Хотел бы обратить внимание на недавнее сообщение Аллы Горбуновой относительно внутреннего противоречия в поэзии, которое видится мне очень верным и содержательным, и провести некоторую параллель с судьбой мышления, чтобы тем самым продемонстрировать всеобщность и обязательность подобной фигуры.
Цитата:
Итак, вспомним "историю бытия" Мартина Хайдеггера. Обнаружив сегодня, что между мышлением и бытием пролегает пропасть, что мы утратили почву, что мышление стало лишь проводами бытия, наблюдением за его удаляющейся спиной, - мы устремляемся к истокам, к тому изначальному событию размежевания, отступления, разыва, и обнаруживаем это событие как само начало философии. Это своего рода первородный грех, сорванное яблоко, которое начинает историю. Нужно было выступить за пределы, освободиться, чтобы соотнестись. И тут же после рождения начинается бесконечный обратный путь, неизгладимая ностальгия по утраченной непосредственности, потеряный рай. Как у Карлоса Кастанеды некто вступает в борьбу с духом и попадает в загадочный Икстлан, иными словами, прозревает, но с этого момента его единственным устремлением становится вернуться домой, начинается одиссея.
Жак Деррида в свою очередь уточняет, что событие, о котором идет речь, не является собственно историческим, не произошло однажды в истории, но напротив происходит всякий раз снова и снова там, где развертывается мышление, и тем самым делает возможной саму историю, всякий раз историю открывает. И мы видим, что эта сцена неотличима от ситуации в поэзии, описываемой Аллой. А иначе и быть не могло.
Комментарии
Ну куда ж тут денешься: слово - это шаг, слово - это разрыв, слово - это граница. Сказал раз - потом всю жизнь надо сшивать границы. Словами, словами, словами...
да, так и есть