1. Диалектика - это попытка формализовать не только форму рассуждения, но отчасти содержание, а точнее - связь одного содержания с другим. Например, если мы говорим о "внутреннем", то тем самым всегда имеем в виду (пусть подспудно) и некоторое "внешнее". Или если говорим, о "целом", то имеем в виду и "части". И так далее.
2. Если такие пары (и не только пары) используются в рассуждении, то кроме формально-логических связей, мы налицо имеем некоторую содержательную связь утверждений по линии таких пар. Вот формализацией этого и должна было по своей изначальной идее заниматься особая - диалектическая логика.
3. А мистика здесь вообще не причем. :)))
Суть диалектики не только в том, чтобы видеть в нечто его противоположное (во внутреннем - внешнее, в целом - части), но понимать что выявленное противоречие, явленная через противоположное полнота содержания, есть способ поднятия на ступеньку выше - выше внутреннего/внешнего, части/целого - до их единства... и так, шаг за шагом, дойти до области, где нет границ - до Идеи (по Гегелю), до Абсолюта, до Единого, "Божественного мрака", которые уже неделимы на противоположности, и доступны только для непосредственного мистического познания.
Вот такая цепочка-лестница от диалектики до мистики.
Да, но... вы рассуждаете о диалектике только как об учении, науке и т.п. (причем еще зауживаете ее на бинарные отношения, но это - второе).
Почему вы не говорите о самой диалектике: не как об учении и не как о предмете?
Комментарии
Диалектика - мистика для наук, а формальная логика - некоторая их часть.
1. Диалектика - это попытка формализовать не только форму рассуждения, но отчасти содержание, а точнее - связь одного содержания с другим. Например, если мы говорим о "внутреннем", то тем самым всегда имеем в виду (пусть подспудно) и некоторое "внешнее". Или если говорим, о "целом", то имеем в виду и "части". И так далее.
2. Если такие пары (и не только пары) используются в рассуждении, то кроме формально-логических связей, мы налицо имеем некоторую содержательную связь утверждений по линии таких пар. Вот формализацией этого и должна было по своей изначальной идее заниматься особая - диалектическая логика.
3. А мистика здесь вообще не причем. :)))
to actuspurus
Ну, чуть-чуть причем:))
Суть диалектики не только в том, чтобы видеть в нечто его противоположное (во внутреннем - внешнее, в целом - части), но понимать что выявленное противоречие, явленная через противоположное полнота содержания, есть способ поднятия на ступеньку выше - выше внутреннего/внешнего, части/целого - до их единства... и так, шаг за шагом, дойти до области, где нет границ - до Идеи (по Гегелю), до Абсолюта, до Единого, "Божественного мрака", которые уже неделимы на противоположности, и доступны только для непосредственного мистического познания.
Вот такая цепочка-лестница от диалектики до мистики.
Согласен. :)))
Да, но... вы рассуждаете о диалектике только как об учении, науке и т.п. (причем еще зауживаете ее на бинарные отношения, но это - второе).
Почему вы не говорите о самой диалектике: не как об учении и не как о предмете?