«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл.3:18-21)».
Судьба – говорим мы, забывая о том, что умного она ведёт, дурака – тащит, но на плечах своих несёт блаженного, который указывает ей дорогу. Судьба, повторяем мы, оправдывая самих себя и свою глупость, когда, оглядываясь назад, замечаем свои ошибки и «нестроения» жизни, когда виним во всём её «превратностями» и собственное «невезение». Постоянно повторяя: «всё было бы лучше, если бы обстоятельства сложились иначе», мы почти не отдаём себе отчёта в том, что же для человека это самое ЛУЧШЕЕ?
Любовь к мудрости есть естественное (природное) состояние человека разумного, ибо не даром он сам себя так назвал. Ум нужен человеку чтобы устроиться в жизни самолучшим образом. Так вот такое «устроение» бытия есть дело сугубо индивидуальное и начинается оно с того, что выбирается сама система ценностей и приоритетов, даются однозначные определения понятиям, вырабатываются субъективные представления и собственное отношение к ним, которые являются определяющими при формировании мировоззрения. Речь идёт о том, что наша идеология – суть наше собственное «творчество», которое отражает наши собственные понятия о том, что такое ЖИЗНЬ и каковы её цели и смысл.
Если мы определяем жизнь как социальное явление, а НЕ способ бытия нашего собственного «Я», то нам очень скоро абсолютно всё становится «понятным». Сам способ бытия белковых тел ничем не отличается от «жизни» других белковых организмов, смыслом существования которых является конкуренция (естественный отбор), в результате которой и выживают наиболее приспособленные организмы.
До сих пор остаются абсолютно неизменными наиболее примитивные из них, бытие которых чаще всего связано с гниением и разложением других форм «жизни». Поэтому для того, чтобы стать таким «приспособленным» к социальному бытию, нам вполне достаточно следовать примитивным программам соперничества, где сотрудничество воспринимается как действия в сообществе с себе подобными, такими же паразитами, способными только к растлению.
Но если мы способны хоть на мгновение задуматься о том, КТО «Я»? ОТКУДА? и ЗАЧЕМ?, то нам скоро становится ясным, что человек – это не есть тело, существование которого изначально связано с плотью, но несть нечто иное, бытийствующее само по себе в рамках тех представлений, которые сформировались в нашем сознании. Наша жизнь и есть бытие этого самого СО знания. Т.е. существование моего сознания и есть моя собственная жизнь. Ближе самого меня мне самому у меня никого нет и бытие моего «Я» и есть единственная существующая для меня ценность.
Понятно, что бутербродом с колбасой сознание не наполнишь … не наполнят его и мысли о смерти, небытии. Только вне времени, пространства и бытия моего сознания существует нечто, что не подвержено материальным изменениям и самому течению времени. Это «нечто» - НЕ материально, оно первично по отношению к ЛЮБОМУ бытию и о существовании его знали ещё древние греки. Это мир идей, первичной информации, которая ещё не оформилась в мысль и слово.
Этой информацией оперирует ИНОЕ (не моё) сознание, находящееся ВНЕ нашего (материального) мира, но бытие которого неизменно и соответствует тем внутренним установкам, которые отражают его собственную реальность. В нашем понимании это всемогущая Личность (Бог), способная на творческое воплощение любой идеи, претворяя её в мысль и слово.
Его бытие и есть ЖИЗНЬ, как некое воплощение идеи самого себя. И вот здесь мы делаем свой собственный выбор той идеи, которой живёт это другое сознание. При всём Своём всемогуществе Его бытие с необходимостью должно быть проявлено, иначе даже сама мысль об этом не пришла нам в голову.
Мы не способны преобразовать идею в мысль, как не способны и понять по своему произволу саму причину, по которой сотворил Свой «образ и подобие». Никто нам об этом рассказать не может, но мы вольны в своём сознании творить (придумывать) любое основание, на котором выстраивается наше сознание. И если хаос материального (свинского, бессмысленного) бытия нас не устраивает, то мы способны поверить, что есть некая высший смысл нашего личного бытия к воплощению которой и ведёт нас Бог.
Нужно просто поверить, что Бог творит иное разумное существование, чтобы исполнить в видимой Ему Самому форме бытия Своё понимание жизни как обмена отношениями: Любовь – любовь. Эта вера ЕДИНСТВЕННЫМ образом придаёт и смысл нашей жизни: СО бытие (СО участие) с Богом в вечности Его. Жизнь, как реализация Идеи Бог есть Любовь вечна, поскольку ТОЛЬКО такая Идеальная Идея имеет право на вечность.
Что может быть лучше жизни, если она наполнена пониманием смысла своего бытия и любовью? Каким образом мы способны её «улучшить», если всесторонность её есть не животное (инстинктивное) смертное существование, но жизнь Слова Божьего в душе человеческой? И если человек не способен изменить свою судьбу и хоть каким-то образом повлиять на физические законы, то ОТНОШЕНИЕ к Богу, себе и ближним он изменить способен, возрастая в «возраст Христов», выполняя Заповедь Новую: любить ближнего так, как Любит его Бог.
Картина ВВ Дорофеева