Грани привычного; «Идеи-иероглифы»

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Обсуждаемые нами темы находятся не то чтобы «за гранью мышления» (без него нельзя думать и говорить), но вне сложившихся представлений и отношений большинства людей. Мы используем те же термины, что и они, но вкладываем в них другие смыслы, отображая иные идеи. А это требует расширения сознания и мышления, тщательного подбора слов и выстраивания новых моделей миропонимания.

В определенной степени справедливо сравнение наших бесед с приведёнными в повести В. Пелевина «Чапаев и пустота» описаниями. Мы как бы постоянно перескакиваем из привычного мировосприятия в другое, абстрактное и более всеохватывающее пространство идей-представлений, создавая иные структуры отношений.  

Однако не вполне удачно сопоставление этого процесса с «пограничным состоянием между сном и бодрствованием». Там мышление частично отключено, а человек, погружаясь в виртуальные сферы воображений и наблюдая за ними, отделяет их от себя: они – не он.

У нас же в состоянии бодрствования мышление не выключается. Более того, воспринимая новую информацию, мы, хотя и не всегда осознанно, пропускаем её через себя и соотносим с собой. Мыслящий-«Я» здесь, пусть и не явно, отождествляет себя в мышлении с Мыслимым-бытиём, на краткие мгновения становясь единым с ним.

Что касается «иероглифа» («сути вещей»), то он близок к понятию «идея», обозначает нечто целостное и неизменное и вместе с тем непрестанно дискретно меняющееся. Но он – не «какой-то номен и одновременно все возможные образы вещи и каждый из них в отдельности», а первопричина их.

Образы и номены рождаются «потом», при его отражении сознанием индивида. Причём все представления и отношения мышления, являющиеся вторичными следствиями и выражениями первичного «иероглифа-идеи», ошибочно связываются Мыслящим не с собой, но с искаженными отображениями того.

Уместно сопоставить сказанное с текстом из «Бхагавад-гиты»: «Он (Всевышний) – начало и источник всех их, но они не есть Он». Иначе говоря, все частные идеи и всё то, что воспринимается людьми, есть следствия Божественной Идеи как первоосновы Творения, все они – её, но не тождественны ей.

 «В Триаде: Мыслящий – Мыслимое – Мышление может ли Мыслимое существовать независимо от сознания7» Очень интересный вопрос, хотя он сформулирован не совсем точно и должен быть выражен иначе: «существует» ли Мыслимое (совокупность представлений и отношений мышления) независимо от Мыслящего? «Оставляют ли виртуальные миры, создаваемые сознанием, свои следы в Мироздании?»

Конечно! Любое Мыслимое, всё сотворённое, отображённое и представленное мыслящим сознанием обязательно сохраняется в Мироздании (и не только в нём), причём двояко: как дискретные неуничтожимые кадры-отпечатки мгновений настоящего и как причины будущих следствий (по сути всегда как идеи). 

Но сделаю важную оговорку. Термин «существование (бытиё)» подразумевает Нечто меняющееся, а изменчивость проявляется двойственно-противоречиво. Во-первых, – как смена внутренних состояний Нечто, которые определяются структурой соответствий составляющих его иерархически нижестоящих частей и элементов (холонов).

Во-вторых, – как внешняя процессуальность, «движение» данного Нечто по отношению к другим Нечто, «независимым» или иерархически вышестоящим, вместе с которыми оно образует некую целостность. А само «движение» характеризуется изменением состояний всех холонов, входящих в состав Целого.  

Итак, «существовать» может только изменчивое Нечто, меняющее свои дискретные состояния соответствия. Поэтому оно не может быть вечным, так как в каждое мгновение оно – иное, себе прежнему не тождественное и как бы само себя отрицающее.

Вечным оказывается лишь неизменное Целое (Единое), точнее, его абстрактная «идея-иероглиф». Эта «вечность» заключена в постоянстве первопричины, как источника всех мгновенно-дискретных меняющихся следствий ёё (преобразований исходной идеи).

Каждый частный отпечаток идеи, фиксируемый в данное мгновение настоящего, существует как её представление, отображённое мыслящим сознанием. Которое должно обладать определёнными возможностями и находиться в соответствующем состоянии восприятия. Это подобно появлению на экране нужного кадра видеозаписи: он «есть» лишь в момент возникновения, а до и после этого отсутствует.

Нет необходимости сохранять в Мироздании все представления Мыслящих-«Я». Достаточно обеспечить сохранность вечных и неизменных «иероглифов-идей» и наличие познающих воспринимателей, способных воспроизвести в любой момент то Мыслимое, на которое они «настроены». При этом сами «иероглифы» оказываются своего рода абсолютной «библиотекой-хранилищем» всех идей, которые можно отобразить и измыслить. Но это – философия очень высокого уровня.

Спокойно воспринимай любую информацию по принципу: «ну и что с того?». Ты – единый центр мышления и своего Мыслимого. Оно – твоё, а ты – его инструмент, цель и средство, наблюдатель и наблюдаемое, главные ценность и смысл жизни, да и вся она. Поэтому отстранённо наблюдай за собой, контролируй себя, сражайся и радуйся. Это – твоё «поле» знаний, и лишь от тебя зависит, что ты на нём соберёшь, зёрна или плевелы. Пусть первых становится больше, а вторых меньше, и да будет радость твоя совершенна.