пойдём САМИ ?".
Но в створе требований или тенденции - "минимума приведенных затрат".
Причём состав параметров в "приведенных затратах" и их иерархическая последовательность будут определены, опять же, нашей волей, т.е. в зависимости от реальных и ставших социальных требований и нашей мерой адекватности отображения этих требований.
Но в любом случае "Капитал" К. Маркса и следующая из него Трудовая Этика будут служить нам ядром и прообразом всяки наших социальных "теорий", т.е. доктрин.
---------------
Пояснение
--------------------
Если заменить "диалектику природы (диамат)" на диалектику Рассудка и Разума и при этом иметь в виду, что Рассудку принадлежат все проблемы человека в его отношениях к натуральному миру (Рациональный мир),
- а Разуму - все проблемы межчеловеческих отношений, которые собственно и образуют мир нашей духовности (Иррациональный мир), то всё становится связным и непротиворечивым. - ( Всё тут и материализм и идеализм, и их различие, и их диалектическое единство. И самое главное - всем понятным и сразу же пригодным для использования.)
И надо чётко представлять себе, что в мире материи нет диалектических объектов - (Корове ничто не противолежит).
Природе присущи противоположные ПРЕДИКАТЫ - (Корова здорова или больна). - Это и есть мир нашего Рассудка, мир рационального и оптимального.
Тогда как духовный мир целиком сооружён именно из противолежащих идеальных объектов (Зло-Добро, Бог-Дьявол, Наука-Религия, Рассудок-Разум и проч.), содержанием которых являются противоположные предикаты, в одном со знаком "+", в другом со знаком "-". - А это мир нашего Разума, мир иррационального, мир Всеобщего Блага и Справедливости.
И надо точно уяснить для себя:
- Что такое диалектический объект и
- Что такое объект диалектики.
---------------------
А для всего этого надо заново осмыслить: "А Что такое ДИАЛЕКТИКА?"
Чётко и однозначно выявить содержание Рационального и Иррационального.
Заново дать определения Рассудку и Разуму.
И ответить на вопрос: "А Что такое Истина?
--------------------------
А по поводу Духа скажу следующее.
Духовность возникает тогда, и только тогда, когда человеку стали доступны для размышлений межчеловеческие отношения. Именно в этих отношениях рациональное и оптимальное теряют своё могущество.
Справедливость, взаимопомощь, совесть, любовь и проч. - рациональными и оптимальными быть не могу, они разумны, но не рациональны.
---------------------------------
И между прочим. И. Кант тоже искал решение этой же проблемы, а свои результаты он представил текстами "Критика практического разума" и "Критика чистого разума", т.е. первым, кто заметил различие между Рассудком и Разумом, был конечно же И.Кант.
Комментарии
распределение экономики по уровням из http://www.philosophystorm.ru/deutsch/2086#comment-18639